Конспект внеклассного мероприятия «По дорогам любимых сказочных героев» (Уроки безопасности)
«По дорогам любимых сказочных героев»
(Уроки безопасности)
Цель и задачи: формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок;
создание условий для формирования у учащихся представлений о возможных опасностях повседневной жизни;
обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев;
формирование осознанного отношения к собственной безопасности;
воспитание личной гражданской ответственности;
содействие становления положительной мотивации к чтению книг;
создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их;
способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения.
Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.
Техническое обеспечение, наглядный материал: аудиозапись спокойной музыки, большое зеркало (или маленькие индивидуальные), презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь, ведь «С маленькой удачи начинается большой успех!», мысленно пожелайте себе и друг другу удачи.
Актуализация знаний.
- А кто из вас любит сказки? (Ответы детей).
-А за что вы любите сказки? (Они очень интересные, волшебные, в них происходят чудеса, которых нет в жизни, в них много приключений).
-Как вы думаете, ребята, почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»? (Сказка учит детей)
- Впервые эти слова произнёс Александр Сергеевич Пушкин – великий русский сказочник. Действительно, вместе с героями сказок мы попадаем в удивительные страны, которых нет на карте, путешествуем вместе с ними, преодолеваем различные трудности, а значит, учимся побеждать страх, неудачи, учимся выбирать правильные решения в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, в совершенно необычное путешествие.
Постановка задач мероприятия
- Как вы думаете, с какой целью мы с вами совершим наше путешествие? Сформулируйте задачи мероприятия.
(на примере поступков сказочных героев научиться, как правильно себя вести,
будем вспоминать сказки, которые учат нас быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома, говорить о том, как избежать чрезвычайных ситуаций, то есть опасностей, угрожающих нашему здоровью, жизни)
-Предлагаю отправиться в Тридевятое царство, Тридесятое государство.
- Итак, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь
Открывается большое зеркало. Дети смотрятся в него и произносят волшебные слова:
«В зеркале я отражусь, своим друзьям улыбнусь, где захочу окажусь!» Закрывают глаза, звучит спокойная музыка.
- Да, ребята, сегодня мы будем вспоминать сказки, которые учат нас быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома, говорить о том, как избежать чрезвычайных ситуаций, то есть опасностей, угрожающих нашему здоровью, а может и жизни.
- Когда мы думаем или говорим о какой-либо опасности, то, прежде всего, на ум приходят чрезвычайные ситуации, например, авто- или авиакатастрофы, кораблекрушения, землетрясения, наводнения. В чрезвычайное положение, как правило, бывает вовлечено множество людей, и последствия его очень опасны для всего общества. На помощь людям, попавшим в беду, приходят все государственные службы.
«Открытие» детьми нового знания»
-Так неужели нельзя сделать так, чтобы ЧС не было? (Ответы детей)
-Иногда, ребята, человек бессилен предотвратить стихийные бедствия, ведь люди не в силах отменить землетрясение или наводнение.
Но бывает и так, что мы сами провоцируем опасную ситуацию, ведя себя беззаботно на улице или дома. Здесь очень многое зависит от самого человека, и некоторые несчастные случаи можно предотвратить. Любой из нас может оказаться в опасной ситуации, но не каждый знает, как этого избежать.
Ситуация 1.
- А сейчас нас ждёт один из героев сказки. Кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
По амбару метён,По сусекам скребён,На сметане мешён,
В печку сажён. (Колобок.)
- Первый кто нам встретился в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве – это Колобок.
- Вспомните, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела Колобка.)
- Где всё произошло? (В лесу.)
- Колобок родился и жил в лесу? (Нет. Его испекла бабушка и поставила на окошко остынуть.)
- А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он сам убежал в лес.)
- Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется? (Колобок просто захотел погулять.)
- Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл. В лесу ведь так красиво: высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птицНо лес таит в себе и опасности. Колобок ни о каких опасностях совершенно не задумывался, вот и поплатился за это.
- Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей.)
- Не только чужие улицы таят в себе опасности, но и собственный родной двор. Опасность может таиться и в стоящей во дворе машине, и в подвале, и на чердаке. Играя в прятки, твои друзья, да и ты, наверное, стараетесь спрятаться так, чтобы вас не обнаружили, выбирая для этих игр такие места, как стоящая машина во дворе. А она ведь может отъехать, вас, сидящего около машины, не заметить, и (Ответы детей.)
- Прятаться в подвалах и на чердаках не менее опасно. Там могут жить бомжи и наркоманы и скрываться насильники. Даже в нашем родном селе к вам может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым дядей или тётей. Если родителей рядом нет, а человек зовёт пойти с ним куда-то в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, отвечайте отказом на все эти предложения, постарайтесь уйти.
Фиксация в речи. Формулирование вывода детьми.
- Сформулируйте вывод, к которому мы пришли, проанализировав поведение Колобка.
Ситуация 2.
-Р
·ебята, оказавшись в подобных ситуациях, не стесняйтесь и просите о помощи любого взрослого, гуляющего с собакой или с ребёнком, громко крича о том, что этот человек вам незнаком. Никуда ни с кем не ходите без разрешения родителей, не рассказывайте чужим людям свой домашний адрес, телефон.
- Вспомните сказку, которая как раз учит этому.(Красная Шапочка.)
-Вот навстречу нам идёт девочка в красной шапочке.
- Куда же она идёт? (К бабушке, несёт ей пирожки.)
-Приготовьте ушки, глазки,
Покажем вам мы сказку
Инсценировка детьми отрывка сказки (встречи волка с Красной Шапочкой).
- Какие ошибки допустила Красная Шапочка? (Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым персонажем; рассказала, куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.)
- Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек?
-Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то?
-Надо ли рассказывать об этом кому-либо? (Обязательно рассказать родителям, даже если это был ваш сосед.)
- Как вы думаете, могла бы избежать Красная Шапочка беды?
Фиксация в речи. Формулирование вывода детьми.
- Сформулируйте вывод, к которому мы пришли, проанализировав поведение Красной Шапочки.
Ситуация 3.
- А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти? (Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.)
- В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла? (Волк и семеро козлят.)
- Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)
- Как вы считаете, что нужно было сделать козлятам, чтобы не попасть в беду?
Фиксация в речи. Формулирование вывода детьми.
- Сформулируйте вывод, к которому мы пришли, проанализировав поведение козлят.
Ситуация 4.
- Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.)
- Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.
-Следующего героя с которым мы с вами встретимся вы узнаете отгадав загадку:
-Деревянный озорникИз сказки в нашу жизнь проник.Любимец взрослых и детей,Смельчак и выдумщик затей,Проказник, весельчак и плут.Скажите, как его зовут?
- А что потерял Буратино? (Золотой ключик)
- Встречался ли он с лисой? (Да, с лисой и котом.)
- Как вела себя лиса в этой сказке? (Она захотела отобрать у Буратино деньги, заманила его в выдуманную страну Дураков на Поле Чудес, чтобы он там закопал свои деньги. Она сказала ему, что из них вырастит огромное денежное дерево, а сама выкопала и забрала деньги.)
Фиксация в речи. Формулирование вывода детьми.
- Какой вывод для себя можно сделать? (Не верить незнакомцам. Спросить совета у родителей.)
Ситуация 5.
- Родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки
Демонстрация иллюстрации из сказки «Гуси-лебеди».
- Как зовут этих птиц в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве? (Гуси-лебеди.)
- Как называется сказка, из которой они прилетели? (Гуси-лебеди.)
- Какими словами начинается сказка? (Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Уходили родители на работу и просили старшую дочь: береги братца, не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.)
- А что же случилось в сказке? (Дочка забыла, что приказывали отец с матерью, посадила братца на травке, сама побежала к подружкам и заигралась. Гуси-лебеди налетели и унесли братца.)
Фиксация в речи. Формулирование вывода детьми.
- Какому важному правилу учит эта сказка? (Не забывать наказы родителей, всегда слушаться их. Не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить.)
Ситуация 6.
- А если вы остались дома одни, что приказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)
- Из какой сказки эти строки? Петушок, петушок,золотой гребешок,масляна головушка,шёлкова бородушка,выгляни в окошко,дам тебе горошку.
- Какие ошибки допустил Петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)
- Вспомните, как вёл себя Петушок, когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)
- Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете? (Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека!..)
Фиксация в речи. Формулирование вывода детьми.
- Сформулируйте вывод, к которому мы пришли, проанализировав поведение Петушка.
Закрепление материала
- Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать. Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. За этот урок скажем спасибо сказкам, которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.) А ещё спасибо надо сказать героям из этих сказок. (Спасибо.)
- Давайте вспомним, чему мы научились на сегодняшнем мероприятии?
(На экране сформулированные выводы.Чтение детьми.)
- Вернёмся домой из Тридевятого царства, Тридесятого государства тем же способом, которым и попали сюда.
Дети смотрятся в зеркало и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, своим друзьям улыбнусь, где захочу окажусь!» Закрывают глаза, звучит спокойная музыка. Попросить детей открыть глаза.
- Понравилось вам путешествие? (Да.)
Вторичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний.
Работа в группах
-А в заключение нашего мероприятия предлагаю вам в группах составить значок, который бы всем напоминал нам и всем тем, с кем мы будем встречаться о важности собственной безопасности.
Работа в группах. Выставка значков.
Подведение итогов. Рефлексия.
-В народе говорят «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
- Чему научили вас эти сказки?
Закончи предложения:
-Мы встретились с героями сказок....
-Поступки героев заставили нас задуматься о ....
- Оцените работу класса.
- Пусть оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на мероприятии оцениваете на «отлично», вам было интересно и понятно; жёлтые цветы - на «хорошо», вам было интересно, но вы не всё поняли; красные - если работать сегодня было не интересно.
Заголовок 115