Планирование География 6 класс


«Утверждаю»
Директор Седакова Е.Н..Приказ №_______
«______»__________20__г.
МБОУ Пальцовская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Класс: 6
Учитель: Холина Ж.А.
Год составления: 2015 г.
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС 6 КЛАСС ( 70 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России, обязательного минимума содержания образования, на основании программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений; Е.М.Домогацких ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2008. Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение образовательного стандарта отводиться 34 часа, 1 час перенесён в региональный компонент, а так же 17 часов регионального компонента. Данные 52 часа используются для углубленного изучения курса физической географии и проведения практических работ: 2 часа — на углубленное изучение темы 1 «Земля как планета», 3 часа — тема 2 «Способы изображения земной поверхности», 3 часа — тема 3 «Литосфера», 3 часа — тема 4 «Атмосфера», 3 часа — тема 5 «Гидросфера», 1 час — тема 6 «Биосфера», 4 часа — тема 7 «Почва и геосфера». Часы были добавлены для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения на местности практических работ, а так же внесены дополнительно 18 часов по изучению модуля «Географии родного края», которые распределены по темам: «Земля как планета» - 1 час, 3 часа — тема 4 «Атмосфера», 2 часа — тема 5 «Гидросфера», 2 часа — тема 6 «Биосфера», 6 часов — тема «Почва и геосфера».
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных при мерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела - «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Второй раздел - «Способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба. Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии при родных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах. Последний раздел - «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны:
1. Знать - форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб
карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
- различные виды карт;
- горных пород и минералов;
- типов погоды;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
З. Уметь определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану
местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
Описывать географические объекты. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
«Утверждаю»«Согласовано»«Рассмотрено»
Директор Седакова Е.Н..зам. Директора по УВРна заседании МО
________________________________________протокол №_______
«_____»_________2015г. «_____»__________2015г.«_____»___________2015г
Календарно-тематическое планирование
по географии
Класс: 6
Учитель: Холина Ж.А.
Всего 70 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений; Е.М.Домогацких ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2008
Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География — М.: «Русское слово» 2008
Рабочая тетрадь Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. - М.: «Русское слово»2012
Количество часов:
- практическая работа – 18
№ Содержание программы Кол-во
часов по разделу Кол-во часов по теме Дата проведения урока Домашнее
задание Примечание
По программе Фактически Введение 2 1 География как наука. Предмет географии
Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека. 1 п.1 р.т. с. 6 № 4,6 2 Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности.
Открытия морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. 1 п.2, стр.19
работа с картой
р.т. с. 8 № 4,5 Тема 1. Земля как планета 5+2+1 3 Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на землю и жизнь людей. 1 п.3, рис. 19 стр.22 4 Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца и полярные круги. 1 п.4 р.т. с. 13 № 3,5 5 Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. 1 п.4, словарь, р.т. с. 14 № 6 6 Градусная сеть, система географических координат 1 п.5, Р.т. стр.15 № 2, 6 7 Физико – географическое положение Брянской области 1 П.1 8 Распределение света и тепла на поверхности Земли 1 п.6, словарь, р.т. с. 18 № 6 9 Тепловые пояса. Тропики и полярные
круги 1 п.7, стр.51 работа с картой 10 Практическая работа 1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»
1 Р. т. стр. 21 № 5, 6 принести измеритель, линейку Тема 2. Способы изображения земной поверхности 4+3 11 Способы изображения на местности.
1 п.8 стр.58 вопросы № 1-4(сложные) 12 Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут.
Практическая работа 2 «Определение направлений и расстояний по карте» 1 Стр. 58 тест
Р.т. с. 27 № 4 13 Способы определения расстояний на местности, их изображение. 1 Работа в тетради 14 Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы 1 п.9, составить рассказ из 5 предложений, заменив слова условными знаками 15 Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.
Практическая работа 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту» 1 п.10. стр.68 работа с картой
Закончить работу
Р.т. с. 30 № 6 16 Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала глубин и высот. Географические координаты.
Практическая работа 4 «Определение географических координат» 1 п.11, словарь, стр. 75 вопрос № 4, транспортир 17 Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Практическая работа 5 «Составление простейшего плана местности» 1 Р.т. стр. 12 задание 3 закончить работу, п. 9-11 повторить Тема 3. Литосфера
6+3+3 18 Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Практическая работа 6 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей» 1 п.12 сообщения о горных породах и минералах
Р.т. с.31-32 № 1-6 19 Особенности геологического строения Брянской области
1 П.2 20 Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. 1 п.13, р.т. с. 34 № 6
21 Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. 1 п.14 р.т. с. 36 №5,6 22 Полезные ископаемые Брянской области 1 П.3 23 Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. землетрясения и вулканизм. 1 п.15, р.т. с. 38 № 4,5 24 Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте.
Практическая работа 7 «Составление схемы различий гор и равнин по высоте» 1 П.17 Р.т. с. 44 № 3,4
25 Рельеф Брянской области 1 П.4 26 Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. 1 п.16, словарь
р.т. с.41 № 5 27 Рельеф дна мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. 1 п.17, Р.т. с.45 № 6 28 Природные памятники литосферы 1 Доклады 29 Практическая работа 8 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)» 1 Закончить работу Тема 4. Атмосфера 8+3+3 30 Атмосфера: ее состав, строение и значение.
Нагревание земной поверхности и воздуха 1 п.18 Р.т. стр.46 № 4 31 Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом 1 п.19 Р.т. стр.49 №5
р.т. с. 48 № 4 32 Атмосферное давление. 1 п.20 Р.т. с.50 № 4 33 Ветер и причины его возникновения. Бриз 1 п.21 Р.т. с. 50 № 1-4 34 Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки 1 п.22 Р.т. с.57 №5 35 Практическая работа 9 « Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов» 1 Закончить работу 36 Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. 1 п.23, р.т. с.59 № 5 37 Климат и климатообразующие факторы 1 п.24 стр.158 вопрос №4 (сложные) 38 Особенности климата Брянской области 1 П.5 39 Зависимость климата от географической широты и высоты над уровнем моря 1 Р.т. с. 62 № 5 40 Сезоны года Брянской области
1 П.6 41 Практическая работа 10 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды» 1 Закончить работу 42 Адаптация человека к климатическим условиям 1 доклады 43 Особенности погоды Брянской области
1 П.7 Тема 5. Гидросфера 4+3+2 44 Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Практическая работа 11 «Описание путешествия «капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды»
1 П.25, Р.т. с. 65 № 6 45 Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы.
Практическая работа 12 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы» 1 П.26, Р.т. с. 67 № 4 46 Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Практическая работа 13 «Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей» 1 п.26,р.т. с. 68 № 6 47 Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования П. 28 Р.т. стр. 71 № 3 48 Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.
Озера проточные и бессточные. Болота
Практическая работа 14 «Описание по карте географического положения одной из крупных рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком »
1 п.27 Р.т. с. 69 № 3
Р.т. стр. 70 № 5
49 Реки Брянской области 1 П.8 50 Озёра и искусственные водоёмы Брянской области 1 П.9 51 Болота и подземные льды 1 П.10 52 Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные) .1 П.28 Р.т. с.71 № 3 Тема 6. Биосфера 2+1+2 53 Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Практическая работа 15 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности» 1 П. 29 р.т. с. 74 № 4 54 Растительный мир Брянской области
1 П.12 55 Животный мир Брянской области 1 П.13 56 Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах 1 п.29 57 Взаимное влияние живых организмов и неживой природы
Охрана органического мира. Красная книга МСОП. 1 П. 30, р.т. с. 76 № 3 Тема 7. Почва и геосфера 3+4+6 58 Почва как особое природное образование. 1 П.31 р.т. с. 79 № 4 59 Почвы Брянской области 1 П.11 60 Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов 1 П.31 61 Практическая работа 16 «Изучение строения почвы на местности» 1 Закончить работу 62 Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области 1 П.14 63 Понятие о географической оболочке
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. 1 п.32 р.т. с.83 № 6 64 Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. 1 П.32 65 Охраняемые природные территории и объекты Брянской области 1 П.15 66 Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара.
Практическая работа 17 «Описание природных зон Земли по географическим картам» 1 п.33, р.т. с. 84 № 4 67 Современная экологическая обстановка в Брянской области 1 п.16 68 Современная экологическая обстановка в Брянской области 1 П.16 69 Географическая оболочка как окружающая человека среда, её изменения под воздействием деятельности человека
Практическая работа 18 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности» 1 Р.т. стр.85 № 6 70 Население и города Брянской области 1 П.17 Итого 70 часов