Проект Сердцу милый уголок
КГУ «Докучаевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
ПРОЕКТ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Сердцу милый уголок»
село, Докучаевка
2014 год
Актуальность
Сегодня в Казахстане детские учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития школьников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. Определенный статус образовательного учреждения, его роль на селе - создает специфические особенности социума. На территории села проживает около 1246 жителей. За последние годы увеличивается процент рождаемости детей, что позволяет судить о том, что у школы есть перспектива развития. За прошедшие годы образовательное учреждение стало социально-культурным центром села, местом отдыха и общения молодого поколения, а школьный двор популярным и доступным местом культурного отдыха, проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий школьного и поселкового уровней.
Школьный двор – обязательный атрибут образовательного учреждения, с него начинается школа. Первое впечатление от пребывания в школе может стать позывом к желанию учиться в ней, поэтому решение данного вопроса необходимо начать с проектирования, благоустройства и оформления пришкольного пространства .
Для проведения работ на новом качественном уровне по восстановлению и облагораживанию территорий необходимо разработать дизайн и программу по увеличению зеленой зоны и цветников, созерцание красоты которых создавало бы хорошее настроение, ощущение гармонии с природой. Для повышения жизненного тонуса, укрепления здоровья на территории школьного двора необходимо предусмотреть размещение пространства для активного отдыха и проведения подвижных и спортивных игр.
Проект будет способствовать развитию эффективного рационального использования пришкольной территории, эстетического вкуса, экологического мышления и культуры природосообразного поведения. Осознание уникальности красоты естественных и искусственных ландшафтов, необходимости благоустройства, поможет в воспитании любви к своей малой родине.
Участие в проекте позволит:
изучить необходимую информацию и имеющийся опыт по дизайну школьного двора, познакомиться с элементами ландшафтного дизайна через разные виды деятельности: экскурсии, видео-фотосъемки, Интернет;
воспитывать любовь к малой родине через участие в общественно полезных социально значимых программах и взаимодействие участников проекта с природой;
формировать у участников проекта активную жизненную позицию, трудовые умения и навыки, творческую фантазию;
развивать коммуникативную компетенцию средствами творческой,
коллективной трудовой деятельности.
Вся территория школьного двора разбита на отдельные функциональные зоны:
мини-стадион;
игровая площадка «Сказкоград»;
цветники;
альпийская горка;
зона отдыха малышей «Лимпопо»;
обелиск «Вечная память»;
пришкольный участок.
Хотелось бы отметить, что имеющаяся спортивная площадка школы «оставляет желать лучшего» из-за своей материально-технической оснащенности, поэтому возникает острая необходимость установки оригинальных, многофункциональных, мало затратных дополнительных спортивных сооружений, с целью создания условий для физического развития обучающихся и отработки навыков преодоления препятствий.
Важной составляющей пространства пришкольного участка является зона отдыха и прогулок для младших школьников, а также воспитанников мини-центра, поэтому необходимо предусмотреть и создание условий для активного отдыха и оздоровления дошкольников за счет установки малых игровых спортивных форм.
Другим направлением деятельности, обеспечивающим безопасные условия для проведения образовательного процесса, является ремонт и поддержание ограждения школьной территории в исправном состоянии, обеспечение освещенности школьной территории в темное время суток. Эти вопросы всегда были приоритетными, поэтому в настоящее время они включены в проект.
Хотелось бы отметить, что немаловажным фактором в воспитании гражданской активной жизненной позиции всегда являются проводимые ежегодные мероприятия по благоустройству школьной территории. Вовлечение обучающихся вместе со взрослыми в совместную общественно значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора является эффективным средством по формированию гражданской позиции, экологической культуры обучающихся, частью системы социального становления гражданина.
Цель проекта: Создание эффективного, эстетически привлекательного многофункционального пространства школьного двора
Задачи:
активное использование сооружений школьной территории для активизации физкультурно-оздоровительной, культурно-массовой и экологической деятельности с целью формирования духовного и социального здоровья обучающихся, профилактики асоциального поведения, правонарушений, безнадзорности;
обучение школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;
формирование у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;
воспитание в детях трудолюбия, бережного отношения к природе;
развитие исследовательской деятельности и творческих способностей обучающихся;
привлечение учащихся и сельского социума к решению актуальных проблем школы;
формирование у детей и подростков чувство ответственности за родную школу, умения реализовывать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.
совершенствование и развитие форм взаимодействия, сотрудничества с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами с целью привлечения дополнительных финансовых средств для реализации данного проекта.
Срок реализации проекта: с января 2014 по сентябрь 2016
География проекта: 110102, Республика Казахстан, Костанайская область
Алтынсаринский район, с. Докучаевка
Докучаевская средняя школа
Содержание и основные направления проекта
Практическая работа по выполнению данного проекта предполагает деятельное совместное участие школьников 5-11 классов, педагогов и родительской общественности, социальных партнеров. Создаваемые зоны должны быть оснащены специальными местами для занятий и отдыха, соответствующим функциональным оборудованием, которые вызывают у школьников любопытство и познавательный интерес, формируют эстетический вкус. Трудовая деятельность по созданию всех объектов школьного двора будет осуществляться в весеннее - летний период, в урочное и каникулярное время.
Специальные производственные процессы, вредные для здоровья детей (сварочные работы, монтажные) будут осуществлять взрослые. Дизайн отдельных объектов двора разрабатывают и проектируют сами школьники под руководством учителей и воспитателей школы, с последующим обсуждением и отбором через конкурс.
Настоящий проект разработан с целью обеспечения комплексного подхода к осуществлению мероприятий по благоустройству школьной территории и привлечению дополнительных денежных средств целенаправленно по одному из следующих направлений:
- модуль «Безопасность» (экспертиза безопасности используемых сооружений и оборудования, частичный ремонт ограждения школы, благоустройство подходов и дорожек к школе);
- модуль «Спортивный комплекс» (разработка и изготовление спортивного оборудования из автопокрышек, труб, дерева, установка дополнительных спортивных форм, сооружений в зоне спортивной площадки);
- модуль «Детский городок» (изготовление безопасного эстетически привлекательного игрового оборудования, установка малых форм и организации прогулок для младших школьников и учащихся среднего звена);
- модуль «Природа и фантазия» (озеленение пришкольного участка, посадка цветочных культур с использованием элементов ландшафтного дизайна, создание природно-экологической тропинки для дошкольников).
Модуль «Спортивный комплекс»
Ведущую роль в работе педагогического коллектива занимает проводимая на базе образовательного учреждения физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Материально-техническая база школы имеет споривный зал, который позволяет проводить физкультурно-оздоровительную работу и спортивную подготовку детей по таким видам спорта, как волейбол, баскетбол, легкая атлетика, и др. В связи с проводимой физкультурно-оздоровительной работой и спортивной подготовкой обучающихся, возникает необходимость проведения учебно-воспитательного и тренировочного процессов на пришкольной спортивной площадке. Спортивная площадка наиболее активно используется весной и осенью во время проведения учебно-воспитательного и тренировочного процессов, в летний период для организации летнего оздоровительного отдыха в пришкольном лагере и занятий любимым видом спорта в свободное время. Предполагается, что после ее обновления, площадку можно будет использовать и в зимний период, для катания на коньках, так как на выровненном игровом поле, можно будет устанавливать ограждения в виде бортиков, и заливать небольшой каток. В данной программе мероприятия по реализации модуля должны решить проблему создания условий для привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления, физического развития личности на свежем воздухе в любое время года.
Модуль «Детский городок»
Определенный статус образовательного учреждения, его роль на селе - создает специфические особенности социума. В летний период на базе школы работает оздоровительная площадка и палаточный лагерь для детей и подростков. Чаще всего воспитанниками являются младшие школьники, которым необходим такой городок. Основной целью реализации модуля «Детский городок» является создание условий для эффективного безопасного, активного, благоприятного отдыха, оздоровления дошкольников и младших школьников на свежем воздухе.
Модуль « Природа и фантазия»
Проблема по озеленению школьной территории нашего ОУ всегда была приоритетной. В настоящее время тенденция по озеленению пришкольного участка не потеряла своей актуальности, при этом основным направлением является высадка цветочных культур. Задачи по озеленению пришкольного участка, по выращиванию рассады, высадке и уходу за цветочными культурами будут решаться в рамках реализации модуля, целью которого является повышение и развитие инициативы ученических коллективов по улучшению внешнего вида и эстетического состояния школьного двора. Причем данный модуль планируется решать за счет социально-значимой совместной общественной деятельности обучающихся и педагогических работников, вовлечения их в творческую работу по созданию собственных цветочных композиций на конкурсной основе. Немаловажную роль в реализации данного модуля играет создание природно-экологической тропинки для младших школьников, куда входят зоны создаваемые на пришкольной территории:
метеоуголок;
мини-огород;
цветники;
зоны отдыха;
игровая площадка;
альпийская горка;
зеленая аптека;
птичья столовая;
мастерская Лесовичка.
Метеоуголок служит для развития первоначальных географических представлений и элементарного прогнозирования погоды, знакомства с простейшими способами ориентирования на местности. Он состоит из следующего самодельного оборудования:
флюгер - показывает направление ветра;
солнечные часы – показывают солнечное время;
дождемер – прибор для измерения количества осадков;
снегомер – измеряет количество выпавшего снега;
термометр – измеряет температуру воздуха;
Зеленая аптека представляет собой участок, где собраны и произрастают некоторые виды лекарственных растений: подорожник, мята, крапива, тысячелистник, пижма, календула, топинамбур и.др..
Мини - огород является опытно - исследовательским участком для постановки опытов по выращиванию различных культур.
Цветники приобщают детей к восприятию красоты природы и посильной деятельности по уходу за растениями.
Зоны отдыха спроектированы и построены таким образом, что ребенок в процессе игровой деятельности непринужденно знакомится с экзотическими животными мира, птицами наших водоемов, символами нашей страны.
Альпийская горка знакомит малышей с различными видами ландшафтов и развивает эстетические чувства.
Птичья столовая формирует осознанно – правильное отношение к объектам живой природы и активно развивает познавательную деятельность детей.
Мастерская Лесовичка – это территория, служащая для проведения коллективных занятий на открытом воздухе с воспитанниками.
Модуль «Безопасность»
Обеспечение безопасной инфраструктуры образовательного учреждения обязательно включает в себя содержание ограждения пришкольного участка, калиток, имеющегося оборудования в исправном состоянии. В настоящее время состояние ограждения неудовлетворительное, требуется косметический ремонт забора при внешнем фасаде школы, установка дополнительного искусственного освещения территории школьного двора.
Этапы реализации проекта
№ п/п
Название этапа
Цель
Срок выполнения
1.
Подготовительный
Мотивация, целеполагание проекта.
январь 2014 г.
2.
Проектировочный
Построение ориентировочной схемы деятельности
март 2014 г.
3.
Практический
Реализация проекта
апрель 2014 г. - сентябрь 2015 г.
4.
Аналитико-коррекционный
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений
март 2014 г. -
сентябрь 2015 г.
5.
Заключительный
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.
сентябрь 2016 г.
Ожидаемые результаты
Создать единый комплекс - идеальную модель маленького мира, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы,– таков замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый ребенок чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Таким образом, деятельность по благоустройству школьного двора – это универсальное дело, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Реализация проекта «Сердцу милый уголок», прежде всего, создаст благоприятные и безопасные условия для проведения образовательного процесса, укрепления материально-технической базы нашего образовательного учреждения в части оснащения дополнительными спортивными сооружениями, малыми игровыми формами, улучшение внешнего и эстетичного вида пришкольного участка.
Проект позволит:
создать единый функциональный комплекс по ландшафтному оформлению школьного двора;
обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде;
реализовать каждому ребенку все свои способности, запросы, интересы;
создать идеальную модель маленького мира, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим;
обрести опыт человеческого общения и жизненного созидательного успеха.