Рабочая программа по МХК для 8-9 класса на 2015 г по программе Г.И.Даниловой



152401905
АННОТАЦИЯ
Представленная программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год;
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004г.);
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень);
6-е издание авторской программы Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011.;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в школе:
·         развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
·         воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
·         приобретение знаний об искусстве  и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
·         овладение умениями и навыками разнообразной художественной  деятельности;   предоставление   возможности  для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Дидактические цели:
            -формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;
            - формирование навыков сбора и анализа информации. 
 
3 МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа содержит объём знаний за четыре года (VIII-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части. Курс обучения в 8 классе составляют темы: «Художественное представление о мире» , «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка».
В курсе для 9 класса представлены темы: «Синтетические искусства», «Под сенью дружных муз».
В соответствии с областным базисным планом в 8-9 классах изучается интегрированный учебный предмет « Мировая художественная культура» по 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю. Интегрированный учебный предмет включает содержание раздела « Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Изобразительное искусство» и раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» - по предмету «Музыка» темы выше перечисленных разделов добавлены в к основным темам календарно тематического планирования по программе: «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.
На основании Базисного учебного плана курс Мировая художественная культура изучается в 8 и 9 классах, рассчитанного на 1 час в неделю.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2011). Учебник Г. И. Даниловой «Искусство» «Виды искусства». 8 класс, М., «Дрофа», 2014г.
«Искусство» 9 класс. М. «Дрофа» 2014 г.рассчитан на четырёхлетнее обучение. В связи с отсутствием специального учебника, программа данного курса по учебнику Г. И. Даниловой частично изменена и адаптирована для учащихся 8- 9 класса средней школы, не изучавших ранее основы мировой художественной культуры.
При составлении рабочей программы использовалось учебное издание «Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.»Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю в 8 классе и 1 час в неделю в 9 классе; итого – 68 часов.
 
5.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
М ХК – 8 класс

Художественное представление о мире – 6 часов Понятие о видах искусства Семья муз АпполонаТайны художественного образа Каждый народ Земли - художник
Художник и окружающий мир Талант и мастерство художника. В.А.Моцарт
Возвышенное и низменное в искусстве Интерпретация любви и ненависти в произведениях
У.Шекспира, С.Прокофьева, П.Чайковского.
Трагическое в искусстве Отражение темы жизни и смерти в музыке.
Комическое в искусстве Понятие смешного и комического. Выдающиеся комики мира
Азбука искусства – 27 часов
Литература
Литература как искусство слова Роль слова в художественном произведении. А.Ахматова, А.Чехов
Художественный образ в литературе Образ и образность в литературе, Средства выразительности
Архитектура
Азбука архитектуры «Каменная летопись мира»
Художественный образ в архитектуре Особенности архитектурного образа. Архитектурный ансамбль
Понятие об архитектурных стилях Архитектурные стили Древнего Египта и Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Виды архитектуры Архитектура объемных сооружений. Ландшафтная архитектура, градостроительство
Изобразительное искусство
Язык изобразительного искусства Способы и средства изображения
Художественные средства и жанры живописи Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства.
Искусство графики Виды графического искусства
Художественная фотография Художники театра и фотохудожники
Этапы развития фотографии. Технология и специфика фотоизображения.
Язык скульптуры История развития скульптуры, виды и жанры
Декоративно – прикладное искусство Декоративно-прикладное искусства как вид народного творчества
Искусство дизайна «Мой фотоальбом» события в кадре
Музыка
Музыка как вид искусства Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Художественный образ в музыке Философские рассуждения о жизни в музыке И.С.Баха.
Язык и форма музыкального произведения Средство выразительности в музыке, понятие о музыкальной форме
Понятие о музыкальных жанрах Поиски нового видения мира и многообразие музыки 20 века.
МХК – 9 класс
Содружество искусств-34 часа
Синтетические искусства – 12 часов Пространственно – временные виды искусства Синтетические искусства, их роль и место. Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
Азбука театра Притягательная сила театрального искусства
Актёр и режиссер в театре Изобразительные средства
актёрского перевоплощения
Искусство оперы Роль музыки в театральном искусстве.
В мире танца Место танца в ряду других искусств
Страна волшебная - балет Балет как вид музыкально-театрального искусства
Искусство кино Театр и экран две грани изобразительной образности. Роль музыки в киноискусстве.
Фильмы разные нужны История развития кино.
Киножанры .Документальный фильм.
Экранные искусства: телевидение , видео Игровой(художественный)фильм. Анимационный (мультипликационный) фильм.
Компьютерное искусство Компьютер на службе художника
Зрелищные искусства: цирк и эстрада Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека
Под сенью дружных муз – 22 часа
Изобразительные искусства в семье муз Место изобразительного искусства в семье муз
Художник в театре и кино Сценография и театрально декорационное искусство как особый вид художественного творчества
Архитектура среди других искусств Архитектура и изобразительное искусство. Сближение архитектуры с монументальной живописью
Содружество искусств и литература А.С.Пушкин и русская музыка.
Музыка в семье муз Воздействие музыки на изобразительное искусство
Композитор в театре и кино Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов
Когда опера превращается в спектакль Синтетические искусства их виды и язык.
В чудесном мире балетного спектакля Содружество танца, пантомимы, музыки, драмы, актерского мастерства и литературы.
На премьере в драматическом театре Литературный источник драматического спектакля
Как рождается кинофильм Съемка, кадр, монтаж, озвучивание фильма.
Взаимодействие искусств в будущем Связь искусства с жизнью каждого человека
3 Художник и окружающий мир 1 Многозначность понятия «художник», как рождается художник, откуда берёт вдохновение?.4 Возвышенное и низменное в искусстве 1 Эстетика – наука о прекрасном. Основные эстетические категории, безграничность возвышенного. Возвышенное в искусстве.
5 Трагическое в искусстве 1 Истоки трагического в искусстве античности, понятие рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии.
6 Комическое в искусстве 1 Смех важнейшее условие воспитания человека, понятие «смешного» и «комического». Чарли Чаплин.
№2Литература
1 7 Литература как искусство слова 1 Роль литературы в духовной жизни человека, место литературы среди других видов искусства.
№3 Архитектура
6 8-9
Азбука архитектуры 2 Место архитектуры среди других видов искусства, история архитектуры, первые зодчие, русские мастера, архитекторы современности.
10 Художественный образ в архитектуре 1 Архитектура как выражение основных идей своего времени, художественные средства и приёмы. Связь архитектуры и природы.
11 Стили архитектуры
1 Архитектурный стиль, история , основные черты.
12 Архитектурные стили Нового и Новейшего времени
1 Памятники архитектуры различных стилей и эпох.
13 Виды архитектуры 1 Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ландшафтная архитектура, градостроительство.
Архитектура малых форм.
№4 Изобразительное искусство
14 14 Язык изобразительного искусства 1 Живопись, скульптура , графика – древнейшие виды ИЗО. Художественные средства: линия, пятно, ритм, цвет, светотень, пропорции. Материалы и инструменты художника.
15 Способы и средства изображения
1 Жанровое многообразие способов и средств изображения.
16 Искусство живописи
1 Живопись – композиция, колорит, рисунок, манера письма.
17 Жанровое многообразие живописи. Историческая живопись. Жанр портрета
1 Жанровое многообразие живописи:
Исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт.
18 Пейзаж и его разновидности. Жанр натюрморта и его эволюция
1 Жанровое многообразие пейзажа. Разнообразие видов натюрморта.
19 Искусство графики 1 Виды графики по технике исполнения и целевому назначению. Понятие о компьютерной графике.
20 Виды графического искусства
1 Знакомство с видами графического искусства и их изучение.
21 Художественная фотография. История фотографии 1 История рождения фотографии, понятие о фотореализме..22 Выразительные средства и жанры фотографии 1 Виды фотографии
23 Язык скульптуры 1 Скульптура и её основные виды. Материалы и техника обработки в скульптуре.
24 Виды и жанры скульптуры 1 Виды скульптуры по целевому назначению
25
Декоративно – прикладное искусство 1 Понятие о прикладном и декоративном искусстве, виды декоративно – прикладного искусства.
26 Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества Народные промыслы России.
27 Искусство дизайна 1 Художественные и научные основы дизайна. Особенности профессии.
28 Художественные возможности дизайна
1 Сферы дизайна. Бытовой и промышленный дизайн.
№5 Музыка
5 29 Музыка как вид искусства 1 Музыка её место в ряду других искусств, мифы о происхождении музыки,
Виды музыки: вокальная, инструментальная, народная. Музыка как часть культуры разных народов.
30 Художественный образ в музыке 1 Условный характер музыкального художественного образа.
31 Временной характер музыки
1 Временной характер музыки. Зримость и пластичность музыкального образа.
32 Язык и форма музыкального произведения 1 Роль композитора в создании произведения,
Типы музыкальных форм. Элементы музыкального языка: мелодия,
гармония, ритм, тембр, фактура.
33 Понятие о музыкальной форме
1 Классификация музыкальных жанров,
Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части симфонии: сонатное аллегро, анданте (адажио, ларго) , менуэт или скерцо, рондо.
Повторение. 1 34 Резервный урок 1 Повторение изученных разделов: архитектура, музыка.
9 класс

п/п Тема урока Содержание
Кол-во
часов
Содружество искусств-34 часа
№1Синтетические искусства 12 часов
1 Пространственно – временные виды искусства Синтетические виды искусства, причины тяготения искусств друг к другу, взаимодополнение.
История синтеза искусств в разные эпохи. 1
2 Азбука театра Театр один из древнейших видов искусства, история театра, синтетический характер театрального искусства.
1
3 Актёр и режиссер в театре Мастерство актёра, амплуа, профессия актёра от древности до современности. Режиссёр – профессия 20 века, выдающиеся режиссёры. 1
4 Искусство оперы Синтетический характер оперы, основные оперные жанры, шедевры оперного искусства. 1
5 В мире танца Танец один из древнейших видов искусства, понятие о хореографии, виды танца 1
6 Страна волшебная - балет Балет как вид музыкально – театрального искусства, различие между танцем и балетом, выдающиеся деятели балетного искусства. 1
7 Искусство кино Рождение кинематографа, место кино в ряду других искусств, выдающиеся актёры и режиссёры отечественного кино. 1
8 Фильмы разные нужны Виды кино и их жанровое разнообразие, шедевры отечественного и зарубежного кино. 1
9-10 Экранные искусства: телевидение , видео Экранные искусства – важнейшие средства массовой информации.
Телевидение, история и виды телевизионных передач. Основные жанры видео. 2
11 Мультимедийное искусство Виды компьютерного искусства, музыка, графика, анимация, дизайн, Интернет. 1
12 Зрелищные искусства Синтетический характер зрелищных искусств, цирковое искусство, история цирка. Эстрада как вид искусства, конферанс, шоу – программа, концерт. 1
№2 Под сенью дружных муз
22час
13-14 Изобразительные искусства в семье муз Живопись и скульптура, живопись и художественная фотография, ИЗО и танец, мир музыки в картинах выдающихся художников. 2
15-16 Художник в театре и кино Искусство сценографии, виды деятельности театрального художника, примеры лучших работ художника в оформлении спектакля. 2
17-18 Архитектура среди других искусств Архитектура и ИЗО, союз архитектуры и скульптуры, архитектура и живопись, архитектура и театр. 2
19-20 Содружество искусств и литература Литература и живопись, способы создания художественного образа, поэты – художники в истории мирового искусства.
Литература и скульптура, литература и музыка, литература в театре и кино. 2
21-22 Музыка в семье муз Музыкальность живописи, музыка и танец. Айседора Дункан. 2
23-24 Композитор в театре и кино Роль композитора в создании сценического и кинематографического образа. Мастера отечественной музыкальной комедии, мюзикл ,водевиль. 2
25-26 «Когда опера превращается в спектакль..»Содружество композитора и дирижёра, режиссёра и актера, хормейстера, балетмейстера в создании спектакля. Опера и её литературный первоисточник, оперный и драматический театр их сходство и различие. 2
27-28 В чудесном мире балетного искусства Балетный спектакль – содружество танца, музыки, пантомимы, литературы, скульптуры, живописи. 2
29-30 На премьере в драматическом театре Как рождается спектакль, режиссёрский замысел, создание актёрского коллектива, репетиции, премьера. 2
31-32 Как рождается кинофильм Последовательность работы над фильмом ,от сценария до премьерного показа. 2
33 Взаимодействие искусств в будущем Процесс взаимопроникновения смежных искусств в третьем тысячелетии. Компьютерное искусство и цифровая фотография, роль художника. 1
34 Заключительное занятие. Резервный урок. 1
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
·         основные виды и жанры искусства и их классификацию;
·         изученные направления и стили мировой художественной культуры;
·         шедевры мировой художественной культуры;
·         особенности языка различных видов искусства;
уметь
·         узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
·         устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
·         пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
·         выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·         выбора путей своего культурного развития;
·         организации личного и коллективного досуга;
·         выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений.
Оценка «1» -учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
 
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса  

Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011.
М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.
Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.
В л. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 1998
Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.
Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,
Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.
Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.
Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.
Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.
Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.
Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.
Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.
Ресурсы Интернета