«ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Общество с ограниченной ответственностью
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК
Заместитель директора
по учебной работе
____________ М.А. Федотова
«___» ___________2016 г.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»

Работу выполнила _____________________________________ Т. В. Щербакова
Дополнительная профессиональная образовательная программа
профессиональной переподготовки:
«Педагогика и психология дошкольного образования»
Научный руководитель
должность, учёная степень,
учёное звание ___________________________________________ О.С. Сидорова
Нормоконтролер_________________________________________ О.С. Сидорова
город Краснодар
2016
«ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Пришло время разобраться, какие устройства наиболее эффективны для использования в работе с детьми дошкольного возраста. Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение интерактивных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания обновленной системы образования и процессу реформирования традиционной системы воспитания и обучения дошкольников. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без интерактивных технологий. К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
4. Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет иначе рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20) говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования». Инновационная деятельность в образовательной организации направлена на «разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование интерактивных технологий в детских садах.
Проблема: влияние применяемых современных интерактивных технологий в дошкольной образовательной организации, на развитие познавательной активности и развитие психических процессов детей с ОВЗ.
Объект и предмет исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №27 города Ейска муниципального образования Ейский район. В исследовании принимали участие воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности. Способы применения интерактивных технологий в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: Активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов.
Цель: использование интерактивных технологий для активизации познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
Повышать познавательную активность детей.
Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.
Формировать основы информационной культуры личности
Повышать мотивацию детей во время НОД.
 Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО предполагает наличие интерактивного оборудования. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено компьютерами, интерактивными досками, мультимедийным оборудованием, интерактивным столом.
Интерактивные доски.
Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Интерактивный стол.
Интерактивный стол можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе.
При работе с интерактивным столом педагоги выявили ряд преимуществ:
Работа в команде. Все электронные столы оснащены мультитач экраном, что позволяет ребенку не только использовать сразу две руки, но и играть в команде со своими сверстниками.
Активное вовлечение в обучение. Эргономика детских интерактивных столиков создает комфортную образовательную среду для детей различного возраста. А возможности использования сенсорного столика для игр и обучения, вызывают интерес у детей, без труда привлекая их к образовательному процессу в игровой форме.
Целостное развитие. Специализированные детские программы для развивающих столов обеспечивают всестороннее развитие детей, начиная от познавания окружающей среды и изучения математики и заканчивая развитием логических и музыкальных способностей ребенка.
Инклюзивное образование. Интерактивные столы идеально подходят для детей с особыми потребностями. Работа с аудио-, видео-данными, изображениями, текстами и презентациями позволяет включаться в процесс образования и игр детям с ОВЗ.
К преимуществам интерактивного оборудования в ДОО можно также отнести:
Дети быстро учатся аккуратно обращаться с техникой;
С помощью сенсорного оборудования можно в несколько раз снизить психологический барьер, который очень часто может возникать между ребенком и педагогом или между несколькими детьми. Использовать его очень просто, и для обучения необходимо минимальное количество времени;
Если раньше ребенок не слишком вникал в учебный процесс, то после начала использования интерактивной доски или стола у него появляется заметный интерес. Таким образом, возрастает мотивация детей заниматься и выполнять разнообразные задания педагога;
Есть возможность быстрее найти индивидуальный подход к каждому ребенку, стимулировать самообразование. Ребенок может самостоятельно играть со столом или доской;
Материал воспринимается в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом.
1.1 Интерактивные технологии в образовательном процессе
Интерактивные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин — «компьютерная технология обучения».  Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
При применении информационно-коммуникационных технологий нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания надо ограничивать временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Согласно п.5.7 СанПиН
1.2 Роль педагога в проектировании образовательных интерактивных технологий
Внедрение интерактивных технологий в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль воспитуемого.
Материал для работы с интерактивным оборудованием тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.
Для создания интерактивных игр достаточно владеть элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, практикой работы в Интернете (для поиска изображений и обучающих программ).
Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан  алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
Алгоритм создания интерактивных игр:
определить тему, тип и цель игры;
составить временную структуру  занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
рассматривается целесообразность их применения в  сравнении с традиционными средствами;
отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;
составляется временная развертка (поминутный план) занятия;
из найденного материала собирается презентационная программа.
Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей по методике Елены Анатольевны Стребелевой, мы предположили, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов.
Поэтому мы решили использовать интерактивные технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.
Цель работы: использование интерактивных технологий для активизации познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Задачи:
Повышать познавательную активность детей.
Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.
Формировать основы информационной культуры личности
Повышать мотивацию детей во время НОД.
Для реализации поставленных задач определили основные направления работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста по применению интерактивных технологий:
Первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста (Приложение А).
Использование проектора и экрана для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов во время НОД.
Использование интерактивной доски.
Использование интерактивного стола.
Повторная диагностика уровня познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста.
При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
Этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей;
Этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение;
Этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания, развивают творческие способности, создают благоприятный эмоциональный фон. Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.
Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.
Включение интерактивных игр и упражнений на занятиях формирует у дошкольника стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.
Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление);
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС;
высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей;
данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
Сравнение результатов уровня развития познавательной активности в отношении когнитивного критерия (познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) познавательной активности внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где не проводилось занятий с использование интерактивных технологий не произошло значительных изменений в уровне развития познавательной активности: количество детей с низким с 30% детей (3 чел.) до 10% детей (1 чел.), количество детей со средним уровнем увеличилось с 60% детей (6 чел.) до 80% детей (8 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательной активности осталось неизменным – 10% детей (1 чел.).
В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия с применением интерактивных технологий) произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 30% детей (3 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (10%), средний уровень уменьшился с 50% детей (5 чел.) до 30% детей (3 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10% детей (1 чел.) до 60% детей (6 чел.).
Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» - когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут и пытается найти новое решение.
Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.
После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень познавательной активности значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались без изменений.
Построение занятий с применением ситуаций с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательной активности.
Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной активности являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.
К концу эксперимента эмоциональная вовлеченность и инициативность испытуемых выросла в полтора раза, а целенаправленность – более чем в 2 раза. Примечательно, что более половины детей выразили желание продолжить занятие и вернуться к тем видам познавательной деятельности, которые были включены в формирующий эксперимент. Особенно популярно были занятия с применением интерактивного стола.
Результаты показали, что во время контрольного эксперимента дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальной группе значительно увеличилось число вопросов. Около половины детей задали от 2 до 4 вопросов. Таким образом, формируясь в процессе продуктивной познавательной деятельности, познавательная активность обнаружила себя и в образном плане, требующем воображения и некоторого отрыва от непосредственной ситуации. Полученные изменения познавательной активности проявились и в повседневных отношениях. Воспитатели отмечали, что дети стали больше интересоваться групповыми занятиями, стали собраннее, “повзрослели”. В целом, исследование показало, что специально организованное занятие с применением интерактивных технологий наполняет познавательную деятельность дошкольника новыми ощущениями и позволяет удержать интерес к этой деятельности.
Таким образом, используя различные формы занятий с применением интерактивных технологий, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста. Результаты диагностики развития познавательной активности у детей на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены в таблице
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют.
Эффективность обучения ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, развития познавательных процессов.
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.