Календарно-тематическое планирование к учебнику русского языка под ред. А.Д. Шмелева. 5 класс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №80 г. Кемерово»
Кемеровская область
Рассмотрено на МО: Согласовано: Утверждено:
Протокол № _1____ Зам. директора по УВР Директор школы
От _31. 08. 2012__ ______Л.Н. Мадеева _________О.В. Галушкина
Рук. МО _____ Т.В. Порохина « 06 » сентября 2012 «06» сентября 2012
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс -5 «А»
Учитель Порохина Татьяна Викторовна
Количество часов на год 170,
в неделю 5 часов
Планирование составлено на основе Рабочей программы курса русского языка для 5 класса, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Учебники: УМК. Русский язык: 5 класс под ред. А.Д.Шмелёва. М.: Вентана-Граф, 2012
Календарно – тематическое планирование
№ урока Модуль= глава
Разделы главы Разделы (темы) Элементы содержания Планируемые виды деятельности Виды контроля Кол-во часов Дата проведения
По
плану Фактиче-ская
Глава 1
Наш родной язык 21 1-3 О языке и речи Общение - важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение
Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Личностные УУД. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Познавательные. Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные. Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: Расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы 3 Вводный урок 1 3.09. Родной язык 1 4.09. 3. Язык и речь
1 5.09. Система языка (повторение изученного в начальной школе) Вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию Характеризовать звуки, делить слова на слоги, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор, овладевать основными правилами произношения, находить орфограммы в словах, правильно писать слова с названными в теме орфограммами
Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные. Вычитывать разные виды текстов информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план), делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях диктант 8 4.Звуки и буквы 1 7.09. 5.Состав слова 1 8.09. 6.Имя существительное 1 10.09. 7. Имя прилагательное 1 12.09. 8. Местоимение 1 14.09. 9.Глагол 1 15.09 10. Предложение 1 17.09. 11.Входной контроль (Диктант) 1 . 12-16 Правописание. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.
Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов.
5 12.Орфограммы и орфографические правила 1 18.09. 13.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 1 19.09. 14.Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова 1 21.09. 15.Двойные согласные в корне слова 1 22.09. 16.Непроизносимые согласные 1 24.09. 17 Текст. 17. Признаки текста Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
1 18. Язык и культура. Культура речи. 18. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики.
Лексическое богатство русского языка и культура речи
Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
1 Повторение Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. 3 19 19.Комплексное повторение материала главы 1 тест 1 20-21 20-21.Контрольная работа и её анализ 2 Глава 2. На каком языке мы говорим 18 О языке и речи 22 22.Общенародный русский язык. Русский литературный язык Русский язык – язык русской художественной литературы.
Система русского литературного языка
Личностные. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Пр.: Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
1 23 23.Система русского литературного языка 1 Система языка 7 24 24.Фонетика
Звуковой состав слов и транскрипция Система гласных звуков русского языка. Система согласных звуков русского языка. Устройство речевого аппарата.
Элементы фонетической транскрипции.
Слог и ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения.
Трудные случаи ударения в словах и в формах слов.
Допустимые варианты произношения и ударения Л.: выразительно читать прозаически и поэтические тексты
М/п.: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему)
М/к.: работать в парах, группах
Пр.: Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.
Распознавать гласные и согласные; Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи. Производить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога,.
1 25 25.Слог и ударение 1 26 26.Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные 1 27 27.Согласные звуки: твёрдые и мягкие 1 28 28.Гласные звуки: ударные и безударные 1 29 29.Графика
Буквы русского алфавита.
Обозначение звука [й’] 1 30 30.Фонетический разбор слова
1 Правописание 3 31 30.Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных, прилагательных, глаголах
. Пр.: Освоить содержание изученных орфографических. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
1 32 32.Правописание букв ь и ъ 1 33 32.Употребление прописных и строчных букв 1 34 34.Контрольная работа (тест) Пр.: Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.
Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.
М/р.: осуществлять самопроверку тест Диктант с грамматическим заданием 1 Текст 3 35 35.Тема и основная мысль текста Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Структура текста Пр.: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; 1 36-37 36-37.Р.р. Обучение изложению
(контрольное) Пр.: Определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Пр.: Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
М/р.: осуществлять самопроверку Изложение 2 38 Язык и культура речи. Культура речи 38.Нормы русского литературного языка 1 39 Повторение 39.Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа 1 Глава 3.
Как язык служит для общения 24 40 О языке и речи 40.Разговорная и книжная речь 1 Система языка 11 41 41.Морфемика
Морфемы – значимые части слова Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.
Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах.
Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение. Л.: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.
М/п.: осуществлять информационную переработку текста (схема, таблица)
М/к.: Формулировать собственное мнение
Пр.: Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка;
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе словообразовательного разбора
Анализировать словообразовательную структуру слова, различать изученные способы словообразования
Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов 1 42 42.Образование форм слов 1 43 43.Основа слова 1 44 44.Корень слова и однокоренные слова 1 45 45.Суффиксы 1 46 46.Приставки 1 47 47.Варианты морфем 1 48 48.Словообразование
Образование слов с помощью приставок 1 49 49.Образование слов с
помощью суффиксов 1 50 50.Образование слов способом сложения 1 51 51.Морфемный разбор слова 1 Правописание 6 52-53 52-53.Корни с чередованием букв а и о
Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор-
Корень -лаг- /-лож
Корень -рос- / -раст- / -ращ-
Корень -скак-/-скоч Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Пр.: Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
М/к.: Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности
М/п.: Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем 2 54 54.Беглые гласные 1 55 55.Гласные и согласные в приставках 1 56 56.Безударные гласные в приставках 1 57 57.Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с 1 Текст 2 58 58.Строение текста Пр.: Делить текст на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст.
М/к.: анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, точно и ясно выражать свою мысль и оценивать чужую.
М/п.: Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана 1 59 59.План текста 1 60 Язык и культура. Культура речи. 60.Речевой этикет Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию.
Пр.: Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.
1 Повторение 3 61 61.Комплексное повторение материала главы 3 1 62-63 62-63.Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корне» и её анализ Пр.: Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в
корнях -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; -лаг- /-лож; -рос- / -раст- / -ращ-; -скак-/-скоч- Диктант/ тест 2 Глава 4. В чём заключается богатство языка 19 О языке и речи 2 64 64.Разновидности русского языка Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы.
Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие 1 65 65.Стили литературного языка (общее понятие) 1 Система языка 10 66 66.Лексикология
Слово – основная единица лексикологии Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.
Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Толковые словари русского языка.
Лексические омонимы, Синонимы. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Понятие о фразеологизмах.
Пословицы, поговорки. Л.: Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций
М/п.: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
М/к.: Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать чужие.
Пр./я: овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы.
Пр./к: Наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи.
1 67 67.Способы толкования слова 1 68 68.Однозначные и многозначные слова 1 69 69.Прямое и переносное значения слова 1 70 70.Тематические группы слов 1 71 71.Омонимы 1 72 72.Синонимы 1 73 73.Антонимы 1 74 74.
Фразеологизмы 1 75 75.Словари русского языка 1 Правописание 2 76 76.Буквы о и ё после шипящих в корне Правописание о-ё после шипящих в корне . правописание и-ы после приставки Пр.: Освоить содержание изученных орфографических. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
1 77 77.Буквы и и ы в корне после приставок 1 Текст 3 78 78.Типы речи
Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности Пр.: Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом 1 79-80 79-80.Р.р. Обучение сочинению сочинение 2 81 Язык и культура. Культура речи 81.Лексическое богатство русского языка и культура речи Лексическое богатство русского языка и культура речи
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М/п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
1 82 Повторение 82.Комплексное повторение материала главы 4.
Самостоятельная работа 1 Глава 5.
Как в языке выражаются отношения людей 22 83 О языке и речи. 83.Диалогическая и монологическая речь Речь диалогическая и монологическая.
Виды монолога (повествование, описание, рассуждение).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос).
М/п: извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
Пр.: Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Пр.: Различать образцы диалогической и монологической речи.
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме
. 1 Система языка
11 84 84.Синтаксис
Словосочетание и предложение Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.
Предложение как минимальное речевое высказывание.
Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске:.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Обращение, его функции. Вводные конструкции (слова, словосочетания) Л.: Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли,
М/п.: Вычитывать все виды информации, преобразовывать информацию в таблицу. схему, алгоритм.
М/к.: работать в группе, паре, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Пр.: Отличать словосочетание от предложения, подчинительную связь от сочинительной, находить грамматическую основу, распознавать главные и вторстепенные члены предложения, определять виды второстепенных членов и способы выражения, распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены, обращения, вводные слова, отличать простое предложение от сложного, разграничивать разные виды сложных предложений (ССП,СПП, БСП), составлять схемы и моделировать их предложения по схемам, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения, выявлять функции знаков препинания и их роль в письменной речи, пунктуационно правильно оформлять предложения в соответствии с нормами и правилами письма.
Пр./к.: создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, создавать вторичный текст (писать подробное изложение текста – повествования)
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов
1 85 85.Синтаксический разбор словосочетания 1 86 86.Виды предложений 1 87 Р87.аспространённые и нераспространённые предложения 1 88 88.Главные члены предложения 1 89 89.Второстепенные члены предложения 1 90 90.Предложения с однородными членами 1 91 91.Предложения с вводными словами и обращениями 1 92 92.Синтаксический разбор простого предложения 1 93 93.Сложное предложение 1 94 94.Способы передачи чужой речи 1 Правописание 5 95 95.Тире между подлежащим и сказуемым Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Правила пунктуации в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым), в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, знаки препинания в сложном предложении.
в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме Пр.: Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать пунктуационную зоркость.
М/п.: Использовать о словари и справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем 1 96 96.Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 97 97.Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами 1 98 98.Знаки препинания в сложном предложении 1 99 99.Знаки препинания в предложениях с прямой речью 1 100 Текст 100.Повествование: рассказ Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), его основные особенности.
Пр.: Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме 1 101 Язык и культура. Культура речи 101.Формы обращения и речевой этикет Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию.
Пр. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике. 1 ПОВТОРЕНИЕ
3 102 102. Комплексное повторение материала главы 5.
Самостоятельная работа М./п.: Использовать и перерабатывать информацию в схемы. Таблицы, составлять алгоритмы пунктуационных правил.
Пр.: Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. 1 103-104 103-104.Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и её анализ диктант 2 Глава 6.
Чем различаются устная и письменная речь 24 105 О языке и речи 105.Речь устная и письменная Речь устная и письменная. Пр. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи,
различать образцы устной и письменной речи.
М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме 1 Система языка
10 106 106.Морфология
Части речи Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имен существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило об одушевлённости/неодушевленности А.А. Зализняка. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым. М/п.: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации из разных источников (текста, схем, таблиц. рисунков) преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова, разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, делать выводы, сравнивать, строить рассуждения.
М/к.: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль) оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников
Пр. анализировать значение имён существительных, выявлять способы образования имён существительных, распознавать собственными имена и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры; имена существительные разных типов склонения.
Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста
Производить морфологический разбор
Пр./к.: создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, редактировать собственный текст
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов 1 107 107.Имя существительное
Имя существительное как часть речи 1 108 108.Разряды имён существительных 1 109 109.Одушевлённые и неодушевлённые существительные 1 110 110.Род имён существительных 1 111 111.Род несклоняемых существительных 1 112 112.Склонение имён существительных 1 113 113.Число – непостоянный признак имён существительных 1 114 114.Падеж – непостоянный признак имён существительных 1 115 115.Морфологический разбор имени существительного 1 Правописание 8 116 116.Прописная буква в именах собственных Употребление строчной и прописной букв.
Пр.: правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать орфографическую зоркость.
М/п.: Использовать о словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.
Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;.
1 117 117.Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах. Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н и нн в отыменных прилагательных.
1 118 118.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- 1 119-120 119-120.Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных,. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
2 121 121.Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик- 1 122 122.Слитное и раздельное написание не с существительными 1 123 123.Контрольная работа. Правописание существительных Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи диктант 1 Текст 3 124 124.Тип речи: рассуждение Функционально-смысловые типы речи: рассуждение, и его основные особенности Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста 1 125-126 125-126.Р.р. Контрольное сочинение - рассуждение Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. сочинение 2 127 Язык и культура. Культура речи 127.Что такое грамматические нормы? Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного 1 128 Повторение
128.Комплексное повторение материала главы 6.
Самостоятельная работа 1 Глава 7.
Что такое современный язык 17 129 О языке и речи 129.Современный русский литературный язык Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка
1 Система языка 7 130 130.Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.
1 131 131.Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные 1 132 132.Полная и краткая форма качественных прилагательных 1 133 133.Формы степеней сравнения качественных прилагательных 1 134 134.Склонение качественных и относительных прилагательных 1 135 135.Склонение притяжательных имён прилагательных 1 136 136.Морфологический разбор имени прилагательного 1 Правописание 4 137 137.Слитное и раздельное написание не с прилагательными Правописание гласных после шипящих и ц в именах прилагательных. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем 1 138 138.Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных 1 139 139.Правописание н и нн в прилагательных
Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных 1 140 140.Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях диктант 1 Текст 3 141 141.Типы речи: описание предмета Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета, состояния), их основные особенности Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. 1 142-143 142-143. Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине 2 144 Язык и культура. Культура речи 144.Употребление имени прилагательного в речи Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.
Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять имена прилагательные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка 1 145 Повторение
145.Комплексное повторение материала главы 7.
Самостоятельная работа тест 1 Глава 8.
Как язык объединяет людей 25 146 О языке и речи
146.Русский язык – государственный язык Российской Федерации Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Л.: Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка 1 Система языка 14 147 147.Глагол
Глагол как часть речи Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.
Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.
Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола. 1 148 148.Инфинитив (неопределённая форма глагола) 1 149 149.Виды глагола 1 150 150.Переходные и непереходные глаголы 1 151 151.Возвратные и невозвратные глаголы 1 152 152.Определение типов спряжения глаголов 1 153 153.Изменение глаголов по наклонениям 1 154 154.Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении 1 155 155.Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени 1 156 156.Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени 1 157 157.Условное наклонение 1 158 158.Повелительное наклонение 1 159 159.Безличные глаголы 1 160 160.Морфологический разбор глагола 1 Правописание
4 161 161.Не с глаголами Правописание гласных после шипящих и ц в глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Формировать орфографическую. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем 1 162 162.Гласные е и и в корнях с чередованием 1 163 163.Буква ь после шипящих в глаголах 1 164 164.Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) 1 165 Текст
165.Типы речи: описание состояния Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета, состояния), их основные особенности Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; 1 166 Язык и культура. Культура речи 166.Употребление глаголов в речи Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.
Пр.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.
Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М./п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка 1 Повторение 4 167-168 167-168.Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» и её анализ Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.
Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. диктант 2 169 169. Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе 1 170 170.Контрольная итоговая работа (тестирование) Диктант / тест 1 Итого 170 часов = 5 часов (резерв)