Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к учебнику Т. Г. Рамзаевой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №56 г. Воронежа







«РАССМОТРЕНО»:
на заседании ШМО №1 ______ / Cладких С. А. /
«01» сентября 2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»:
Зам. директора по УВР ______ / Терехова В. А./
«01»сентября 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы
_____ / Першина М. И./
Приказ №166-о.д.
«01» сентября 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по программе Т. Г. Рамзаевой
русский язык
3 «А» класс

(175 часов, 5 часов в неделю)















Учитель: Васильева Ольга Васильевна, ВКК
Год составления: 2016-2017 г



Пояснительная записка

Статус документа
Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; ценностные ориентиры; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, результаты изучения предмета и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целой системе. Это предполагает выполнение следующих задач:

освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

знакомство учащихся с нормами литературного произведения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи устной и письменной.








Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Перечень технологий
Используемые элементы
Оценка эффективности

Здоровьесберегающие: Медико-гигиенические технологии (МГТ) Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)
Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Обеспечение безопасности условий пребывания в школе
Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

Информационно–коммуникационные технологии
Работа с CD, использование Интернет ресурсов 
Повышение мотивации учащихся

Развивающее и проблемное обучение
Исследовательская, экспериментальная работа 
Повышение мотивации учащихся

Методы творческой групповой работы
Работа в группах
Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы

Метод проектного обучения 
Составление проекта
Участие в конкурсах 

Элементы тренинговых методик 
Тестирование 
Отработка техники, знаний

Инновационные методы оценки результатов
тестирование, тестовые оболочки (ИКТ)
Возможность увидеть результат своих знаний, объективность

Компетентностно-деятельностный подход
Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда
Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения



Общая характеристика учебного курса.

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учетом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалом служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
На протяжении всего начального обучения в третьем классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.
По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения (обучающие). Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей.
На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов, предварительного устного рассказа по картине, орфографической, словарной подготовки. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы, начиная с первого класса.
В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.
Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.
Предпочтение отдаётся текущему контролю в виде устного опроса, тестов, самостоятельных работ.


Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по курсу «Русский язык» предусматривает 175 часов в год ,5 часов в неделю (35 учебных недель)
Данная рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2015.
РамзаеваТ.Г.Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. – 12-е изд. М.: Дрофа, 2014.
Рамзаева Т.Г., Савинкова Л.П. Русский язык: тетрадь для упражнений по русскому языку и речи: 3 класс. В 2 частях. – 10-е изд. М.: Дрофа, 2016.
Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. 3 класс. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2015.





Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по русскому языку.



Содержание контрольных работ
Тексты контрольных работ составляются:
начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.

Учебная четверть
Количество слов в тексте
Контрольное изложение
Контрольное списывание
Тематическая контрольная работа
Итоговая контрольная работа

I
40 – 45
-
1

4
1

II
45 – 50
-
-

1

III
50 – 55
-
-

1

IV
55 – 60
-
1

1

Год
55 - 60
-
2
4
4


Всего 10






Планируемые результаты;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
По каждому разделу курса «Русский язык» прописаны предметные и метапредметные результаты с учётом того, чему научится обучающийся и чему получит возможность научиться.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
понимание причин успехов в учебе;
оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
тические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию русского языка;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку

Метапредметные.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителя ми, товарищами, другими лицами;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
воспринимать смысл предъявляемого текста;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной рганизации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное– одушевленное/неодушевленное ит.д.);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее впроцессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звукобуквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами, правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне)
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
разбирать по составу доступные слова;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам;
выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
осознавать важность орфографически грамотного письма;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Новизна и отличие данной рабочей программы заключается в следующем: раздел «Состав слова» дополнен темами «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова»; перераспределены часы между разделами программы; изменён список слов с непроверяемым написанием.
Темы «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова» внесены в раздел «Состав слова», так как слова с данными орфограммами часто встречаются в речи и дети должны знать их написание и способы проверки. Перераспределение часов между разделами программы связано с вклю чением в неё новых тем и обусловлено уровнем подготовки детей данного класса. Список слов с непроверяемым написанием изменён в соответствии с новым учебником по русскому языку.
Освоение содержания данной рабочей программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, экологией и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады.
При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность младших школьников организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, контроля и коррекции.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
-групповая, парная, индивидуальная деятельность.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания образовательной программы:
Текущий: устный опрос; диктант, тест, практическая работа.
Промежуточный: тематическая проверочная работа, грамматическое задание, изложение, сочинение, тестовые задания, творческие работы, самостоятельная работа.
Итоговый: контрольная работа, тест, контрольное списывание, контрольный диктант диагностическая работа, комплексная контрольная работа.
Особое внимание при планировании личностных и метапредметных результатов уделяется тем универсальным учебным действиям, недостаточный уровень сформированности которых был выявлен по результатам диагностики УУД во 2-м классе.


Содержание программы.

1.Повторение изученного во 2 классе (16 ч)
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Мягкие и твердые согласные. Слово как единица речи. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные. Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация.
2. Предложение. Словосочетание (12 ч)
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие), понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Предложения распространенные и нераспространенные. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.
3. Текст (3 ч)
Понятие «тема текста». Основная мысль текста. Заголовок текста.
4. Состав слова (15 ч)
Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка – значимая часть слова. Суффикс. – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Родственные слова. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
5. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова (10 ч)
Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
6. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (18 ч)
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
7. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (9 ч)
Правописание слов. Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных.
8. Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками (12 ч)
Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. Правописание приставок и предлогов. Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный ь и ъ.
9. Части речи (63 ч)
Части речи. Местоимение как часть речи. Части речи и члены предложения. Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. Обобщение сведений о частях речи.
Имя существительное. Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки имени существительного. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам.
Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам. Согласование прилагательных с именами существительными. Значение и употребление в речи имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Роль глаголов в предложении. Употребление глаголов. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Время глаголов. Неопределенная форма глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. Правописание частице не с глаголами.
10. Повторение изученного за учебный год (12ч)
Роль слова и предложения в речи. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Правописание приставок. Разделительные ь и ъ. части речи.


Слова с непроверяемыми написаниями

Автобус, адрес, аллея, аптека, берёза, библиотека, болото, ботинки, быстро, вагон, валенки, вдруг, весело, ветер, вместе, вокруг, воробей, ворона, воскресенье, восток, вчера, герой, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завод, завтра, завтрак, запад, заяц, здравствуй, земляника, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, класс, коллектив, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, крестьяне, кровать, лагерь, лестница, лопата, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, одежда, однажды, октябрь, орех, осина, отец, пальто, памятник, пенал, песок, платок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, работа, ракета, рассказ, расстояние, растение, ребята, революция, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сегодня, сентябрь, скоро, совет, солдат, соловей, солома, сорока, спасибо, столица, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

Тематическое планирование
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел 1.
Повторение изученного во 2 классе

- 16 ч
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.
Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).
Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.
Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова омонимичными корнями.
Различать слово и слог, звук и букву, перенос слов.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Раздел 2.
Предложение. Словосочетание

12 ч
Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложения.
Обосновывать знаки препинания в конце предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.
Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Различать словосочетание и предложение.
Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам».
Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.
Обсуждать алгоритм разбора предложения
предложение по членам разбирать предложение по членам.
Составлять предложение из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Раздел 3.
Текст

3 ч

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Раздел 4.
Состав слова

15 ч
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
Выделять в словах основу слова.
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определения окончания.
Объяснять окончания и предлога в предложении. Выделять в словах приставки и суффиксы.
Формулировать определения приставки и суффикса.
Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.
Образовывать слова с помощью приставки и суффикса.
Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
Характеризовать алгоритм разбора слов по составу, использовать его.
Оценивать результаты выполненного задания.

Раздел 5.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова .

10 ч
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста,
находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 6.
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне .

18 ч
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Редактировать предложения с безударными гласными в корне.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Оценивать результаты выполненного задания.
Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 7.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

9 ч

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 8.
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками .

12 ч

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Редактировать предложения с безударными гласными в корне.

Раздел 9.
Части речи
Местоимение как часть речи– 2 ч



Имя существительное – 20 ч











Имя прилагательное
-16 ч















Глагол – 25 ч















63 ч
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.
Распознавать местоимения среди слов других частей речи, определять лексическое значение местоимений.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.
Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Определять род имён существительных.
Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.
Определять падеж имён существительных
Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).
Правильно употреблять в речи словосочетания с шипящими на конце.
Определять лексическое значение имён прилагательных.
Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.
Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным имена существительные.
Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов;
Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении тексте подбирать к слову антонимы и синонимы находить в них необходимую информацию о слове.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Изменять имена прилагательные по родам в Развитие и обогащение словарного запаса именам прилагательными единственном числе.
Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных имён существительных.
Определять форму числа имени прилагательного, изменить имена прилагательные по числам.
Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.
Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.
Распознавать глаголы среди других частей речи.
Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов
Выделять в текстах – рассуждение причину явлений, событий.
Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.
Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глагола.
Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, - о)
Правильно произносить глаголы в прошедшем времени.
Работать с орфоэпическим словарём.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Раздел 10.
Повторение изученного за учебный год –

12 ч

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
Различать текст и предложение, текст и набор предложений.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач ииспользовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Определять по изученным признакам слова различных частей речи.
Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.



Требования к результатам освоения учебного курса «Русский язык» учащимися к концу обучения в третьем классе.
В результате изучения русского языка
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
различать звуки и буквы,
характеризовать звуки русского языка;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные слова и формы слова, находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или с помощью толкового словаря;
определять грамматические признаки имён существительных (род, число, склонение);
определять грамматические признаки имён прилагательных (род, число,);
определять грамматические признаки глаголов (число, время, лицо,);
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать связь между словами в предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания;
определять восклицательную и невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами;
применять правила правописания;
определять написание слова по орфографическому словарю;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, открытки, записки и другие тексты.
К концу обучения в третьем классе ученик  получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по алгоритму в учебнике;
оценивать правильность проведения разбора слов;
соблюдать нормы русского языков собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами по алгоритму;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
подбирать синонимы, антонимы;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу «не» при глаголах;
выполнять синтаксический разбор простого предложения, оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
создавать тексты по предложенному заголовку, на определённую тему: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (SMS – сообщения, электронная почта, Интернет и др.).




Тематическое планирование по русскому языку 3 класс.


Тема урока
Дата




план

факт

1
2
9
10

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ВО 2 КЛАССЕ (17 ч.)


1.
Текст, предложение, слово - единицы языка и речи.



2.
Обобщение знаний о предложении.



3.
Текст - единица языка и речи.



4.
Части речи. (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы)



5.
Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.



6.
Имена собственные. Заглавная буква.



7.
Однокоренные слова.



8.
Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я.



9.
Слово и слог. Перенос слов.



10.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь.



11.
Разделительный ь. Текст и его части. Связь между частями текста.



12
Административная контрольная работа (вход)



13
Работа над ошибками. Упражнение в построении предложений и написании слов на изученные правила.



14.
Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами.



15.
Ударные и безударные гласные звуки.



16.
Контрольный диктант по теме "Безударные гласные и парные согласные в словах".



17.
Работа над ошибками. Упражнение в построении предложений и написании слов на изученные правила.



ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч.)

18.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.



19.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.



20.
Восклицательные предложения.



21.
Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме.



22.
Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении. Контрольное списывание



23.
Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.



24.
Упражнение в установлении связи слов в предложении



25.
Простое и сложное предложение. Словосочетание.



26.
Предложение и словосочетание.



27.
Сочинение по материалам экскурсии в парк (обучающее).



28.
Закрепление. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.



ТЕКСТ (3 ч.)

29.
Текст. Тема текста.



30.
Основная мысль текста.



31.
Заголовок текста.



СОСТАВ СЛОВА (15 ч.)

32-33
Корень. Однокоренные слова.
Написание корня в однокоренных словах.



34.
Понятие об окончании и его роли в речи.



35.
Роль окончания и предлога в предложении.



36
Сочинение по серии картинок.
Упр.138. стр.64



37
Работа над ошибками. Упражнение в подборе и написании однокоренных слов.



38
Общее понятие о приставке и суффиксе.



39
Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.



40
Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса.



41
Значение приставок и их роль в языке. Образование слов с помощью приставок.



42
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу.



43.
Контрольный диктант на тему "Состав слова. Однокоренные слова".



44.
Работа над ошибками. Упражнение в образовании однокоренных слов.



45.
Структура текста. Изложение текста по вопросам. упр. 180, стр. 79-80




46.
Закрепление. Работа над ошибками.



ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ СО ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ (10 ч.)

47.
Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне.



48.
Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.



49.
Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.



50.
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.



51.
Обучающее изложение "Слон-озорник".
Упр.206, стр.90.



52.
Работа над ошибками. Закрепление. Парные согласные.



53.
Правописание слов с парными согласными. Составление текста по картинке и опорным словам.
Упр.212. стр.93



54.
Упражнение в написании слов с парными согласными в корне.



55.
Контрольный диктант по теме "Парные согласные в корне слова".



56.
Закрепление. Работа над ошибками.



ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА (19 ч.)

57.
Гласные буквы, требующие проверки. Проверочные слова.



58.
Правило проверки безударных гласных.



59.
Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне.



60.
Сочинение по картинке "Зимние забавы детей".упр.221. стр 96



61.
Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне.



62.
Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.



63.
Слова с проверяемыми гласными и парными согласными в корне. Контрольное списывание



64.
Слова с проверяемыми гласными, парными согласными в корне.



65.
Изложение повествовательного текста.



66.
Работа над ошибками. закрепление знаний о предложении и написании корня слова.



67.
Слова с безударной гласной Е, проверяемой Ё.



68.
Контрольный диктант по теме "Орфограммы в корне слова".



69.
Работа над ошибками. Проверка слов с двумя безударными в корне.



70.
Проверка слов с двумя безударными в корне.



71.
Правописание слов с безударными гласными в корне.



72.
Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.



73.
Правописание слов с безударными гласными, парными согласными корне.








74.
Контрольный диктант по теме "Безударные гласные и парные согласные в корне".



75.
Работа над ошибками. упражнение в анализе и составлении текста-описания.



ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ (10 ч.)


76.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.



77.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.



78.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.



79.
Проверка слов с непроизносимым согласным.



80.
Контрольный диктант по теме "Слова с орфограммами в корне".



81.
Работа над ошибками. Составление новогоднего поздравления.



82.
Обобщение правил о правописании корня.



83.
Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных.



84.
Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных



85.
Изложение "Знакомые следы ".
Упр.324,стр.136



ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ С ПРИСТАВКАМИ (8часов)

86.
Приставка - значимая часть слова.



87.
Правописание приставок.



88.
Правописание безударных гласных в приставке и корне слова.



89.
Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне.



90.
Обучающее изложение «Память». Упр.340, стр.144



91.
Правописание предлогов и приставок.



92.
Упражнение в правописании предлогов и приставок.



93.
Упражнение в правописании предлогов и приставок.



РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК. (5 ч)

94.
Разделительный твёрдый знак.



95.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.



96.
Написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаками.



97.
Диктант по теме «Состав слова»



98.
Работа над ошибками. Обобщение знаний о твёрдом и мягком разделительных знаках.



ЧАСТИ РЕЧИ (6 ч)

99.
Понятие о частях речи.



100
Общее понятие о местоимении как части речи.



101
Части речи и члены предложения.



102
Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.



103
Обобщение сведений о частях речи. Составление текста по картинке и плану.



104
Обобщение сведений о частях речи.



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (20 ч.)

105.
Имя существительное.



106.
Имена существитель ные одушевлённые и неодушевлённые (отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?)



107.
Обучающее изложение «Спасение».
Упр.397, стр.16( 2 ч)



108.
Большая буква в именах собственных.



109.
Род имён существительных.



110.
Род имён существительных в единственном и во множественном числе. Контрольное списывание



111.
Определение рода имён существительных в косвенных падежах.



112.
Родовые окончания имён существительных.



113.
Родовые окончания существительных среднего рода. Составление текста по картинке и вопросам.



114.
Изменение имён существительных по числам.



115.
Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода.



116.
Изменение имён существительных по падежам (общее понятие о склонении).



117.
Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.



118.
Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.



119.
Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей, разборе предложений по членам.



120.
Обучающее изложение "Длиннохвостые разбойницы".
Упр. № 449, стр. 39 – 40



121.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.



122.
Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей, разборе предложений по членам.



123.
Контрольный диктант по теме "Имя существительное"



124.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об именах существительных.



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (15 ч.)

125.
Понятие об имени прилагательном как части речи.



126.
Связь имён прилагательных с именами существительными.



127.
Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.



128.
Составление текста-описания.



129.
Сочинение-описание животного.
Упр.487,489 стр. 55



130.
Изменение имён прилагательных по родам.



131.
Изменение имён прилагательных по родам.



132.
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.



133.
Изменение имён прилагательных по числам.



134.
Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное".



135.
Закрепление. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.



136.
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных во множественном числе.



137.
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.



138.
Изложение научно-познавательного текста.



139.
Обобщение знаний об имени прилагательном



ГЛАГОЛ. 25 ч

140.
Понятие о глаголе как части речи



141.
Роль глаголов в предложении



142.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.



143.
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.



144.
Текст-рассуждение.



145.
Изменение глаголов по числам.



146.
Упражнение в определении числа глагола и изменении глаголов по числам.



147.
Обучающее изложение "Джульбарс". ( упр.555, стр.82-83)



148.
Работа над ошибками, допущенными в изложении.



149.
Изменение глаголов по временам.



150.
Упражнение в определении времён глагола.



151.
Неопределённая форма глагола.



152.
Речевой этикет. Составление приглашения.



153.
Изменение глаголов по временам.



154.
Обучающее изложение "Спасение". Упр.578, стр.94



155.
Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам. Закрепление.



156.
Изменение по родам глаголов прошедшего времени.



157.
Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками.



158.
Правописание глаголов с частицей не.



159
Правописание глаголов с частицей не.



160.
Повторение правил о написании корня и окончаний.



161.
Обобщение знаний о глаголе. Составление текста о Дне Победы.



162.
Контрольный диктант по теме "Глагол".



163.
Работа над ошибками. Повторение орфографических правил.



164.
Изложение повествовательного текста.



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД (11 ч)

165.
Обобщение знаний о предложении.



166.
Обобщение знаний о тексте.



167.
Обобщение. Состав слова.



168.
Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова.



169.
Правописание приставок.



170.
Упражнение в написании корня слова.



171.
Административная контрольная работа (выход).



172.
Повторение сведений о частях речи.



173.
Повторение сведений о частях речи.



174-175
Что узнали, чему научились. Великий и могучий русский язык. Викторина.



Итого 175 часов












13PAGE 15






Заголовок 3 Заголовок 515