Методические рекомендации Техника Декупаж
Е.Н. Александрова
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Е.Н.Александрова
Декупаж
(методические рекомендации)
Яя 2010
Александрова Е.Н., педагог дополнительного образования
Декупаж: Методические рекомендации – Яя, МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2010 – 31 с.: ил.
Методические рекомендации предназначены для педагогов УДО, а также для самостоятельного занятия декупажем. В них даны практические советы по выбору инструментов и приспособлений, необходимых для работы, по подбору салфеток и описание выполнения некоторых работ.
Содержание
Введение 5
1. История появления техники..6
2.Необходимые материалы...8
3. Инструкции по работе ......................14
4. Этапы создания Вашего шедевра 16
5. Технология изготовления .17
Заключение ...18
Список литературы ...19
Приложение 1 ...20
Приложение 2 ...26
Введение
В наше время невероятно развилась мода на вещи «ручной работы», на уникальные подарки, элементы интерьера и одежды. И вот, поддавшись этому свежему веянию, мы начинаем с досадой обнаруживать, что делать красоту своими руками не всегда получается. Для чего-то не хватает терпения, для чего-то навыков, да и времени маловато, а так хочется лучших, эксклюзивных вещей. Тогда декупаж как раз для Вас! Декупаж – это аппликация, но аппликация особенная – покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Все гораздо проще, чем кажется! Наверное, это самый легкий способ добиться потрясающего результата, создавая уникальные, эффективные предметы своими руками. Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И, собственно, единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
Рис. 1
История появления техники
Слово декупаж в нашей стране еще не широко известно. И появилось оно сравнительно недавно – в прошлом веке. Однако технике декораторского искусства, которую оно обозначает уже не одна сотня лет. Китайские крестьяне украшали свои дома картинами, вырезанными из специальной бумаги еще в XII веке. В немецких источниках XV века упоминается о способе украшения мебели вырезанными картинками. Однако своего расцвета техника эта достигла в XVII веке в Европе и, опять же, благодаря китайцам. В то время в богатых европейских домах была модна лаковая мебель, лампы, шкатулки, сделанные в Китае. Стоили они очень дорого. Венецианские мастера быстро освоили производство «lacca contrafatta» - лаковых подделок. Делались они следующим образом: специально нанятые художники делали копии картин известных мастеров на бумаге. Эти рисунки клеили на мебель или музыкальные инструменты и покрывали лаком до тех пор, пока картинка не сольется с предметом. Количество лаковых слоев достигало 3040. Отличить такие подделки от настоящей китайской лаковой миниатюры было практически невозможно, а стоили они значительно дешевле и пользовались большим спросом. Техника украшения предметов с помощью бумажных коллажей переживала времена расцвета и угасания. В Европе очередная вспышка увлечения этим методом началась тогда, когда богатые дома начали украшать большим количеством росписи. Зажиточные горожане приглашали для росписи стен и мебели художников, а слои победнее имитировали роспись наклеиванием рисунков на бумаге. Так возникло l''arte del povero (искусство для бедных). Впрочем, это тогда подобные изделия считались вещами для бедняков. Сейчас за вещи, выполненные в этой технике, коллекционеры платят огромные деньги. В XVIII - IX веках среди дам высшего света было модным искусство украшения предметов вырезанными из бумаги рисунками. Часто бумагу расписывали сами дамы. Особенно любили в то время украшать таким способом веера и ширмы. Многие из этих «незамысловатых» рукоделий находятся сейчас в музеях. Среди покоренных возможностями этой техники встречаются и знаменитые имена – Мария Антуанетта, мадам Помпадур, лорд Байрон, Матисс, Пикассо – все они с увлечением создавали работы в этой великолепной технике. Собственно термин «декупаж» - от французского «decoupage» -вырезать – возник в XX веке, когда в Европе началась новая волна интереса к подзабытому искусству. Сейчас мода на декупаж распространяется по миру как лесной пожар – быстро и неудержимо. Миллионы людей с упоением режут бумагу и обклеивают ею практически любые предметы. Сотни фирм выпускают салфетки и декупажные карты, лаки и клеи для декупажа на различных предметах. Доступность и простота метода привлекают в ряды декупажа все новых и новых мастеров. Действительно, для того, чтобы сделать самую простую работу, достаточно рисунка на тонкой бумаге, клея и лака. Пара часов работы, и вот перед вами вместо баночки из-под кофе – симпатичная вазочка. Часто в таких работах используются обычные столовые салфетки с рисунком. Поэтому декупаж иногда называют «салфеточной техникой». Однако, это кажущаяся простота. Сыграть на рояле «Собачий вальс» может каждый, но только единицы достигают вершин исполнительского мастерства. Так и в декупаже. Мастера своего дела творят в этой технике настоящие шедевры. Используя в декоре сложные методики создания фонов, старения и облагораживания поверхностей, сочетая декупаж с другими приемами декораторского искусства, они получают изделия, не только не уступающие, но часто и превосходящие по красоте и изысканности вещи, выполненные в более известных техниках. Да и сам декупаж не стоит на месте. Разработаны методы создания изделий с объемным декупажем, техника sospeso trashfrente – декупаж на гибких пластиковых листах. Специально разработанные клеи позволяют делать декупаж на ткани, свечах, фарфоре, пластике и металле так, что изделиями после декупажа можно свободно пользоваться. Чем еще хорош декупаж? В музыке существует понятие «внутреннего слуха» - человек хорошо слышит ноты, но не может правильно их воспроизвести. Такой «внутренний глаз» существует и в изобразительном искусстве. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь нарисовать даже человечка из «огуречика» и палочек. Вот тут-то и выручает декупаж. Рисунок профессионального художника в интерпретации художника «скрытого» может зазвучать по-новому, приобрести иные краски, выразить иное чувство.
Необходимые материалы
Итак, казалось бы, а что можно украсить бумажными салфетками? На самом деле всё, что Вашей душе угодно! Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новую, великолепную, в настоящее произведение искусства. Это могут быть горшки для цветов, посуда, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель, т.д. и т.п. Даже одежда и обувь может быть украшена Вами на свой вкус. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон - любые поверхности поддаются чудесным преобразованиям.
Что нам потребуется?
1. В первую очередь, это конечно, сам объект декупажа. Это может быть все что угодно – цветочный горшок, фарфоровая тарелка, шкатулка, картонная каробка
Иными словами , нет вещи, которую нельзя было бы декорировать с помощью салфеточной техники. Таким способом можно украсить даже одежду и обувь! Здесь главное на чем-то остановиться. Вариантов множество. Очень «просится» декупаж на различные предметы мебели . Можно «обновлять» старую мебель, декорировать необычные бутыли. Конечно, декупаж очень красиво смотрится на деревянной поверхности и часто украшает интерьер кухни: деревянные бочонки для соли и сахара, разделочные доски, хлебницы и т.д.(рис.2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Кисточки Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2см, ей удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины (рис.5). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]13 INCLUDEPICTUR
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Рис 7 Лак для декупажа
Одноэтапный кракелюрный лак на акриловой основе (этот лак после высыхания трескается, создавая эффект "под старину"), двухэтапный кракелюрный набор (Antik I, Antik II, лак с блестками, радужный лак, патинирующие лаки и краски на разных основах (масло и акрил), рис 8)). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рис.8 Виды краски
8. Вспомогательные материалы для обработки поверхности: шкурка для обработки шероховатостей деревянной поверхности, грунтовка и т.п., (если требуется), (рис.9). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.9 Грунтовка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Инструкции по работе:
ВЫРЕЗАНИЕ.
Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами (маникюрными, медицинскими, специальными ножницами для ришелье и гобеленов), для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).
Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
ПРИКЛЕИВАНИЕ
В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, разбавленным обойным клеем, клейстером, лаком для ногтей.
Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком. Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки. Приклеивание следует начинать от середины мотива.
Специальную декупажную бумагу следует перед приклеиванием на минуту замочить в воде и между двумя слоями бумажного полотенца. Мотив в этом случае промазывается с внутренней стороны, прикладывается к предмету, выглаживается кисточкой. Поверху можно еще раз пройтись клеем.
Принтерные распечатки приклеивают, предварительно сбрызнув изображение лаком для волос, для того чтобы не расплывались краски. Если бумага с распечатками достаточно тонкая, то можно клеить яичным белком, без предварительного сбрызгивания.
КРАСКИ
В технике декупажа используются акриловые краски, которые быстро сохнут, легко накладываются и не растворяются водой после высыхания. Можно также использовать специальные краски для декупажа, художественные краски для дерева или металла.
КИСТИ
Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2 см, ею удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик.
ЛАКИРОВАНИЕ.
Когда работа уже покрашена и обклеена, ее надо покрыть завершающими слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.
Лак используем матовый или блестящий, в зависимости от того эффекта, который хотим получить. Лучше использовать акриловый лак. Слоев лака может быть различное количество: от 2 до 40, столько, сколько нужно для того, чтобы картинка слилась с предметом, на котором она наклеена. Деревянные поверхности требуют больше слоев лака, т.к. дерево впитывает в себя первые пару слоев.
Этапы создания вашего шедевра
1. Идея.На этом этапе зарождается проект будущей работы. Выбираются объекты декорирования, материалы и инструменты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]2. Предварительная обработка.На этой стадии Вы проводите обработку поверхности, если это необходимо. Например, не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством. 3. Вырезание узора. Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и потребуется Вам в процессе работы. Итак, вырезаем аккуратно, острыми ножницами. Если рисунок слишком мелкий и тонкий для вырезания, то вырезаем только крупные элементы, а мелкие подрисовываем тонкой кисточкой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]4. Приклеивание.Мотив из салфетки прикладываем на оформляемую поверхность и плоской кисточкой начинаем приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра мотива. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5. Работа красками. Если Вы решили использовать в работе краски, то время настало. Дорисовываем все необходимые элементы, делаем работу завершенной. 6. Покрытие лаком. Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности. 7. Дополнительная обработка. Некоторые поверхности требуют дополнительной обработки. Если рисунок нанесен на текстиль, то необходимо покрыть несколькими слоями лака. После высыхания ткань с рисунком можно осторожно прогладить теплым утюгом через тряпочку.
Техника декупажа позволяет декорировать любые поверхности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заключение
Сколько разных художников и мастеров существует – столько разных есть и техник, так как каждый автор в своем творчестве изыскивает свою технику – уникальную. И если бы все творческие люди рассказали о своих собственных техниках или секретах – могла бы получиться книга человеческой “премудрости” и любой прочитавший хотя бы часть ее, даже не имея таланта - постиг бы науку созидания и, конечно же, научился бы творчески мыслить.
Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь, каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься сделать что-нибудь красивое и желательно полезное. Начинаешь изучать ассортимент магазинов, и понимаешь: вязать сложно, вышивать долго, рисовать не каждый умеет, да и фантазии маловато. Вот тут и спасает декупаж. Европа давно уже заболела этим видом рукоделия, и, похоже, надолго. На волне популярности декупаж ворвался и в нашу страну, и теперь волнует заядлых рукодельниц и новичков.
Так что же такое – декупаж?
Декупаж - это вид прикладного творчества представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий.
Декупаж это еще один способ добавить вашего творческого индивидуального стиля в вашем доме.
Декупаж может заставить предметы вашего интерьера выглядеть так. как-будто они созданы настоящим художником.
Декупаж требует относительно небольших капитальных затрат.
Декупаж можно сделать дома и может быть сделан людьми всех возрастов.
Декупаж можно сделать на чем угодно.
Декупаж можно сделать с помощью практически любой салфетки, картинки, кусочка ткани.
Декупаж делает ваш подарок, предмет, интерьер действительно оригинальным и он будет в единственном экземпляре с частичкой вашей души.
После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.
Список литературы
Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества/Ольга Вешкина. – М.: Эксмо,2008. – 64 с.: ил. – ( Азбука рукоделия).
Приложение 1
Обратный декупаж с применением кракелюрного состава.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Материалы:Стеклянная тарелка,
декупажная карта,
акриловые краски и акриловый лак,
однофазное ср-во для создания кракелюр,
клей пва,
ножницы, кисти,
губка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вырезаем мотив из декупажной карты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стеклянную заготовку обезжириваем с тыльной стороны. для обезжиривания подойдет жидкость для мытья стекол.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наносим клей на вырезанный мотив с лицевой стороны и приклеиваем на заготовку. можно также нанести клей на саму заготовку и приложить мотив. плотно прижимаем и аккуратно расправляем, чтобы не было пузырей и морщинок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Закрашиваем белым акрилом мотив с тылной стороны. делаем это для того чтобы он был ярким и не посерел после нанесения основного фона на тарелку. особенно важно это сделать если фон на вашей тарелке будет темным. достаточно 2-3 слоев акрила.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
После того как акрил на бумажном мотиве высохнет, наносим на стекло однофазное ср-во для создания кракелюров. на мотив клей наносить не надо.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Через пару минут после нанесения кракелюрного лака начинаем наносить на него заранее заготовленный клер. делаем это легко, в одно касание с помощью губки. характер трещин будет зависеть от ширины и направления мазков. очень важно не задевать уже прокрашенные участки, чтобы не нарушить слой лака.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
После нанесения колера для ускорения процесса подсушиваем поверхность феном.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Так выглядит наш промежуточный результат с лицевой стороны.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Теперь на подсушенный слой наносим контрастный колер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Закрашиваем всю поверхность,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
и снова просушиваем феном.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Когда изделие хорошо просохнет (лучше всего на следующий день) закрашиваем фон полностью контрастным по отношению к первым двум слоям цветом. для плотности делаем это в несколько слоев. после просушивания изделия, покрываем его акриловым лаком в два-три слоя для закрепления. просушиваем.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тарелка готова, такую тарелку можно использовать по назначению. Например подавать на ней фрукты, ведь наш декор нанесен на тыльную сторону, тарелку можно споласкивать в прохладной воде, не использовать горячую воду и абразивных моющих средств.
Приложение 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13PAGE 15
13PAGE 141215
"$&jnp
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·