Программа обучения правилам пожарной безопасности для обучающихся 1-11-х классов


ПРОГРАММА
обучения правилам пожарной безопасности
для обучающихся 1-11-х классов







Составитель:
преподаватель-организатор ОБЖ
Юхимчук Г.Л.






2016-2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 150 тысяч пожаров, во время которых погибает более 10 тысяч человек, в том числе около 500 детей.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков.
Работа по противопожарному воспитанию детей в школе осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».
В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Данная программа разработана с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся при личностно ориентированном обучении правилам пожарной безопасности.
Противопожарная учеба и воспитание проводится на всех этапах обучения, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания.
В работе с учащимися необходимо использовать игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих. Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников, на уроках ППБ проводятся игровые занятия, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.
Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряжённостью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным "ЧП", то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряжённости. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится, прежде всего, на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлечением знаний из других учебных дисциплин (например, ОБЖ), выполняет функцию подобной тренировки.
Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить чёткую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности обучающихся, воспитанников. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряет свой стрессовый характер, если обучающийся, воспитанник владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.
Изучение правил пожарной безопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.
Цель: изучение правил пожарной безопасности и мер по защите от огня жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, привитие основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности, привлечение их к предупреждению и тушению пожаров, обучение действиям в условиях пожара и других чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
1. Пропаганда правил пожарной безопасности.
2. Закрепление навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
3. Пропаганда среди детей физической культуры и здорового образа жизни.
Занятия по данной программе проводятся 1 час в месяц. Занятия проводятся классными руководителями на классных часах с приглашением преподавателей-организаторов ОБЖ, работников пожарной охраны. Уровень полученных знаний и умений учащихся контролируется классным руководителем путем проведения тестов, входящих в программу.
Занятия на пожарную тематику направлены на воспитание у обучающихся, воспитанников чувства ответственности за сохранность общественной собственности, обучение их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д.
Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с детьми, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе рисунков и баннеров на противопожарные темы, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ видеофильмов на противопожарную тематику.
В школе планируется приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников пожарной охраны. После встречи-беседы рекомендовано демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Более эмоциональное воздействие на обучающихся, воспитанников оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или повреждённого огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости.
В начале учебного года необходимо ознакомить обучающихся, воспитанников с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной охраны, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара.
Периодически в школе (ежеквартально) проводится показательная учебная эвакуация – совместное пожарно-тактическое учение. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом

при условии, если обучающиеся, воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.

В младшем возрасте у детей мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребёнка, чтобы она приучала его контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребёнку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажжённую плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли её выключить.
Ещё до школы ребенок привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают младшие школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. В первое время школьник ещё не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное принятие ребёнком ценности знания необходимо поддержать и развивать с начала школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета. А ведь огонь всегда привлекал детей любого возраста: маленьких – спички, подростков – костры, старшеклассников – различные опыты. Тем более, что раздел "Пожарная безопасность" неразрывно переплетается и с другими предметами (ОБЖ, химия, физика), и с бытом, и с отдыхом. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно, что ребёнок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:

· Огонь – друг и враг человека;

· Опасность шалости с огнём;

· Спичка – не для игры;

· Безопасный газ;

· Электричество в доме;

· Что делать при пожаре;

· Отчего возникают пожары и их предупреждение;

· Труд пожарных.
При изучении правил пожарной безопасности учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях.
Наиболее верный способ - предупредить "насыщение" предметом состоит в том, чтобы дети получали на внеклассных занятиях и классных часах достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг.
Для проведения занятий в начальной школе можно использовать детскую литературу:

· С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

· Т.Юрмин "Кто плохой?";

· В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";

· И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";

· К.Паустовский "Барсучий нос";

· Е.Хоринская "Спичка-невеличка";

· С.Михалков "Дядя Стёпа";

· Л.Толстой "Пожарные собаки".
Кроме того, необходим показ имеющихся видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?" и т.д.
К завершению периода начального обучения обучающийся, воспитанник должен знать:

· существование явления "пожар", его опасность и последствия;

· источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

· наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

· элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).
Обучающийся, воспитанник должен уметь:

· грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

· сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре свою фамилию и имя, адрес проживания;

· спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

· тушить костёр, выключать электроприбор

Со среднего школьного возраста дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами.
Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период уже следует напомнить о существовании юридических законов и ответственности. Тем более что в этом возрасте, некоторые обучающиеся, воспитанники начинают курить, подражая взрослым, формируются группы подростков-друзей. Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в группах или классах.
Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т.д. Целесообразно на занятиях рассматривать следующие вопросы:
-что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере;
-первичные средства тушения пожаров и их применение;
- действия при обнаружении пожаров;
-пожароопасность веществ и материалов;
- правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе;
-профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров;
-причины и последствия лесных пожаров.
Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т.п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. Пожарный спорт позволяет подростку лучше оценить свои возможности, отвечает его стремлению самоутвердиться, найти свое место в жизни. При планировании и проведении спортивных мероприятий ставится задача ознакомить детей с различными видами спорта, в том числе и пожарного. В период подросткового возраста, связанный с активным освоением социальной позиции, спортивная деятельность может стать важным средством формирования коллективистской направленности личности. И хотя в спортивной деятельности сложнее сформировать мотивы общественной пользы, чем, например, в трудовой или организационной, но и в этой деятельности можно достаточно всесторонне раскрыть взаимосвязи "я и общее дело".

К завершению средней ступени школы обучающийся, воспитанник должен знать:

· пожар как явление;

· основные характеристики горючей среды и источников зажигания;

· общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;

· элементарные способы тушения загораний;

· первичные средства пожаротушения и их возможности;

· ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Обучающийся, воспитанник должен уметь:

· оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;

· пользоваться первичными средствами пожаротушения;

· выполнять требования правил пожарной безопасности;

· проводить работу среди младших по недопущению пожаров.


При обучении правил пожарной безопасности обучающимися старших классов целесообразно использовать имеющийся местный
материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск.
В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. При этом у детей не должно возникнуть желание нарушить требования пожарной безопасности. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации. С целью привлечения детей к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школе рекомендуется создать дружину юных пожарных. В то же время круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее хотя и важной, но все же только частью его жизненного мира. Поэтому эффективность педагогического воздействия зависит не только от степени сплоченности школьного коллектива, но и от того, сумеет ли школа повлиять на свободное общение своих воспитанников и направленность возникающих при этом спонтанных групп. И для того, чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:

· знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;

· понимание, т.е. объяснение, интерпретация, экстраполяция;

· применение полученных знаний;

· анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;

· синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;

· оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;

· навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.
Кроме того, в работе по пожарной безопасности со старшеклассниками необходима и ориентация на выбор ими профессии. Выпускники школ должны твёрдо уяснить, что правила пожарной безопасности необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.
При этом следует учитывать, что противопожарная разъяснительная работа среди школьников должна проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время уроков, так и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Нельзя забывать, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у детей лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.
К завершению образования обучающийся, воспитанник должен знать:

· динамику возникновения, развития и тушения пожара;

· основные свойства горючей среды и источников зажигания;



· физико-химические основы горения;

· пожароопасные свойства основных веществ и материалов;


· причины пожаров и меры профилактики;

· принципы и способы тушения пожаров;

· основные средства пожаротушения;

· требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;

· первичные средства пожаротушения и их возможности;

· боевую работу пожарных подразделений;

· ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.

Обучающийся, воспитанник должен уметь:

· оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;

· оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;

· пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;

· оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара;

· оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.




Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 1-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Огонь – друг и враг человека.
Огонь – одно из самых больших чудес природы. В каких случаях человек использовал огонь. Способы добывания огня человеком. Огонь должен быть под постоянным контролем человека. К чему приводит пожар. Пожар в школе. Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
Пять правил пожарной безопасности.

К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной безопасности. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Правила обращения с открытым огнем в помещении (газовая плита, свечи, печное отопление).

Ноябрь
Как действовать при возникновении пожара в школе. Контроль знаний.
Изучение двух ситуаций: когда можно выйти из школы или когда возможность эвакуации отсутствует.
Основные выходы из здания школы. Порядок эвакуации детей из здания. Пункт сбора на территории школы для проведения переклички. Важность правильных действий при эвакуации.

Декабрь
Безопасный новый год
Новогодние праздники – время повышенной опасности. Меры пожарной безопасности для детей в новогодние праздники. Что нужно делать ученику при обнаружении пожара. Особенности эвакуации детей из помещений с массовым пребыванием (актовых залов, спортзалов).

Январь
Правила безопасного поведения в быту
Меры профилактики причин возникновения пожаров дома, на улице, на даче и т.д.

Февраль
Если в доме начался пожар. Контроль знаний.
Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя делать, если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная ткань (полотенце, простыня, покрывало).

Март
Как правильно покинуть задымленную квартиру
Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры. Последовательность
действий при задымлении квартиры.

Апрель
Знакомство с профессией пожарного
Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения ППБ взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской шалости. Действия при пожаре.

Май
Действия во время грозы, при пожаре в лесу.
Итоговое тестирование.
В какое время года гроза представляет опасность для человека. Какие правила необходимо соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше всего переждать грозу. Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.
Причины возгорания леса. Лес – богатство и благосостояние народа. Взаимосвязь человека с природой. Способы тушения небольшого пожара. Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода (просеки, дороги, зеленый кустарник, речки, наветренная сторона), защита органов дыхания, лица, головы.



Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 2-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Безопасное обращение с электричеством в доме
Правила обращения с электрическими приборами. Какую опасность они могут представлять для человека. Какие электрические приборы у вас дома. Как правильно отключать электрические приборы из сети. Почему нельзя тушить водой загоревшийся телевизор. Что необходимо сделать перед выходом из дома. Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
Что делать, если пожар только начался
Назвать несколько причин возгорания в квартире при отсутствии взрослых. Чем тушить небольшой огонь. Что делать, если огонь потушить не удалось. Как правильно покинуть задымленную квартиру Дальнейшие действия пострадавшего.

Ноябрь
Что делать, если пожар сразу потушить не удалось. Контроль знаний.
Почему и как нужно немедленно покинуть горящее помещение или квартиру. Что необходимо делать прежде, чем покинуть квартиру. Звонок по «01» и встреча пожарной команды. Огнетушитель – обязательная принадлежность имущества людей.

Декабрь
Правила выхода из задымленной квартиры.
Причины возникновения пожара в квартирах. Факторы пожара, опасные для здоровья и жизни человека. Способы защиты от дыма и огня. Что можно использовать для смачивания ткани, если нет воды, а жизни угрожает опасность. Почему нужно плотно закрыть дверь в комнату, где начался пожар. Осторожное использование новогодних пиротехнических устройств и безопасное поведение на новогодних праздниках.

Январь
Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара
Особенности действий жителей верхних этажей при пожаре в доме. Почему опасно выбегать из квартиры, если вы живете на верхних этажах. Защита органов дыхания. В чем состоит опасность пользования лифтом во время пожара. Что нужно сделать с лифтом для спасения других людей.

Февраль
Как правильно позвонить в пожарную охрану. Контроль знаний.
Когда необходимо звонить в пожарную охрану по «01». Как правильно позвонить. Почему нужно ждать у дома приезда пожарной машины. Последовательность действий при возникновении пожара.


Март
Алгоритм действий при пожаре в квартире
Что должна знать пожарная команда для оказания вам помощи при пожаре. Первоочередные действия при пожаре в помещении. Что делать, если заклинило дверь квартиры. Для чего необходимо быстро закрыть окна, форточки, заклеить вытяжное устройство, отключить электричество и газ. Почему нужно плотно закрыть двери в комнаты, облить коридор и двери комнат водой. Предохранение органов дыхания при помощи влажной ткани. Что нельзя делать при пожаре.

Апрель
30 апреля - День пожарной охраны.
Участие в конкурсе общегородском конкурсе поделок на противопожарную тематику. Экскурсии в пожарные депо города.

Май
Летний отдых и пожарная безопасность. Контроль знаний.
Особенности соблюдения ППБ во время летнего отдыха на природе и в сельской местности. Пожароопасные ситуации в деревянном доме. Правила поведения во время грозы в лесу и на водоеме.



Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 3-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
От чего происходят пожары.
Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему курильщика называют «поджигателем». Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
История создания пожарной охраны.
Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно-технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.

Ноябрь
Противопожарный режим в жилом доме. Контроль знаний.
Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.

Декабрь
Безопасное использование бытовой техники.
Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.

Январь
Правила безопасного поведения на кухне.
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.

Февраль
Оказание помощи при ожогах. Контроль знаний.
Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.

Март
Главные причины лесных пожаров.
В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.

Апрель
Правильные действия во время грозы.
Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.

Май
Тестирование.
Контрольный срез знаний и умений.








Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 4-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Пожарная охрана, её назначение и задачи.
Государственная противопожарная служба. Основные задачи государственной противопожарной службы. Где находится служба пожарной охраны? Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. План эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Первичные средства тушения пожара.

Ноябрь
Противопожарный режим в школе.
Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Расположение указателей безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.


Декабрь
Назначение и оборудование пожарного щита.
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита.

Январь
Первичные средства пожаротушения
Что относится к первичным средствам пожаротушения? Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.

Февраль
Что делать, если квартиру покинуть нельзя.
Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.

Март
Причины возгорания телевизора и способы его тушения.
Причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра? Где нельзя устанавливать телевизор. Возгорание телевизора, что делать?

Апрель
Действия при пожаре в доме.
Что делать, если в доме большой пожар? Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте? Действия в ожидании лифтера.


Май
Тестирование.
Игра-соревнование с использованием тестов, загадок.







Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 5-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Основные факторы пожара. Наиболее частые причины пожара.
Понятие опасных факторов пожара. Опасные факторы пожара и их проявление на организм человека. Методы предотвращения опасных факторов на человека. Детская шалость с огнем, неосторожное обращение с огнем, электротехнические причины возникновения пожаров. Печное отопление.

Октябрь
Дружина Юных пожарных.
ДЮП Основные аспекты объединения. Положение о ДЮП. Права и обязанности членов ДЮП.

Ноябрь
Что нельзя делать при пожарах.
Контроль знаний.
Основные ошибки людей при пожаре. Понятие паники и её последствий. Методы предотвращения паники.

Декабрь
Какие горящие предметы нельзя тушить водой.
Классификация пожаров. Принцип горения. Примеры тушения пожаров определенными огнетушащими веществами.

Январь
Правила и способы эвакуации при пожаре.
Порядок вызова пожарной охраны. Порядок эвакуации. Системы оповещения людей о пожаре. Основные способы эвакуации. Порядок переклички детей при эвакуации из здания школы.

Февраль
Наиболее доступные средства тушения огня.
Контроль знаний.
Первичные средства пожаротушения в школе (огнетушители), дома (вода, ткани и т.п.) Особенности применения первичных средств пожаротушения

Март
Причины утечки газа.
Неосторожное обращение с газовыми приборами, плитами. Алгоритм действий при утечке газа..

Апрель
Первая медицинская помощь при отравлении угарным и бытовым газом.
Ожоги и их классификация. Оказание первой помощи при 1 и 2 степени ожогов. Основные приемы оказания первой помощи при отравлении газом.

Май
Тестирование.
Тест.














Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 6-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Место для оборудования кострища.
Основные приемы оборудования кострища. Виды костров. Разведение костров. Как правильно затушить огонь и не допустить повторного возгорания. Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
Способы добывания огня.
Принцип горения. Что может выступать источников горения. Пожарный треугольник. Способы добычи огня в разные эпохи развития человечества.

Ноябрь
Меры пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.
Контроль знаний.
Основные причины возникновения пожаров в учебном классе, мастерских, столовой, актовом зале. Причины быстрого распространения пожара. Профилактика причин возникновения пожара. Порядок совместных действия преподавателя и учеников.

Декабрь
О мерах пожарной безопасности на новогодних каникулах.
Правила поведения на территории микрорайона, в зданиях школ, театров, музеев и т.п. Пожарная безопасность в гостях, квартире, быту.

Январь
Действия при пожаре в палатке.
Порядок действия по эвакуации и предотвращению развития пожара на соседние палатки, в лес, на территорию лесного массива.

Февраль
Как уберечься от поражения молнией.
Контроль знаний.
Классификация молний. Как вести себя на открытом воздухе. Может ли молния блокировать компьютер? Можно ли звонить по мобильному телефону, когда гремит гром? Езда на велосипеде в грозу.

Март
Пожар в автомобиле.
Алгоритм действий при попадании в аварию и возгорании автомобиля

Апрель
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при поражении электрическим током.
Удар электрическим током. Опасность для человека при получении электрического удара. Основные приемы и особенности оказания первой помощи человеку при поражении электрическим током.

Май
Тестирование.
Практическое тестирование: сложение костра, оказание первой помощи при поражении электрическим током с помощью робота-Тренажера Гоша.












Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 7-х классов


Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Порядок создания и организация деятельности дружины юных пожарных.
Основные аспекты создания и организации деятельности дружины юных пожарных. Организация работы в дружине юных пожарных. Основные направления в работе с ДЮП. Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины. Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
Понятие лесного и торфяного пожаров.
история огня. Понятие пожара в разных источниках. Понятие о лесной пожаре. Пирология - наука о лесных пожарах.

Ноябрь
Классификация лесных, торфяных пожаров.
Контроль знаний.
Классификация пожаров и их краткая характеристика. Лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых.

Декабрь
Причины возникновения лесных, торфяных пожаров и их последствия.
Неосторожное обращение с огнем в лесах. Молнии. Аварии т катастрофы.

Январь
Предупреждение лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними.
Профилактика причин возникновения пожаров в лесах. Лесничество. Способы тушения лесных пожаров: водные, наземные, воздушные.

Февраль
Последствия лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними. Контроль знаний.
Нарушение экосистемы. Причинение большого вреда лесным массивам, населенным пунктам, здоровью граждан.

Март
Общие правила наложения повязок.
Виды повязок и способы их наложения.


Апрель
Техника искусственного дыхания и непрямого массажа.
Понятие комы, клинической и биологической смерти. Основные способы непрямого массажа сердца.

Май
Тестирование.
Тестирование проходит в форме практической работы. Тестирование непрямого массажа сердца может проходить с применением робота тренажера «Гоша».












Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 8-х классов


Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Пожары.
Виды пожаров. Техногенные и природные пожары. Причины их развития. Тактика развития пожара в зданиях с массовым пребыванием людей.
Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
Взрывы.
Классификация взрывов по происхождению выделившейся энергии. Опасность взрывов в результате возникшего пожара. Ударная волна – в чем её опасность.

Ноябрь
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Контроль знаний.
Образование взрывоопасности среды, образование в горючей или взрывоопасной среде или внесение в эти среды действующего источника зажигания. Взрыв как высвобождение химической энергии, внутриядерной, механической энергии.

Декабрь
Возможные последствия пожаров и взрывов.

Основные поражающие факторы пожара: непосредственное действие огня на горящий предмет; дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счет облучения
Основные поражающие факторы взрыва: воздушная ударная волна (ВУВ) Осколочные поля, создаваемые летящими обломками разного рода объектов.

Январь
Правила пожарной безопасности в зданиях.
Пожарный треугольник: источник возгорания, горючее вещество, окислитель. Основной принцип обеспечения пожарной безопасности. Методы предотвращения возгорания.

Февраль
Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва.
Контроль знаний.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и взрывами. Правила поведения и способы защиты. Состояние пожарной и взрывобезопасности.

Март
Действия при пожаре в общественном месте.
Порядок действий при пожаре в торговом центра, театре, больнице, спортивном учреждении.

Апрель
Действия при пожаре в общественном транспорте.
Порядок действий при пожаре в автобусе. Чего не стоит делать в такой чрезвычайной ситуации. Правила оповещения служб экстренного реагирования.

Май
Тестирование.
Тестирование .












Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 9-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Требования правил пожарной безопасности к учебным заведениям.
Общие требования пожарной безопасности в здании школы. Требования к путям эвакуации, учебным класса мастерским. Понятие о пожарной сигнализации и системе оповещения в здании школы. Экстренная эвакуация в различных ситуациях (на перемене, уроке или при проведении массовых мероприятий). Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
Пожарная защита населения. Профилактика и её задачи.
Противопожарный режим: правила поведения людей в проекции на пожарную безопасность, правила эксплуатации здания й помещений в проекции на ПБ, правила использования любого электротехнического оборудования. Средства противопожарной защиты: огнетушители, противопожарной водоснабжение, автоматические средства пожаротушения, сигнализации и оповещения людей при пожаре. Профилактические мероприятия: пропаганда, противопожарные инструктажа, беседы. Роль противопожарных рейдов с жильцами на территориях СОТ.

Ноябрь
Права и обязанности граждан по соблюдению ППБ. Контроль знаний.
Основные гарантии и права, закрепленные конституцией РФ, ФЗ № 69 «О Пожарной Безопасности». Обязанность и ответственность граждан РФ: Уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственности.

Декабрь
Экстренная реанимационная помощь.
Понятие ЭРП. Порядок действий при экстренной реанимационной помощи. Практическая отработка реанимационных действия на роботе тренажере «Гоша»

Январь
Средства индивидуальной защиты работников пожарной охраны и членов добровольной дружины.
Средства индивидуальной защиты пожарных.
Средства индивидуальной защиты пожарных .Боевая одежда пожарного. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения Защитный капюшон “Феникс”. Респиратор «Алина-200».

Февраль
Пожарная техника и оборудование.
Назначение, виды и использование пожарно-технического вооружения. Пожарные ручные лестницы. Пожарные рукава и соединительная арматура. Основные пожарные автомобили.

Март
Назначение, виды и практическое применение первичных средств пожаротушения.
Классы пожаров. Виды первичных средств пожаротушения и оборудования. Разновидность огнетушителей. Тактико-технические характеристики огнетушителей. Правила размещения и применения.

Апрель
30 апреля – Всемирный день пожарной охраны
Профессия пожарный. Основные даты в истории пожарного дела в России.

Май
Защита населения от ЧС техногенного характера. Тестирование.
Признаки ЧС техногенного характера. Виды происшествий ЧС с учетом их тяжести. Основные способы защиты населения при ЧС техногенного характера.




Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 10-х классов

Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
Становление пожарного дела
История пожарной охраны. Развитие пожарной охраны в период существования СССР. Роль Российского пожарного общества в развитии пожарной охраны. Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
Основные причины возникновения пожаров.
Статистические данные о пожарах происшедших на территории России за прошлый год. Перечень основных причин возникновения пожаров: неосторожное обращение с огнем, электротехнические причины и т.п.

Ноябрь
План эвакуации людей при пожаре.
Контроль знаний.
Необходимость разработки планы эвакуации при пожаре. Условно-графические обозначения на плане эвакуации. Фотолюминесцентные системы безопасности и их эффективность при эвакуации.

Декабрь
Знаки пожарной безопасности.
Знаки пожарной безопасности: предписывающие, запрещающие и разрешающие. Места их установки в школе и основные значения.

Январь
Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.
Виды автоматической пожарной сигнализации. Система пожарной сигнализации, установленная в здании образовательного учреждения.
Виды систем пожаротушения. Системы пожаротушения установленные в различных здания города.

Февраль
Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Контроль знаний.
Виды ответственности: административная, уголовная и дисциплинарная. Ответственность родителей при возникновении пожара по вине детей.


Март
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре
Последовательность действия при оказании первой помощи. Реанимационные действия, оказание помощи при отравлениях продуктами горения, наложение тугих повязок и жгутов.

Апрель
Всероссийское добровольное пожарное общество.
ФЗ № 100 «О добровольной пожарной охране». Роль добровольной пожарной охраны в тушении пожаров в населенных пунктах, на лесных массивах. Порядок вступления в добровольную пожарную дружину.

Май
Тестирование.
Тестирование .








Тематическое планирование по пожарной безопасности для обучающихся 11-х классов


Месяц
Тема занятия
Содержание темы

Сентябрь
О пожарной безопасности домов повышенной этажности.
Понятие о домах повышенной этажности. Автоматические средства защиты установленные в домах свыше 10 этажей. Противопожарное водоснабжение в коридорах и квартирах жилых домов. Правила эвакуации из домов повышенной этажности. Порядок действия при отсутствии возможности выйти из квартиры. Учебная эвакуация из здания школы.

Октябрь
О пожарной безопасности в зданиях больничных комплексов
Требования пожарной безопасности при размещении больных в зданиях больничных комплексов. Медицинский пост в больнице и его роль в экстренной эвакуации больных из здания. Средства спасения: веревочные канаты, лестницы. Рукава спасения. Средства защиты органов дыхания. Места их размещения.

Ноябрь
О пожарной безопасности в кинотеатрах, в зданиях при проведении массовых мероприятий. Контроль знаний.
Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в помещениях без освещения. Особенности работы систем оповещения при трансляции кинофильмов, проведении спектаклей массовых танцевальных мероприятий. Основные аспекты при выборе действия по эвакуации.

Декабрь
Порядок действий при бытовых чрезвычайных ситуациях
Пожар в соседней квартире, на балконе. Пожар в лифте, во дворе, гараже. Алгоритм действий при тушении горящего человека.

Январь
Порядок действий при пожаре в случае невозможности выхода из горящего здания.
Порядок вызова оперативных служб. Основные способы обозначения места пожара при невозможности вызова пожарной охраны. Правила поведения в закрытом помещении. Использование подручных средств для спасения при пожаре.

Февраль
Психологическое воздействие, ведущее к возникновению паники. Контроль знаний.
Понятие паники. Состояние «Фуги» и «Ступора». Основные профилактические мероприятия, предотвращающие возникновение паники. Основная роль тренировок по эвакуации в исключении паники.

Март
Ситуационная задача: «Пожар в школе»
Рассматриваются темы вызова пожарной охраны, последовательность действий, организация переклички. Способы спасения детей, не вышедших из здания.

Апрель
Пожарно-прикладной спорт в Российской федерации.
История развития. Основные понятия пожарно-прикладного спорта. Виды соревнований.

Май
Тестирование




Тестовые задания
по мерам пожарной безопасности
для обучающихся
1-11 классов.


Цель:
 проверка и пропаганда знаний в области пожарной безопасности; формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности и привлечение внимания.
Тест №1"Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.

1.Как называется профессия человека, который тушит пожары? А. пожарный Б. пожарник В. Спасатель

2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар? А. горючее вещество и восстановитель Б. горючий материал, источник огня или тепла, кислород В. Теплообмен между веществами

3. К поражающим факторам пожара относятся: А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей Б. токсичные продукты горения, высокая температура В. образование облака угарного газа
4. Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в квартире? А. постоянно работающий холодильник Б. неосторожное обращение с пиротехническими изделиями В. зажженные электрические лампочки

5. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после вызова пожарных? А. полицию Б. скорую помощь В. Соседей

6. Какова правильная последовательность действий при быстро распространяющемся пожаре? А. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма Б. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых и сообщить в пожарную охрану В. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя подручные средства.

7. Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону огня? А. мокрым пальто Б. простыней В. плотным одеялом

8. Первичные средства пожаротушения используют: А. для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения Б. для тушения большого пожара В. для локализации стихийного бедствия природного характера

Ключ к тесту №1"Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.
1
2
3
4
5
6
7
8

А
Б
Б
А, Б
В
Б
А
А




Тест №2"Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.

1. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие действия? А. включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу Б. перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям, позвонить родителям или в аварийную служу В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ.
2. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы? А. пеной Б. песком В. Водой
3. Каким должно быть место для разведения костра? А. удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного источника Б. в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого оберегает его от попадания дождя или снега В. место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, веток и обложить камешками.
4. Что запрещается делать при разведении костра? А. разводить костер на торфяных болотах Б. использовать для костра сухостой В. оставлять дежурить возле костра менее трех человек
5. Пассажирам общественного транспорта запрещается перевозить: А. габаритные грузы Б. легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества В. тяжелые грузы
6. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду? А. направить на него струю огнетушителя Б. повалить человека на землю и накрыть платной тканью В. сорвать с него одежду.
7. Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку? А. дровами Б. углем В. легковоспламеняющимися жидкостями
8. Для чего белят дымовые трубы печного отопления?
А. чтобы были видны трещины и повреждения Б. для красоты В. для улучшения тяги

Тест №2"Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.
1
2
3
4
5
6
7
8

Б
В
В
А
Б
Б
В
А



Тест№3 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.

1. При движении поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать? А. пойдете по соседним купе и будете сообщать пассажирам Б. сообщите проводнику, соберете вещи и будете  ждать дальнейших указаний в купе В. дернете за рукоятку стоп-крана
2. Какие условия способствуют распространению пожара? А. отсутствие естественного освещения Б. отсутствие проемов (окна и двери) для удаления продуктов горения В. отсутствие или неисправность средств пожаротушения
3. При возникновении пожара вам нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м этаже.  Вы: А. воспользуетесь лифтом Б. спуститесь по внешним пожарным лестницам В. прикрывая дыхательные органы рукой, выйдете через подъезд
4. Вернувшись с прогулки, вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное задымление. Ваши дальнейшие действия? А. войдете в квартиру и будете искать источник задымления Б. откроете окна, чтобы проверить квартиру В. плотно закроете дверь и вызовете пожарных
5.Если вы обнаружили возгорание в кабинете школы, то:
А. попробуете потушить его имеющимися средствами;
Б. немедленно покинете кабинет, известите о возгорании работника школы;
В. будете наблюдать, не прекратится ли оно само собой.

6.Что следует делать при пожаре в здании в 1-ю очередь:
А. оповестить о пожаре людей, находящихся в здании
Б. сообщить о пожаре по телефону 01
В. попробовать потушить пожар подручными средствами
7. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
А.   Залить телевизор водой
Б.   Позвать кого-нибудь на помощь
В.   Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных
Г.  Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01 или 112

8.В каких  произведениях говорится  о пожаре?
А. «Лев и собачка». Л.Н. Толстой.
Б. «Путаница». К.И. Чуковский.
В. «Фантазёры». Н.Н. Носов.
Г. «Как огонь воду замуж взял». Е.А. Пермяк.

Тест№3 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.

1
2
3
4
5
6
7
8

Б
В
Б
В
Б
Б
Г
Г






Тест №4 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.

1. Выберите предметы, с которыми можно безопасно играть.
А) бенгальские свечи;
Б) плюшевый медвежонок;
В) спички;
Г) деревянный кубик;
Д) зажигалка;
2. Выберите предметы, неправильное обращение с которыми может привести к пожару.
А) электроутюг;
Б) электрический фонарик;
В) настольная лампа;
Г) радиоприёмник на батарейках;
Д) ёлочные игрушки;
3. Если в доме отключили электричество, чем наиболее безопасно можно воспользоваться для освещения?
А) спичками;
Б) свечой;
В) зажигалкой;
Г) электрическим фонариком.
4.Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны?
А) бензин;
Б) клей резиновый;
В) сок яблочный;
5. Какие надписи предупреждают о безопасности?
А) «Вход воспрещен!»;
Б) «Не курить!»;
В) «Берегись автомобиля»;
Г) «Огнеопасно».
6. Где можно сушить бельё?
А) над газовой плитой;
Б) рядом с газовой плитой;
В) на балконе.
7. Какие из предложений являются правилами пожарной безопасности?
А) нельзя оставлять включёнными электроприборы без присмотра;
Б) отключили электричество, у тебя нет фонарика, воспользуйся свечёй;
В) нельзя разжигать костёр, используя керосин;
Г) использованные баллончики из-под дезодорантов можно сжигать;
Д) если тебе нужно срочно идти, но твоя обувь мокрая, высуши её у плиты.
8. Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой?
А) кресло;
Б) включённый в сеть телевизор;
В) жир на сковороде.
9. При возникновении пожара ты наберёшь номер телефона «01» и расскажешь:
А) как тебе страшно;
Б) как начался пожар;
В) что горит, адрес, свою фамилию и номер телефона.
10. В случае возникновения пожара в школе первоклассник должен:
А) бежать от него;
Б) строго следовать указаниям учителя;
В) начать тушить пожар.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

б, г,
а, в
г
а, б
б, г
в
а, б, в
б
в
б

Ключ к тесту №4 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся начальной школы.


Тест №1 «Правила пожарной безопасности» для обучающихся 5-8 классов

Какова правильная последовательность действий при пожаре:
А) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых, если их нет, то позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;
Б) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;
В) позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения.

Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:
А) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;
Б) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до прекращения горения;
В) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя.

Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Ваши дальнейшие действия:
А) взять ведро с водой и залить пламя, если телевизор взорвался и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя или сообщить о возгорании в пожарную охрану;
Б) обесточить телевизор или квартиру, накрыть его плотной тканью, если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна, сообщить о возгорании в пожарную часть;
В) сообщить о пожаре в пожарную часть, если пожар усилился, покинуть помещение, открыв двери и окна.

Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:
А) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химических опасных веществ;
Б) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования;
В) отсутствие специальных устройств удаления дыма.

В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
А) ткань, смоченная керосином + тлеющая сигарета;
Б) бензин + кислород воздуха;
В) гранит + кислород воздуха + пламя грелки.

Если на вас загорелась одежда, то вы:
А) побежите и постараетесь сорвать одежду;
Б) остановитесь, упадёте и покатитесь, сбивая пламя; В) завернётесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

7.Проходить через горящее помещение необходимо:
А) закутавшись в одеяло, держаться ближе к стене, двигаться не спеша, оценивая ситуацию;
Б) двигаться ползком или наклонившись ближе в полу, накрыться плотной тканью, по возможности смоченную водой;
В) проходить через горящее помещение запрещается при любых условиях.

Ключ к тесту №1«Правила пожарной безопасности»

1
2
3
4
5
6
7

Б
А
Б
Б
А
Б
Б




Тест №2 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся 5-8 классов.

1. Сколько стоит вызвать по телефону пожарную охрану?
а) 2 рубля;
б) бесплатно;
в) 10 рублей;

2. Вызывая пожарных, как нужно говорить?
а) очень быстро;
б) медленно, тихим голосом;
в) размеренно и четко.

3. Если в вашей квартире (доме, на даче) пожар, кого вы должны оповестить после вызова пожарных?
а) полицию;
б) соседей;
в) скорую помощь.

4. Если ночью вы просыпаетесь в задымленной комнате, ваши первые действия:
а) оставаться в кровати и звать о помощи;
б) встать и бежать из комнаты;
в) скатиться с кровати и ползти на четвереньках к двери

5. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?
а) заткнуть мокрыми тряпками щели входной двери;
б) попытаться пройти сквозь огонь и дым к выходу;
в) перейти в дальнюю комнату.

6. Зачем затыкать щель под дверью, если за ней пожар?
а) прекратить шум огня;
б) прекратить доступ дыма в комнату;
в) прекратить доступ жара из-под двери.

7. Как определить, что за закрытой дверью пожар?
а) открыть дверь и посмотреть;
б) позвать маму или папу посмотреть;
в) потрогать дверь тыльной стороной ладони.

8. Что необходимо сделать с электроприборами, если они не нужны ночью?
а) оставить включенными;
б) отключить и вынуть штепсель из розетки;
в) отключить, но вилку не вынимать из розетки.

9. Если вызванная вами пожарная машина проехала мимо и остановилась неподалеку, что нужно делать:
а) привлечь внимание пожарного;
б) самому бороться с огнем;
в) снова позвонить в пожарную охрану.

Ключ к тесту №2 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся 5-8 классов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

б
в
б
в
а
б
в
б
а



Тест №3 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся 5-8 классов.

1.Что называется пожаром?
а) химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением;
б) неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб;
в) явление резкого увеличения скорости экзотермической реакции.
2.Что называют горением?
а) это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты и свечением;
б) это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб;
в) явление резкого увеличения скорости экзотермической реакции.
3. Что делать при ожоге в домашних условиях? а) убрать с повреждённого участка тела горячий предмет; б) проколоть появившийся волдырь иглой; в) обработать сам ожог зеленкой; г) смазать обожженную кожу маслом; д) вызвать пожарных.
4.Назови самый удобный и надежный способ остановки кровотечения из  конечности в условиях автономного существования: а) наложение шины; б) наложения жгута; в) наложение повязки; г) наложение бактерицидного лейкопластыря выше раны; д) посыпать рану землёй.
5. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, - это:
а) стихийный пожар;
б) природный пожар;
в) лесной пожар.
6. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:
а) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;
б) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя;
в) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до прекращения горения.
7. На отдыхе в лесу у вас началось небольшое возгорание. Как поступить в первую очередь? а) убежать подальше; б) постараться забросать огонь землёй, сообщить о пожаре в ближайший посёлок;  в) ничего не делать; г) спрятаться; 8. Чтобы избежать отравления дымом необходимо:
а) Максимально задержать дыхание.
б) Дышать только носом.
в) Дышать через какую-либо трубку или шланг.
г) Дышать через мокрую ткань.

Ключ к тесту №3"Правила пожарной безопасности"
1
2
3
4
5
6
7
8

Б
А
А
Б
В
А
Б
Г


Тест №4 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся 5-8 классов.

Причиной пожара в жилых зданиях может стать:
а) отсутствие первичных средств пожаротушения;
б) неисправность внутренних пожарных кранов;
в) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

Для проведения огнетушителя ОХП – 10 в действие необходимо:
а) поднести огнетушитель к очагу пожара, прочистить спрыск (отверстие), поднять рукоятку до отказа на 1800, перевернуть огнетушитель вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг загорания;
б) поднести огнетушитель к очагу пожара, перевернуть вверх дном, не трогая рукоятку, встряхнуть и направить струю на очаг загорания;
в) поднести огнетушитель к очагу пожара, поднять рукоятку до отказа на 1800, не переворачивая его вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг загорания.

Не допускается преодолевать задымленный участок, если видимость менее
а) 10 метров;
б) 15 метров;
в) 20 метров.

Порошковые огнетушители применяются для тушения:
а) возгораний твердых материалов, кроме возгораний электроприборов;
б) возгорания электроустановок под напряжением;
в) всех классов пожаров.

Если вы обнаружили возгорание в кабинете школы, то:
а) попробуете потушить его имеющимися средствами;
б) немедленно покинете кабинет, известите о возгорании работника школы;
в) будете наблюдать, не прекратится ли оно само собой.

Что следует делать при пожаре в здании в 1-ю очередь:
а) оповестить о пожаре людей, находящихся в здании;
б) сообщить о пожаре по телефону 01;
в) попробовать потушить пожар подручными средствами.

При тушении пожара углекислотным огнетушителем ОУ запрещается:
а) переворачивать его вверх дном;
б) дотрагиваться до раструба;
в) при тушении электроприборов под напряжением подносить раструб ближе 1 м;
г) все вышеизложенное.

8. Как необходимо действовать во время пожара, если отсутствует видимость (задымление, погасло освещение)?
а) остановиться и подождать включения освещения или рассеивания дыма;
б) дышать через носовой платок или рукав одежды;
в) при движении держаться за двери, стены или поручни


Ключ к тесту №4 "Правила пожарной безопасности" для обучающихся 5-8 классов.
1
2
3
4
5
6
7

В
А
А
В
Б
Б
Г

Тест №1 «Правила пожарной безопасности» для обучающихся 9-11 классов 

1.Какова правильная последовательность действий при пожаре:
А) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых, если их нет, то позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;
Б) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;
В) позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения.

2.Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:
А) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;
Б) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до прекращения горения;
В) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя.

3.Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Ваши дальнейшие действия:
А) взять ведро с водой и залить пламя, если телевизор взорвался и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя или сообщить о возгорании в пожарную охрану;
Б) обесточить телевизор или квартиру, накрыть его плотной тканью, если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна, сообщить о возгорании в пожарную часть;
В) сообщить о пожаре в пожарную часть, если пожар усилился, покинуть помещение, открыв двери и окна.

4.Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:
А) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химических опасных веществ;
Б) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования;
В) отсутствие специальных устройств удаления дыма.

5.В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
А) ткань, смоченная керосином + тлеющая сигарета;
Б) бензин + кислород воздуха;
В) гранит + кислород воздуха + пламя грелки.

6.Если на вас загорелась одежда, то вы:
А) побежите и постараетесь сорвать одежду;
Б) остановитесь, упадёте и покатитесь, сбивая пламя; В) завернётесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

7.Проходить через горящее помещение необходимо:
А) закутавшись в одеяло, держаться ближе к стене, двигаться не спеша, оценивая ситуацию;
Б) двигаться ползком или наклонившись ближе в полу, накрыться плотной тканью, по возможности смоченную водой;
В) проходить через горящее помещение запрещается при любых условиях.

Ключ к тесту №1«Правила пожарной безопасности»

1
2
3
4
5
6
7

А
А
Б
Б
А
Б
Б



Тест №2"Причины пожара, действия при пожаре" для обучающихся 9-11 классов.

1. Какие условия необходимы для возникновения горения?
а) отсутствие окислителя;
б) наличие горючего вещества;
в) наличие окислителя;
г) наличие источника воспламенения;
д) наличие воздушного потока.
2. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?
а) в связи с жаркой и сухой погодой;
б) неисправность электросети и электроприборов;
в) неисправность бытовых газовых приборов;
г) неосторожное обращение и шалости детей с огнем;
3. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.
а) летние грозы;
б) нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
в) несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем;
г) нарушение правил эксплуатации электрооборудования и электроустановок, а также эксплуатация неисправного оборудования;
4. Какие вам известны основные факторы пожара?
а) высокая концентрация кислорода;
б) огонь, высокая температура, теплоизлучение;
в) недостаток кислорода;
г) задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения.
5. Что необходимо предпринять при возникновении пожара в здании?
а) сообщить в пожарную охрану;
б) укрыться в здании и ждать помощи пожарных;
в) оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность;
г) двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу.
6. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке (выходу)?
а) вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;
б) дверные щели и вентиляционные отверстия закрыть мокрыми тряпками;
в) сообщить в пожарную охрану, ждать прибытия пожарных.
г) сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
7. Что необходимо предпринять человеку, если он оказался в завале, и у него нет возможности выбраться?
а) посмотреть, нет ли где просветов, лазов, проемов;
б) укрепить завал (установив подпорки);
в) снять верхнюю одежду, чтобы занимать меньше места;
г) постараться найти и надеть теплые вещи.
8. Как необходимо действовать при панике во время пожара в общественном месте?
а) сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону и помочь тем, кто из-за страха не может двигаться;
б) оценить обстановку и убедиться в реальной опасности;
в) пытаться успокоить паникеров и продвигаться к ближайшему выходу;

Ключ к тесту №2"Причины пожара, действия при пожаре"
1
2
3
4
5
6
7
8

б, в, г
б, в, г
б, в, г
б, в, г
а, в, г
а, б, в
а, б, г
а, б, в


Тест №3 «Пожарная безопасность в лесу» для обучающихся 9-11 классов


Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:
а) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону, т.е. туда, куда дует ветер;
б) оставаться на месте до приезда пожарных;
в) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону, т.е. туда, откуда дует ветер.
г) выходить из зоны лесного пожара перпендикулярно (под прямым углом) к направлению ветра.
Как вы поступите, если на вас загорелась одежда?
а) побежите и постараетесь сорвать одежду;
б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;
в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава?
а) пройду мимо
б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев
в) сообщу об этом взрослым
По характеру распространения лесные пожары разделяют на:
а)   низовые;
б)   наземные;
в)   верховые;
г)   подземные.
Разведение костров допускается:
а)   в трещинах скал, гор;
б) на площадках, окаймленных полосой, очищенной от горючих растительных остатков;
в)   только на берегах водоемов;
г)   исключительно на полянах и опушках леса
д) на болотах
е) возле деревьев на расстоянии менее 5 метров от них
ж) на расстоянии не менее 5 м. от деревьев
з) в лесах среди сухостоя.
При обнаружении в лесу огня, распространяющегося по кустарнику и деревьям, на расстоянии 100 – 150 метров от вас:
а)  побежите по направлению распространения огня;
б) определите направление распространения огня;
в) станете кричать, звать на помощь;
г) определите направление ветра;
д) быстро сориентируетесь и направитесь в безопасное место под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону;
е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь;
ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь;
з) как можно быстрее доберетесь до ближайшего поселка и сообщите о пожаре взрослым.
 7. При тушении огня на человеке при помощи плотной ткани:
а) необходимо накрыть человека тканью полностью, чтобы не допустить попадания кислорода под ткань;
б) необходимо оставить свободной голову, чтобы ему было видно, что происходит вокруг;
в) необходимо оставить голову, чтобы он не задохнулся и не обжог носоглотку.
Ключ к тесту №3 «Пожарная безопасность в лесу»
1
2
3
4
5
6
7

а, г

б, в

б, в

а, в, г

б, ж

б, г, д, з

в





Тест №4 "Причины пожара, действия при пожаре" для обучающихся 9-11 классов.

1. Какие условия необходимы для возникновения горения?
а) отсутствие окислителя;
б) наличие горючего вещества;
в) наличие окислителя;
г) наличие источника воспламенения;
д) наличие воздушного потока.
2. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?
а) в связи с жаркой и сухой погодой;
б) неисправность электросети и электроприборов;
в) неисправность бытовых газовых приборов;
г) неосторожное обращение и шалости детей с огнем;
3. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.
а) летние грозы;
б) нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
в) несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем;
г) нарушение правил эксплуатации электрооборудования и электроустановок, а также эксплуатация неисправного оборудования;
4. Какие вам известны основные факторы пожара?
а) высокая концентрация кислорода;
б) огонь, высокая температура, теплоизлучение;
в) недостаток кислорода;
г) задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения.
5. Что необходимо предпринять при возникновении пожара в здании?
а) сообщить в пожарную охрану;
б) укрыться в здании и ждать помощи пожарных;
в) оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность;
г) двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу.
6. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке (выходу)?
а) вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;
б) дверные щели и вентиляционные отверстия закрыть мокрыми тряпками;
в) сообщить в пожарную охрану, ждать прибытия пожарных.
г) сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
7. Что необходимо предпринять человеку, если он оказался в завале, и у него нет возможности выбраться?
а) посмотреть, нет ли где просветов, лазов, проемов;
б) укрепить завал (установив подпорки);
в) снять верхнюю одежду, чтобы занимать меньше места;
г) постараться найти и надеть теплые вещи.
8. Как необходимо действовать при панике во время пожара в общественном месте?
а) сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону и помочь тем, кто из-за страха не может двигаться;
б) оценить обстановку и убедиться в реальной опасности;
в) пытаться успокоить паникеров и продвигаться к ближайшему выходу

Ключ к тесту №4"Причины пожара, действия при пожаре"
1
2
3
4
5
6
7
8

б, в, г
б, в, г
б, в, г
б, в, г
а, в, г
а, б, в
а, б, г
а, б, в


Тест №5 "Лесные и торфяные пожары" для обучающихся 9-11 классов.

1. Каковы основные причины возникновения лесных пожаров?
а) сухая, жаркая погода;
б) сильный ветер;
в) грозовые разряды;
г) небрежное обращение людей с огнем.

2. Каковы основные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров?
а) огонь, высокая температура
б) задымление;
в) выгорание кислорода;
г) выгорание углекислого газа и азота.

3. Какие вам известны способы (меры) по предупреждению лесных и торфяных пожаров?
а) запрещение посещения лесов без средств пожаротушения;
б) запрещение разведения костров в лесу в пожароопасный период;
в) разъяснительная и воспитательная работа среди населения;
г) временное прекращение доступа в лес населения и транспорта в пожароопасный период.

4. Что запрещено делать в пожароопасный сезон в лесу?
а) находиться в лесу, не имея первичных средств пожаротушения;
б) пользоваться открытым огнем и употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
в) оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
г) оставлять в лесном массиве бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линзы.

5. Что необходимо делать, оказавшись в зоне лесного пожара?
а) укрыться в яме (канаве, за камнем, за деревом) и переждать пожар;
б) окунуться в ближайшем водоеме, накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и дышать через мокрый платок;
в) при сильном задымлении передвигаться, пригнувшись к земле;
г) уходить от лесного пожара в наветренную сторону.

Ключ к тесту №5"Лесные и торфяные пожары" для обучающихся 9-11 классов.

1
2
3
4
5

в, г
а, б, в
б, в, г
б, в, г
б, в, г




Заголовок 1 Заголовок 215