Конспект урока по математике для 2 класса «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через 10 (закрепление)»
Урок математики (2 класс)
Тема. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через 10 (закрепление).
Цели урока: закрепить знания по теме урока, развивать творческие способности детей через составление ими алгоритма и модели для сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через 10; включить каждого ребенка в совместную деятельность.
1.Введение в тему.
Ребята, я знаю, что вы любите спортивные эстафеты, игры.
-Чтобы победить в спорте, что необходимо делать?
-Тренироваться.
-Кроме физической силы и красоты, чем должен обладать будущий мужчина?
-Умом.
-В этом нам поможет математика-гимнастика для ума.
Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “ голову ломать”!
У. Как вы понимаете фразу “ломать голову”?
Дети: Думать, находить ответ .
2. Постановка темы, цели урока.
Все вы любите бегать, предлагаю-
«Бег по кругу»
53-21=32 54+20=74 56-30=26
32+14=46 74+12=86 26+63=89
46+23=69 86-42=44 89-36=53
69-15=54 44+12=56
32
46
69
54
74
86
44
56
26
89
53
а
р
е
п
н
и
к
л
з
е
е
32,46,69,54,74,86,44,56,26,89,53
Шифровка: расположи ответы в порядке возрастания и ты узнаешь слово, которое нам поможет определить тему урока.
26,32,44,46,53,54,56,69,74,86,89
З а к р е п л е н и е
Урок “Закрепление”
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
Это значит, что мы продолжим складывать и вычитать числа в пределах 100,будем тренироваться делать это правильно и быстро.
3. Актуализация опорных знаний.
-Разминка.
Поработаем устно.
а)На доске: 17-47,8-38,26-56
Подумай, как изменилось число (увеличили на 3 десятка)
По такому же правилу образуй пары:
34,52,49.
б)Уменьши на 7 единиц:69,15,38,27,19,12.
Сравнение.
Даны разности:
94-21
84-21
74-21
64-21
Придумай правило, по которому составлен этот ряд разностей, продолжи ряд.
Карточки у каждого ученика – пишет фломастером пример и показывает классу.
Вывод: разминка окончена, начинаем основную тренировку.
-Эстафета с препятствиями: 2 шведских стенки.
Цель: вспомнить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел.
Каждая ступенька- это шаг вперед: отдельно для сложения и вычитания.
Определить, какое действие будем выполнять;
Число представить в виде суммы разрядных слагаемых.
Единицы складывать или вычитать с единицами.
4. Десятки складывать или вычитать с десятками .
5. К общей сумме десятков прибавить сумму единиц. (К разности десятков прибавить разность единиц)
Учитель: Почему вы начали складывать двузначные числа с единиц?
Д: Потому что при сложении некоторых единиц образуется десяток и
полученный десяток надо будет отправить в десятки.
У доски с объяснением по алгоритму решение выражений выполняют 2-3 ученика
43+
·25=
79-24=
Вы преодолели 1 препятствие, молодцы, подведем итог.
По алгоритму составьте знаковые схемы для решения таких выражений: де +де = де
или де-де=де
Ф.Игра «Не зевай, свободное место занимай!»
Учитель задает вопросы, ученики отвечают и занимают свободное место:
-назови компоненты действия сложения,
- назови компоненты действия вычитания,
-уменьшаемое 17, вычитаемое 7, найди разность-1 слагаемое – 20, 2 слагаемое – 40,найдите сумму
-наименьшее двузначное число
-наибольшее однозначное число
-соседи числа 45
-число, последующее за числом 65
-число, предшествующее числу 91
-сколько десятков и единиц в числе 78
- какое число больше 38 или 83
4.Применение знаний, способа действия.
Бег парами.
Распределение на пары.
На доске: числа 37,89,98,77,73
У детей:30+7,7+30,80+9,9+80,70+7,7+70,90+8,8+90,70+3,3+70
Найти свой ответ и выйти к доске. Раздаю задания.
а) Не вычисляя, найдите ошибку и объясните причину ошибки.
1пара: 25 + 35 = 61 4 пара 25+35=61
Д: Ошибка в результате - в значении суммы. Мы знаем с 1 класса, что при сложении двух пятёрок на конце будет ноль.
2 пара: 36 – 12 = 48 5 пара 36-12=48
Д: Ошибка в значении разности. Значение разности не может быть больше уменьшаемого.
3 пара: 64 +13 = 51
Д: Ошибка в значении суммы. Значение суммы должно быть больше, чем оба слагаемых , а не меньше. 1 и 2 слагаемое нужно объединить и значение суммы должно быть больше, чем 64
Вывод. Верно, необходимо внимательно производить вычисления и не путать знаки: +, -.
5.Работа над задачей.
Две команды старшеклассников играли в волейбол. Команда 5 классов забила 14 мячей, команда 6 классов 15 мячей. Поставьте вопрос и решите задачу.
Сколько всего было забито мячей обеими командами?
На сколько мячей больше забила команда 6 классов?
На сколько мячей меньше забила команда 5 классов?
Выберите схему к задаче.
6.Финальная игра: математический футбол.
Самостоятельная работа.
Забей мяч в ворота.
У каждого ученика цветные(5 красных,5 синих) карточки с примерами:
26+31=57 96-73=23
29-12=17 82-11=71
32+16=48 32-20=12
В 1 ворота забиваем красные мячи с ответом меньше числа 30, а во 2 ворота синие мячи с ответом больше 30.
Самопроверка:
1 ворота:17,23,12
2 ворота:48,71,57
Если 3 примера решены верно-гол!
Если все решили правильно: по 5 голов забили.
Вывод: сыграли вничью, а значит, тему урока отработали на «отлично».
7.Итог урока.
Учитель: Мы достигли цели урока?
Вы думали, решали, отвечали
И друг другу помогали.
Поработали на пять,
Будем дружно отдыхать!
Спасибо за работу на уроке.
15