Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему: «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков».
Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков».
Разработан и проведён учителем математики в ГКС(к)ОУ "Волжская С(к)ОШ VIII вида" Коневой Екатериной Михайловной.
Цель: формирование умений и навыков сложения и вычитания круглых сотен и десятков.
Задачи:
образовательные: создать условия для закрепления умений складывать и вычитать круглые сотни, десятки, научить решать примеры вида 100 + 20, 220 – 10; познакомить с правилом сложения и вычитания круглых сотен десятков; научить пользоваться данным правилом при решении примеров;
коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных операций при выполнение дидактической игры «Цветочная поляна»; способствовать развитию речи через правильное произношение математической терминологии; развитие навыков взаимоконтроля, самостоятельной работы;
воспитательная: содействовать воспитанию аккуратности при оформлении записей в тетрадях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: наглядное пособие «Цветочная поляна», счеты для учителя и для каждого учащегося, учебник М.Н.Перова, Г.М.Капустина учебник по математике 5 класс, Москва «Просвещение» 2005 год.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Рапорт дежурного.
II. Проверка домашнего задания: № 117 (2 столб.), с. 55.
Проводится в форме взаимопроверки.
– Решите примеры.
500 – 200 + 400
700 + 200 – 500
900 – (500 + 300)
200 + (400 – 100)
– Какие арифметические действия вы выполняли? (Сложение, вычитание).
– Назовите правила решения данных видов примеров. (Если в примерах отсутствуют скобки, то действия сложение и вычитание выполняются по порядку. Если пример содержит скобки, то первое действие выполняется в скобках.)
– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите простые карандаши, выполните взаимопроверку.
III. Устный счет.
Дидактическая игра «Цветочная поляна».
Учитель демонстрирует учащимся наглядное пособие для устного счета, где изображена «цветочная поляна», внутри каждого цветка – числа.
– Назовите все цветы, которые понадобятся при счете сотнями от 0 до 1 000.
– Какие цветы здесь «лишние». («Лишние» цветы под числами 0, 40, 50.)
– Найдите два числа, сумма которых составляет 500. (400 и 100; 200 и 300.)
– Что называют суммой? (Результат сложения чисел.)
– Какое арифметическое действие производим, чтобы вычислить сумму? (Сложение.)
– Назовите компоненты сложения. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
– Найдите два числа, разность которых равна 700. (1 000 и 300; 900 и 200; 800 и 100.)
– Что называют разностью? (Результат вычитания чисел.)
– Какое арифметическое действие производим, чтобы вычислить разность? (Вычитание.)
– Назовите компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
IV. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– В пределах какой разрядной единицы складывали и вычитали числа? (В пределах 1 000.)
– Как складывают и вычитают круглые сотни, десятки? (Круглые сотни и десятки складывают и вычитают так же, как единицы).
– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие примеры будем сегодня учиться решать? (Высказывания учащихся.)
– Сегодня мы продолжим учиться складывать и вычитать круглые сотни и десятки.
– Рассмотрите примеры и выберите те, которые отвечают теме урока.
300 + 100 = 400 570 + 4 = 57460 + 30 = 90
700 – 200 = 500 130 – 5 = 12550 – 10 = 40
– Докажите, почему выбрали примеры первого и третьего столбца? (Высказывания учащихся.)
V. Изучение нового материла.
– Рассмотрите решение задач, объясните, используя счеты. №125, с.56, №127, с.56
1) 100с. + 50с. = ?
1 сот. + 5 дес. = 1 сот. 5 дес. = 150
100 + 50 = 150
2)120 кн.– 20кн. = ?
1 сот. 2 дес. – 2 дес. = 1 сот. = 100
120 – 20 = 100
– Для удобства решения данных примеров можно подчеркивать разряды, например: 100 + 50 = 150; 120 – 20 = 100.
VI. Физкультминутка.
VII. Коррекция и первичное закрепление знаний.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Откройте учебник на странице 56.
Работа по учебнику: выполнение заданий 126 (2) (1, 2 ст.) на с. 56 и 137 (1 ст.) на с. 58.
Учащиеся выходят к доске по одному, решают примеры с объяснением. Сильные учащиеся работают самостоятельно (дополнительные задания 126 (2) (3 ст.) ).
– Решите примеры на счетах.
100 + 2090 + 200 + 700
200 + 80300 + 500 + 10
50 + 4030 + 300 + 400
– Какое действие выполняли? (Сложение).
– Что называем суммой? (Результат сложения чисел.)
– Назовите компоненты сложения. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
– Решите и проверьте примеры.
220 – 10
170 – 20
230 – 10
– Что называем разностью? (Результат вычитания чисел).
– Назовите компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность).
– Каким действием выполняли проверку? (Сложением).
VIII. Закрепление знаний.
Работа по учебнику: выполнение задания 128 на с. 57.
Задача. Завод за первый месяц выпустил 300 телевизоров, а за второй - на 80 телевизоров больше. Сколько телевизоров завод выпустил за два месяца?
– Прочитайте задачу. О чем в ней говорится? (О телевизорах.)
– Какие слова можно взять для краткого условия? (Высказывания учащихся. I месяц, II месяц.)
– Что говорится о первом месяце? (Выпустили 300 телевизоров).
– Сколько телевизоров выпустили за второй месяц? (Неизвестно, но сказано, что на 80 больше, чем за первый).
– Как оформим краткое условие?
Один учащийся у доски оформляет краткое условие, комментируя свои действия.
I м. - 300т.
II м. - ? на 80т. б. ?т.
– Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи: сколько телевизоров завод выпустил за два месяца? Почему? (Нет, потому что мы не знаем, сколько телевизоров выпустил завод во второй день).
– Что будем находить первым действием? (Сколько телевизоров выпустил завод во второй день).
– Каким арифметическим действием? Почему? (Сложением. Потому что во второй месяц больше).
– Сможем ли ответить на главный вопрос задачи после того, как узнаем количество телевизоров, выпущенных за II день? (Да.)
– Каким арифметическим действием? Почему? (Сложением, потому что нужно узнать сколько всего.)
– Во сколько действий задача? (В два.)
– Решите задачу самостоятельно.
Решение.
1) 300+80=380 (т.) - выпустил за II месяц.
2) 380+300=680 (т.) - всего.
Ответ:680 телевизоров завод выпустил за два месяца.
IX. Итог урока.
– Какие числа складывали и вычитали? (Круглые сотни и десятки.)
– Какие числа называем круглыми сотнями, десятками? (Круглые сотни – числа, в которых на месте разрядов единиц и десятков стоят нули. Круглые десятки – числа, в которых на месте разрядов единиц стоят нули.)
– Как складывают и вычитают круглые сотни и единицы? (Поразрядно.)
– Какое арифметическое действие следует выполнять, чтобы найти сумму чисел; разность чисел? (Сумму находят сложением; разность находят вычитанием.)
– Каким арифметическим действием проверяем сложение; вычитание? (Сложение проверяем вычитанием; вычитание проверяем сложением.)
Домашнее задание: задание 137 (2 ст.), с. 58. Дополнительное задание для сильных учащихся 137 (3 ст.), с. 58 выполняется по желанию.