Социальный проект Сердцу милый уголок
Глазковский филиал имени Героя Советского Союза Н.Н. Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ Мичуринский район Тамбовская область
От экологического образования
к экологической деятельности.
Социальный проект
по благоустройству села
«Сердцу милый уголок»
Содержание
Состав проектной группы 3
Введение: обоснование проекта, актуальность выбранной темы 4
Цели и задачи проекта, ожидаемые результаты 6
История села Глазок 7
Экологические проблемы села 9
Содержание и этапы проекта 13
Заключение 14
Приложения. 15
Состав проектной группы
Муратов Сергей Валерьевич – учитель ОБЖ Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ;
Подольский Алексей Владимирович – учитель химии и биологии Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ;
Щекочихина Лариса Александровна – учитель математики Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ.
Введение
Даже на самом маленьком глобусе каждый человек может найти то заветное место, где он родился, и, взяв остро заточенный карандаш, поставить точку. Точка на глобусе – начало твоих начал, точка отсчета твоих лет, жизненных впечатлений, добрых дел. Это твоя малая родина. Культурная среда, по мнению академика Д.С.Лихачева, необходима человеку для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины. Формирование этой среды на подрастающее поколение возложено государством на отрасль «образование» и в первую очередь на школу.
Вот моя деревня К сожалению, сегодня нельзя произнести эти слова с гордостью в отношении нашего села Глазок Мичуринского района Тамбовской области. Односельчане бросают мусор где попало. Кроме того, как показывают результаты опроса населения, у них не изжиты иждивенческие настроения, дескать, этим вопросом должны заниматься исключительно органы местного самоуправления. Приступая к работе, мы провели анализ ситуации с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. Результаты социологического опроса местного населения показали, что большая часть (63%) опрошенных считает экологическое состояние окружающей среды своей местности «удовлетворительной». В качестве первоочередных задач 73% респондентов видят в наличии несанкционированных свалок на территории села и его окрестностях, 58% озабочены загазованностью и запыленностью воздуха вблизи оживленных улиц, 45% обеспокоены загрязнением рек и прилегающей территории (Приложение 1. Диаграммы).
Членами НОУ (Научного Общества Учащихся) «Исток» при Глазковском филиале МБОУ Кочетовская СОШ была проведена масштабная научно-исследовательская деятельность по проведению экологического мониторинга села и прилегающей территории. Был проведен полный анализ полученных результатов и выявлены основные проблемы. Затем была создана команда единомышленников из школьников, сельской молодежи, учителей и руководителей для проектирования и реализации социального проекта по благоустройству села. (Приложение 2. Научно-исследовательские работы учащихся).
Проект «Сердцу милый уголок!» будет реализован в селе Глазок Мичуринского района Тамбовской области и решит проблему заинтересованности жителей села в улучшении экологического состояния и привлекательности родного населённого пункта. В настоящее время население села сократилось, но в то же время люди стремятся к своим истокам, и часть населения возвращается в село.
Самым большим результатом проекта будет очищение территории села от мусора, проведение конкурсов «Лучший цветник», «Лучшая улица». В селе появится аллея Славы, что заставит молодое поколение с трепетом относиться к памяти о ветеранах – земляках – участниках ВОВ, а также молодёжь сможет оставить память о себе, посадив дерево. Территория села большая, а присесть, отдохнуть и пообщаться места нет, поэтому в результате проекта появится зона отдыха - «Скамейки желания».
Улучшение экологического состояния, благоустроенность, создание красоты, добротности, ухоженности улиц, дворов – это не только чисто хозяйственная задача, решение которой позволяет облагораживать трудовые и бытовые условия жизни людей, но является одной из основополагающих в воспитании человека. Очень хочется, чтобы наше село Глазок было одним из самых красивых уголков нашего района.
Все задумки проекта можно будет воплощать в жизнь не только в этом году, поэтому данный проект имеет долгосрочные перспективы.
Целевые группы проекта:
- школьники с 1 по 11 класс
- молодежь села
- жители села
- руководители села.
Признаки проблемы:
- отсутствие экологической культуры у населения;
- недопонимание значимости и важности благоустройства села;
- низкая инициативность и безразличие к облику села.
Отсюда проблема: экологические проблемы окрестностей села Глазок могут привести к ухудшению здоровья и жизни населения, а также к отрицательному влиянию на окружающую природу.
Актуальность:
Актуальность этой проблемы для нашего села диктуется временем, в воспитании у жителей этического вкуса, формировании чувства ответственности за своё село и желании изменить его облик к лучшему. В настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебному заведению и другим объектам социального значения.
Содержание проекта:
Благоустройство и озеленение жилой зоны села, прилежащей к территории школы; благоустройство и озеленение пришкольного участка; проведение акций с целью привлечения населения к природоохранной деятельности; пути решения ликвидации несанкционированных свалок.
Проектная идея: созданием и реализацией данного проекта, мы поможем улучшить экологическую среду, условия жизни социума, научимся взаимодействовать с социальными партнерами.
Положительные предпосылки проекта:
1.Наличие опыта ведения исследовательской работы по экологическому образованию и деятельности в стенах школы и на территории близлежащих сел.
2.Имеем опыт по благоустройству школьного двора силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами.
3.Добрые традиции сельчан: взаимопомощь, поддержка, дружелюбные отношения.
Цели и задачи проекта, ожидаемые результаты
Цель проекта:
Осуществить гражданско-патриотическое воспитание через организацию патриотической деятельности населения по благоустройству и озеленению территории села.
Задачи проекта:
Провести анализ экологической среды своей местности с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.
Объединить усилия педагогов, учащихся, родителей, населения, органов местного самоуправления, направленные на благоустройство и озеленение территории села;
Формировать у односельчан желание быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.
Сохранять и развивать позитивные народные традиции, памятники села.
Способствовать усилению творческой составляющей содержания воспитательной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
Сбор и систематизация информации об экологическом состоянии села.
Проведение экологического мониторинга.
Отбор активной части молодежи, школьников, учителей и объединение их в единую команду.
Собрать круг заинтересованных партнеров по реализации проекта.
Изменение экологической культуры населения, школьников: «От экологического образования к экологической деятельности».
Улучшение эстетичного вида села, комфорта всех партнеров.
Распространение опыта работы через СМИ, Интернет.
История села Глазок
«Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По-особу небо там, кажется синим,
По-особому пахнут там вишни.
Это место, где ты появился на свет
Называют частенько провинцией.
Только края прекраснее нет –
Он всегда для нас будет единственным!»
1638 годМосковское государство подвергается набегам татар. Строится город Козлов, как оборонительный пункт для защиты границ Московского государства. Те, кто своими мозолистыми руками воздвигал город и нёс изнурительную охранную службу, жили в невыносимых условиях. Труд был каторжный, эксплуатация жестокая, всюду царили голод и нищета А рядом, всего в нескольких десятках километров – полное приволье, манящее к себе тех, кто страдал от боярского и княжеского гнёта. Служивые люди из Козлова покидали город и отправлялись на новые необжитые земли.
Село Глазок Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, справляем свадьбы, держим на руках своих первенцев, затем ведем их за руку в школу, а там внуки, правнуки. Такова жизнь. И как у любого другого села, у нашего есть своя история: интересная, богатая и неповторимая. После постройки города Козлова в 1636 году правительство стало проводить заселение нового Козловского уезда. В 1638 году был основан Глазок. Название села было дано по названию реки Глазок. »
Для каждого человека самым дорогим уголком является его Родина. Природа нашей страны, нашего края уникальна в своем первозданном виде. Обширные равнинные просторы когда-то были покрыты смешанными и широколиственными лесами, луговыми степями. Сотни тысяч чистых родников звенели в облесенных балках, собирались в ручейки, давая жизнь полноводным чистым рекам. Обилие корма и чистая вода привлекали к себе большое разнообразие животных. В лесах можно было увидеть ток тетеревов или глухарей, стадо кабанов или бурого медведя
Все это было, пока человек не вторгся в естественный природный комплекс. Он начал переделывать природу, создавать природные системы выгодные ему, не изучив глубину всех процессов, протекающих в естественных природных комплексах. В результате такой перестройки мы видим бескрайние просторы полей изрытых оврагами и балками, скудные лесные массивы, реки и пруды с мутной и «гниющей» водой, непригодной не только для питья, но порой и хозяйственных нужд.
Тяжела была жизнь в нашем краю, но приток населения из других мест продолжался. В 1783 году насчитывалось 274 двора, 1309 мужчин и 1265 женщин. В 1920 году было организовано товарищество по совместной обработке земли «Луч надежды». А в 1932 году была создана первая МТС. В 1937 году произошло знаменательное событие: Глазок стал центром небольшого района одноимённого названия.
До 1941 года жизнь в нашем селе налаживалась. И этому были основания: крепла материально-техническая база. Работали школа, больница. Когда грянула война, на фронт из Глазка ушло около 1000 человек, из них почти ____человек пали в неравных боях с немецко-фашистскими захватчиками. Геройски сражались наши земляки, многие из них награждены орденами и медалями. Житель нашего села Шерстов Николай Николаевич, чьё имя носит сегодня Глазковская школа, был удостоен звания Героя Советского Союза. Среди награждённых орденами и медалями много других односельчан, это: Мосолов Сергей Алексеевич, Бубнов Пётр Петрович, Звягин Михаил Лаврентьевич, Зубков Николай Иванович, Хатунцев Михаил Александрович, Щекочихин Иван Иванович, Звягин Галик Дмитриевич и многие другие. Мужество и отвагу на фронтах Великой Отечественной проявили многие Глазковские женщины. Среди них: Зайцева Екатерина Ивановна, Близнецова Анна Семёновна, Исоютина Анна Ивановна, Мосолова Мария Ильинична, Теплякова Вера Ивановна, Попова Екатерина Терентьевна.
Несмотря на все трудности военной поры, колхозники и интеллигенция нашего села принимали активное участие в отчисление средств в фонд обороны, на постройку танковой колонны «Тамбовский колхозник». Медалью «За доблестный труд» в годы В.О.В. отмечен трудовой подвиг Щекочихина Александра Фёдоровича, Подольской Просковьи Ефимовны, Бубновой Марии Николаевны и многих других.
Проходят годы, столетия. И, как прежде, главное богатство села – люди. Люди, чьими руками, сердцами и умом творится история нашей малой Родины.
Что же представляет наше село сегодня?
Это около 1500 жителей, это развитая инфраструктура, в которую входят: Дом культуры, библиотека, школа, почта, врачебный участок, Палата сестринского ухода, аптечные пункты, филиал Сбербанка, агрохолдинг КОРНЕВ-ГРУПП, торговая сеть: в которую входят потребительское общество «Кооператор» и индивидуальная предпринимательская деятельность.
Одним словом, большая дружная семья. А самое главное – в нашем селе есть голубое топливо, благодаря которому во многих домах светло, тепло и уютно!
И пусть многое ещё предстоит сделать, но хочется верить, что наше село родилось под счастливым созвездием, которое оберегает нас долгие годы. А каждая звезда в этом созвездии – это мы – жители села Глазка!
Экологические проблемы села.
Воздух.
По данным Госкомстата по Тамбовской области общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по области в 2014 году составил 204,18 тыс.т/год, в т.ч. от передвижных источников (автотранспорта) – 180,49 тыс.т. (88,4%). Выбросы в атмосферу от стационарных источников сельского хозяйства - это выбросы от котельных, работающих на различном виде топлива (дрова, уголь, мазут).
В последние годы в сельских населенных пунктах нашей области сделаны заметные шаги в уменьшении загрязнения атмосферного воздуха. Активно ведется строительство газовых сетей. Газифицируются производственные котельные и сельские квартиры и на территории нашего Глазковского Сельского Совета. Однако, проблема загазованности и запыленности воздуха в селе Глазок имеет место быть. Это подтверждают результаты социологического опроса местного населения.
Чтобы приспособить среду для жизни человека, необходимы растения. Зеленые насаждения выполняют самые различные функции, главнейшими из которых являются оздоровление воздушного бассейна и улучшение микроклимата. Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород, понижают температуру окружающего воздуха в жаркую погоду за счет испарения влаги, снижают уровень шума, запыленность, загрязненность воздуха. Это прекрасная защита от ветров. Кроме того, растения выделяют фитонциды особые летучие вещества, способные убивать болезнетворные микробы. Они исключительно благотворно влияют на нервную систему человека.
Проанализировав экологическую ситуацию в окрестностях села Глазок, можно сделать выводы, что воздух, в основном чистый. Это доказано методом лихеноиндикации. Методом наблюдений установлено, что интенсивность движения автомобильного транспорта способствует повышению загазованности и запыленности воздуха (научно-исследовательская работа «Деревенька моя: экологический мониторинг»). Можно улучшить микроклимат в селе путем целенаправленного и планомерного обновления зеленого фонда. При этом следует учитывать устойчивость древесных пород к антропогенному воздействию, а также их экологическую пользу. Наиболее устойчивыми к воздействию пыли, дыма и газа так же являются липа, клен, вяз, клен ясень листный, акация белая, боярышник обыкновенный, шиповник, бересклет, барбарис обыкновенный, бузина красная
Вода.
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно - выражение "вода - это жизнь". Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.
Одним из основных источников загрязнения воды в селе Глазок являются пестициды - искусственно созданные вещества, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, которые широко используются в сельском хозяйстве. К числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ относятся тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк). Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединений тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу. В составе атмосферной пыли содержится около 12 тыс. т. ртути, причем значительная часть - антропогенного происхождения. Около половины годового промышленного производства этого металла (910 тыс. т./год) различными путями попадает в океан. В районах, загрязняемых промышленными водами, концентрация ртути в растворе и взвесях сильно повышается. Свинец - типичный рассеянный элемент, содержащийся во всех компонентах окружающей среды: в горных породах, почвах, природных водах, атмосфере, живых организмах. Наконец, свинец активно рассеивается в окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности человека. Это выбросы с промышленными и бытовыми стоками, с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания.
На территории села протекает река Лесной Воронеж. В связи с маловодностью реки и относительно низким качеством воды в ней вода используется только для хозяйственных нужд. Для удовлетворения питьевых нужд населения используются подземные воды: водонапорные башни (3 шт), колодцы, в радиусе 15 км имеются 3 родника (с актом лабораторных исследований), вдоль речки 2 родника.
Изучив проблему загрязнения и очистки вод теоретически, мы решили провести свое исследование в микрорайоне нашей школы (ул. Пушкина).
На данной улице расположены 28 жилых домов, здание школы. Во все дома и школу подведен водопровод, в 9 домах имеются колодцы. Весь расход воды отслеживается коммунальным хозяйством. Наибольшее количество воды потребляется в летнее время.
В процессе исследования жителям улицы задавались вопросы:
«Считаете ли Вы водопроводную воду чистой?» (20 чел.) и «Какую воду Вы чаще всего пьете?» (20 чел.)
40% опрошенных дали положительный ответ на первый вопрос, 25 % считают, что вода в кране не достаточно чистая, 35 % - не задумывались.
50 % опрошенных пьют воду кипяченую, 15% - родниковую, 10 % - из колодца, 25 % - любую.
У нас часто возникают вопросы: Можно ли пить воду из-под крана? Как определить качество воды без специального анализа?
В домашних условиях можно проделать некоторые опыты. В частности: по внешнему виду определить прозрачность, по отстаиванию – наличие осадка. По внешнему виду вода из водопровода чистая, прозрачная, осадок в стеклотаре в течение нескольких дней не появляется.
Пробуем кипятить воду несколько раз. На стенках и на дне чайника в результате трехкратного кипячения образуется светло-желтый осадок.
Вывод: в воде избыток солей, она жесткая
Берем разные образцы воды: водопроводную, кипяченую, фильтрованную, родниковую и бутилированную. Проверяем воду на наличие извести и солей с помощью мыльного раствора.
В результате исследований на жесткость заметили, что мыльная пена в виде хлопьев обильно плавает сверху в воде, взятой из родника, расположенного в центре села у аптеки.
Лучшей оказалась минеральная и бутилированная вода.
В результате, можно сделать вывод, что если мы не уверены в качестве водопроводной воды, то можно применить однократное кипячение или пользоваться бытовым фильтром для доочистки. И, может быть, эти меры дадут нам возможность наслаждаться живительной влагой.
Если ситуация такова, что нужно использовать неизвестный источник, то необходимо помнить:
Вода из стоячих источников, прудов, водозаборов, дождевых колодцев не пригодна
Речную воду можно использовать для питья и приготовления пищи, если набрали ее в проточном месте, вскипятили и процедили
Питьевой колодец должен не менее 8 метров глубиной и быть далеко от сточных вод, обрабатываемых нитратами полей, АЗС.
На сегодня нельзя не обращать внимания на проблему нехватки пресной воды, т.к. если не на нас, то на следующих поколениях скажутся все последствия антропогенного загрязнения воды. Уже сейчас из-за диоксинового загрязнения водоемов в России ежегодно погибает 20 тыс. человек. Вследствие проживания в опасно отравленной среде обитания распространяются раковые и другие экологически зависимые заболевания различных органов. В селе Глазок за последние годы увеличился процент онкологических больных, а смертность от раковых заболеваний выросла в 2 раза. Следовательно, эту проблему надо решать как можно скорее и радикально пересмотреть проблему очищения промышленных сбросов, утилизации отходов, разумное использование пестицидов и т.п.
Из проведённой работы следует извлечь главный смысл: забота о чистоте наших рек, озёр, морей и подземных источников - долг каждого гражданина России.
Эта проблема была, есть и будет актуальной, ждущей своего решения, до тех пор, пока не будет активных действий со стороны общества, каждого человека, живущего на нашей планете.
Почва
Как известно, основной экологической функцией почв является способность их в текущее время и в обозримом будущем без отрицательных последствий обеспечивать формирование полноценных, устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Однако сохранить почву в нативном состоянии в современных условиях весьма сложно, так как вся земная поверхность в той или иной мере подвержена техногенному воздействию. По данным ежегодного Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации», в последние годы на поверхность почвы и растения в фоновых районах с атмосферными осадками ежегодно выпадает от 0,45 до 5,1 мг/м2 свинца, от 0,38 до 4,3 мг/м2 кадмия и до 0,2 мг/м2 ртути. Кроме этого, в почву поступают ксенобиотики от использования различных химических средств и агрохимикатов, особенно пестицидов.
Мировая практика применения пестицидов свидетельствует о том, что они несут в себе потенциальную опасность. Пестициды, обладая биологической активностью, направленной на уничтожение вредных живых объектов, преднамеренно вносимые в окружающую среду и циркулирующие в ней, представляют опасность для экологии и здоровья работающих, находящихся в контакте с препаратами. При использовании пестицидов, даже в общепринятых дозах, в неблагоприятных условиях происходит их накопление в почвах.
Уровень загрязнения зависит от кислотности почвы, водного режима и от геоморфологических особенностей, а также источников техногенного загрязнения. Всё это вызывает необходимость эколого-токсикологического обследования, проведения мониторинга, разработки агротехнических мероприятий, снижающих загрязнение почвы (внесение органических удобрений, сидерация, химическая мелиорация и др.), а также контроля пищевой цепи, что в конечном итоге будет способствовать снижению заболеваний населения Тамбовской области.
Результаты исследования почвы показали, что источниками загрязнения почвы нефтепродуктами является наземный транспорт и автозаправочная станция. Наличие маслянистых веществ задерживает рассыпание почвы, затрудняет проникновение влаги в почву. Структура почвы около АЗС нарушена. Кроме лабораторных опытов, это подтверждается наличием определенной экологической группы растений. Почва на приусадебном участке имеет прекрасную зернистую структуру, однако произрастание на ней хвощей свидетельствует о ее закислении.
Слабокислая реакция почвы была подтверждена по народной методике. Закисление почвы может быть следствием интенсивного использования земли и не возмещения минеральных веществ. Анализ фитоценоза свидетельствует о меньшем плодородии почвы в районе АЗС. Почва здесь выщелоченная.
Содержание и этапы проекта
Организационные мероприятия:
1. Создать в школе команду учащихся и учителей по социальному проектированию.
2.Провести всеобуч команды.
3. Анализировать экологическое состояние села.
4. Провести круглый стол со всеми партнерами по обсуждению идей создания проекта.
5.Распределить обязанности каждой социальной группы.
(Выступления в защиту проекта и об экологическом состоянии села: школьников - на родительских собраниях, администрации - на сходе граждан)
Благоустройство центральной части села - территория вокруг мемориала погибшим воинам
Мероприятия по благоустройству села:
1. Члены школьной команды на прикрепленных участках села проводят рейдовый экологический мониторинг по плану:
- внешний вид и экологическое состояние участка (фотографируют).
- объекты и причины экологических нарушений.
- пути решения данной проблемы.
- нестандартные идеи при решении проблемы (идея фото обвинения
«ФОТООКО», которое будет размещено на информационном стенде в сельской администрации).
Обсуждение результатов 1 пункта и создание Единого плана работы по благоустройству:
- посадка деревьев вдоль наиболее оживленных улиц;
- благоустройство территории сельского обелиска Погибшим воинам;
- посадка Аллеи Славы (от библиотеки до обелиска);
- создание зоны отдыха «Скамейка желаний»;
- провести санитарную очистку улиц, мемориальной зоны, дворовых и придомовых территорий от бытовых отходов с привлечением учащихся и широкой общественности, организовать постоянную уборку мусора на улицах села в течение теплого периода с постоянной отправкой мусора на свалку;
- взять шефство над улицами, где проживают ветераны Великой Отечественной Войны;
- организовать конкурсы: «Лучшая улица», «Лучший двор».
3. Конкурс детских рисунков и сочинений «Будущее моего села».
4. Буклеты старшеклассников «Мое видение экологически чистого села».
5. Делегирование школьников к власти для решения проблем.
Управление проектом
Проект управляется его руководителем через контроль за фактическим проведением мероприятий и обратную связь их оценивания системой сбалансированных индикаторов и показателей. Мониторинг и оценивание осуществляется через обратную связь - собеседования, включенное наблюдение, анкетирование, опросы Результаты анализируются руководителем проекта в рабочем порядке и выставляются на общее обсуждение.
Механизм реализации:
Проект будет реализован в один этап с апреля 2015 г. по апрель 2017 г.
Заключение
Создание и реализация данного проекта - благоустройство села, способствует улучшению условий жизни социума.
Ценность этой работы заключается в следующем:
1. Приобретение опыта по благоустройству села.
2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.
3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.
4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.
В результате реализации проекта создана команда единомышленников из школьников, учителей и общественности, проведён анализ, и оценка экологического состояния села, проведена работа по повышению уровня самосознания населения.
На территории школы и социума создаются безопасные, психологически комфортные и эстетически воспитывающие условия.
Приложение 1. Диаграммы.
Результаты анкетирования на тему
«Социологическое исследование экологического состояния села Глазок»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Первоочередные проблемы села Глазок (результаты соцопроса)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 3.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Приложение 2.
Исследовательская работа.
«Экологический мониторинг»
Работу выполнила ученица 10 класса
Иванова Лилия Вячеславовна
научный руководитель: учитель Щекочихина Л. А.
Содержание
Вступление ......18
1. Индикационная экология....... 19
2. Экологическое состояние в Тамбовской области
Воздух....... 19
Водные ресурсы..
·.20
Почва: экологическое значение...........21
3. Экологический мониторинг села Глазок
3.1. Состояние воздушной среды ...22
а) Интенсивность движения автотранспорта....22
б) Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации .........23
в) Определение степени запыленности воздуха ..24
3.2. Экологическая экспертиза воды.......25 3.3.Экологическая экспертиза почвы ....................26
Заключение27
Библиографический список........29
«Человек – твое влиянье на природу велико, но в своих благих деяниях нужно видеть далеко». С.И.Сахнова
Вступление.
По совокупности экологических условий города России разделяются на 5 категорий экологического состояния (ЭС): 1-я – благополучное (1% всех городов), 2-я – удовлетворительное (18%), 3-я - умеренно напряжённое (46%), 4-я – напряжённое (26%) и 5-я – критическое (9%).
В Черноземье отмечаются несколько более благоприятные экологические условия в городах в связи с меньшей промышленной нагрузкой на природную среду.
Города Мичуринск и Тамбов относятся к 3-ей категории, где экологическое состояние признанно умеренно напряженным. За счет снижения производственной активности в промышленности и сельском хозяйстве в Тамбовской области несколько сократился объем промышленного производства, снизились темпы промышленного, гражданского и дорожного строительства, приостановлена работа многих животноводческих комплексов и птицефабрик - основных загрязнителей малых рек. В результате всего этого произошло снижение уровня загрязнения окружающей среды. Но если в целом состояние окружающей среды в Тамбовской области умеренно напряженное, то состояние водных и почвенных ресурсов продолжает оставаться в напряженном и даже в критическом состоянии.
То, что мы живем в сельской местности Тамбовской области, экологически более благополучной, чем в городе, не должно являться причиной нашего спокойствия и бездействия. Поэтому мы решили провести оценку экологического состояния своей местности, определить степень загрязнения своей окружающей среды. Это и стало нашей задачей. Объектом исследования послужили компоненты окружающей среды: воздух, вода, почва.
Всю работу мы решили провести, опираясь на методы наблюдений, практических и лабораторных исследований, эксперименты, соотношения, сравнительные анализы, не требующие материальных затрат. Ведь в современных условиях, когда сокращаются, и без того низкие расходы на финансирование малокомплектных школ, когда не хватает реактивов и оборудования, приходится изыскивать более дешевые и доступные методы обучения. Это актуально.
Так сформировалась гипотеза: Оценку экологического состояния местности на локальном уровне можно провести общедоступными методами.
1. Индикационная экология.
Специалисты-экологи стараются понять: как разные организмы взаимосвязаны между собой и со средой своего обитания, что определяет распределение организмов в пространстве и изменение их численности во времени. Некоторые организмы являются чувствительными индикаторами изменений условий окружающей среды.
Например, лишайники представляют собой идеальное средство для контроля за загрязнением воздушной среды (5, с.31). Есть организмы-индикаторы, по наличию которых определяют степень чистоты водоемов. (3, с.24) (Приложение 2. Таблица 2).
Вся совокупность физических и химических свойств почв, способных оказывать экологическое воздействие на живые организмы, относится к эдафическим (почвенным) факторам. Уступая по значению климатическим факторам, они играют важную роль в жизнедеятельности тех организмов, которые тесно связаны с почвой. Структура и состав почв, их кислотность (рН), наличие в них определенных химических элементов влияют на состав и разнообразие растений (1, с. 17).
По реакции на рН выделяют следующие экологические группы растений:
- ацидофильные, обитающие на кислых почвах (хвощи, плауны, некоторые мхи и др.);
- нейтрофильные, предпочитающие почвы, имеющие нейтральную реакцию (большинство культурных растений);
- базифильные, обитающие на щелочных почвах (лебеда, полыни, кермек, сложноцветные и др.);
- индифферентные, могущие произрастать на почвах с разными величинами (рН) (ландыш, вьюнок полевой, лютик ползучий, земляника лесная и др.) (1, с.45).
2. Экологическое состояние в Тамбовской области.
Государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Тамбовской области в пределах своей компетенции осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Тамбовской области.
2.1. Воздух.
Среди веществ, загрязняющих воздух, наибольшее значение имеет сернистый газ, галогены и их соединения, оксид углерода, сероводород, аммиак, этилен. А также копоть, пепел, твердые частицы пыли (цемента, извести, кремния, каменного угля, металлов и их соединений). Выбросы соединений свинца за последние годы отсутствуют, так как этилированный бензин на территории области теперь не используется.
Все более негативное воздействие на атмосферный воздух оказывают выбросы вредных веществ от передвижных источников.
По данным Госкомстата по Тамбовской области общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по области в 2014 году составил 204,18 тыс.т/год, в т.ч. от передвижных источников (автотранспорта) – 180,49 тыс.т. (88,4%). Выбросы в атмосферу от стационарных источников сельского хозяйства - это выбросы от котельных, работающих на различном виде топлива (дрова, уголь, мазут).
За последние 10 лет на территории области отмечено уменьшение парка транспортных средств муниципальных организаций, но значительно увеличилось количество автотранспорта у частных лиц.
2.2. Водные ресурсы.
Подземные и поверхностные воды представляют собой взаимосвязанный природный комплекс. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности населения. По результатам гидрохимических наблюдений отмечено, что качество воды в реке Лесной Воронеж индекс загрязнения воды (ИЗВ) снизился с 1,204 до 1,025 (4, с.79). Кислородный режим реки признан удовлетворительным. Загрязненность реки легкоокисляемыми органическими веществами по БПК5 повысилась от 1,50 до 1,89 мг/л. Загрязненность реки нитритным азотом повысилась от 0,034/0,032 до 0,070/0,060мг/л (3,5/3,01 ПДК). Среднегодовые концентрации по железу общему в 20013 г. снизились по сравнению с 2010 г. с 3,03 до 2,41 ПДК (4, с.50).
С учетом комплексности воды реки Лесной Воронеж отнесены ко II-категории – высокий уровень загрязненности по нескольким ингредиентам и показателям качества воды. В связи с отсутствием в городах и других населенных пунктах Тамбовской области очистных сооружений по очистке ливневых вод и в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод, поверхностные водные загрязнены, заилены, маловодны и не могут быть использованы для удовлетворения питьевых нужд населения. Поэтому для хозяйственно-питьевых нужд используются исключительно подземные воды. Основные причины ухудшения качества подземных вод: недопустимо высокие локальные нагрузки на водоносные горизонты, глубина которых превышает глубину залегания подошвы верхнефаменских пород, захватывая при этом елецкий водоносный горизонт с повышенной минерализацией воды (4, с.216). По сравнению с другими отраслями народного хозяйства, сельское хозяйство сбрасывает наибольшее количество сточных вод в накопители, впадины, поля фильтрации и рельеф местности. Выгребные ямы, навозонакопители, поля фильтрации являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод.
Почва: экологическое значение.
Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, способной производить урожай растений в процессе земледелия. Это уникальный и пока единственный способ консервации солнечной энергии, которая по пищевым цепям доводится до человека и животных в виде продуктов растительного и животного происхождения.
Почти во все времена своего существования человек своими действиями нарушал и продолжает нарушать условия самосохранения и самовосстановления почвы, процессы ее саморегуляции.
Производство сельскохозяйственной продукции в Тамбовской области осуществляется в основном за счет естественного плодородия почвы, вследствие чего баланс питательных веществ в земледелии области до 1990 г. был положительным (+11,9 кг на 1 га пашни), а начиная с 1991 года, стал отрицательный. Так, в настоящее время ежегодный дефицит азота составляет до 31 кг действующего вещества, дефицит фосфора - до 15 кг, калия - до 35 кг (на 1 га пашни).
Для повышения плодородия почв необходимо вносить не менее 160 кг/га минеральных удобрений и 8 т/га органических. Постоянный вынос кальция и магния сельскохозяйственными культурами (при невозмещении) приводит к закислению почв. От площади всех сельхозугодий закисленные почвы в Тамбовской области составляют 66 %. Без применения химической мелиорации чернозёмы вскоре станут бесплодными.
Из-за засоления резко снижается плодородие почв и, как правило, их приходится забрасывать. Чтобы избежать засоления, необходимо снижать нормы полива и использовать экологически безопасные приемы – капельный и внутрипочвенный.
Высаженные в 1970-1980-е годы полезащитные полосы заброшены и частично вырублены. Это ухудшает вводно-физическое состояние почв.
Потенциальными источниками загрязнения почвы нефтепродуктами являются нефте-бензо-газопроводы, нефтебазы, мазутохранилища, автозаправочные станции (АЗС), наземный транспорт.
3. Экологический мониторинг села Глазок.
Перед изучением экологических проблем своей местности нами было проведено анкетирование среди населения на тему «Социологическое исследование экологического состояния села Глазок». Результаты анкетирования показали: 63 % респондентов считают, что экологическая обстановка находится в пределах нормы, 27% относят ее к удовлетворительной и 10% признают ее на неудовлетворительном уровне (Приложение 1. Диаграмма 1)
У 58% опрошенных тревогу вызывает растущее количество единиц автотранспорта на улицах поселка и 73% обеспокоены мусорными свалками на территории поселка и по его периметру. (Приложение 1. Диаграмма 2). Однако, как показывают результаты опроса населения, у них не изжиты иждивенческие настроения, дескать, этим вопросом должны заниматься исключительно органы местного самоуправления (Приложение 2. Таблица 3).
3.1. Состояние воздушной среды.
а) Интенсивность движения автотранспорта.
Основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт, поэтому мы решили изучить интенсивность движения автомобилей в пределах своего населенного пункта. Составили план-схему улиц поселка. Выбрали улицы с незначительной, средней и высокой интенсивностью движения автомашин – Школьную, Центральную и перед въездом в поселок, около автозаправочной станции (АЗС). На каждой улице наметили один створ наблюдения. Учитывались автомашины, идущие в обоих направлениях. Отмечались легковые автомобили, грузовые машины, автобусы, трактора, мотоциклы, автомашины из различных служб и сфер обслуживания. Интенсивность транспортных потоков на одних и тех же створах изучали в разное время дня (с 8ч. до 9ч.; с 12ч. до 13ч.; с 16ч. до 17ч.) и в разные сезоны года (зима, весна, лето, осень). По полученным данным составили таблицу. (Приложение 2. Таблица 3)
По данным учётных таблицы построили графики сезонной динамики транспортных потоков по каждой улице. Проведя наблюдения за интенсивностью движения транспорта можно сделать следующие выводы:
Интенсивность движения всех видов транспорта относительно велика на улицах, имеющих твердое асфальтовое покрытие. Это около АЗС, где за один час проезжает 30 машин, ниже на улице Центральной – за час – около 20 машин, а самое маленькое количество транспорта – на улице Школьная, имеющей грунтовое покрытие, где за час проезжают до 10 машин.
- Сравнивая эти данные с аналогичными результатами, полученными в 2010 году, можно заметить, что, в целом, количество единиц автотранспорта в 2015 году увеличилось за счет легковых автомобилей. Общее количество грузовых машин резко сократилось, что объясняется реорганизацией сельскохозяйственного производственного кооператива (СХПК) «Глазковский».
- Отмечено неодинаковое движение в разное время дня: в 2010 году, когда функционировал СХПК «Глазковский», заметное оживление наблюдалось в утренние часы, теперь же – во второй половине дня.
- Сезонные изменения особенно заметны на улице Школьная, которая не имеет твердого асфальтового покрытия. В грязь по такой улице проезд затруднен, особенно для легковых автомобилей.
Вывод: улица Школьная в экологическом отношении наиболее благоприятная, загазованность минимальная. Движение на улице Центральная и, особенно, в районе АЗС более насыщено автомобильным транспортом и загазованность воздуха несколько выше.
б) Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации.
Общую оценку чистоты воздуха мы проводили по методике А.В.Пчелкина, основанной на чувствительности лишайников к загрязнению окружающей среды (5, с.29). Изучив теоретический материал, методику исследования, мы приступили к практическому выполнению задания.
Для визуального обследования выбрали 3 площадки: 2 с более высокой антропогенной нагрузкой около дорог с интенсивным движением автотранспорта и одну – удаленную от оживленного движения, где расположена школа с котельной, работающей на электричестве.
На каждой площадке обследовали по десять отдельно стоящих старых, но здоровых дерева. На каждом дереве подсчитали общее количество видов лишайников. Все обнаруженные виды с помощью справочника-определителя по цвету и форме слоевища разделили на три группы: накипные, листоватые и кустистые (Приложение 2. Таблица 6).
Провели оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры накладывали рамку из полиэтилена размером 10х 10см, которую внутри расчертили ручкой на квадратики по 1 см2.
Процент общей площади покрытия древесного ствола лишайниками, рассчитали по формуле:
R = (100*a+50*b)/c, где
R – степень общего покрытия
a – количество клеточек, более 50% занятых лишайниками
b – количество клеточек, менее 50% занятых лишайниками
c – общее количество клеточек
Оценку встречаемости и покрытия определили по 5-балльной шкале. (Приложение 1. Таблица 4) Определив баллы средней встречаемости для каждого типа роста лишайников – накипных (Н), листоватых (Л) и кустистых (К), рассчитали показатель Относительной Чистоты Атмосферы (ОЧА):
ОЧА = (Н+2Л+3К)/30
Полученные данные занесли в таблицы. (Приложение 2. Таблица 7)
Чем ближе показатель ОЧА к единице, тем чище воздух.
Вывод: на участках с повышенной антропогенной нагрузкой видовое разнообразие лишайников несколько ниже. В основном представлены виды рода Ксантория, Бацидия, Пармелия, Фисция. На участке с уменьшенной антропогенной нагрузкой кроме перечисленных видов встречаются Эверния, Гипогимния и др. Следовательно, воздух здесь чище.
Загрязнению атмосферного воздуха в поселке способствуют находящаяся перед въездом в населенный пункт автозаправочная станция. Усугубляет ситуацию оживленный поток автотранспорта по улице Центральная и в районе АЗС.
в) Определение степени запыленности воздуха.
Существенную роль в фоновом загрязнении атмосферы играет пыль, удерживающая своими частицами загрязняющие вещества. Преобладающим источником пыли в фоновых районах является подстилающая поверхность.
С учетом того, что основным загрязнителем воздуха является автотранспорт (это же отметили и 70% респондентов), нами был проведен простой, но показательный эксперимент с помощью обычного медицинского лейкопластыря, который легко собирает пыль с листьев деревьев.
Результаты эксперимента: Кусочки лейкопластыря, которые соприкасались с листьями деревьев, посаженных вдоль улицы Центральной и в районе АЗС, были сильно загрязненными. По мере удаления от шумных и пыльных улиц листья деревьев были гораздо чище. Это очевидно на примере проб, взятых с листьев на улице Школьной.
Выводы: Чтобы приспособить среду для жизни человека необходимы растения. Зеленые насаждения выполняют самые различные функции, главнейшими из которых являются оздоровление воздушного бассейна и улучшение микроклимата. Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород, понижают температуру окружающего воздуха в жаркую погоду за счет испарения влаги, снижают уровень шума, запыленность, загрязненность воздуха. Это прекрасная защита от ветров. Кроме того, растения выделяют фитонциды особые летучие вещества, способные убивать болезнетворные микробы. Они исключительно благотворно влияют на нервную систему человека.
Рекомендации: можно улучшить микроклимат в поселке путем целенаправленного и планомерного обновления зеленого фонда. При этом следует учитывать устойчивость древесных пород к антропогенному воздействию, а также их экологическую пользу. Наиболее устойчивыми к воздействию пыли, дыма и газа так же являются липа, клен, вяз, клен ясенелистный, акация белая, боярышник обыкновенный, шиповник, бересклет, барбарис обыкновенный, бузина красная (1, с.21).
3.2. Экологическая экспертиза воды
В начале 2000 г. в связи с реструктуризацией СХПК «Глазковский» в долине реки Лесной Воронеж прекратили функционировать летние животноводческие лагеря и загоны для крупного рогатого скота. В итоге, за последние пять лет в реке опять появились раки. Заметно больше стало белых лилий и желтых кубышек. Все чаще рыбаки кроме привычных щуки и окуня ловят жереха, судака и ерша. Все это свидетельствует об улучшении экологического состояния воды в реке (Приложение 2. Таблица 8).
Для хозяйственно-бытовых нужд в поселке используются грунтовые воды.
Тестирование воды, взятой из реки и из водопроводного крана, мы провели в лабораторных условиях. Пробы воды заморозили, не дав воде отстояться.
В замерзшем образце воды, взятой из реки, видно было небольшое количество мелких остатков растительного происхождения, а второй образец оказался чистым. В самом центре каждого образца наблюдалось мутное пятно. В образце, взятом из водопроводного крана, площадь помутнения гораздо больше и занимает почти половину всей массы льда. Затем каждому образцу дали время оттаять. Оттаявшая вода отстоялась. На стенках емкости с грунтовой водой появился значительный налет желтовато-оранжевого цвета. На стенках емкости с речной водой желтоватый налет почти отсутствует.
После этого воду вскипятили и дали отстояться. На дне емкости с водопроводной водой выпал желтоватый осадок. В речной воде осадка почти не было.
Вывод: грунтовые воды, просачиваясь сквозь горные породы, оказываются очищенными от механических примесей, однако, жесткость таких вод оказывается гораздо выше, чем у поверхностных вод. Об этом свидетельствуют помутнение в замерзших образцах, желтовато-оранжевый налет на стенках емкости и выпавший осадок. Излишнее количество минеральных солей может способствовать различным видам заболеваний. Большая концентрация железа приводит к заболеваниям печени, крови и вызывает аллергические реакции. Наличие стронция способствует развитию рахита и хрупкости костей.
Рекомендации: перед использованием грунтовых вод в качестве питьевой воды их рекомендуется отстаивать или кипятить.
3.3. Экологическая экспертиза почвы.
Для изучения экологического состояния почвы в окрестностях мы выбрали два экспериментальных участка с разной степенью антропогенной нагрузки: один – на приусадебном участке, и другой – на участке, расположенном вблизи у автозаправочной станции (АЗС). Взяли два образца почвы и протестировали в лабораторных условиях.
Тест на запах показал, что образец почвы с приусадебного участка имеет естественный приятный запах, а другой образец оказался с легким запахом горюче-смазочных материалов.
Первый образец легко рассыпался на мелкие зернистые крупинки, а второй образец с трудом раскрошился на крупные куски. Это говорит о том, что почва на приусадебном участке имеет замечательную зернистую структуру, а почва около АЗС из-за чрезмерного уплотнения структуру свою почти утратила. Этот факт подтверждается еще и экологической группой растений, встречающихся на исследуемых участках. Травяной покров около АЗС редкий, угнетенный, здесь, в основном, произрастают подорожник, одуванчик, птичья гречишка, пырей ползучий, горький лопух, гравилат городской. Следовательно, степень уплотнения почвы около АЗС в 6 раз сильнее, чем на лугу. В густом травяном покрове по периметру приусадебного участка встречаются уже тысячелистник, ромашка, одуванчик, иван-да-марья, овсяница, мятлик и др. значит уплотнение почвы на этом участке в 3-4 раза сильнее, чем в лесу. (3, с. 27)
При опускании в воду первый образец почвы также быстро и податливо рассыпался. Земля, взятая с участка около АЗС, в воде сначала покрылась пузырьками воздуха, и лишь после этого рассыпалась. Через некоторое время на водной поверхности со вторым образцом появилась легкая радужная пленка. Это свидетельствует о том, что в этой почве присутствуют горюче-смазочные материалы. Именно наличие этих маслянистых веществ придает почве характерный запах, задерживает рассыпание почвы, затрудняет проникновение влаги в почву и способствует образованию радужной пленки на водной поверхности.
На первом исследуемом участке встречаются представители ацидофильной группы – хвощи, ромашка, вьюнок полевой, мать-и-мачеха, пырей ползучий. Следовательно, эта почва имеет слабокислую реакцию pH (3, с. 25) и требует известкования. Слабокислая реакция была доказана и народными способами:
- Четыре листа черной смородины (можно вишни) залили стаканом кипятка. Когда вода остыла, положили туда комочек земли. Вода в стакане стала синего оттенка ( кислая среда дает красный оттенок, нейтральная – зеленый);
- В бутылочку из под детского питания насыпали почву до второго деления снизу, налили воды до пятого деления, насыпали 0,5 чайной ложки мела, надели на горлышко плотно скатанную соску (без дырочки) и встряхивали 3-5 минут. После чего соска незначительно распрямилась (чем сильнее распрямляется соска, тем сильнее степень окисления). Такое закисление почвы может быть следствием интенсивного использования земли на приусадебном участке и не возмещения минеральных веществ.
На втором участке фитоценоз (видовой состав растений) значительно беднее, произрастают базифильные, растения: лебеда, полыни, сложноцветные. Это свидетельствует о меньшем содержании гумуса. Почва здесь выщелоченная (Приложение 2. Таблица 9).
Вывод: Из-за чрезмерного уплотнения почва около АЗС почти утратила свою структуру. Попадающие в почву нефтепродукты, придают этой почве характерный запах, задерживают ее рассыпание, затрудняют проникновение влаги.
Заключение
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Мы считаем, что экологическая проблема одна из наиболее важных задач человечества. И пусть наш вклад в решение этой проблемы совсем не значительный, но как говорится : ”С миру по нитке - голому рубашка”.
Проанализировав экологическую ситуацию в окрестностях села Глазок, можно сделать выводы:
Воздух, в основном чистый. Это доказано методом лихеноиндикации. Методом наблюдений установлено, что интенсивность движения автомобильного транспорта способствует повышению загазованности и запыленности воздуха. В целях улучшения микроклимата местности рекомендуется обновлять зеленый фонд.
Реорганизация СХПК «Глазковский» способствовала улучшению экологического состояния воды в реке Лесной Воронеж. Лабораторные исследования подтвердили, что вода из артезианских скважин создает ложное представление о своей чистоте: просачиваясь сквозь горные породы, она оказывается очищенной от механических примесей, однако, жесткость такой воды оказывается гораздо выше. Поэтому при использовании грунтовых вод в качестве питьевой воды рекомендуется их отстаивать или кипятить.
Результаты тестирования почвы показали, что источниками загрязнения почвы нефтепродуктами является наземный транспорт и автозаправочная станция. Наличие маслянистых веществ задерживает рассыпание почвы, затрудняет проникновение влаги в почву. Структура почвы около АЗС нарушена. Кроме лабораторных опытов, это подтверждается наличием определенной экологической группы растений. Почва на приусадебном участке имеет прекрасную зернистую структуру, однако произрастание на ней хвощей свидетельствует о ее закислении.
Слабокислая реакция почвы была подтверждена по народной методике. Закисление почвы может быть следствием интенсивного использования земли и не возмещения минеральных веществ. Анализ фитоценоза свидетельствует о меньшем плодородии почвы в районе АЗС. Почва здесь выщелоченная.
В результате исследований было установлено, что некоторые природные организмы действительно являются чувствительными индикаторами изменений условий окружающей среды.
Видовое разнообразие, жизнеспособность и состояние слоевищ лишайников зависит от состояния атмосферы. По состоянию лишайникового покрова можно судить о степени загрязнения воздуха.
Определенные группы растений и животных свидетельствуют об экологическом состоянии водоемов, о степени уплотнения почвы, о реакции почвы на pH.
Все эксперименты, практические, лабораторные исследования проводились без применения специального оборудования и каких-либо химических реактивов.
В результате проведенной работы гипотеза о том, что оценку экологического состояния местности на локальном уровне можно провести общедоступными методами, нашла свое подтверждение.
Анкетирование местного населения показало, что всех волнует вопрос о наличии на территории населенного пункта свалок. Мы считаем, что это может послужить темой нашего следующего проекта.
Библиографический список:
Артамонов В.И. «Растения и чистота природной среды», Москва «Наука», 1986 г.
«Водоросли, лишайники и мохообразные»; справочник-определитель, М.: «Мысль», 1978 г.
Вронский В.А. Популярная экология от «А» до «Я». География в школе– М. «Школа-пресс». №3, 1995 г. – с. 23-30.
Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Тамбовской области в 2006 году. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Тамбовской области. – Тамбов, 2007 г.
Пчелкин А. В., Боголюбов А. С. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды. Методическое пособие. М.,Экосистема, 1997, 25с.
http://festival.1september.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 3.
ЛИСТОВКА-ОБРАЩЕНИЕ ПРОЕКТА
«Сердцу милый уголок»
Тема: «Благоустройство села Глазок»
Уважаемые жители села Глазок!
К вам обращаются учащиеся Глазковского филиала
МБОУ Кочетовская СОШ:
- преобразим наше село, сделаем самым красивым в районе;
- будем сами любить и беречь природу и учить этому своих детей;
- сделаем приятное себе и окружающим;
-помните, красота спасет мир!
Какой человек останется равнодушным, безразличным к большому или малому уголку земли, к родному краю, в котором родился, рос
Каждый из нас в любом возрасте может что- либо изменить, если не в мире, то в своем селе!
13PAGE \* MERGEFORMAT142215
Root Entry