Конспект урока информатики на тему Целочисленная арифметика в Паскале (9 класс)


Конспект занятия по информатике
«Целочисленная арифметика в языке программирования PascalABC»
Цели:
Познакомить учащихся со стандартными приемами целочисленной арифметики, которые используются при решении задач в языке программирования Паскаль.
Показать решение нескольких учебных задач с применением целочисленных операций div и mod.
Организовать самостоятельную работу учащихся над решением задач целочисленной арифметики и по отладке программ.
Оборудование:
Компьютеры учащихся с установленной программой PascalABC.
Проектор, экран.
Средство наглядности: компьютерная презентация.
Раздаточный материал: учебный элемент с печатной основой.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята.
У вас сейчас каникулы, а значит, самое время поработать с информацией за рамками школьного курса.
Я хочу предложить вам стандартные приемы, которые используются при решении задач целочисленной арифметики в языке программирования Паскаль. Эти приемы часто используются в олимпиадных заданиях.
На слайде презентации вы видите условия задач. Подумайте, что в каждой из этих задач надо сделать в первую очередь? (Выделить цифры числа)
355600022415500-8077206604000
Целочисленная арифметика языка Паскаль основана на использовании пяти стандартных целых типов: Byte, Word, ShortInt, Integer, LongInt.
Cо всеми  целыми типами  связан набор из пяти основных арифметических операций:+, -, *, div, mod.
Первые три операции имеют обычный смысл сложения, вычитания и умножения. Последние две  определяются так: A div B - частное от деления нацело, A mod B -остаток от  деления нацело двух целых чисел A и B.
Найдите значение выражения
17 div 3= 17 mod 3=
17 div 17= 17 mod 17=
5 div 12= 5 mod 12=
1327 div 10 = 1327 mod 10=
1327 div 100 = 1327 mod 100=
1327 div 1000 = 1327 mod 1000=
На экране и в учебном элементе учащихся задание «Найдите значение выражения». После ответа учащегося по щелчку на экране появляются правильные ответы.
Запишите выражение
Отбрасывает одну последнюю цифру Отбрасывает две последние цифры Отбрасывает три последние цифры Выделяет последнюю цифру Выделяет две последние цифры Выделяет три последние цифры Затем, после анализа решенных примеров учащиеся заполняют таблицу: (На слайде по щелчку появляется правильное выражение)
-5143547371000Предлагаю решение первой задачи двумя способами. Второй способ универсальный. На его основе решаем задачу «Найти сумму цифр произвольного числа».
172974018097500
25577802222500Следующие задачи учащиеся решают самостоятельно или в парах, отлаживают программы за компьютером:
Консультирую школьников в процессе их работы за компьютером. На учебном элементе и на слайдах презентации находятся рекомендации по решению задач, которыми ребята могут пользоваться.
Рефлексия: предлагаю детям ответить на два вопроса:
Что на этом занятии не было Вам известно ранее?
Ваше впечатление.