Конспект урока по музыке на тему: Музыкальные театры мира


Тема: Музыкальные театры мира
Дата проведения: 19. 05. 2016 год
Класс: 2 «В»
База проведения: МБОУ СШ №11.
Тип урока: получение новых знаний
Цель урока: познакомить детей с музыкальными театрами мира.
Задачи: Образовательная:
Развивающая: развивать творческие и познавательные способности, умение высказывать свои мысли, развивать у учащихся образное мышление путём активизации воображения; развивать эмоциональную отзывчивость к музыке; совершенствовать певческие и ритмические навыки .
Воспитательная: воспитывать у учащихся музыкальный вкус, любовь к классической музыке; повышать уровень их музыкальной культуры, научить видеть воспитательные моменты в произведениях литературы и музыки.
Формируемые УУД:Личностные:
наличие эмоционального отношения к искусству;
воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять самооценку своего участия в различных видах учебной деятельности;
Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
активно участвовать в учебно-познавательной деятельности;
Познавательные:
самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
проводить сравнение, самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
Наглядный материал: презентация к уроку, материал для рефлексии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.
Ход урока
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Орг. момент
1 мин Проверить готовность к уроку, настроить детей на рабочий тон. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Садитесь.
Приветствуют учителя!
Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.
Актуализация знаний
4 мин
Сообщение темы урока
1 мин
Вспомнить материал, изученный ранее, чтобы опираться на него в дальнейшей работе.
Включение учащихся в учебную деятельность. -Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, а потом мы с вами побеседуем по его содержанию.
Народу-то! Народу!Куда ни кинешь взгляд, -По каждому проходуИдет волна ребят.
Сажают их на стульяИ просят не шуметь,Но шум стоит, как в улье,Куда залез медведь.
Из длинного колодца -Невидимо для глаз -То флейта засмеется,То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,Настала тишина,И впереди за рампойРаздвинулась стена.
И увидали детиНад морем облака,Растянутые сети,Избушку рыбака.
Внизу запела скрипкаПискливым голоском -Заговорила рыбкаНа берегу морском.
Все эту сказку знали -О рыбке золотой, -Но тихо было в зале,Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,Когда зажгли огонь.Стучат ногами об пол,Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,И лампочки дрожат -Так звонко рукоплещетПолтысячи ребят.
Ладоней им не жалко...Но вот пустеет дом,И только раздевалкаКипит еще котлом.
Шумит волна живая,Бежит по всей Москве,Где ветер, и трамваи,И солнце в синеве.
-Ребята, о чем говорится стихотворении?
-А где происходит действие, о котором говорится в стихотворении?
-Что такое театр?
-А что это за колодец такой?
Из длинного колодца -Невидимо для глаз -То флейта засмеется,То рявкнет контрабас.
-Верно, оркестровая яма – это обособленное углублённое помещение, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль.
-Вы, наверно, уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
-Верно, а тема нашего урока «Музыкальные театры мира» Слушают учителя.
В стихотворении говорится о театре.
Действие происходит в театре.
В театре артисты играют свои роли, поют и танцуют.
Это оркестровая яма.
Да, мы будет говорить о театре.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение.
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний.
Регулятивные: умение определять тему урока.
Коммуникативные: умение находить ответы на вопросы.
Основная часть
30 мин

Физминутка
2 мин Включение нового материала в систему знаний.
Своевременная релаксация. Отдых после напряженной работы. -Ребята, а что можно увидеть на сцене музыкального театра?
- Что такое опера?
Опера – это самый богатый и сложный жанр музыки. Слово «ореrа» в переводе с итальянского означает труд, сочинение. В ней слиты в одно целое поэзия, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. В основе каждой оперы лежит либретто.
-А кто знает, что такое либретто?
-Что такое балет?
Балет – это вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
-А что такое оперетта?
Оперетта – музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии.
-Ребята, как вы думаете, что самое главное в театре?
-Верно, самое главное в театре – это сцена. Она расположена так, чтобы ее было видно со всех сторон и было видно все, что происходит на сцене.
Впереди перед сценой есть углубление ниже сцены, где располагается симфонический оркестр. Это место называется оркестровая яма. Во время исполнения спектакля оркестр невидим. У каждого оркестра обязательно есть дирижер – который является руководителем всего оркестра.
Место перед сценой, где сидят зрители называется портер.
Места для зрителей, которые находятся выше портера, называются ложи и балконы.
-Ребята, а может кто-нибудь из вас был театре? В каком?
-Есть всемирно известные театры, такие как:
Ла Скала.  Оперный театр в Милане, основанный в 1778 году. Здание театра было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776—1778 гг. на месте церкви Санта-Мария делла Скала, откуда произошло и название самого театра. У театра Ла Скала легендарная история. При раскопке места для строительства была извлечена мраморная глыба, на которой был запечатлен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это посчитали добрым знаком. В свое время здание театра было одним из красивейших зданий в мире. Здание построено в строгом неоклассическом стиле и отличается идеальной акустикой. Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нем и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 — в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика. В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным — выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все — от балов до азартных игр и корриды. Ла Скала обошелся Милану в 1 миллион тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось. Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр Ла Скала вновь открыли в 1946 году.
Ла Скала – мировой центр оперной культуры.
Гранд опера или Парижская опера. Театр в Париже, один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира. Расположен во дворце Гарнье.
Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. Великолепный занавес из расписной ткани имитирует красную драпировку с золотыми галунами и кистями.
Интересно, что эта люстра имеет вес 8 тонн.
Танец «Ёжики». Оперу, балет, оперетту.
Опера – это большой спектакль, где все артисты только поют.
Либретто – (итал. libretto, букв. - книжечка) – это литературный текст оперы, ее сценарий. Сначала он публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).
В балете артисты танцуют.
Не знаем.
Сцена.
Слушают учителя.
Повторяют за учителем. Регулятивные: умение высказывать своё предположение (версию) при словарной работе.
Познавательные: работа с информацией;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнеров, находить неточности и корректировать их.
Регулятивные: принимать активное участие в групповой и коллективной работе
Большой театр. Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и (ГАБТ), или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади. В марте 1776 года Екатерина II позволила князю Петру Васильевичу Урусову начать строительство театра. Князь тотчас же приступил к его возведению. Будущее здание должно было расположиться на улице Петровка, отчего театр и получил имя Петровский. К сожалению, театр сгорел еще до открытия. Тогда Урусов передал дела Майклу Медоксу, английскому предпринимателю и своему компаньону. Под руководством Медокса через пять месяцев был возведен Большой Петровский театр.
Он представлял собой кирпичное здание в три этажа, декорированное белокаменными деталями. Медокс превысил смету на пятьдесят тысяч, потратив на строительство 130 000 рублей серебром. Открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года.
Однако спустя двадцать пять лет, 8 октября 1805 года пожар уничтожил строение. Новое здание театра расположилось на Арбатской площади по проекту К.И. Росси. Но и его постигла та же печальная участь, и во время нашествия Наполеона в 1812 году оно было полностью уничтожено пожаром.
Наконец, в 1821 году архитектор О.И. Бове начал строительство театра на его первоначальном месте. Проект очередного здания разработал ректор петербургской Академии Михайлов А.А. Открытие состоялось 6 января 1825 года, первым представлением стало "Торжество муз". Великолепие и роскошь театра бросалось в глаза, оно изумило многих гостей на открытии, оставив в их душе след.
Однако 11 марта 1853 года история повторилась - сгорело и это здание. После пожара сохранились лишь внешние каменные стены и колоннада главного входа. Начался конкурс на восстановление театра, к которому были привлечены такие известные архитекторы как Александр Матвеев и Константин Тон, а также Альберт Кавос, главный архитектор Императорских театров. Проект Кавоса был признан победителем, и спустя три года театр был восстановлен. Основные моменты - объем, планировка здания, - были сохранены.
Мариинский театр. Музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году. История Мариинского театра отсчитывается от основанного по указу Екатерины II в 1783 году Большого театра, который находился на месте нынешней Консерватории (Театральная площадь Санкт-Петербурга). В 1848 году выдающимся архитектором А. Кавасом, ярким представителем позднего классицизма, было возведено здание Мариинского театра. Название театра связанно с именем супруги Александра II императрицы Марии Александровны.
Первое представление в театре состоялось 2 октября 1860 года. Это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». На сцене Мариинского театра состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского. В Мариинском театре были впервые поставлены на русской сцене «Аида», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Кармен» и др.
Театр стал центром культурной жизни Санкт-Петербурга. В период с 1883 года по 1896 год под руководством В. Шретера, русского архитектора немецкого происхождения, проходила реконструкция театра, главным образом, зрительного зала. Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Его украшает роскошная трехъярусная люстра и живописный плафон, выполненный живописцем Фрачиоли, позолоченные лепные украшения и скульптуры, знаменитый занавес работы российского художника, сценографа А. Головина.
А сейчас мы с вами повторим песню, которую вы учили на прошлом уроке «Брадобрей».
Но сначала распоемся.
Подведение итогов. Рефлексия.
5 мин
Выявление самых активных, словесное поощрение. Самооценка детей своей работы на уроке. -Что нового вы узнали на уроке?
-Что запомнили?
-Что больше всего понравилось?
-Ребята у вас на столах лежат карточки. Если вам на уроке было все понятно, то покажите зеленую карточку, если понятно, но были затруднения, то желтую, а если было все не понятно, то красную.
Спасибо за урок! Вы все молодцы! До свидания! Оценивают свою работу.
Прощаются с учителем. Познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные УУД: формирование умения оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность.