Конспект урока по музыке на тему «Музыка в цирке» 1 класс
Конспект урока по музыке 1 класс «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, с музыкой И. Дунаевского.
Задачи:
Познакомить с историей цирка;
Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;
Формировать умение высказываться о музыке;
Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;
Развивать вокальные способности детей;
Воспитывать чувство патриотизма.
Этапы урока Содержание
1.Орг. момент. -Звучит «Цирковой марш»
(каждый ученик при входе получает билет)
-Здравствуйте, ребята!
2.Постановка темы и цели урока. -Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
(о музыке, сопровождающей выступления артистов цирка)
-Какова тема нашего урока? («Музыка в цирке»).
-А были ли вы в цирке? Кто там выступает?
-Выступления, каких артистов вам больше всего понравились?
3.Работа по теме урока. - А вы, ребята, знаете, когда появился цирк?
Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.
В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров - скоморохов.
- Можно ли представить спектакль в цирке без музыки? Почему?
-В какие моменты в цирке звучит музыка? (Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления).
-Какая музыка украшает цирковое представление?(Веселая, задорная, радостная, спокойная, быстрая, шутливая)
-Для чего нужна музыка в цирке? (Музыка на цирковом представлении помогает зрителям лучше понять характер цирковых актеров, их номеров).
-Сейчас мы с вами в этом убедимся.
4.Слушание музыки.
Анализ. Слушаем внимательно музыку и представляем тех, кто выходит на арену. (слушание «Выходной марш» И.Дунаевского)
-Так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили? (клоунов, зверей, жонглеров, фокусников и т.д.)
- Посмотрите в учебник на стр.68, кого еще мы не назвали? (воздушные гимнасты, всадники на лошадях)
-А как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была? (торжественная, маршевая)
-Да, люди многих талантов работают в цирке. Попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы? (повторное слушание с дирижированием)
-Это произведение написал композитор Исаак Дунаевский для фильма «Цирк».
-Наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.
Слушание И.О.Дунаевский «Галоп»
-Кто самый догадливый? Музыку, какого номера мы с вами услышали? (лошадь, всадник)
-Как вы догадались? Какими средствами композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова из учебника. (Быстро, радостно, стремительно, живо!)
-Да, быстрый бег лошади называется галоп. Именно так назвал и свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера. Слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.
(повторное слушание с имитацией цокота)
Физкультминутка -Вторым номером на арене цирка – встречайте!
(слушание «Клоуны» Д. Кабалевского)
-Как вы думаете, что за артисты появились на арене?(клоуны)
-Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.
-Пьеса так и называется – «Клоуны». Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?(сложно, быстрый темп)
-Какие слова из учебника подойдут к этой музыке?(задорно, озорно, шутливо)
-Продолжают цирковое представление – слоны. Как вы думаете, что на арене могут делать слоны? Они какие?(танцевать, слоны добрые, толстые)
-Послушайте песню «Добрые слоны». Какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?
(Слушание песни Журбина «Добрые слоны»)
-Какая музыка? (Веселая, танцевальная)
Разучивание песни А.Журбина «Добрые слоны»
-И в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие, герои и под какую, музыку нас сегодня радовали.
Как клоуны забавляют зрителей - …(задорно), … (озорно), … (шутливо).
Как бегут под музыку по арене цирковые лошадки - …(быстро), …(стремительно), …(живо), …(радостно).
Перечислите артистов цирка, с которыми вы сегодня познакомились. ( клоуны, лошади, слон)
5.Итог урока. -Так кто же мне может сказать, для чего нужна музыка в цирке? (Музыка на цирковом представлении помогает зрителям лучше понять характер цирковых актеров, их номеров).
- В завершение я прошу вас выразить свое отношение к уроку – если вам урок понравился – положите ваш входной билет к веселому клоуну, а, если не понравился –грустному.