Обобщение педагогического опыта «Аудирование как вид речевой деятельности в контексте ФГОС» учитель английского языка МБОУ «Никольская СОШ» — участника конкурса «Учитель года 2015» Великановой Татьяны Викторовны
Обобщение педагогического опыта «Аудирование как вид речевой деятельности в контексте ФГОС» учитель английского языка МБОУ «Никольская СОШ» - участника конкурса «Учитель года 2015» Великановой Татьяны Викторовны
«Главной задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» (американский ученый Малкольм Ноулз).
Работая в МБОУ «Никольская СОШ» более 25 лет, я стараюсь учить учащихся видеть себя значимым, верить в свое предназначение, беззаветно быть благородным прошлому и уважать будущее, которое является залогом человеческой духовности. Это способен совершить не учитель - урокодатель, а созидатель душ учеников. Время неумолимо движется вперед, предъявляя мне как учителю, новые требования. Таким образом, целью моей педагогической работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование коммуникативной компетентности.
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Поэтому необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, поддерживать талантливых учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.
В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требования воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.
Стремительное развитие коммуникационных технологий в 21 веке выдвигает совершенно новые требования к эффективности восприятия информации на слух. Мы должны не только ориентироваться в разнообразных потоках аудиоинформации, решать, что именно представляет для нас интерес, но и понимать, давать оценку того, что мы слышим, а также применять полученную информацию в личных и профессиональных целях. Несомненно, обучение аудированию играет очень важную роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В системе навыков речевой деятельности в наиболее тесной связи находятся аудирование и говорение, обуславливая взаимное развитие в процессе изучения иностранного языка. Я использую при обучении английскому языку на начальном этапе «Обучающие программы по английскому языку для 2-4 классов к УМК Биболетова М.З.», которые позволяют вызвать интерес и мотивацию к изучению английского языка. Задания программ нацелены, прежде всего, на формирование навыков аудирования английской речи и на формирование произносительных, грамматических, лексических навыков обучающихся.
При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться.
Исходя из того, что одним из требований ФГОС является социализация, для аудирования лучше всего выбирать реальные тексты, тексты максимально приближенные к жизненным ситуациям.
Очевидно, что все мы в большой мере полагаемся на задания, представленные в наших УМК, однако именно учитель решает, как наиболее эффективно использовать эти материалы. Именно учитель отбирает дополнительные источники и задания для аудирования, и в этом могут помочь как дополнительные курсы, так и различные мультимедийные средства.
На своих уроках использую компьютер, я имею возможность, например, эффективно работать со звуковой дорожкой исходного сообщения: управлять темпом речи (замедлять или ускорять его при необходимости), многократно воспроизводить все сообщение или его отдельные части, также обучаю аудированию, используя потоковое теле- и радиовещание в интернете.
В последнее время большое распространение получили так называемые веб-квесты (Webquests) - интернет-ресурсы, содержащие информацию по ряду тем. Учащиеся получают индивидуальное или групповое задание найти необходимую информацию в сети и представить ее в виде мини-проекта на обсуждение в классе. В процессе поиска учащиеся получают отличную практику в интегрированном аудировании. Для успешной сдачи итогового экзамена по английскому языку, в котором аудирование является одной из сложнейших частей, безусловно необходимо не только слушать речь учителя на уроке, но и аудиозаписи носителей языка во время уроков.
На уроках английского языка большое внимание отвожу прослушиванию аутентичных текстов с дисков, что способствует развитию навыков аудирования, монологической, диалогической речи, обогащает лексический запас учащихся. К аутентичным материалам можно отнести: личные письма, анекдоты, статьи, отрывки из дневников подростков, реклама, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты. Они подчеркивают также важность сохранения аутентичности жанра и то, что жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить учащихся с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям. Хочу упомянуть и о том, что просмотр видеоматериалов или фильмов также является одним из вариантов обучения аудированию, который помогает учащимся усвоить еще и мимику, и жестикуляцию носителей языка. Стараюсь воспитывать гуманную, развитую, интеллектуальную, творческую личность. В нашей школе учащиеся изучают английский язык с первого класса. Активное применение нетрадиционных форм преподавания (нестандартные уроки, использование элементов современных образовательных и педагогических технологий :здоровье сберегающей, проектной, личностно-ориентированной, ИКТ и др.) стимулирует познавательную деятельность учащихся, создаёт условия для мотивации знаний обучающихся и способствует развитию интереса к предмету, самостоятельности, самоутверждению. Одним изэлементом ФГОС является креативность мышления, в связи с этим стараюсь организовывать различные формы уроков.
Учащиеся знакомятся с английской поэзией, изучают английские песни, составляют проекты по различным темам, участвуют в школьной научно-практической конференции, на уроках проводятся физкультминутки на английском языке, в первом классе ведется факультатив « Хеллоу, Инглиш!» Провожу различные мероприятия по линии ШМО в рамках недели английского языка, такие как фонетические конкурсы, тематические мероприятия на английском языке. Для старшеклассников провожу мероприятие к Дню Святого Валентина, в начальной школе «Праздник цветов» на английском языке, провела открытые уроки в рамках семинаров РМО в 9 классе по теме «Путешествие», в 8 классе по теме « Грамматика в географии» в форме урока-соревнования.Учащиеся активно участвуют в различных школьных, районных и международных конкурсах и олимпиадах по английскому языку, показывая неплохие результаты.
По приказу президента республики Татарстан о реализации проекта «Английский язык для республики Татарстан», я прошла и успешно закончила он-лайн курсы ЕF по английскому языку в объёме 365 часов ; 88 часов – устная речь, выполнила установленный норматив в объёме 13,7 балла ,получив сертификат из города Лондона о повышении квалификации и удостоверение ИРО о повышении квалификации достигнув 13 уровня. Я считаю, что данный проект обогатил мой словарный запас, совершенствовал мои знания в языке. Мои успехи и результаты привлекли моих учеников и привели к повышению мотивации к изучению английского языка. Учащиеся 7 класса также участвовали в он-лайн тестировании EF GlobalEnglishChallenge 2012 и получили сертификат. Одним из главных заданий в он-лайн тестировании было представлено задание на аудирование.
Со своей методической темой: «Аудирование как вид речевой деятельности» выступила на заседании РМО учителей иностранного языка «Реализация коммуникативного подхода в обучении отдельным видам речевой деятельности» на базе МБОУ « Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в 2013 году.
Работая в школе , я делаю вывод, чтобы понять ребёнка, надо не опуститься, а подняться до его уровня, нужно расти вместе с ним, научиться открывать каждый раз мир заново. В этом заключается секрет работы учителя – секрет нашей молодости.