Конспект урока по окружающему миру Осенние месяцы
Тема урока: Осенние месяцы.
Тип урока: открытие нового знания Форма проведения: урок-исследование Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;
Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;
Сочинять устный рассказ по картине;
Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.
Личностные результаты:
Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, энциклопедия, справочный материал, рисунок годового круга, аудиозапись пьесы Октябрь из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Пластова «Первый снег», кукла из соломы, фотография храма Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М. Ю Новицкая 2 класс, лист самооценки, Рабочая тетрадь 2 класс А.А. Плешаков, М. Ю Новицкая, справочный материал, энциклопедии «Народный месяцеслов» состав. Рыженков Г.Д М. Современник, Ермолов Е.С «Народный сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Ч 1
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья!
2. Актуализация знаний
Учитель: у меня на доске условные обозначения. Для чего они нужны?
-Что такое погода?
Давайте охарактеризуем погоду сегодня.
3. Создание проблемной ситуации
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье – куда не взгляни,
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты! (слайд №1)
Отгадайте загадку:
- Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года» - спросят
Нам ответят ?... Это осень.
Вслед за августом приходит,С листопадом хороводитИ богат он урожаем,Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Королева наша, Осень,У тебя мы дружно спросим:Детям свой секрет открой,Кто слуга тебе второй?(Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,Первым снегом нас пугает?Кто зовёт к нам холода,Знаешь ты? Конечно, да!(Ноябрь)
4. Определение темы
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Осенние месяцы)
-Что бы вы хотели узнать на уроке? (откуда произошли названия осенних месяцев)
5. Этап открытия нового знания
Итак, отправимся в гости к осени.
А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?
Послушайте отрывок из стихотворения.
Какие признаки осени отражены в стихотворении?
Унылая пора…Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок)
Проверим какие осенние месяцы вы знаете
- Выберите названия осенних месяцев
Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники
-Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.
В чём причина происходящих изменений в неживой природе?
6.Выполнение действий по достижению результата.
В старину на Руси у каждого месяца были особые названия. Они были связаны с явлениями живой и неживой природы и с трудом человека. Люди следили, наблюдали и по своим наблюдениям давали названия месяцам.
Давайте попробуем вместе их отгадать, а для этого нам поможет следующее задание. (Работа в группах). Правила работы в группе вы все знаете, но мы еще раз повторим
1.Работать должен каждый на общий результат.
2. Один говорит, другие слушают.
3. Если не понял - переспроси.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
- Соотнесите современные названия месяцев с древнерусскими.
хмуреньдождезвонлистопад
капустник
свадебникгрязниклистогнойполузимникбездорожникПроверка осуществляется по образцу учебника с. 55(поднимите руки те группы, кто выполнил правильно это задание. Остальные не расстраивайтесь, в следующий раз у вас обязательно получитсчя)- Почему октябрь в старину называли КАПУСТНИК, СВАДЕБНИК?
- Давайте проверим - учебник с 56 – 57
- Что интересного вы еще заметили?
Но осень богата не только на народные праздники, но еще и на православные.Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной. Слайд с иконой.
Давайте и мы попробуем перенестись в прошлое на один из капустенских вечеров и заготовить капусту на долгую и холодную зиму.
7. Физкультминутка
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту жмем, жмем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем.
- Какое задание вам понравилось?
- Я предлагаю вам выполнить новое задание, побывать в роли художника. Откроем тетради на с. 37 упр. № 4
8. Включение нового в систему знаний
Собран весь урожай. Пора подумать как сохранить урожай. Вечерами в каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей. В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так друг другу и помогали. За работой песни пели, а в перерывах в игры играли. Вот и повелось на Руси октябрь «капустником» величать. А еще «хлебником» и «свадебником». Посмотрите, вот так праздновали свадьбу. А на свадьбу молодым дарили вот такие куклы. Эти куклы с секретом. Куклы связаны между собой. Одна символизируют мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по- другому называют «Куклы неразлучники». Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остаётся место. Как вы думаете, для чего?
Осень богата на православные праздники. Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд14). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной.
Чтобы быть образованным человеком мы должны знать свои традиции, праздники. Наш город называется Дмитриев – Льговским. 8 число месяца «Листогноя» – религиозный праздник День Дмитрия Солунского по православному календарю празднуют его каждый год. Причем, этот божественный праздник отмечают на протяжении недели, которая называется родительской и традиционно является также поминальной. Этот праздник престольный в нашем городе. Вы можете поинтересоваться у своих бабушек и рассказать нам о нем. 8 число месяца «Листогноя» - это какой месяц?
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Откройте «Рабочую тетрадь» на 36 .
1.Прочитайте задания №1
У кого оно вызвало затруднее, задайте вопросы. (самопроверка. На слайде правильные ответы.
2. Работа с поговорками.
Как мы увидели, в старину у каждого месяца было своё название и не одно. Также народ сложил много загадок пословиц, поговорок об осенних месяцах Собери поговорки. Объясните их смысл.
В ноябре……….. на одном часу и дождь и снег
В сентябре………… ягода одна, и та горькая рябина.
В октябре…………… огонь и в поле, и в избе.
В сентябре…… зима с осенью борется
В октябре…………… и лист на дереве не держится
3. Работа в парах.
Прочитайте задание № 2.
Посовещайтесь с товарищем, если оно у вас вызовет затруднение. Проверим. Прочитайте ответы. (взаимопроверка.)
Какие же выводы вы сделаете.
10. Итог урока
- Какие новые знания открыли?
- Для чего они нужны?
- О чем хотели бы узнать подробней?
- Кто хочет подготовить сообщение по этой теме?
11. Рефлексия учебной деятельности
-Красота осени вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства.
Чтение стихотворения
В ЛЕС ХОДИЛИ ЗА ГРИБАМИ,
НО НАЙТИ ИХ НЕ СМОГЛИ,
А ЗАТО БУКЕТИК МАМЕ
ОЧЕНЬ ЯРКИЙ ПРИНЕСЛИ:
И РЯБИНОВАЯ ГРОЗДЬ,
ЛИСТИК ДУБА-ОН ЗЕЛЁНЫЙ-
РВАТЬ НА ДЕРЕВЕ ПРИШЛОСЬ.
ОТ ЧЕРЁМУХИ ЛИСТОЧКИ-
ЯРКО-КРАСНЫЕ, КАК МАК,
И ЗАСОХШИЕ ЦВЕТОЧКИ-
БЕЗ ЦВЕТОЧКОВ НАМ НИКАК!
МАМА СПРОСИТ О ГРИБОЧКАХ,МЫ-БУКЕТ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ,
НАШЕ ЧУДО ИЗ ЛИСТОЧКОВ
ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ ГРИБОВ!
-Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.
-Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта. (ХОХЛОМА)
Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите красный листик.
-Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый листик.
-Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик.
-Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.
11. Домашнее задание
-Учебник с 57, рабочая тетрадь с 37 задания №3, №5
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь) (слайд№2)