Материалы констатирующего эксперимента.Анкеты. Проективные методики.Результаты защиты проектов.
Приложение № 12.
Материалы констатирующего этапа эксперимента.
Анкеты.
Проективные методики.
Результаты защиты проектов.
Анкета.
«Определение значимости проектов на уроках технологии для учащихся 5 – 11 классов».
Цель:
Оценить значимость проектов на уроках технологии для развития творческой активности.
Отметьте знаком «+» наиболее вероятные для вас ответы:
Творчество;
Самостоятельность;
Техническое творчество;
Практика;
Ничего.
Анкета.
для учащихся 5 класса.
Ваше отношении к уроку технологии.
Цель: Изучение сформированности основных мотивов деятельности учащихся.
Прочитайте вопросы и поставьте знак «+» рядом с наиболее соответствующим вариантом вашего ответа.
Блок 1.
На уроках бывает интересно.
а)всегда; б) иногда; в) никогда;
2) Нравиться учитель.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
3) Нравиться получать хорошие отметки.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
Блок 2.
4) Родители заставляют учиться.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
5) Учу, так как это мой долг.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
6) Предмет полезен для жизни.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
Блок 3.
7) Узнаю много нового.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
8) Заставляет думать.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
9) Получаю удовольствие, работая на уроке.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
10) Легко дается.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
11) С нетерпением жду урока.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
12) Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
Обработка полученных данных.
Результаты анкетирования ученика оцениваются:
всегда – 2 балла.
иногда – 1 балл.
никогда – 0 баллов.
Анкетирование проводится по кн.: Менеджмент в управлении школой. /Под ред. Шамовой Т.И. – М.: 1991.
Методика « Анкетирование» для учащихся 8 – 11 классов.
Цель:
Определить, что и в какой мере является значимым для учащихся в процессе создания проектов на уроках технологии.
Изучить эффективность средств повышения активизации творческой деятельности учащихся.
Диагностика результатов оценки значимости проектов на уроке технологии для развития творческой активности учащихся проводимая по методике «Анкетирование» представляет собой методический прием получения психологической информации с помощью систем вопросов, каждой из которых связан с целью исследования.
Анонимное анкетирование содержит 19 вопросов.
Анкета
для учащихся 8 – 9 классов.
Вам предлагается анкета с целью оценить значимость создания проектов на уроках технологии для развития вашей творческой активности.
Каждому из вас нужно ответить на 19 вопросов, где предусмотрены несколько возможных ответов. Выберите наиболее близкий для вас ответ и отметьте знаком «+».
1.Как вы считаете, чему более всего способствует выполнение проектов:
самостоятельному творчеству;
изучению учебного материала;
применению на практике знаний и умений;
не знаю;
2.Для успешного создания проекта главное:
технический рисунок;
выбор темы практического задания;
изучение литературы по теме;
то, что скажет учитель;
не знаю;
3.Выполнение проекта по схеме эскиз – конструкция – технология – готовое изделие позволяет научиться:
чертить чертеж;
составлять технологическую схему;
самостоятельно проектировать и изготавливать оригинальные изделия;
не знаю;
4.Работа над проектом помогает формировать:
способность к самостоятельному творчеству в разных сферах производства;
умение применять знания на практике;
интерес к информации;
чем – то еще;
5.Чем обусловлен ваш выбор создания проекта?
применение знаний и умений в практической деятельности;
воплощением в жизнь фантазии;
заданием учителя;
чем – то еще;
6.Чему я научилась, создавая проекты на уроках технологии?
работать с незнакомой литературой;
изготавливать изделия;
понимать проект как совершенствование моего самостоятельного творчества;
не знаю;
7.Чем интересно для меня создание проекта?
способствует моему творческому развитию4
ориентирует на выбор профессии;
воплощением идеи в жизнь;
ничем;
8.Преимущество метода проекта в:
самостоятельной деятельности;
создании условий для работы в творческом коллективе;
объединении учащихся по интересам;
не знаю;
9.Чему вас учит проект по техническому творчеству?
умению изобретать новое;
способствует развитию творческой активности;
развивает навыки логического мышления;
не знаю;
10.Влияние на вас проекта по оформлению дизайна дома:
понравилось заниматься дизайном;
возникло желание изменить свою комнату;
задумалась над выбором профессии, связанной с дизайном;
не повлиял никак;
11.Основной мотив выполнения проекта по профессионольному самоопределению:
материальный;
познавательный;
творческий;
престижный;
не знаю;
12.Необходимость создания проекта по предпринимательству связана с:
повышением производительности труда;
организацией самостоятельной творческой деятельности предпринимателя;
получением знаний основ экономики и предпринимательства;
не знаю;
13.Работа, над каким проектом более всего понравилась?
проект по кулинарии;
проект по профессиональному самоопределению;
проект по предпринимательству;
проект по ведению домашнего хозяйства (экономике);
проект по техническому творчеству;
проект по прикладному творчеству;
проект по дизайну;
другая тема…
14.На выбор вашей будущей профессии влияют:
родители;
учителя;
друзья;
книги, фильмы4
жизненные обстоятельства4
интерес;
способности;
проект;
никто;
15.При выполнении проекта вы проявляли:
пассивность;
творческую активность;
ответственность и трудолюбие;
лень;
не знаю;
16.Проектная деятельность:
заинтересовывает в самостоятельной работе;
пригодиться в жизни;
развивает творчество;
учит трудолюбию;
не нужна;
17.Что понравилось в проекте?
содержание заданий;
самостоятельная работа;
возможность творчества;
экономические расчеты;
изготовление изделия;
не знаю;
18.Затруднения при выполнении проекта:
в поиске информации;
оформление проекта;
в самостоятельной работе;
с выбором материалов, оборудования, методов обработки;
выбор идеи;
никакие;
19.Самая интересная часть урока:
объяснение учителя;
обсуждение предложенных учащимися проектов;
создание творческих ролевых, игровых проектов;
не знаю;
Опросник.
Выбор заданий учащимися 8 – 11 классов
Цель: Определить особенности творческой направленности учащихся.
Первая часть опросника включает в себя характеристику интереса к творчеству, вторая – характеристику включиться в творческий процесс.
Учащимся предлагается, ответить на вопросы опросника поставив знак «+» перед одним из возможных ответов.
Интерес к творчеству.
Мне нравятся занимательные занятия.
да; б) когда – как (иногда); в) нет;
Я люблю читать приключенческие и фантастические книги.
а) да; б) когда – как(иногда); в) нет;
1.3 Мне нравятся задачи головоломки.
а) да; б) когда – как (иногда); в) нет;
1.4 Мне нравиться участвовать в различных конкурсах.
а) да; б) когда – как (иногда); в) нет;
2.Стремление включиться в творческий процесс.
2.1 Мне нравится выполнять комплексные задания у которых несколко вариантов решений, смогу выбрать лучшее.
а) да; б) когда – как (иногда); в) нет;
2.2 Когда я встречаю незнакомое слово или незнакомое понятие, я всегда пытаюсь найти его значение.
а) да; б) когда – как (иногда); в) нет;
2.3 Из различных заданий я выбираю трудные и интересные, потому, что люблю рисовать.
а) да; б) когда – как (иногда); в) нет;
2.4 При выполнении задания меня привлекает оригинальный способ решения.
а) да; б) когда – как (иногда); в) нет;
Обработка полученных данных.
Результаты ответов ученика оцениваются:
да – 2 балла; когда – как (иногда) – 1 балл; нет – 0 баллов.
Анкета.
Самооценка ЗУН уроков технологии учащимися 5 – 11 классов.
Цель: Определить умения учащихся оценивать свою деятельность.
Оцените по пятибалльной шкале свои знания, умения и навыки, приобретенные на уроках технологии, поставить знак «+» рядом с вашей оценкой.
1.Свои знания по технологии:
«1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
2.Свои умения и навыки:
«1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
3.Свое владение терминологией речевой культуры:
«1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
4.Отметьте интересные для вас предметы:
- физико – математические ……………… «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- химико-биологические, географические.. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- общественно-исторические,правовые…… «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- литература и языки ………………………. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- прикладные (в том числе технология)….. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
5.Почему по интересу технология занимает такое место?
- люблю творчество ……………………….. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- люблю рукоделие ………………………… «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- помогает выбрать профессию. ………….. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- развивает и расширяет кругозор ……….. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- не интересует ……………………………. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- увлекает проект …………………………. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
6.Как вы думаете, технология пригодиться в вашей жизни?
«1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
7.Чем, по вашему мнению можно повысить интерес к технологии в школе?
- интересными занимательными заданиями…. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- оснащением кабинета… …………………….. «1»; «2; «3»; «4»; «5»;
- творчеством учителя ………………………… «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- проектной деятельностью …………………... «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- ничем………………………………………….. «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
- все равно……………………………………… «1»; «2»; «3»; «4»; «5»;
Методика.
«Выбор любимых занятий на уроках технологии».
Цель: Определить характер интереса ученика, как к содержанию, так и к процессу учения.
Порядок проведения: Учащимся предлагается из перечня занятий выбрать самые любимые, при этом нужно сделать не менее четырех выборов.
Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить влияние учащихся друг на друга.
Перечень занятий.
Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.
Изучать названия терминов на уроке технологии.
Выполнять задания учителя.
Узнавать, кто разработал чертежи.
Самостоятельно составлять кроссворды, задания, вопросы.
Решать задачи по экономике.
Узнавать, почему предмет называется «технология».
Выполнять творческие задания, требующие смекалки ифантазии.
Узнавать новые слова, определения.
слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.
Узнавать о технологических процессах.
Записывать правила по ТБТ.
Обработка данных:
- пункты: 1; 4; 7; 9; 10; 11; - число утверждений, связанных с интересом к содержанию учебной деятельности;
- пункты: 2; 3; 5; 6; 8; 12; - связаны с процессуальной стороной учения;
Каждая группа делиться на подгруппы, отражающие различные уровни содержательной и процессуальной сторон учения.
Привлекает занимательность: п.1; 10;
Факты: п. 9; 11;
Суть явлений: п. 4; 7;
Процесс действий: п. 3; 6;
Поисково-исполнительская: п. 2; 12;
Творческая деятельность: п. 5; 8;
Полученные данные оформляются в форме таблицы.
1.Фактор времени в активизации творческой деятельности учащихся.
Цель: Перераспределение времени урока в пользу самостоятельной работы учащихся ведет к активизации творческой деятельности учащихся.
Динамика уровня увеличения времени на самостоятельную работу учащихся определяется по методике Границкой А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1991.
2.Диагностика уровня обученности учащихся и эффективности работы учителя.
Цель: Сравнить показатели СОУ за 2005 – 2009 г.г. и проследить динамику развития уровня обучаемости учащихся и эффективности работы учителя.
Диагностика уровня обученности учащихся и эффективности работы учителя проводится по методике Третьякова П.И.: Определение уровня обученности учащихся.
3.Сочинение с элементами проективной методики «Как проект повлиял на мою творческую деятельность».
Цель: Показать влияние метода проектирования на творческое развитие учащихся в 8 – 11 классах.
Авторская проективная методика.
4.Диагностика интересов в выборе темы пректа.
Цель: Определить интересы учащихся при выборе тем проектов.
Авторская диагностика интересов учащихся в выборе темы проект
Дисперсия.
i-1nxi=12 i-1N=(x-xi)²=12
x=1Nxi=2 σ=i=1(x-xi)²](N-1)=2,4Среднее арифметическое.
x= x1 +x2+x3+…xn):N медиана = (N + 1):2
или x=i=1n xi/N
№ п.п. Значение показателя Отклонение от
среднего Квадрат
Отклонений
1 1 2 – 1 = +1 1
2 3 2 – 3 = - 1 1
3 3 2 – 3 = - 1 1
4 0 2 – 0 = + 2 4
5 4 2 – 4 = -1 4
6 1 2 – 1 = + 1 1
x=1nxi=12i-1N(x-xi)²=12
x= 1Ni=1xi=2 σ=i-1(x-xi)² /N-1=2,4
σ=[i=1N(x-x1)]:N-1Модель АСО.
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально Учащиеся работают самостоятельно
ИР СР
Обучение
Управление самостоятельной работой
ИР - Индивидуальная работа
СР - Самостоятельная работа
Комплексные многоуровневые задания с адаптацией.
3
2
1
объем
Трудность
1 – уровень коррелирует с оценкой «3»;
2 – уровень коррелирует с оценкой «4»;
3 - уровень коррелирует с оценкой «5».
Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции. Контроль заданий выполняется в трех режимах: СЕ, ВК, КУ.
При выставлении оценки учитывается: качество, правильность выполнения задания и оформление.
Достоинство заданий – полная занятость учащихся, самостоятельный переход от уровня к уровню.
Схемы работы в различных парах.
Статическая пара •----•
Динамическая пара •----• такт 1 • • такт 2 • • такт 3
•----• • • • •Вариационная пара •----• такт 1 • • такт 2 • • такт 3
•----• • • • •Варианты более компактных схем.
Статическая пара
Динамическая пара……..
Вариационная пара……………….
Ориентировачная конкретная модель урока.
Учитель Учащиеся
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
= = = =
СР
ДСР
Условные обозначения:
10мин. Обучение
≡≡≡≡≡≡≡ одновременная работа всех уч-ся.
СР – самостоятельная работа
ДСР – домашняя самостоятельная работа
35мин.
ИР – индивидуальная работа
25мин.
≡≡≡≡≡≡
≡≡≡≡≡≡ Парная устная работа
Переходная структура урока в АСО.
Учитель Учащиеся
Управление Взаимопроверка
Обучение. Инструктаж. Усвоение
Включенный и отключенный контроль Самостоятельная работа
Оптимальная структура в АСО.
Учитель Учащиеся Обучение Усвоение Т
Индивидуальная работа Самостоятельная работа 45-Т
Домашняя самостоятельная
работа 45/2
сетевой план
график -
самоучетаГрафический анализ урока на основе сопоставления со структурой урока в АСО.
Модель урока. Модель урока в АСО.
Учитель Уч-ся
≡≡≡≡≡≡
К = =
Учитель Уч-ся
≡≡≡≡≡≡
= =
К = = = =
≡≡≡≡≡≡≡
15мин. 15мин.
15мин.
30мин.
15мин.
≡≡≡≡≡
≡≡≡≡≡ Парная работа
Обучение
Наблюдение
≡≡≡≡≡ фронтальная работа
= = работа по очереди
Общая модель управления учебным процессом в АСО на уроках
технологии.
устная
информационный цикл творческий цикл
ВК
К
СК
ВСК
ввод
информации
речь
инструкции
к
зада -ниям
усвоение
письменная
ВК
К
СК
ВСК
творчество
упражнения
ВСК
Уровень увеличения затраты времени на самостоятельную работу на уроке.
Уровень увеличения затраты времени на самостоятельную работу учащихся определяется по формуле:
Уу – уровень увеличения затраты времени на самостоятельную работу в процентах.
Ту – время продолжительности урока в минутах.
Тоу – время обучения учителя в минутах.
Расчитываем отводимое учащимися в 5 – 9 классах.
Ууƽкл=Ту5кл-То5кл*100%Ту5кл=45-31,5*10045≈30%Уу6кл=Ту6кл-То6кл)*100%Ту6кл=45-26,5*10045=41%Уу7кл=Ту7кл-То7кл*100%Ту7кл=45-17,5*10045≈61%Уу8кл=Ту8кл-То8кл*100%Ту8кл=45-12,5*10045≈72%Уу9кл=Ту9кл-ТО9кл*100%Ту9кл = 45-10,5*10045≈76%Уровень требований учителя.
1 уровень требований высший: 3 до 36%; 4 до 64%; 5 до 100%.
2 уровень требований средний: 3 до 16%; 4 до 36%; 4 до 64%.
3 уровень требований низший: 3 до 4%; 4 до 16%; 5 до 36%.
Эф1=1*5+0,64*4+0,36*3N=1Эф2=0,64*К5+0,36*К4+0,16*К3N≤0,64Эф3=0,36*К5+0,16*К4+0,04*К3N ≤0,36 элемент:
--0,04-----------------------------------------------------------------------------------------------
различие 16 36 64 100
запоминание; понимание; умение и навыки; перенос .
Таблица №
Анализ итогов учебной деятельности учащихся и эффективности
работы учителя. Начало эксперимента.
Период
обучения класс Число
Уч-ся Число обучающихся на: %
УспеваемостиСред
нийбалл %
КачестваУровеньтребованийЭФ
=
СОУ
5 4 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2005
2006 7А
7Б 11
14 1
2 6
8 4
4 100
100 3,7
3,85 64
71 2сред
2сред 0,57
0,61
2006
2007 8А
8Б 11
14 2
3 5
8 4
3 100
100 3,81
4,0 64
79 2сред
1выс 0,57
0,66
2007
2008 9А
9Б 11
14 3
4 5
8 3
2 100
100 4,0
4,1 72
85 1выс
1выс 0,66
0,70
2006
2007 7А
7Б 10
17 2
4 5
8 3
5 100
100 3,91
3,94 67
70 1выс
1выс 0,63
0,64
2007
2008 8А
8Б 10
17 2
5 6
9 2
3 100
100 4,0
4,1 80
82 1выс
1выс 0,66
0,69
2008
2009 9А
9Б 10
17 2
5 7
10 1
2 100
100 4,08
4,2 90
88 1выс
1выс 0,68
0,71
2009
2010 10м
10д
11 11
14
17 4
5
6 4
7
9 3
2
2 100
100
100 4,1
4,2
4,2 72
71
88 1выс
1выс
1выс 0,69
0,72
0,73
2008
2009 8А
8Б 9
9 2
2 5
5 2
2 100
100 4,0
4,0 78
78 1выс
1выс 0,66
0,66
2009
2010 9А
9Б 9
9 2
2 6
6 1
1 100
100 4,1
4,1 89
89 1выс
1выс 0,69
0,69
2008
2009 7А
7Б
7В 10
16
3 1
3 7
10
2 2
3
1 100
100
100 3,5
4,0
3,7 80
81
66 1выс
1выс
2сред 0,62
0,65
0,55
2009
2010 8А
8Б
8В 10
16
3 1
4
7
9
2 2
3
1 100
100
100 3,9
4,0
3,7 80
81
66 1высв
1выс
1выс 0,62
0,67
0,55
2008
2009 6А
6Б 14
14 3
3 6
7 5
4 100
100 3,9
3,9 64
71 1выс
1выс 0,62
0,63
2009
2010 7А
7Б 14
14 3
3 7
8 4
3 100
100 3,9
4,0 71
66 1выс
1выс 0,64
0,66
2008
2009 5А
5Б
5В 17
11
3 3
1
9
7
2 5
3
1 100
100
100 3,9
3,7
3,7 70
64
66 1выс
1выс
2сред 0,62
0,60
0,55
2009
2010 6А
6Б
6В 17
11
3 4
2 8
6
2 5
3
1 100
100
100 3,9
4,0
3,7 70
72
66 1выс
1выс
2сред 0,64
0,63
0,55
2013
2015 5А
5Б 10
16 1
3 5
9 4
4 100
100 3,7
3,9 60
75 2сред
1выс 0,56
0,64
Таблица №
Анализ итогов учебной деятельности учащихся и эффективность
работы учителя. Конец эксперимента.
Пери
од
обучениякласс Числоуч-ся Число
Обучающихся на: %
УспеваемостиСредний
балл %
КачестваУровень
требованийЭФ
=СОУ
5 4 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2005
2006 7А
7Б 11
14 2
4 6
7 3
3 100
100 3,9
4,0 72
78 1выс
1выс 0,63
0,67
2006
2007 8А
8Б 11
14 3
4 5
8 3
2 100
100 4,0
4,1 72
85 1выс
1выс 0,66
0,70
2007
2008 9А
9Б 11
14 4
5 5
8 2
1 100
100 4,2
4,3 81
92 1выс1выс 0,72
0,75
1 выпуск
2006
2007 7А
7Б 10
17 2
6 7
8 1
3 100
100 4,1
4,2 75
82 1выс
1выс 0,69
0,72
2007
2008 8А
8Б 10
17 3
6 6
9 1
2 100
100 4,2
4,2 90
88 1выс
1выс 0,72
0,73
2008
2009 9А
9Б 10
17 3
6 7
10 1 100
100 4,2
4,3 90
94 1выс
1выс 0,74
0,75
2 выпуск
2009
2010 10
10
11 11
14
17 5
6
7 4
7
10 2
1 100
100
100 4,3
4,4
4,4 82
93
100 1выс
1выс
1выс 0,75
0,77
0,78
2008
2009 8А
8Б 9
9 2
2 6
6 1
1 100
100 4,1
4,1 100
100 1выс
1выс 0,69
0,69
2009
2010 9А
9Б 9
9 3
3 5
5 1
1 100
100 4,2
4,2 89
89 1выс
1выс 0,72
0,72
2008
2009 7А
7Б
7В 10
16
3 2
4 6
9
3 2
3 100
100
100 4,0
4,1
4,0 80
81
100 1выс
1выс
1выс 0,66
0,68
0,64
2009
2010 8А
8Б
8В 10
16
3 2
5 7
9
3 1
2 100
100
100 4,1
4,2
4,0 90
87
64 1выс
1выс
1выс 0,68
0,71
0,64
2008
2009 6А
6Б 14
14 4
4 5
6 5
4 100
100 3,9
4,0 71
78 1выс
1выс 0,64
0,68
2009
2010 7А
7Б 14
14 4
4 6
7 4
3 100
100 4,0
4,1 71
78 1выс
1выс 0,66
0,68
2008
2009 5А
5Б
5В 17
11
3 4
2 9
6
2 4
3
1 100
100
100 4,0
3,9
3,7 75
72
67 1выс
1выс
1выс 0,65
0,63
0,55
2009
2010 6А
6Б
6В 17
11
3 5
3 7
5
3 6
3 100
100
100 4,1
4,1
4,0 70
73
100 1выс
1выс
1выс 0,68
0,66
0,64
2013
2015 5А
5Б 10
16 2
4 5
8 3
4 100
100 3,9
4,0 70
72 1выс
1выс 0,63
0,66