ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»
Цели и задачи урока:
Дать начальное представление о технике декупаж.
Совершенствовать эстетическое вкус у учащихся.
Развивать у школьников, умение принимать самостоятельное решение, применять знания на практике.
Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация, дискуссия.
Тип урока: комбинированный.
Необходимые материалы и оборудования: деревянная фоторамка, ножницы, кисти, клеевой пистолет, наждачная бумага, салфетки, бумага для декупажа, палитра, лаки, клей.
Ход урока
Организация начала урока (1-2 мин).
Приветствие.
Отметка отсутствующих
Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин), (Здравствуйте, сегодня наш урок мы посвятим разделу «Декоративно-прикладному искусству» изучим технику декупаж, а также изготовим фоторамку в технике декупаж).
Изложение нового учебного материала (Записывайте тему «Техника декупаж»; Историю техники декупаж; основные материалы и инструменты в декупаже; основные приемы декорирования изделий в технике декупаж;), (приложение 15 мин). [14]
Историю техники декупаж.
Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж.
Закрепление нового учебного материала (10мин), (тест).[6]
Работа по карточкам (упражнения, тесты)
Практическая работа – технологическая карта (40 мин). [5]
Вводный инструктаж (7 мин).
Для изготовления фоторамки нам понадобится: рамка, листы для декупажа, кисточка, клей, краски, лак.
Рамку разбираем и деревянную часть грунтуем белой акриловой краской, первый слой. Второй слой грунтуем цветной краской.
Берем листы для декупажа и ножницы. Аккуратно вырезаем по контуру нужный мотив.
Покрываем рамку клеем ПВА, прикладываем узоры, аккуратно разглаживаем кисточкой, смоченной в клею.
Добавляем к узору дополнительные цветовые акценты.
Чтобы закрепить декор, наносим один или два слоя прозрачного лака.
Техника безопасности.
Работа за своим рабочим местом.
Прежде чем начать работу, приготовить рабочее место.
Рабочее место держать в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи после выполненных действий.
Нельзя брать в рот мелкие детали.
При работе с клеем аккуратнее, при попадании клея на руки и лицо промыть водой.
При работе с ножницами, держать их параллельно столу.
При резке ножницами поворачивать бумагу.
Не оставлять инструменты в раскрытом виде.
Перед началом работы волосы необходимо собрать, чтобы не мешали.
Закончив работу, убирать рабочее место аккуратно.
Критерии оценок при изготовлении фоторамки.
Правильность выполнения фоторамки в технике декупаж;
Оригинальность в изготовлении фоторамки;
Следование техники безопасности;
Оценка «5» предполагает:
Самостоятельность выполнения фоторамки;
Следование инструкции изготовлению фоторамки;
Последовательность и аккуратность в изготовлении фоторамки;
Умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты при изготовлении фоторамки;
Оценка «4» предполагает:
Технология изготовление фоторамки выполнялась в соответствии с указанными требованиями, но есть недочеты;
Правила техники безопасности соблюдались не по всем пунктам;
Незначительное нарушение при изготовлении;
Небрежность в работе;
Оценка «3» предполагает:
Грубые ошибки в технологии изготовлении фоторамки;
Неумение вести самостоятельную работу;
Грубые нарушения в технике безопасности;
Неумение самостоятельно не исправлять ошибки и недочеты, при изготовлении фоторамки;
Неаккуратность, небрежность и незаконченность при изготовлении фоторамки;
Текущий инструктаж.
Проверка подготовки материалов и инструметов для изготовлении фоторамки.
Проверка правильности наложения материала.
Проверка изготовления фоторамки.
Подведение итогов.
Подведение итогов.
По завершению изготовления фоторамки в технике декупаж будет проведен осмотр. Здесь ученики должны сами оценить работу. Проводится анализ ошибок и недочетов, пути их решения. После выставления оценки подводятся итоги работы. Можно задавать вопросы
ученикам для закрепления пройденного материала) (Как пользоваться острыми предметами? Что вы усвоили, на сегодняшнем уроке?).
Задание на дом.
Изготовить любое изделии в технике декупаж .
ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ФОТОРАМКИ
№
П/п
Последовательность выполнения работы
Эскиз рисунка
1.
Для изготовления фоторамки нам понадобится: рамка, листы для декупажа, кисточка, клей, краски, лак.
2.
Рамку разбираем и деревянную часть грунтуем белой акриловой краской, первый слой.
Второй слой грунтуем цветной краской.
3.
Берем листы для декупажа и ножницы. Аккуратно вырезаем по контуру нужный мотив.
4.
Покрываем рамку клеем ПВА, прикладываем узоры, аккуратно разглаживаем кисточкой, смоченной в клею.
5.
Добавляем к узору дополнительные цветовые акценты
6.
Чтобы закрепить декор, наносим один или два слоя прозрачного лака.
КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ НА ТЕМУ «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»
Вопрос: В какой стране возникла техника декупаж?
Германия
Китай
Россия
Франция
Вопрос: Продолжите «Декупаж» - это?
Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;
Вид творчества с использованием спиц и крючка;
Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами.
Вопрос: «Декупаж» в переводе с французского языка означает..?
Разрезать;
Плести;
Рисовать;
Вязать.
Вопрос: Самая популярная техника декупаж?
Тканевая;
Стальная;
Салфеточная;
Цветочная.
Вопрос: Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж»?
Обои;
Салфетка;
Пленка.
Вопрос: Какая краска используется для техники «Декупаж»?
Эмаль;
Акриловая краска;
Акварельная;
Гуашь.
Вопрос: Опишите не сколько основных приемов декорирования изделия в технике декупаж?
Для чего применяют декупаж?
Украшения одежды;
Игры маленьких детей;
Для декора любых поверхностей.
Вопрос: Перечислите основные материалы и инструменты( Не меньше 10)
АНАЛИЗ ПЛАНА – КОНСПЕКТА УРОКА НА ТЕМУ: «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»
Анализ цели и задач урока.
Дать полное представление о технике декупаж. Развивать у школьников умение применять самостоятельное решение, применять знания на практике.
Сформировать знания у учащихся о технике декупаж, чтобы они могли применять знания самостоятельно на практике. Расширить представления, о изготовлении фоторамки в технике декупаж.
Анализ структуры и организации урока.
Данная структура урока соответствует заявленным целям и типу урока т.к. нам урок является, комбинированным включая в себя теорию и практические знания.
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока соблюдается: сначала дается начальное представление о технике декупаж, изложение нового материала по данной теме, закрепление нового учебного материала с помощью карточек заданий, выполнение лабораторной работы – изготовление фоторамки в технике декупаж.
3. Время на данном уроке целесообразно распределяется по всем этапам:
Организация начала урока (2 мин).
Сообщение темы и целей урока (3 мин).
Изложение нового учебного материала (15 мин).
Закрепление нового учебного материала (10 мин).
Практическая работа (40 мин).
Вводный инструктаж (7 мин).
Итоговый инструктаж (7 мин).
Задание на дом (2 мин).
4. Оборудование в кабинете используются рационально: для изготовления фоторамки понадобится хорошо оборудованное рабочее место, то есть парта и удобный стул, материалы и инструменты.
5. Организация начала урока выполняется по всем правилам: сначала приветствие, отметка отсутствующих, затем сообщение темы и цели данного урока. В конце урока подводятся итоги урока.
Анализ содержания урока.
Содержание урока соответствует требованием стандарта: все пункты содержания урока взяты из стандарта.
Логичность изложения на уроке должна быть выдержана: сначала сообщение темы, затем изложение нового материала, затем практическая работа. Все изложения должны быть на достигнутом уровне, должны присутствовать незнакомые слова, Нужно их обязательно объяснить. Например: в данной теме есть понятия как «Кракелюр, структурная паста, салфеточная техника».
Выделение ведущих идей: необходимо записать основные моменты и идеи данной темы, если есть рисунки – можно в рабочую тетрадь для наглядности. Например, можно записать историю техники декупаж, основные приемы декорирования, какой клей используется.
Для того чтобы за мотивировать учеников на активную деятельность, можно использовать на уроке обучающее видео, рассматривать картинки по приготовлению блинов, дать карточки задания – для самостоятельной работы.
Анализ методики проведения урока.
Для данного урока используются метод: рассказ, объяснение. Демонстрация, беседа, показ, наблюдение, дискуссия. Эти методы подходят к теме «Декоративно-прикладного искусства», т.к. для данной темы нужны картинки, для показа изготовления фоторамки, обучающее видео.
2. На данном уроке возможны разные версии изготовления фоторамки, ученики могут спорить о том, какую бумагу лучше использовать, как задикорировать. Учитель должен мнения всех учеников, выслушивать каждую спорящую сторону и сказать как будет лучше, что лучше сделать.
3. Для того, чтобы педагог смог увидеть, как ученики усваивают новый материал он может провести опрос, тест, раздать карточки – задания, по итогам которого педагог может сделать вывод, как ученики усвоили новый материал.
4. Для того, чтобы педагог смог определить как ученики освоили новый материал, он может провести опрос по данной теме, раздать карточки задания ученикам, провести тесты, по которым судить об освоении новой темы.
5. Для того, чтобы урок стал интересным, учеников заинтересовать на данном уроке, педагог может использовать различные средства обучения: наглядные пособия, для того чтобы ученики могли сами изучить какой – то материал, ознакомиться с картинками, для большого разнообразия примеров, и для самостоятельного изучения (доп. материала).
6. Самостоятельная работа учащихся должна проходить под контролем учителя. На такой работе учитель должен рассказать ученикам, что за работу они будут выполнять, как правильно сделать такую работу. Учитель может дать ученикам тесты, картинки – задания, с учетом индивидуальных способностей учеников. Такая работа должна быть понятна учеником, она не должна быть очень трудной для них.
7. Учитель должен объяснять материал урока в среднем темпе речи, т.к. если он будет говорить медленно, ученики ничего не поймут им будет скучно, и они не будут готовы на работу, т.к. данный урок им будет не интересен, если учитель будет говорить слишком быстро ученики не смогут понять тему, разобраться в ней и им будет неинтересно работать. Учитель должен использовать новые термины, должен объяснять их значение ученикам. Также учитель может спрашивать у учеников термины по теме в виде опроса.
Анализ домашнего задания.
1. Для того чтобы ученикам лучше запоминалась тема урока, учитель может дать домашнее задание. Домашнее задание учитель обязательно должен проверять, иначе у учеников пропадет стимул выполнять его. Для того чтобы за мотивировать учеников на выполнении домашнего задания, учитель может ставить оценки, тогда ученики будут за мотивированы на то, что за домашнее задание они смогут получить хорошую оценку. Проверку домашнего задания можно устроить в формате опроса, устроить небольшое тестирование, если это домашнее задание было письменно – можно взять тетради на проверку.
2. Объем домашнего задания не должен быть большим – учитель должен понимать, что у учеников есть еще уроки и им будет сложно справиться со всем объемом материала. Домашнее задание не должно быть очень сложным. Учитель должен учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Когда учитель говорит домашнее задание он должен объяснить как его сделать, должен провести инструктаж для учеников.
3. Учитель должен ставить вопрос: «Зачем я задаю домашнее задание?», у учителя должна быть своя мотивация в постановке домашнего задания, в домашнем задании учитель должен давать вопросы, на которые ученики должны ответить, после чего они должны заполнить данный материал. Учитель должен закрепить все знания, которые он дал на уроке, путем домашнего задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разрабатывая конспект на тему «Техника декупаж» я основывалась на дидактических принципах и требованиях, вытекающих из общих требований к школьному уроку: материал урока должен включать наглядность и понятия, достоверно установленные декоративно-прикладному искусству. Задача урока состояла в том, дать полное представление о технике декупаж. Развивать у школьников умение применять самостоятельное решение, применять знания на практике. Сформировать знания у учащихся о технике декупаж, чтобы они могли применять знания самостоятельно на практике. Расширить представления, о изготовления изделия в технике декупаж. В дальнейшем ученики могли применять свои знания на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика : картины из цветов и листьев / Л.Б. Белецкая. – М. :Эксмо, 2006. – 64 с.
Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М. :Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.
Зайцева, А.А. Декупаж / А.А.Зайцева. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 144 с.
Маркова, Е.А. Флористика : картины из лепестков и листьев / Е.А. Маркова // Школа и производство. – 2006. – №5. – С. 48-56; №6. – С. 46-54.
Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д
ПРИЛОЖЕНИЕ
Декупаж – это оклеивание различных предметов бумажными картинками. Эта техника позволяет украсить любой предмет почти настоящей ручной росписью, причем для этого не нужны способности художника. Дизайнерские вещи, сделанные своими руками и в единственном экземпляре всегда ценились очень высоко. Освоить различные виды дизайна и изготовить какие-либо предметы интерьера можно и самим, т.к. издается специальная литература, выходят телевизионные передачи. Но научиться профессионально какому-либо виду искусства можно только под руководством знающего человека.
История техники декупаж
Декупаж, или как его часто называют салфеточная, вырезковая роспись – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов – с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись.
По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись. У искусства декупажа богатая история, восходящая еще к Средневековью, которая во многом определила и современное разнообразия техник и стилей декорирования.
Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных 15 веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков.
Считается, что именно от них техника декорирования попала в Китай, где с 12 века использовалась для оформления коробок, окон, фонарей и т.п. С открытием торговых путей в Китай декупаж попал и в Европу.
Современные тенденции
Современная мода на декупаж привела к активному развитию техник работы с самыми разными типами предметов, материалами и поверхностями. Кроме классического декупажа на мебели, сегодня его применяют для создания оригинальных подносов и посуды, елочных украшений, шкатулок, упаковок, свечей, шляпок, сумочек, при декоре одежды и аксессуаров и даже для создания эксклюзивных предметов искусства и декора интерьеров.
Сегодня декупаж – это не только работа с твердыми поверхностями, но и тканями, создание трехмерные эффектов. Трансформировались и материалы, с помощью которых создают имитацию росписи – кроме декупажных карт и бумажных вырезок всех мастей, выделилось отдельное течение работы с салфетками, из тканей, принтов и совмещение с объемным декором.
Изменились и декоративные возможности, ведь появились новые средства для создания эффекта состаривания, золочения, патинирования, создания объемного и художественного декупажа, кракелюра и т.д.
Развитие декупажа тесно связано с тенденциями в дизайне интерьеров: он отвечает на запросы и потребности в предметах быта и декоре, наиболее активно развиваются те стили и течения, которые соответствуют самым трендовым интерьерным тенденциям.
Отечественная история этого удивительного и во многом универсального искусства как массового хобби, несмотря на теорию о сибирском происхождении декупажа началась лишь в новом тысячелетии, но темпы развития и распространения настолько велики, что сегодня декупаж стал не только одним из самых распространенных видов творчества, но и вывел нашу страну в число мировых лидеров.
Основные материалы и инструменты
Ножницы. Подбирайте острые, проверяя, чтобы их лезвия двигались свободно. Слишком тугие ножницы будут резать неровно, а слишком слабые – мять бумагу. Лучше иметь несколько пар ножниц с разной длиной и формой лезвий. Мелкие детали удобно вырезать маникюрными ножницами с загнутыми лезвиями.
Кисти.Нужны для работы с клеем, акриловыми красками и лаками. Для работы с клеем лучше подойдут синтетические плоские кисти средней жесткости № 8 или № 10. При помощи плоских полумягких кистей шириной 1–2 см и круглых кистей, которые производятся из верхнего конца волоса пони.
Зубочистки. Пригодятся, чтобы расправить или подвинуть на рабочей поверхности пропитанные клеем детали вырезанной картинки. Прежде чем дотрагиваться до картинки, кончик зубочистки необходимо окунуть в воду.
Ватные палочки. С их помощью с загрунтованной поверхности можно убрать излишки клея. Однако не стоит использовать эти палочки для удаления свежих красок, потеков незастывшего лака или патины.
Мягкая хлопчатобумажнаяткань. Потребуется для изготовления тампонов при проявлении кракелюров. Для этой же цели запаситесь небольшим кусочком ваты или ватными дисками.
Резиновый валик для обоев. Очень удобен при наклеивании на рабочую поверхность картинок, вырезанных из плотной бумаги, или картинок большого размера. Положив картинку на стой клея, ее нужно прокатать резиновым валиком, чтобы не осталось пузырьков воздуха.
Линейка и угольник. Понадобятся для симметричного размещения картинок на декорируемой поверхности.
Мастихин. С помощью этого шпателя можно смешать краски для фона или, например, покрыть поверхность основы краской либо шпаклевкой для достижения объемной фактуры (рис. 25).
Фен. Ускорит процесс работы. Им можно сушить краску, клей, лак, при этом сушка занимает всего лишь минуты (рис. 27).
Клеевой термопистолет. Используется для закрепления на основе зеркал, фурнитуры и различных аксессуаров (рис. 26).
Наждачная бумага.Нужна для зачистки и шлифовки рабочей поверхности. Для работы лучше приобрести несколько листов разной зернистости.
Малярный скотч. Это односторонняя клеящая лента на основе креповой бумаги, используется для формирования четких границ поверхностей при окрашивании или покрытии лаком.
Палитра или фаянсовая тарелка. Нужна для смешивания красок. Лучше использовать белые тарелки, так как на цветной труднее определить получившийся оттенок краски.
Цветная бумага для акварели. Если плотность такой бумаги не превышает 130 г, из нее можно вырезать картинки–силуэты, например для украшения изделия в японском стиле. Можно окрасить в разные цвета и обычную белую бумагу, однако покрывать ее краской можно только после приклеивания.
Бумажные салфетки. Наборы салфеток для декупажа можно купить в магазине художественных товаров.
Листы для декупажа. Это тонкие листы бумаги формата A3 с коллекциями изображений различного размера, имеющих общую тематику.
Клей. Вырезанные из бумаги картинки приклеиваются на любую основу специальным клеем для декупажа. Однако, как показывает практика, его с успехом можно заменить самым обыкновенным клеем ПВА, который к тому же стоит в несколько раз дешевле. Исключение составляет лишь тканевая основа, для которой следует использовать специальный клей для декупажа на ткани.
Лаки. Чтобы подготовить поверхность изделия к работе, а после декорирования защитить от механических повреждений и влажности, рекомендуется использовать акриловый лак. Изготавливается он из нежелтеющих акриловых смол. Его можно приобрести в специализированном художественном магазине или же купить на строительном рынке, подойдут и тот и другой – разница только в цене. Лучше брать матовый или полуглянцевый лак. Такие лаки повышают яркость тонов, и покрытые ими поверхности выглядят очень эффектно.
Основные приемы декорирования в технике декупаж.
Кракелюр и декупаж.
Кракелюр или кракле – один из приемов искусственного состаривания. В зависимости от примененного состава получаются различные трещинки.Смысл кракле в том, что нижний слой как бы взрывает верхний слой и образуются трещины. Трещины можно тонировать художественным битумом, сухим пигментом, масляной краской, сухой пастелью, тенями для век и т.д.
Искусственное состаривание потертостями.
Используются потертости, чтобы создать «вещь с историей». Как будто бы вещи много лет и она бережно передавалась из поколения в поколение или, может, валялась на чердаке и была случайно найдена. Используются очень часто для создания стиля шебби шик.
Искусственное состаривание можно сделать за счет набрызгов.
Набрызги можно сделать с помощью акриловой краски и щетки. Акриловую краску в жидком виде (разведенную с водой или акриловым лаком) наносят на щетку и резким движением (пальцем, ногтем или расческой) разбрызгивают на поверхность изделия.
Создание эффектов структурной пастой.
Можно взять строительную акриловую шпатлевку. Структурная паста необходима для создания тех или иных эффектов. Например, для иллюзии снега на новогодних подарках.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
ACD Systems Digital Imagin
·ЫC
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·"
·
·
·
·
·15