Социально-психологический тренинг Развитие невербальных коммуникативных способностей
Программа социально-психологического тренинга
Развитие невербальных коммуникативных способностей
Синицина И. И.
Пояснительная записка
Главный компонент взаимодействия людей друг с другом – это общение. Не редко люди не могут донести до своего собеседника смысл своих слов и не могут понять, что хочет им сказать другой человек, не говоря уже о понимании языка тела собеседника. Невербальные средства коммуникации несут в себе огромный объем информации, а правильное сочетание невербальных и вербальных средств есть залог успеха в общении между людьми.
Профессор Бердвиссл установил, что словесное общение в беседе занимает около 35%, а 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному – отношение к партнеру по общению.
Умение пользоваться знаниями о невербальных коммуникациях в сочетании с нашими привычными вербальными, поможет нам понять верный смысл сказанный слов собеседника, расположение человека к партнеру, его отношение к ситуации, к теме общения, его искренность слов и т.п.
Именно в тренинге человек, проникнувшись доверием к группе, может активно экспериментировать различные средства общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые средства передачи информации, ощущая при этом психологический комфорт и защищённость. И, пожалуй, самое главное, интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни в обществе.
Цель тренинговой программы: создать необходимые условия для развития невербальных коммуникативных способностей, собственно, развитие невербально коммуникативных способностей и использование навыков в тренинговой группе, далее в реальной жизни.
Задачи тренинговой программы:
Подборка упражнений для тренинговых занятий на:
Умение устанавливать доверительную обстановку при общении с людьми
Умение устанавливать контакт с собеседником
Развитие самоуверенности участников тренинговой группы
Развитие адекватной самооценки участников
Реализация подобранных упражнений в соответствии с планом тренинговой программы
Отработка навыков невербальной коммуникации
Связь опыта с реальной жизнью.
Тренинговая группа может состоять из 5-10 человек подросткового возраста, не зависимо от пола и профессиональной принадлежности.
Технические требования: помещение, где будут проводиться тренинговые занятия, выбирается тренером самостоятельно. Это может быть тихая и спокойная обстановка, в большом или среднем по площади помещении, хорошо освещенном, проветренном, без посторонних запахов, со светлыми стенами, постельных тонов, оборудование в помещении выбирается тренером также самостоятельно, это может быть круглый стол, где участники группы организовывают чаепитие, и многое другое оборудование для совершения групповых ритуалов. Тренинг также возможен на открытом воздухе, например, на природе.
По окончании тренинговых занятий предполагается овладение участниками тренинга знаниями о различных видах невербальных средств общения, умение воспользоваться ими сначала в тренинговой группе, а после и в реальной жизни, умение понимать «язык тела» собеседника.
Структура тренинга
Тренинг-марафон
Длительность тренинга 8 часов (с двумя перерывами по 30 минут).
1 этап (длительность 2 часа 30 мин)
Цель: Знакомство. Установление доверительной атмосферы. Развитие умений устанавливать контакт с человеком. Работа с эмоциональной сферой. Работа с самооценкой.
Пояснения
На начало данного этапа участники знакомятся. Тренером проводится эмоциональный разогрев.
Данный этап является начальным, поэтому основной акцент делается на развитие доверительной атмосферы в тренинговой группе, так как создание такой атмосферы приводит участников к самораскрытию, взаимному раскрепощению и развитие эмпатии друг к другу.
Далее производится работа с начальным этапом интерактивной стороны общения, т.е. установления контакта, как коммуникативного (вербального и невербального), так и аффективного.
Далее проводятся упражнения на работу с эмоциональной сферой каждого из участников, что позволяет раскрепощению в сфер проявлений различных эмоций.
Далее предлагаются упражнения для развития адекватного отношения к себе.
На конец этапа – снятие напряженности (медиация).
Перерыв (30 мин)
2 этап (2 часа 30 мин)
Цель: Развитие уверенности в себе. Развитие вербальной коммуникации, с элементами невербальной.
Пояснения
На начало этапа – разогрев группы.
Производится работа с уверенностью в себе. Активное обсуждение. Далее предлагаются участникам тренинга упражнения на развитие уверенности в себе.
После чего, проходятся упражнение на развитие вербальной коммуникации, где постепенно включается и невербальные средства общения.
На конец – снятие напряженности.
Перерыв (30 мин)
3 этап (2 часа)
Цель: просветить участников об основных средствах невербального общения. Развитие невербальных коммуникативных способностей.
Пояснения
Активный разогрев группы.
Просвещение на тему: «Невербальные средства общения». Какие средства невербального общения популярны среди российского общества и в других странах (наглядное сравнение). Прохождение различных упражнений на развитие невербальных способностей и на понимание «языка тела» собеседника.
Завершение: оставить участникам группы незавершенные гештальты для обдумывания «на досуге».
Обсуждение о полученных эмоциях в процессе тренинга, о его достоинствах и недостатках, пожелания друг другу.
Сценарий тренинга
№
Время
Этап
Задачи
Описание
Применяемый материал
Особые условия
1 этап
(2 часа
30 мин)
2 этап (2 часа 30 мин)
3 этап
(2 часа)
Завершение
5 мин
Знакомство
Познакомить друг с другом участников группы, установить эмоциональный контакт.
Происходит знакомство участников, после чего тренером оглашаются правила тренинговой группы.
·//
·
·//
·
5 мин
Разминка
Разогрев
Эмоциональный разогрев участников.
Раскрепощение.
Возможность почувствовать участниками себя «в своей тарелке»
15 мин
Создание доверительной атмосферы
Создать доверительную атмосферу среди участников группы
Создается уверенность в каждого их участников, прочувствование каждого.
Вербальный контакт
Развить способность вежливого, тактичного подхода к установлению первичного контакта(золу)
На данном этапе производится попытка к вежливому и тактичному установлению контакта с человеком
15 мин
5 – 10 мин
5 мин
5 – 10 мин
5 мин
20-25 мин
15 мин
Невербальный контакт
(Очки)
Эмоциональная сфера
Работа с самооценкой
Снятие напряжения
Разминка
Разогрев
Работа с уверенностью в себе
Развитие уверенности в себе
Вербальная коммуникация с элементами невербальной.
Снятие напряжения
Разминка
Разогрев
Просвещение
Развитие невербальных коммуникативных способностей.
Завершение тренинга
Объяснить участникам о важности невербального контакта в совокупности с вербальным.
Рассказать об основном средстве установления невербального контакта – визуального.
Развитие способности к проявлению эмоций
Изменение представлений о себе как о «плохом человеке».
Снять напряжение, которое могла создаться в процессе данного этапа
Разогреть участников с целью подготовки к дальнейшей работы
Обсудить в чем заключаются наши достоинства в чем мы больше всего уверены
Развитие уверенности в себе
Включение элементов собственных невербальных средств в процесс вербального общения.
Снять напряжение, которое могла создаться в процессе данного этапа.
Разогреть участников с целью подготовки к дальнейшей работы.
Рассказать об основных невербальных средствах общения.
Развитие собственных невербальных коммуникативных способностей. Умение понимать «язык тела» собеседника.
Оставить незавершенный гештальт. Обсуждение тренинга.
Проработать навык установление невербального (визуального) контакта.
«Бесстрашное» демонстрирование своих эмоций (по определенному упражнению)
Самодиагностика самооценки
Сбавить нагрузку, подготовить к дальнейшей работе после перерыва.
Подбодрить участников с помощью активного упражнения
Акцентирование внимания на своих положительных, «сильных» качествах. С целью установления на данный этап уверенности в себе.
Затягивать данное обсуждение не стоит.
Упражнения выбираются при учете личностных качеств участников группы.
Участникам предлагается проконтролировать свое невербальное поведение в процессе общения.
Сбавить нагрузку, подготовить к дальнейшей работе после перерыва.
Подбодрить участников с помощью активного упражнения.
Информация о различных невербальных средствах общения, какую они несут для нас информацию и как правильно, и в каких ситуациях пользоваться ими. Как понимать «язык тела» собеседника.
Используется несколько упражнений для развития и закрепления невербальных коммуникативных способностей
Активное обсуждение о проведенном тренинге: его эффективности или неэффективности, о полученных эмоциях. Пожелания друг другу.
Перечень используемых игр и упражнений
Разминка, разогрев, снятие напряжения
№ 1 Упражнение - медитация
Цель данного упражнения состоит в том, чтобы снять напряжение у участников на определенном этапе занятия.
Время: 5 минут.
Описание: «Представьте песчаную пустыню из сказки об Аладдине и волшебной лампе. По ней медленно плывет караван верблюдов с товарами и дарами. Вы видите, как плавно ступают верблюжьи ноги по песку, вздымая мелкую золотистую песчаную пыль. Медленно раскачиваются на боках верблюдов мешки вправо, влево... Гордо и важно вытянуты шеи верблюдов, и только длинные пряди свисающей шерсти мерно раскачиваются вправо и влево в такт размеренному шагу. Верблюды медленно жуют, их веки с длинными пушистыми ресницами полузакрыты, и кажется, будто они спят на ходу. Твое дыхание становится глубоким и ровным. Наблюдал за караваном, ты успокаиваешься. Сердце бьется ровно, свободно».
(Вачков)
№ 2 Упражнение «Смена позиций»
Цель: снятие напряжение, эмоциональная разрядка.
Время: 5-10 минут.
Описание: Вызывается участник, который решил «рискнуть». Пока вызвавшийся участник находится за дверью или за портьерой, группа меняет позы и позиции. Те, кто стоял, могут сесть, поменяться креслами, замереть в измененных позах. Задача вызвавшегося участника заключается в том, чтобы вернуть каждого члена группы в ту позицию и позу, которую тот занимал первоначально.
В качестве облегчения задания вызвавшийся участник может получить возможность запомнить позиции, в которых находятся члены группы. Кроме того, он может «заказать» фиксированное количество изменений. Как правило, такое упражнение выполняется участниками от одного до трех раз.
марасанов
№ 3 Упражнение «Интересная походка»
Цель: эмоциональный разогрев.
Время: 5-10 минут.
Описание: Участники образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Тренер приглашает желающих в круг, и участники по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2-3 человека.
№ 4 Упражнение «Анекдот про грузина»
Цель: снятие напряжения.
Время: 5 минут.
Описание: Перед вами анекдот, поданный с комментариями.
Приходит грузин с похорон жены. (Сел за стол. Подпер опущенную голову руками.)
Один, совсем один! (с надрывом, отчаянием, с диким горем).
Один, совсем один? (заинтересованно, удивленно, встрепенулся, в глазах появляется блеск).
Один, совсем один!!! (проявляет бурный восторг, вскакивает и пляшет лезгинку).
№ 5 Упражнение «Кто как выглядит»
Цель: эмоциональный разогрев.
Время: 10 минут.
Описание: Участник группы, вызвавшийся рискнуть, прячется за портьеру, за шкаф или за дверь. Надо постараться устроить так, чтобы спрятавшийся имел возможность слышать то, что происходит в группе. После этого ведущий предлагает участникам описать, как выглядит человек, находящийся за портьерой. Ведущий просит вспомнить все во всех подробностях. Он воздерживается от комментариев. Единственное, что позволяет себе ведущий, это повторять только что сказанное, сопровождая повтор вопросом: «Это все?»
Ведущий может также обратиться к стоящему за портьерой Игорю с просьбой внимательно следить за правильностью описаний или с вопросом о том, «как там, не тяжко ли стоять и слушать, что говорят о Вас?»
Если возникает спор между участниками группы о том, как выглядит Игорь, ведущий лишь фиксирует две точки зрения и предлагает дополнить описание новыми подробностями, прекращая таким образом дебаты.
Когда все желающие высказались, прятавшийся участник выходит изза портьеры и делится своими впечатлениями.
В конце обсуждения полезно напомнить то, как большинство участников опасались рискнуть выйти для выполнения этого» номера». Вновь здесь могут быть полезными сравнения ситуаций тренинга и реальной жизни.
№ 6 Упражнение «Восточный рынок»
Цели:
помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;
обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.
Время: 10 мин.
Описание
Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?
(- Крики...
- Запах еды и пряностей...
- Яркость, буйство красок...
- Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже...)
- Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться.
Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у (6:) каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты.
(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)
- Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.
Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена найти и вернуть себе купить все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?
Начали!
Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.
Итоги упражнения:
- Что вам понравилось, а что нет в прошедшей игре?
- Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?
- Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!
Кипнис
№ 7 Упражнение «Десять секунд»
Цели:
снизить/преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;
помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении;
способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;
организовать групповую работу переключением внимания и эмоций участников тренинга на «здесь и теперь».
Время: 5-15 мин.
Описание
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок в течение 10 с.
Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос.
- Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит «почему?» Потому что «счастливые часов не наблюдают...»!
- Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка)
- по длине волос!
- по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье
- по любимому занятию в свободное время!
- по цвету брюк и юбок
- по цвету глаз!
- по настроению, которое вы сейчас испытываете!
Завершение упражнения.
Участники делятся впечатлениями от игры. Что понравилось им в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в «гордом одиночестве», т.е. было оно «гордым» или каким-то абсолютно иным?
Кипнис
Доверие
№ 8 Упражнение «Баюшки-баю»
Цель: создание доверительной атмосферы.
Время: 5-10 минут.
Описание
Все участники образуют полукруг. Один из них встает спиной к остальным в центр полукруга. Все протягивают перед собой руки, на которые выбранный участник опирается. Под музыкальное сопровождение участники передают через прикосновение свое тепло, дружеское отношение к нему.
Ведущий: «Настройтесь на этого человека. Представьте, что это для вас сейчас самый дорогой и близкий человек».
Каждый по очереди или по желанию проходит эту процедуру, получая уверенность в поддержке товарищей.
Вариант: группа образует круг стоящих людей, в центре которого становится один из участников. Он расслабляется и падает в какую-то сторону. Участники группы поддерживают его, и его тело совершает какое-то колебательное движение внутри группы.
№ 9 Упражнение «Согласованные действия»
Цель: создание доверительной атмосферы.
Время: 10 минут.
Описание
Участники разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия: пилку дров; греблю в лодке; перемотку ниток; перетягивание каната; передачу хрустального стакана; парный танец и т.д. Затем обсуждается, у кого получился самый слаженный хороший показ.
№ 10 Упражнение «Гордиев узел»
Цель: создание доверительной атмосферы.
Время: 5 минут.
Описание
«Встаньте, закройте глаза. Руки вытянуты вперед на уровне груди, идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников».
Далее поводится обсуждение, было ли страшно? В чем была уверенность, а в чем нет?
Развитие вербальной коммуникации
№ 11 Упражнение «Сбор фраз для контакта»
Цель: развитие умения спокойно обратиться к незнакомому человеку, установить контакт.
Время: 20-30 минут.
Описание
Для каждого участника нужен чистый лист бумаги, на котором расположена таблица, содержащая две колонки:
Обратиться к незнакомому человеку можно с фразой;
Эта фраза уместна в следующей ситуации.
Группе дается инструкция: «На имеющихся у вас бланках запишите минимум десять фраз, с которыми можно обратиться к незнакомому человеку. Если это обращение уместно только в определенной ситуации, то отметьте, какая это должна быть ситуация в соответствующей графе таблицы. Постарайтесь использовать как жизненные ситуации, так и ситуации, характерные для вашей будущей профессиональной деятельности». Далее идет обсуждение. Каждый участник читает вслух подготовленные фразы. Если участники группы затрудняются с нахождением жизненных ситуаций для контакта, можно воспользоваться какой-либо из приведенных ниже:
На научной конференции участник внимательно читает ваш стендовый доклад;
В сберкассе незнакомец старательно заполняет квитанцию оплаты коммунальных услуг;
К вам на работу устроился новый сотрудник;
В самолете вам досталось место с заинтересовавшим вас человеком.
№ 12 Упражнение «Новая Золушка»
Цель: способность справиться с ситуацией нагнетания напряжения, коммуникабельность, умение расположить к себе, корректное сворачивание контакта, а также выявляются факторы, которые обеспечивают его «схлопывание».
Реквизит карточки для участников.
Время: 30 минут.
Описание
Ведущий: Все мы прекрасно знаем сказку про Золушку. Но послушайте новую историю, которая более подробно рассказывает о событиях, происходящих на сказочном балу. Золушка, получив инструкции от своей крестной феи, прекрасно знала, что должна вернуться в 24 часа. Иначе ее прекрасное платье превратится в лохмотья, карета в тыкву, лошади в мышей, а кучер в крысу. Беседуя с принцем, она поглядывала на часы и видела, что до 24 осталось 10 минут. Золушка вежливо попросила принца принести ей мороженое, а сама быстро направилась к выходу, понимая, что времени еще предостаточно... Но по дороге к выходу ее ожидали непредвиденные обстоятельства. На ее пути возникли: Король, Придворный балетмейстер, Мачеха, Сводная сестра, Представитель местной прессы, который освещает придворную жизнь.
При этом задача Золушки успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени выскочить из дворца.
Ведущий раздает участникам игры карточки с инструкциями для персонажей (см. Приложения).
По завершении игры организуется обсуждение поведения Золушки, анализируются стратегии ее поведения в сложных ситуациях и те способы, благодаря которым разрешались (или не разрешались) конфликты в общении.
Невербальный контакт
№ 13 Упражнение «Камера»
Цель: умение устанавливать и поддерживать визуальный контакт.
Время: 20 минут.
Описание
Одному из участников предлагается побывать в роли видеокамеры, которая должна снимать другого участника (приглашается другой участник).
Упражнение разделено на несколько этапов.
«камера» снимает непосредственно своими глазами (30 сек)
«Камера» снимает в темных очках (30 сек)
«камера» снимает в светлых очках (30 сек)
«камера» снимает без очков вновь. (30 сек)
Примечание: «камера» снимает непосредственно глаза другого участника.
Затем человек, побывавший в роли камеры, должен охарактеризовать свои ощущения.
Эмоциональная сфера
№ 14 Упражнение «Кричалка эмоций»
Цель: развитие умения выражать свои эмоции.
Время: 20-30 минут.
Описание
Правила. Участники садятся в круг. Ведущий или сами игроки придумывают фразу и начинают произносить ее по кругу. При этом каждый следующий игрок должен произносить выбранную фразу со все более нарастающими эмоциями. Игра ведется на интерес, однако можно выводить из игры участников, которые (по общему мнению) не смогли произнести фразу с еще большим эмоциональным накалом. В этом случае последний оставшийся в игре участник объявляется победителем.
Примеры фраз и эмоциональных изменений:
«Оставьте меня в покое» (от легкого раздражения до сильного гнева).
«У меня получилось» (от спокойного утверждения к восторгу).
«Мне страшно» (от спокойного утверждения к ужасу).
«Это так забавно» (от улыбки к безудержному смеху).
«Ты самый лучший» (от дружеского заверения к пламенной любви).
«Я его потерял» (от легкой грусти к безудержному горю).
«Это такая гадость» (от утверждения к отвращению).
Самооценка
№ 15 Упражнение «Я не виновен»
Цель: развитие адекватного отношения к самому себе.
Время: 30-40 минут.
Описание
Ситуация «Он плохой»
Прокурор: должен только попытаться!!! доказать, что виновный плохой. Заранее нужно предупредить прокурора, что оскорбления запрещаются, все обвинения должны быть придуманы, и не связаны с жизнью виновного. Прокурор в итоге должен отказаться от своих обвинений.
Виновный – должен всеми путями доказать что он хороший.
Адвокат – когда виновный попадает в затруднительное положение, и ему нечего сказать, на помощь ему должен прийти адвокат
Судья - деятельность судьи внимательно слушать, ограничивать в высказываниях, и в конце оглашать приговор
След. ситуация (участники меняются ролями)
«Он ничего не может сделать самостоятельно»
Сит.№3 (участники меняются ролями)
«Его никто не любит»
Сит.№ 4
«Он очень скучный»
На каждую ситуацию выделяется по 5 минут. Все должно проходить в очень быстром темпе, поэтому об ограниченном времени следует предупредить участников.
Я – судья.
Хочется сказать, что говоря о самооценки, мы должны помнить, что завышенная самооценка, как и заниженная мешает нам благоприятно взаимодействовать с людьми.
Самоуверенность
№ 16 Упражнение «Никогда не говори Никогда!»
Цели:
развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;
помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;
потренироваться в преодолении внутренних барьеров, страхов перед неизвестностью, зажатости.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: картофель, трубочка для коктейля; куски шнура, бумага и ручки для каждого участника.
Время: 30 минут.
Описание
Сказав себе: «Я никогда не справлюсь с ...», мы заранее настраиваем себя на неуспех, на проигрыш. Подобное самореализующееся пророчество заведомо ограничивает наш творческий потенциал, уменьшает возможности. Умение концентрироваться, заряд оптимизма («Мне это удастся!»), готовность расширить рамки поиска решения проблемы за пределы обычных, банальных выводов – вот что тренирует данное упражнение. Не забудем, что Томас Эдисон провел 10000 неудачных опытов, пока создал электрическую лампочку! Терпение + Вера в успех + Развитое творческое мышление = Победа.
Тренировка этих составляющих и лежит в основе следующих заданий.
Картошка
Показываем команде большую сырую картофелину и трубочку для коктейля. Вопрос: «Можно ли проткнуть картофелину трубочкой за одну секунду?» Выслушав ответы, предлагаем проверить это опытным путем. Трубочка должна пройти через картофелину насквозь!
Решение: как правило, игроки не могут преуспеть в решении задачи и начинают заявлять о невозможности выполнения задания. Однако реально это возможно. Тренер демонстрирует это, взяв трубочку в руки, зажав пальцем отверстие с одной стороны и резким сильным ударом пробив картофелину насквозь! Тонкость заключается не только в резкости и силе удара, но и в том, что, зажав трубочку с одной стороны, мы используем столб воздуха, заполнивший ее и придавший ей определенную жесткость.
Узел
Каждый из участников получает кусок тонкого шнура длиной один метр. Задание таково: взяться за края шнура и, не выпуская из рук концов его, завязать простой узел.
Решение: как правило, решение задачи не дается участникам тренинга с легкостью. Иногда в течение долгого времени они могут биться над поиском ответа и не найти его без вашей подсказки.
Чтобы решить задачу, нужно выйти за рамки привычного хода мысли. Успех – в правильной подготовке до начала игры:
Положите перед собой на стол или на другую ровную поверхность шнур.
Сложите руки крест-накрест, сядьте в позу образцового ученика.
Возьмите из этого положения концы шнура в руки и без труда завяжите простой узел!
№ 17 Упражнение «Опыт уверенного поведения»
Цель: развитие уверенности в себе.
Время: 30-40 минут.
Описание
Упражнение выполняется в круге. Если в группе более десяти участников, она делится на несколько подгрупп по семь человек. Каждый участник кратко описывает ситуацию, в которой он однажды попробовал вести себя уверенно. Речь должна идти просто о попытке как таковой, не обязательно успешной. Далее каждому предлагается рассказать о том, как он представляет себе уверенное поведение. На стенде или доске фиксируются представления участников группы об уверенности.
№ 18 Упражнение «Я – звезда»
Цель: отработка навыков уверенного поведения.
Время: 20 минут.
Описание
Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
Вопросы:
Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
Что схожего между Вами и выбранной звездой?
Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
Где было легче, показывать или отгадывать?
Упражнения на невербальную коммуникацию
№ 19 Упражнение «Вежливость»
Цель: развитие невербального взаимопонимания между людьми, тактичная передача невербальной информации.
Время: 30-40 минут.
Описание
Участники группы садятся в большой полукруг, чтоб друг друга было видно. Каждый участник должен попробовать проиграть это упражнение. Одному участнику дается задание: «Невербально попросить у другого участника что либо, но очень вежливо». Другому участнику предлагается, сделать подарок кому либо, от всей души, как самое дорогое, что у вас есть. Задания можно придумывать самим. Но о своем задании знает только один участник, тот, который будет выполнять игру.
Примерные задания:
«Я очень сильно заболел, у меня болит голова, ты не мог бы дать мне таблетку?»
«я так сильно расстроен, у меня наворачиваются слезы, пожалей меня, пожалуйста?»
« у меня закончилась ручка. Мне нечем писать, ты не мог бы дать мне свою запасную?»
Данное упражнение можно проводить каждое занятие, или через занятие, и желательно, каждый раз по одному игроку в роли ведущего-коммуникатора. Чтобы не произошло повторение изображаемых действий.
№ 20 Упражнение «Копирование»
Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей.
Описание
Участникам раздаются листы со списком различных эмоций (простых). По очереди, каждый участник показывает эту эмоцию, а все за ним повторяют. Потом проходит дискуссия, попытка определить-все ли верно истолковали данную эмоцию. Можно эмоции передавать не только с помощью выражения лица, но и с помощью рук, ног, движений тела. Тренер должен следить за тем, что все за ведущим повторяют.
(сердитый, грустный, слезы, обида; сочувствие и т.п. )
№ 21 Упражнение «Сказка»
Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей.
Время: до часа.
Описание
Ролевая игра
Демонстрация сюжета сказки участниками. Тренер оглашает сказку участникам, и распределяет между ними роли. В игре могут участвовать все. А могут остаться «зрители», кто потом отгадает сказку. Сложность игры в том, что она актеры в этой игре – «немые».
(«курочка ряба» - дед, бабка, курочка, мышка; «красная шапочка» - девочка, волк, бабушка, охотник; «три поросенка» - три поросенка, и волк, «Репка»)
Упражнение можно выполнять через каждое занятие.
№ 22 Упражнение «Важная работа»
Цель: игра предназначена для развития невербальных коммуникативных способностей, умения концентрировать внимания на мимику, жесты, позы и другие невербальные компоненты; взаимопонимание собеседников.
Время: 30 минут.
Описание
Вызываются для игры 2 участника, остальные наблюдающие. Свое задание они выполняют, не произнося слов, с помощью всего своего невербального потенциала. Задание: одному члену из пары предлагается стать врачом, сказать ему, что сейчас придет пациент и будет объяснять, что у него болит, а после врач должен поставить определенный диагноз и назначить лечение. Другому члену пары предлагается стать заказчиком. Он должен объяснить работнику, что он хочет построить сауну, какая она должна быть, в какие сроки – примерно, где должна располагаться (например, в центре города, или в лесу), на сколько человек рассчитана и т.п.
В итоге участники должны понять, что хотят друг от друга разного. Наблюдатели должны оценить , как хорошо была проявлена тактика передачи мысли на невербальном уровне.
Для тренера: члены пары не должны знать о задании своего напарника, но наблюдателям сказать о задании нужно, заранее попросив их сильно не смеяться над парой, чтобы не ввести их в затруднительное положение.
№ 23 Упражнение «Роддом»
Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей.
Время: 20 - 30 минут.
Описание
Играют два человека. Один – только что родившая жена, а другой – верный ее муж. Задача мужа – как можно подробнее расспросить все о ребенке, а задача жены объяснить все это мужу знаками, т.к. толстые двойные стекла больничной палаты не пропускают звуки наружу. Увидите, какие жесты будет делать жена ! Главное – неожиданные и разнообразные вопросы.
№ 24 Упражнение «Повешенье»
Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей.
Время: 20-30 минут.
Описание
Назначаются два добровольца – парень и девушка. Они разводятся в разные комнаты и им объясняются их роли. Парню говорят, что он должен будет войти в комнату, взять стул, и делать вид, что собирается вкрутить лампочку. Ему также сообщается, что его напарница будет ему всячески мешать, но он должен убедить ее, что так надо. Девушке говориться, что ее партнер сейчас будет вешаться, она должна отговорить его от этого. Все это, естественно, должно происходить без слов. Участники запускаются в комнату, где аудитория уже знает оба задания.
№ 25 Упражнение «Три человека у телефона»
Цель: тренировка учения понимать невербальное общение.
Время проведения: 20 мин.
Описание
Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.
Например: один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.
3 основных участника замирают в позе, которая по их мнению наиболее точно передает состояние их героя. Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.
Вопросы для обсуждения:
Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?
Удалось ли угадать примерное содержание разговора?
Какие трудности возникали в ходе игры?
№ 26 Упражнение «Свидание»
Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Время: 20-30 минут.
Описание
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
№ 27 Упражнение «Крокодил»
Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей.
Время: неограниченно, на усмотрение тренера.
Описание
Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.
Обсуждение:
было ли трудно показывать?
как себя чувствовали?
какие чувства возникают по окончанию игры?
№ 28 Упражнение «Передай настроение»
Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей.
Время: 30 минут.
Описание
Участники стоят в кругу. Ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т.д.) и передать его следующему участнику невербально, по кругу. Когда участники передали его по кругу, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
№ 29 Упражнение «Изобрази предмет»
Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Время: 30 минут.
Описание
Тренер движениями рук и тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т.п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т.д.
№ 30 Упражнение «Прыгай, как мячик»
Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей.
Время: неограниченно, на усмотрение тренера.
Описание
Предлагается участникам пофантазировать, представив себя каким-либо неодушевленным предметом из тех, которые они видят перед собой. Начните, скажем, с резинки для волос: сначала потяните резинку, затем дайте ей принять прежнюю форму, сильно растяните, подкиньте в воздух и дайте ей упасть. Пусть участники попробуют повторить движения резинки.
Потом можно перейти к мячику, заводной игрушке, мотку веревки и т.д. Если, поиграв какое-то время, энергии у них не поубавилось, предложите им самим придумать, кем они еще хотели бы стать: ракетами, роботами, снежками, бенгальским огнем и т.д.
На завершение
№ 31 Упражнение «Теплый круг»
Цель: завершение тренинга
Время: 10-20 минут.
Описание
Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся лучше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из вас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, молча, глазами, прощаясь с ним. После того как первый участник пройдет четверых из вас, второй начинает движение вслед за ним и т.д.
№ 32 Упражнение «Похвали себя»
Оборудование: листы бумаги и ручки.
Цель: завершение тренинга
Время: 10-20 минут.
Описание
Участники сидят в общем кругу и получают инструкцию: «Продумайте и запишите: 1) что нового Вы узнали в процессе тренинга?; 2) в чем преодолели себя?; 3) какую новую форму поведения опробовали?; 4) какие новые для себя эмоции испытали?; 5) что уже готовы перенести в реальную жизнь?»
Затем они по очереди хвалятся своими достижениями в тренинговой работе.
Обсуждаются чувства участников.
№ 33 Упражнение «Телеграмма»
Оборудование: листы бумаги и ручки.
Цель: завершение тренинга
Время: 10-20 минут.
Описание
Участники сидят в общем кругу, в руках у каждого чистый лист бумаги и ручка. Инструкция: «Подпишите свой лист и передайте его соседу справа. Теперь перед каждым из Вас лежит телеграмма с именем адресата; текст к ней Вам предстоит написать самим
Передайте лист дальше по кругу. Перед Вами новый адресат и послание к нему. Вы можете продолжить чужую мысль, а можете сочинить свой текст Передавайте лист до тех пор, пока он не вернется к хозяину.»
Обсуждаются чувства участников.
№ 34 Упражнение «Надпись на заборе»
Оборудование: листы бумаги и ручки.
Цель: завершение тренинга
Время: 10-20 минут.
Описание
Участники берут листы чистой бумаги и прикрепляют их себе на спину. Инструкция: «Сейчас у Вас будет возможность написать что-нибудь на заборе со всеми атрибутами данного мероприятия: Вы пишете анонимно, никто никогда не узнает, что это сделали Вы. Берите ручки, находите ближайший забор (лист на спине) и приступайте к делу. Учтите, что это не просто забор, он принадлежит определенному хозяину, поэтому будет здорово, если Ваша надпись будет иметь к нему какое-то отношение.»
Затем каждый зачитывает свой лист.
Обсуждаются чувства участников.
№ 35 Упражнение «Подарки»
Оборудование: Листы бумаги и ручки.
Цель: завершение тренинга
Время: 10-20 минут.
Описание
1 этап. Все участники сидят в кругу. Им дается инструкция: «В кругу этих людей у Вас прошла маленькая жизнь. Вы знаете друг друга гораздо лучше, чем большинство окружающих из внетренинговой жизни. Сейчас Вам предстоит доказать это.
Возьмите листочки по числу членов группы. На каждом из них подпишите имя участника (в том числе и свое), а рядом напишите то, что явилось бы самым ценным подарком для данного человека. Это может быть - конкретная вещь, абстрактное понятие, черта характера и так далее. Подумайте, что реально может сделать его счастливым. Свой листочек оставьте у себя, а остальные раздайте адресатам
Прочитайте полученные сообщения и выберите самый ценный подарок.»
2 этап. Участники оглашают свои списки, а группа пытается отгадать: 1) какой подарок выбран хозяином как самый ценный; 2) кто его подарил; 3) а что этот человек подарил себе сам?
Обсуждаются чувства участников.
Список литературы:
Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. М.: Эксмо, 2007. 416 с. (Образовательный стандарт ХХI).
Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга. - СПб: Речь, 2008. - 320 с.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89, 2004. 128 с. (Действенный тренинг)
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Когито-Центр, 2007. - 93 с.
Ресурсы интернет: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Упражнения:
1, 5, 16 [1];
2 [4];
3, 4, 9-12, 14, 17-18, 23-31 [5];
6, 7 [3];
8 [4];
32-35 [2].
Приложения
Карточки для упр. «Золушка»
Карточка с инструкцией для Золушки
·
«Золушка интеллигентная особа, которая не может себе позволить невежливо общаться с окружающими .Она понимает, что возможно ей еще придется вернуться во дворец...»
Карточка с инструкцией для Короля
·
«Король - преклонного возраста ловелас, который увидел на балу прекрасную незнакомку. Он понимает, что такая красивая, интересная, молодая дама украсит королевскую свиту. Ему не терпится познакомиться с ней поближе»
Карточка с инструкцией для Придворного балетмейстера
·
«Придворный балетмейстер веселый балагур, массовик-затейник, который хочет с помощью Золушки расшевелить скучную жизнь во дворце...»
Карточка с инструкцией для Мачехи
·
«Мачеха хитрая интриганка, которая увидела «на горизонте» опасную конкурентку для своей дочки...»
Карточка с инструкцией для Сводной сестры
·
«Сводная сестра известная модница. Она умирает от зависти, увидев прекрасный наряд Золушки. Ей не терпится разузнать, где все это можно достать...»
Карточка с инструкцией для Представителя местной прессы
·
«Представитель прессы периодически появляется во дворце, на балах для освещения светской жизни. Он понимает, что Золушка может произвести фурор...»
Лекция «Средства невербальной коммуникации»
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
- внешний вид собеседника,
- мимика (выражение лица),
- пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
- вокальные качества голоса,
- его диапазон,
- тональность,
- тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
- темп речи,
- паузы,
- смех и т.д.
Позиции и дистанции:
Расположение лицом к лицу – эта позиция дает возможность к расположению людей друг к другу. Она говорит о приглашении к диалогу, стремлении передать инф-ию, вовлеченность в беседу. Оптимальное расстояние – 1,5-2 метра. Если хотите провести эффективный диалог, то между людьми не должно быть острых углов, мебели.
Поза откинутая назад говорит о том, что ч-к либо устал от разговора или не хочет разговаривать, или не верит в то что говорите. Если ч-к заваливается в начале разговора это говорит о высокомерии, неприязни, нежелании разговаривать вообще.
Если ч-к в процессе разговора наклоняется вперед – это говорит о том, что ч-к хочет продолжить разговор, проявляет интерес, возможно хочет что-то сказать.
Слишком быстрый внезапный наклон нарушает контакт, высказывает болезненное чувство, откидывание назад – резкое – это говорит о том, что происходит отстранение, нежелание воспринимать инф-ию.
Открытая поза свидетельствует об открытости перед инф-ей, восприимчивость – оптимальная поза.
Закрытая поза – скрещивание рук и ног свидетельствует об не воспринимаемости разговора, нежелание говорить.
Выражение лица. Мимика свидетельствует об Эмоц-ом фоне ч-а в процессе коммуникации. Улыбка явл хорошим позитивным стимулом. Натянутая улыбка говорит об чувстве беспокойства или извинения. Улыбка, кот сопровождается приподнятыми бровями – выражает готовность подчиниться или радостное удивление. Улыбка с опущенными бровями когда ч-к понимает превосходство над ним, но в то же время либо ему не нравиться эта ситуация или не согласен с ним. Улыбка с ехидством – ч-к явл наблюдателем ситуации с нехорошими последствиями (злорадство), превосходство над другими. Сдвинутые брови говорят об неодобрении, непринятии. Сжатые челюсти говорят о твердости, уверенности, а также об агрессивном настрое. Открытый рот говорит о. страхе ,восторге, удивлении, когда ч-у очень хочется высказать какие-то чувства.
Мимика и жесты.
Сильно подвижная мимика говорит об оживлении и быстроте смены восприятия полноты внутр переживаний.
Мало подвижная мимика говорит о постоянстве, спокойствии, рассудительности, о контроле своих чувств и эмоций.
Монотонность и редкая смена форм мимики.
Психологическое однообразие.
Слабая импульсивность.
Множество мимических процессов, т.е. это когда наша мимика (раскрыл рот и широко открыл глаза).
Мимические движения:
М агрессивно-наступательная – гнев, злость, жестокость.
М активно-оборонительная – отвращение, непринятие, презрение, ненависть.
М пассивно-оборонительная – покорность, приниженность статуса.
М ориентировочно исследовательской направленности.
М удовольствия и неудовольствия – расслабленные черты лица или наоборот.
Маскировочное выражение лица – сокрытие истинных чувств.
Одним из важных элементов мимики явл взгляд.
Взгляд – это один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую инф-ию о несущем состоянии ч-а.
В разговоре партнер взявший слов в первую очередь немного отводит глаза углубляясь в свои мысли, слушающий наоборот пытается поймать взгляд высказывающего (реакция – если глаза открыты широко – это одобрение, порицание; прищуренные глаза – гнев, несогласие).
Если в процессе разговора зрачки расширены, ч-к заинтересован, если нет – слушающий не до конца верит в то, что вы говорите.
Жесты
Виды жестов:
Указательные.
Подчеркивающие или усиливающие.
Демонстративные.
Касательные.
Произвольные и непроизвольные, как отдельно так и в комплексе, переходящие одно из другого.
Потирание щеки указательным пальцем говорит о том, что слушатель относиться к вам критически, враждебно, не согласен с тем, что вы говорите.
Одежда
Самое главное – соотнесение стиля с соц условиями, соц статусом и ролью.
Красный цвет – носят сильные люди, кот возбудимы, подвижны. Уставший ч-к вряд ли будет надевать одежду красного цвета.
Желтый цвет – носят люди творческого склада ума, витающие в облаках, считается болезненным цветом.
Зеленый цвет – цвет внутр спокойствия, самоуверенности, настойчивости.
Синий цвет – потребность ч-а в стабильности, упорядоченности. Цвет флегматиков.
Коричневый цвет – выбирают люди неуверенные, неустроенные в жизни, много желаний, но не знают как их выполнить, реализовать.
Черны цвет – ч-к немного неуверен в себе, не реализовал какие-то желания, ограниченность возможностей.
Сине-голубые тона и оранжевая гамма говорит об обостренном периоде (нервный срыв и т.д.).
Украшения
Приемлемые в обществе украшения: прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.
Не приемлемые в обществе украш-я: наколка или раскраска, татуировка.
Этикет невербального общения:
Зависит от культуры в кот находитесь.
Убрать резкие движения, нельзя демонстрировать.
Не отставляют палец во время еды или курения.
Нельзя прикрывать рот рукой, когда вы разговариваете.
В процессе разговора нельзя прикасаться к собеседнику.
При фразах «Садитесь, пожалуйста», предложения чего-л. должны быть легкий кивок головы и не резкий взмах руки.
Нельзя с помощью пальцев показывать определенные слова или цифры.
Почесывание и Потирание.
Отводить глаза.
Нельзя скрещивать руки, отклоняясь назад, как бы оценивая разговор и собеседника.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415