Урок литературы и МХК Особенности театра и драматургии Древней Греции: темы, сюжеты, образы.


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема: Особенности театра и драматургии Древней Греции: темы, сюжеты, образы.
Цели:
Обучающая:
1.Дать учащимся представление о театре Древней Греции как государственном институте.
2.Познакомитьучащихся с драматургами Древней Греции: Софоклом, Эврипидом, Аристофаном; рассказать о проблемах, которые пытались решать эти драматурги в своих трагедиях и комедиях ( «Антигона», «Медея», «Лисистрата»).
3.Обратить внимание учащихся на то, что сюжеты древнегреческих мифов и трагедий используются авторами более поздних эпох при создании музыкальных и драматических постановок.
Развивающая:
Развить у детей навыки выразительного чтения, чувство художественного вкуса, обогатить их знания новым материалом.
Воспитательная
1.Привитьинтерес к творчеству древнегреческих драматургов, любовь к театру.
Форма урока: лекция с элементами беседы и демонстрацией презентации и инсценированных диалогов.
Оборудование: Ноутбук, проектор, видеозапись с художественным фильмом « Аргонавты», « Лисистрата»; диски с записью произведений, написанных на сюжеты древнегреческих трагедий, наглядные пособия, маски.
Ход урока:
1Мобилизующий момент.
Учитель формулирует тему урока, настраивая учащихся на творческую работу. Предыдущим уроком был урок, посвященный архитектуре Древней Греции, поэтому целесообразным будет задать следующие вопросы:
1.Пожалуйста, напомните, что позволяло древним грекам строить удивительно красивые храмы?
( система ордеров)
2.Какие виды ордеров вы знаете?
(Дорический, ионический, коринфский)
3.Что же такое ордер?
(Система построения зданий, соотнесенность несущих и несомых частей)
4.В чем особенность каждого из этих ордеров?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель формулирует учащимся цели урока:
1.В общих чертах познакомиться с древнегреческим театром;
2.Узнать о его строении;
3.Поговорить о двух направлениях в драматургии (трагедия, комедия)
4.Познакомиться с жизнью и творчеством драматургов.
5.Поговорить о темах и сюжетах произведений.
Слово учителя:
Итак, каким же он был театр Древней Греции? Само слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелищ». В Афинах ежегодно в период праздника Великих Дионисий проводились такие зрелища. Это было в марте, а позже в январе, в период Леней. Порядок показа определялся по жребию. Выбором постановок занимались городские власти. Именно они предлагали поэту актеров и Хорага - человека, оплачивавшего постановку. Постановщиком был сам поэт. Самый знаменитый театр в Афинах - театр Диониса. Первоначально он был деревянным, а в 4 веке до н.э. был отстроен из камня. Театр состоял из ОРХЕСТРЫ - круглой площадки для выступления танцора, актеров и хора; ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА, ЗДАНИЯ СКЕНЫ.
Словарная работа:
Слайд 1
Орхестра - располагалась в центре театра. В середине орхестры был установлен алтарь Диониса. 2/3 орхестры были окружены зрительным залом. Зал делился на клинья. Первые ряды предназначались самым влиятельным и уважаемым лицам. Театр Диониса вмещал до 17 тысяч зрителей. Зрительный зал отделялся от орхестры небольшим рвом с водой, скорее всего, с целью защиты актеров. На противоположной зрительному залу стороне, за орхестрой, располагалась скена.
Слайд 2
Скена - сценическая постройка с комнатами для переодевания актеров и хранения реквизита. Перед сценой, в проскении выступали актеры. Хор в театре выступал на орхестре.
-Что же особенного в древнегреческом театре?
(Учащиеся вспоминают материал, полученный ими на уроках МХК)
(не было занавеса; костюмы актеров соответствовали характеру постановки: для трагедий - длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, высокие прически, высокие сапоги на толстой кожаной подошве - котурны, маски, передающие характер героя; для комедий - короткие костюмы, накладные животы, горбы и маски).
Театр Древней Греции отличался большим натурализмом (большинство предметов в декорациях было настоящим). Антрактов не было. Могло меняться время и место действия.
Учитель:
Исходя из возможностей театра, драматурги писали свои произведения. Сегодня нам предстоит поговорить о трагедии и комедии.
-Как же появилась и развивалась трагедия?
Сообщение ученика с презентацией.
В трагедии принимали участие актер и хор. Актер делал сообщение хору , обменивался с ним репликами . Хор никогда не покидал орхестры - места действия. А вот актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за сценой действии. Самого действия как такового не было. Актер мог менять свой облик, исполняя в разные свои приходы разные роли. Актер не пел в отличие от хора . Сюжеты первых трагедий брались из мифов. Позже, с развитием греческого общества , государства эти мифы стали переосмысляться . И теперь людей уже интересовали не просто подвиги доблесть , а человеческие страсти и страдания. Но страсти по-прежнему не происходят на глазах у зрителя , о них сообщается через актера , и хор реагирует на эти сообщения песней.
Само слово «трагедия» в дословном переводе означает «козлиную песнь». Такое название она получила, видимо, потому, что свита бога Диониса представлялась козлообразной. Постепенно трагедия становится серьезной , т.к. в ней теперь ставятся вопросы человеческого поведения . Позже роль хора уменьшается, возрастает роль актера, постепенно увеличивается число актеров.
Слово учителя:
Теперь, уже зная, что представляла собой трагедия, зная, что вопросами, которые её интересовали, были вопросы человеческого поведения , нравственности человека, его представления о чувстве и долге и их соотношении, можно говорить о Софокле и Эврипиде. Они творили в V веке. В этом же веке писал и Эсхил . Их произведения были своеобразны . Есть старинная легенда об этих драматургах. 480 год – год Саламинской битвы. Все эти авторы так или иначе связаны с ней . 45-летний Эсхил принимает личное участие в битве с персами за морское могущество Афин. Софокл празднует эту победу в хоре мальчиков на торжестве, а Эврипид только рождается в этом славном году. Давай те же обратимся к Софоклу, самому известному греческому автору.
Сообщение ученика с презентацией
Одной из самых известных трагедий Софокла становится «Антигона» Посмотрим небольшой отрывок из этой трагедии «Спор Антигоны с Исменой)Инсценировка учащихся
Слово учителя:
- Как вы считаете, удалось ли девочкам передать образы Антигоны и Исмены?
- Какой прием использует автор, чтобы раскрыть характер этих героинь?
-Каким законам старается противопоставить Софокл законы царя Креонта?
Слово учителя:
А вот еще один драматург – Эврипид.
Сообщение ученика с презентацией
Девочки подготовили нам отрывок из трагедии «Медея».
(Комментарий к «Медее»).
Инсценировка.
-Итак, как вы считаете, что толкает Медею на убийство?
-Удалось нам передать образ этой героини?
-Скажите, привлекателен ли этот образ?
-Как вы думаете, что заставило Эврипида обратиться к проблемам женщин?
Слово учителя:
Термин «комедия» обозначает песню комоса, т.е. «ватаги гуляк». Этот комос занимается тем, что что-либо прославляет или обвиняет какого-либо гражданина. Официальное признание комедии происходит значительно позже, чем трагедии. Обрядность празднеств Диониса отразилось в сюжетах - чаще всего разыгрывается победа лета над зимой, нового года над старым, мира над войной. Момент «состязания» обязателен. Типичное строение любой древней комедии было следующим: сначала ставится проблема, затем излагается фантастический проект героя, затем даются оценки с показом благого действия этого проекта, затем шествие комоса на пиршество. Действие комедии построено на принципе карнавальной обрядности - переворачивание общественных отношений.
Большое развитие получила комедия в творчестве Аристофана. Его комедии полны политической сатиры. Его творчество приходится на период Пелопонесской войны, против которой возмущено крестьянство. Сюжеты его комедий связаны с темой прекращения войны. Из сорока известных комедий сохранилось 11.
В 411 году он пишет «Лисистрату». В ней рассказывается о выступлении женщин двух противоборствующих сторон с целью принудить мужей заключить мир.
Лисистрата - (греч.) - уничтожающая походы.
Посмотрите отрывок из « Комедии о Лисистрате». Обратите внимание на присутствие масок, на театр, на ступеньках которого происходит действие, на строение комедии: сначала - проблема, затем - фантастический план. (Просмотр отрывка).Обсуждение отрывка учащимися.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.