Проект в школьной библиотеке


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48
ПРИОКСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА





конкурс для библиотекарей
«Библиографический урок крупным планом»





Социально - педагогический проект












Автор-разработчик:
Кашурина Оксана Евгеньевна,
зав. библиотекой МБОУ СОШ № 48













г. Нижний Новгород
2012 год

СОДЕРЖАНИЕ:

I.
Актуальность проекта
3 – 5

II.
Цель проекта
5

III.
Задачи проекта
6

IV.
Описание проекта
6

V.
Этапы проекта
6

VI.
Календарный план работы
7

VII.
Механизмы реализации проекта
8 – 12

VIII.
Рефлексия
12

IX.
Результаты работы над проектом «Орден Феникса»
14 – 15


Приложения


Актуальность проекта.
«Школа после уроков это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.  
Библиотека является одним из важнейших  институтов социализации.   Библиотека с её ресурсами представляет собой обобщенный социальный опыт, накопленный человечеством.  Она обеспечивает  доступ к знаниям и полной достоверной информации на бесплатной основе. Библиотеки  - это своеобразные центры по саморазвитию, самообразованию, объединяющие на своих территориях усилия всех социальных институтов, стремящиеся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию своих читателей.
Основная задача, которая стоит перед школьной библиотекой - продвижение и развитие детского чтения, развитие творческих способностей обучающихся путем приобщения их к чтению. Решая эту задачу, мы вышли на такую форму работы как проектная деятельность обучающихся.
Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В настоящее время в России разрабатывается и внедряется обновленное содержание образовательных стандартов. В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования умение учиться названо одной из «целевых установок системы начального общего образования», «первым шагом к самообразованию и самовоспитанию». Особое внимание уделяется «развитию широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества».
Поэтому в настоящее время приоритетными становятся педагогические технологии, предполагающие совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, технологии, опирающиеся на детскую любознательность, позволяющие реализовать творческий потенциал ребенка. Именно такой образовательной технологией является метод проектов.
Школьная библиотека - это хорошая площадка для реализации проектной деятельности во внеучебное время, которая помогает способствовать развитию познавательных интересов и интереса к чтению и книге.
Работа над проектом – это достаточно высокий уровень сложности педагогической деятельности, т.к. учебный проект должен подчиняться ряду особых требований:
а) проблема, над которой обучающийся будет работать (исследовательская, информационная, практическая) должна быть социально значимой;
б) четкое планирование действий по разрешению проблемы;
в) поиск информации, которая будет осмыслена, а затем обработана и представлена автором проекта;
г) результатом работы над проектом является, так называемый, «продукт», который разработан для разрешения поставленной проблемы.

Каковы преимущества методов проектов?
Обучающиеся находятся в центре процесса обучения, ведущей является деятельность учения.
Проект основан на проблеме, значимой для обучающихся.
Проект фокусируется на важных целях и задачах обучения, ориентированных на образовательные стандарты.
Проект организуется вокруг направляющих вопросов.
Проект включает текущее формирующее оценивание и другие типы оценивания.
Проект содержит связанные между собой задачи, а деятельность в проекте ограничена временными рамками;
Проекты напрямую связаны с окружающим миром.
Обучающиеся демонстрируют знания и умения через результаты (продукты) учебной деятельности или саму деятельность, которая организуется и осуществляется в ходе разработки самих продуктов.
В работе над проектом развиваются и интегрируются мыслительные умения.
Различные методы обучения поддерживают различные стили мышления.

В заключение хочу отметить, что проект и исследование являются дидактическими средствами развития, обучения и воспитания, которые формируют универсальные учебные действия:
личностные - определяющие внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию к учебной деятельности, ориентацию на моральные нормы);
регулятивные универсальные учебные действия (принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, предвосхищать и оценивать результат работы);
познавательные универсальные учебные действия (осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, строить обобщения, осуществлять анализ, синтез);
коммуникативные универсальные учебные действия (формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве).

Ни для кого не секрет, что книжные фонды школьных библиотек финансируются по остаточному принципу. Между тем, книги быстро изнашиваются, приобретают невзрачный  вид.  Данный проект призван подарить новую жизнь книге, продлить срок её службы, привлечь младших школьников к чтению книги, научить их бережно обращаться с книгой.


Цель проекта:
Привлечение обучающихся начальных классов к чтению, возвращение им радости общения с книгой, ведь чтение – деятельность, которая открывает пути жизненных ориентиров, сближает людей, способствует возникновению атмосферы духовности и общности.


Задачи проекта:
·    оказание практической помощи  школьной библиотеке; улучшение состояния книжного фонда;
·    подготовка обучающихся начальной школы к проектной деятельности в среднем звене;
·    включение детей в социально-культурное творчество;
·    приобретение обучающимися знаний,  умений и навыков, которые пригодятся им в жизни;
·    изготовление книги (её реставрация) как продукта проектной деятельности;
·    активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
Описание проекта:

Участники проекта:
Обучающиеся 3-го класса  - 20 человек.
Педагоги: 2 человека (1библиотекарь и 1 классный руководитель)

Время проведения проекта:
Продолжительность проекта – 2 месяца (с 6 сентября 2010 года по 6 ноября   2010 года).
  
Место проведения – библиотека МБОУ СОШ № 48 и кабинет № 9.
Наш проект рассчитан  на сотрудничество школьной библиотеки и классного коллектива в решении проблем информационно-библиографического обслуживания читателей.        Также, при работе над проектом  мы учитывали, что младший школьник, в силу возрастных особенностей, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для самостоятельной реализации проекта. Поэтому библиотекарь выступает в роли координатора в своем собственном статусе, направляя работу, организует отдельные этапы проекта. Соблюдает консультирующую функцию без навязывания своего решения. Работа над проектом ведется в содружестве с обучающимися по плану, разработанному совместно. Библиотекарь координирует каждый этап.

V. Этапы проекта:
1.      Подготовительный этап:
·  обсуждение и выбор темы проекта, разработка плана его реализации;
·  подготовка раздаточного материала.

2.      Основной этап:
·  реализация проекта;
·  ознакомительные уроки: «История создания книги», «Структура книги»;
·  творческая мастерская  «Подари книге новую жизнь!»
· практическая работа - изготовление рукописной книги;
·  акция «Поделись книгой с другом!»
·  социологический опрос.
 
3. Презентационный этап:
·  проведение выставки отремонтированных и подаренных книг.
 
4. Рефлексивный этап:
·  анализ результатов;
·  оценка эффективности проекта.
Календарный план работы
 
Месяц
Сроки
Содержание

Сентябрь
2 неделя
Определение темы проекта


3 неделя
Посещение  библиотеки


4 неделя
Цикл уроков «История создания книги»

Октябрь
1 неделя
Библиотечный урок «Моя рукописная книга», изготовление рукописной книги


2 неделя
Анкетирование, социологический опрос


3 неделя
Творческая мастерская  «Подари книге новую жизнь!»


4 неделя
Акция «Поделись книгой с  другом!»

Ноябрь
1 неделя
Подведение итогов

 
В процессе реализации используются различные педагогические методы:
·  групповая дискуссия;
·  метод мозгового штурма;
·  метод проектов;
·  групповая работа;
·  анализ, рефлексия.
Методы данного  проекта направлены на решение проблемы, получение конкретного результата и презентацию созданного продукта, в нашем случае – качественное и количественное улучшение библиотечного фонда.

Механизмы реализации проекта
· Цикл  уроков  чтения «История создания книги», «Структура книги»;
· Библиотечный урок «Моя рукописная книга»
· Экскурсия в школьную библиотеку
· Анкетирование
· Творческая мастерская  «Подари книге новую жизнь!»
· Акция «Поделись книгой с другом!
· Социологический опрос

С чего же начался мой подготовительный этап работы над проектом?
Первое – ответить честно на вопросы себе. Готова ли к такой работе я сама? Готовы ли к такой деятельности мои ученики? Хотят ли они становиться исследователями? Что их интересует? Готовы ли к содействию? Решение каких проблем будет способствовать интеллектуальному развитию и обязательно затронет эмоциональную сферу детей? Смогу ли я включить детей в самостоятельное решение учебных задач и заинтересую ли их исследовательской деятельностью?
Ответы на эти вопросы я получила, проведя параллельное анкетирование для родителей и детей.
Анализ анкет показал, что есть необходимый для старта «треугольник сотрудничества»: библиотекарь – ученики – родители сложился.

Так родился проект «Орден Феникса»
Начну с названия. Феникс – птица необычная, сказочная. «Когда приходит время умирать, фениксы сгорают, чтобы возродиться из пепла». Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. Это вечные ценности, но и они со временем ветшают. Обновить фонд художественной литературы мы не можем по многим причинам. И тут появляется волшебная возможность дать новую жизнь нашим школьным книгам – они как птица Феникс возрождаются, и надеюсь, будут жить еще долго. А Орден – это организация, причем организация сильная, долговечная, могущественная. И учащиеся начальной школы с удовольствием становятся ее самыми деятельными участниками.
Алгоритм работы над проектом.
Подготовительная работа с обучающимися;
Проектная деятельность обучающихся;
Подготовка и проведение презентации  /защита работ/;
Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы/
Был разработан паспорт, где прописаны:
1. цели и задачи проекта,
2. участники и сроки,
3. знания, умения и навыки, необходимые учащимся для работы,
4. мотивация к работе,
5. материально-техническое и информационное обеспечение,
6. ожидаемые результаты.
План действий составлялся совместно  всеми участниками проекта.
В нём определились конкретное время, планируемая работа и ответственные за её выполнение.
Проект стартовал с показа красочной презентации «История создания книги» в читальном зале школьной библиотеки для детей и выпуска информационного буклета для родителей (см.Приложение 2. Стартовая презентация проекта. Буклет для родителей).
Ребята заинтересованно отнеслись к теме проекта, им понравился самостоятельный выбор по интересующему их предмету и принцип формирования групп. Я рассказала детям, в какой форме и в какие сроки они могут представить результаты своих исследований на праздничной конференции, куда будут приглашены их родители. Затем я объяснила детям, что в процессе выполнения своих исследований, они будут отмечать в различных анкетах ход своей работы и давать оценку работе своих товарищей в группе (см. Приложение 3). Группы будут соревноваться, чей материал будет интереснее и лучше представлен. Защита работ может быть
представлена в виде газеты, журнала, выставки рисунков и поделок, фотографий, видео-презентацией. Предполагалось, что сроки проекта займут 2 месяца.
Подготовительная работа включила в себя проведение бесед с учащимися:
структура книги;
бережное отношение к книге;
правила ремонта книги. 

Были проведены практические занятия по правилам изготовления новой обложки и скрепления страничек. 
Второклассники просмотрели все книжки для малышей на абонементе, оценили их состояние.  Для каждого участника проекта было отобрано по 3 ветхие книги.
После ремонта своих книг, обязательным условием было прочесть отремонтированные книги и на специально подготовленных листах написать свое впечатление от прочитанного и нарисовать иллюстрацию к своему сочинению. В процессе работы ребята не только научились ремонтировать книги, ценить свою работу, они погрузились в творческий процесс создания иллюстраций и написания сочинений
Важно отметить, что в этой работе им помогали родители, так как самостоятельно качественно сделать такую работу учащиеся второго класса пока не в состоянии.

Считаю, что важно учитывать специфику работы над проектом с младшими школьниками, соблюдая основные принципы:
принцип доступности (тема соответствует возрасту);
принцип уровня (учитывается степень подготовленности детей);
принцип временного развития (предупреждение неудач и создание ситуации успеха);
принцип значимости (понимание необходимости и важности исследования у ребёнка).
Случалось, что в группе возникали споры по поводу того или иного материала, нужен ли он в отчёте группы, как он оформлен. Были и жалобы на ребят, которые не очень старательно помогали своей группе. Задачей учителя было восстановить комфортное рабочее состояние группы, предупредить конфликты, вселить уверенность в детей значимости работы данной группы и каждого ученика. Меня искренне порадовало, что группы между собой делились материалом, если он больше подходил по теме участникам другой группы, а так же оказывали помощь в использовании компьютера и материалов из Интернета.
Собрав вместе все работы учащихся, завершением нашего проекта стало презентация книги «Орден Феникса». Не случайно все листы в нашей книге разноцветные, они переливаются всеми цветами радуги, как оперение самой птицы Феникс.
Завершился проект праздничной конференцией с участием родителей, где каждая группа готовила защиту своей работы. Были отмечены все группы по разным номинациям.
Важно помнить, что проектная деятельность должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалу:
умение подчинить своё восприятие поставленным задачам;
видение целого в единстве формы и содержания;
сведение сложного к простому;
умение видеть объект с различных точек зрения и позиций;
сопереживание (эмоциональное освоение мира);
осмысление воспринятого в свете прежнего опыта;
участие в диалоге, как сотворчестве понимающих.



План оценивания.
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы
над проектом

Мотивирующее оценивание
Стартовая презентация
Буклет для родителей
Мозговой штурм
Критерии итоговой работы
Формирующее оценивание
Статистика работы обучающихся
Неформальное общение с обучающимися
Индивидуальные консультации
Самостоятельные работы
Обсуждение предварительных результатов
Итоговое оценивание
Критерии оценки работы
Критерии оценки презентации
Выступление на уроке-конференции
Рефлексия
Итоговое оценивание


Описание методов оценивания.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: фотоаппарат, компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер, Интернет.
Материалы на печатной основе: книги, справочный материал
Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы
Рефлексия прошла у нас в форме интервью участников о своей работе и созданием фотопрезентации, наглядно иллюстрирующей все этапы работы в проекте. На школьном сайте любой желающий может посмотреть эту презентацию, а также полистать и почитать нашу книгу. Отзывы других ребят и педагогов о нашей работе  были только положительными.
Главная цель нашей проектной деятельности – привлечение к чтению школьников и бережное отношение к книге оказалась вполне решаема.   В процессе работы над ремонтом книг у ребят развились коммуникативные способности: новыми полученными знаниями и навыками работы они  делились со своими товарищами, помогали им.  Обсуждали проделанную работу, отстаивали свои взгляды. Проектная работа соединила внеклассную работу с учебной. Навыки, получаемые в процессе учебной деятельности, использовались в работе над проектом и наоборот.
2 -е классы весь год  «пропадали» в библиотеке.  Они стали не только чаще бывать в библиотеке, но и больше читать.  И у  ребят есть желание продолжать работу, помогать библиотеке в других проектах.
То, что проектная деятельность способствует приобщению школьников к чтению, подтверждают результаты проведённого мной мониторинга читательской активности младших школьников.
Начало проекта:

Конец проекта:


Диаграмма показывает постепенный рост читательской активности учащихся 2А и 2Г классов. Это, конечно, связано с постепенным развитием техники чтения обучающихся.  Одновременно с ней  выросло количество посещений и книговыдач, уменьшилось число пассивных читателей и увеличилось число активных читателей. Проведённый мониторинг эффективности массовых мероприятий также показал, что   библиотечные мероприятия   вызывают рост читательской активности.
Проект способствовал формированию  компетентностей:
В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника.
В информационной –  усвоение способов приобретения знаний из различных источников.
В социально-трудовой деятельности – по формированию умений жить и работать вместе с другими детьми в одной команде, оказывая друг другу помощь  и создавая какой-либо полезный «продукт».
В сфере культурно - досуговой – формирование уважительного отношения к книге и знаниям, к чужому труду и творчеству своих товарищей, развитие самоуважения.
 
Результаты.
В процессе реализации проекта у детей сформировались социально – значимые компетентности:
·компетентность в сфере самостоятельной деятельности: постановка целей и задач, распределение выполняемой работы внутри группы, согласованность действий.
·компетентность в сфере получения, обработки, анализа информации, прогнозировании и решении социально – значимых задач.
Обучающиеся:
·углубили свои знания о структуре книги;
·приобрели навыки  ремонта книг;
·научились взаимодействовать в команде;
·почувствовали важность своей деятельности для школы.





Что же дала нам работа над проектом?
В результате совместной групповой исследовательской деятельности дети не только получили новые знания, но и создали учебный продукт – практический результат совместного труда, научились достигать поставленную цель, проявили заинтересованность, творчество, взаимопонимание и сотрудничество.
Степень участия каждого ребёнка определялась уровнем активности и самостоятельности при решении проблем.
Дети получали не готовые знания, а сделанные самостоятельно, основывающиеся на собственном анализе.
Учитель не передавал знания в готовом виде, а помогал учиться и развиваться, создал ситуацию, при которой ребята сами формируют понятие об изучаемом предмете.
Происходило успешное вовлечение родителей в школьную жизнь детей.
Я увидела, что организация и проведение проектной работы важно и нужно с младшими школьниками, т.к. она захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и духовные способности растущего человека.
Дети, проводя подобную работу, реализуют свои скрытые возможности, повышают свою самооценку, у них развивается самостоятельность, самоконтроль, такая работа помогает ребёнку уверенно чувствовать себя в нестандартных ситуациях, повышает творческий потенциал.
Буду искренне рада, если мои презентации и листы контроля помогут коллегам провести успешно учебно-исследовательский проект в работе с младшими школьниками.

В ходе данной деятельности  отремонтировано – 75  книг.  Деятельность по реализации проекта была направлена на позитивную социализацию ребенка. Для учащихся создавались ситуации, в которых они могли проявлять свои способности, были не только исполнителями, но и генераторами идей, которые воплотились в проекте.
Особенностью реализации данного проекта является то, что к деятельности привлекались не только успешные дети, но и дети, имеющие трудности в общении и обучении.
В ходе реализации проекта  наблюдался личностный рост детей, повышалась ответственность за порученное дело. Ребята с большим удовольствием включались в проект.
Стоит отметить, что учащимся были наиболее интересны такие формы работы как социологический опрос, экскурсии, творческие мастерские.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415