Защита программы по вокальному кружку Ассорти на городском конкурсе Учитель года — 2016
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники конкурса и гости. Представляю вашему вниманию образовательную программу вокального кружка «Ассорти»
Слайд 2. Сегодня модернизация российского образования взяла курс на интеграцию дополнительного и общего образования. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами.
Программа вокального кружка «Ассорти» разработана для того чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Слайд 3. Педагогическая целесообразность программы связана с тем, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей всех возрастов занятия в вокальном кружке - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков, координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки.
Слайд 4. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь
Цель программы: создание условий для приобщения учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи вы видите на слайде.
Слайд 5. Новизна данной образовательной программы заключается в том, что создаются условия для формирования у учащихся общеобразовательной школы умения и навыка академического пения во всем его многообразии исполнительских манер. Кроме того, программой предусмотрено изучение и привитие навыка исполнения песен различных жанров. Это народные песни, песни композиторов-классиков, песни современных композиторов, в том числе и зарубежных.
Следует также отметить, что при составлении программы учитывалась специфика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе, которая заключается в том, что он должен вовлекать в круг своей деятельности детей, требующих особого педагогического подхода: это учащиеся «девиантного поведения», детей с ограниченными возможностями здоровья, или детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом задача педагога заключается в том, чтобы увлечь делом, занять досуг, вместе с этим привить любовь к прекрасному.
Слайд 6. Программа рассчитана на 3 года обучения – младшая, средняя и старшая группы.
Составлены отдельные календарно-тематические планы для групповых и индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Таким образом, занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Формы проведения занятий:
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Концерты и выступления.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка и воспитательным планом общеобразовательного учреждения.
Реализация программы направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 7. Содержательная основа программы связана с многообразием индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановостью.
Программа состоит из нескольких разделов.
Раздел Пение как вид музыкальной деятельности предполагает изучение
Строения голосового аппарата.
Гигиены и охраны детского голоса.
Вокально-певческой установки.
Упражнения на дыхание по методике Александры Николаевны Стрельниковой.
Хочу пояснить, что дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод, улучшения и восстановления певческого голоса.
В целом ежедневные занятия по данной методике укрепляют иммунитет, а также повышают умственную и физическую работоспособность.
В разделе Формирование детского голоса главными темами являются:
Звукообразование.
Певческое дыхание.
Дикция и артикуляция.
Речевые игры и упражнения.
Вокальные упражнения.
Раздел Разучивание и исполнение песен включает в себя работу над:
Народной песней, а именно освоение особенностей народных песен и их исполнение сольно, ансамблем и хором. В наш репертуар входят не только русские народные песни, но и татарские и башкирские.
Следующей темой этого раздела являются произведения русских композиторов- классиков и современных отечественных композиторов, проводится работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях композиторов.
Предусмотрены разделы «Игровая деятельность и театрализация»
Слайд 7. Предлагаю прослушать два фрагмента группового и индивидуального выступления.
Слайд 8. Для оценки успешности реализации образовательной программы используется диагностический инструментарий.
Основная цель его: отследить индивидуальное продвижение каждого ребёнка
Используются следующие методы педагогической диагностики:
1. Индивидуальное прослушивание.
2. Наблюдение.
3. Достижения учащихся в освоении различных манер исполнения.
ФОРМОЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ
Для отслеживания индивидуального прогресса каждого ребенка является цветопись.
Красный – высокий уровень
Желтый – средний уровень
Фиолетовый – низкий уровень.
На слайде вы видите результаты диагностики группы в целом, а так же результаты иллюстрирующие индивидуальный прогресс отдельно взятого ребенка. Были определены следующие показатели: выразительное пение, эмоциональность, дикция, звукообразования и диапазон звучания голоса.
Посмотрите на показатель выразительное пение.
Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса.
Показатель Эмоциональность необходим для отслеживания развития голосового аппарата , развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, и интонирования.
Остановлюсь на показателе звукообразование. Это образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Слуховой контроль за звукообразованием.
Одной из важных задач педагога по вокалу является расширение диапазона голосовых возможностей ребенка. Диапазоном звучания голоса считается расстояние от самой низкой до самой высокой ноты, которые может спеть человек. При увеличении диапазона, перед ребенком открываются новые возможности, он может исполнять более сложные песни и развивать свои голосовые данные.
Слайд 9. Таким образом, показателями результативности являются:
Индивидуальный прогресс каждого учащегося по результатам проводимого мониторинга.
Успехи детей, принимающих участие в концертах, конкурсах различных уровней и фестивалях.
Хочу отметить, что в условиях массовой школы сложнее подготовить дипломантов различных конкурсов. Тем не менее, мои воспитанники являются обладателями наград за призовые места в городских конкурсах. Но для меня это не является самоцелью. Самое главное, чтобы ребенок, занимаясь пением как в ансамбле, так и в хоре, развивался эстетически, нравственно и как результат мог реализовать себя в будущем. Выступая на концертах, участвуя в различных конкурсах, ребенок оказывается в ситуации успеха, когда ему аплодирует зрительный зал.
Слайд 10. Оскар Уайльд абсолютно справедливо заметил: "Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся". Его слова стали моим девизом, и педагогическим кредо.
Искусство учит быть гуманными, красивыми в мыслях своих и поступках, порядочными, добрыми и отзывчивыми. Приобщая ребенка к прекрасному, мы строим гармоничный мир будущего.
Спасибо за внимание!