Программа и КТП уроков математики в 3 классе по программе М.И. Моро. 170 часов
Пояснительная записка
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
В результате обучения математике реализуется следующие цели и задачи:
Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Общая характеристика предмета
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и
практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировать обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать ианализировать содержание задачи ; моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение; производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено формирование умений работать с информацией: с поиском, обработкой, представлением новой информации, созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
В программе уделяется внимание формированию умений:
-сравнивать математические объекты;
- выделять их существенные признаки и свойства;
- проводить классификацию, анализировать различные задачи;
- моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи междувеличинами; - формулировать выводы;
- делать обобщения;
- переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении
знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1). Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
2). Учиться, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3). Учиться планировать учебную деятельность на уроке, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
4). Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану. Использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
5). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
1). Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
2). Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
3)Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
4). Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
5). Делать предварительный отбор информации для решения учебной задачи.
6). Анализировать (выделять главное и составные части); классифицировать (группировать): сравнивать.
Коммуникативные УУД
1). Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2). Понимать позицию других
3). Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого.
4). Работать в паре, группе в разных ролях..
5). Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием аргументов.
Предметные результаты
1). Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.
2). Овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта.
3). Применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
4). Уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
5). Решать текстовые задачи.
6). Исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
7). Работать с таблицами, схемами, графиками, представлять и анализировать данные.
Содержание тем учебного курса
Числа от 1 до 100 (продолжение)
Сложение и вычитание (8 ч)
Табличное умножение и деление (73 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение подбором уравнений вида х 3=21, х:4=9, 27:х=9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление (36 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а+b, а-b, а b, с:d ; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х-6 = 72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000
Нумерация (15 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия (38 ч)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 5 часов в неделю (Инвариантная (обязательная) часть – 4 часа. Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений, –1 час). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение математики в 3 классе составит 170 часов.
Контроль знаний
Контрольные работы – 9
Контрольный устный счёт (арифметические диктанты) – 9
Тематическая работа - 1
Компетентность учащихся
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел до 1000;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата). Планируемый уровень подготовки учащихся начальных классов:
младший школьник получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления;
научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
научится находить неизвестный компонент арифметического действия;
усвоит смысл отношений «больше (меньше) на ...», «больше (меньше) в ... раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;получит представление о величинах, геометрических фигурах;
научится решать несложные текстовые задачи.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата план. Дата факт. Тема урока Планируемые результаты (предметные)
Содержание урока
(ученик должен знать) 1 четверть – 39 часов
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100
Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания Решение уравнений Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Решение уравнений Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами Обозначать геометрические фигуры буквами. «Странички для любознательных» Выполнять задания творческого и поискового характера Повторение пройденногоВыполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Повторение пройденногоВыполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Табличное умножение и деление (продолжение) (31 ч)
Связь умножения и сложения Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Связь между компонентами и результатом умножения Чётные и нечётные числа 12. Таблица умножения и деления с числом 3 13. Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» 14. Решение задач с понятиями «масса», и «количество» 15. Порядок выполнения действий 16. Порядок выполнения действий. Закрепление 17. «Странички для любознательных» 18.
19. Повторение пройденного20. Контрольная работа № 1 на тему: «Сложение и вычитание в пределах 100» 21. Анализ контрольной работы. Таблица умножения деления с числом 4 Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. 22.
23.
. Задачи на увеличение в несколько раз Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись.
Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Составлять план решения задачи.
Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи. 24.
25. Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Закрепление Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. 26. Таблица умножения и деления с числом 5 Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.
27.
28.
29. Задачи на кратное сравнение.
Решение задач 30. Таблица умножения и деления с числом 6 31.
32.
33. Решение задач.
Закрепление. 34. Таблица умножения и деления с числом 7 35. «Странички для любознательных»
Проект: «Математические сказки»
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. 36.
37. Повторение пройденногоРаботать в паре. Оценивать ход и результат работы 38. Контрольная работа № 2 на тему: «Табличное умножение и деление. Решение задач на пропорциональную зависимость» Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 39. Анализ результатов Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Вторая четверть (42 ч)
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100
40.
41. Площадь. Сравнение площадей фигур Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами 42. Квадратный сантиметр Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. 43.
44. Площадь прямоугольника Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. 45. Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. 46. Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Закрепление Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. 47. Решение задач Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами 48. Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. 49. Квадратный дециметр Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. 50. Решение задач. Закрепление Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами. 51. Сводная таблица умножения Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. 52. Закрепление изученногоАнализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами. 53. Квадратный метр Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. 54.
55. Закрепление. Решение задач. Табличные вычисления Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами. 56. «Странички для любознательных»
Задачи-расчёты Учить решать задачи логического характера. Закреплять знание таблицы умножения и деления. Учить рассуждать и делать выводы. 57. Что узнали. Чему научились Учить решать задачи логического характера. Закреплять знание таблицы умножения и деления. Учить рассуждать и делать выводы. 58.
59. Повторение Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.
Закрепить табличное вычисление. 60. Умножение на 1 и на 0 Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
61.
62. Умножение на 1 и на 0 Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. 63. Деление нуля на число Познакомить с правилом деления нуля на число. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. 64. Текстовые задачи в три действия. Закрепление изученногоАнализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. 65. Текстовые задачи в три действия. Повторение пройденногоАнализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. 66. Странички для любознательных. Задачи-расчёты Учить решать задачи логического характера. Закреплять знание таблицы умножения и деления. Учить рассуждать и делать выводы. 67. Контрольная работа № 3 на тему: «Табличное умножение и деление. Решение задач на нахождение площади» Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 68. Анализ результатов Доли. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины 69. Образование и сравнение долей Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины 70. Круг. Окружность Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. 71. Круг. Окружность Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. 72.
73. Диаметр круга. Решение задач Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. 74. Единицы времени: год, месяц, сутки Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. 75. Единицы времени: год, месяц, сутки Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. 76. «Странички для любознательных» «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не ..., то ...», «если ..., то не ...»; деление геометрических фигур на части (3 ч)Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. 77. «Странички для любознательных» 78. Повторение пройденногоОценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 79. Повторение пройденногоОценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 80. Контрольная работа № 4 на тему: «Табличное умножение и деление. Доли. Единицы времени» Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 81. Анализ результатов Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Третья четверть (51 ч)
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 (36 ч)
Внетабличное умножение и деление
82. Умножение и деление круглых чисел Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления 83. Деление вида 80:20 Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления 84.
85. Умножение суммы на число. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления 86. Приёмы умножения для случаев вида 23·4, 4·23. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления 87. Приёмы умножение вида 37·2 ,5·19 88. Приёмы умножения и деления. Закрепление. 89. Приёмы умножения и деления. Закрепление. 90. «Странички для любознательных» Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. 91. Деление суммы на число Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления 92. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление 93.
Деление двузначного числа на однозначное Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление 94.
95. Делимое. Делитель. Связь компонентов при делении. Проверка деления Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление 96.
97. Приёмы деления для случаев вида
87 : 29,
66 : 22. Проверка умножения делением. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление 98.
99. Решение уравнений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление 100. «Странички для любознательных» Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. 101.
102. Закрепление изученногоВычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата 103. Контрольная работа № 5 на тему: «Внетабличное умножение и деление. Решение уравнений» Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 104. Анализ результатов.
Деление с остатком Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 105. Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 106. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 107. Приёмы нахождения частного и остатка. Закрепление. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 108. Решение задач на деление с остатком. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять решение задач наделение с остатком. 109. Случаи деления, когда делитель больше делимого. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 110. Проверка деления с остатком. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 111. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 112.
113. Что узнали. Чему научились. Закрепление. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку 114. «Странички для любознательных»
Проект: «Задачи-расчёты».
Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.
Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.
Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.
Составлять план решения задачи.
Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. 115. Повторение пройденного116. Контрольная работа № 6 на тему: «Деление с остатком» Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими 117. Анализ результатов Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000
Нумерация (15ч)
118. Устная и письменная нумерация. Тысяча
Читать и записывать трёхзначные числа.
Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. 119. Образование и названия трёхзначных чисел. Разряды счётных единиц
Читать и записывать трёхзначные числа.
Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. 120. Запись трёхзначных чисел Читать и записывать трёхзначные числа.
Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. 121. Письменная нумерация в пределах 1000 Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. 122. Увеличение и уменьшение чисел в 10, в 100 раз Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. 123. Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. 124. Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. 125. Сравнение трёхзначных чисел Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. 126. Письменная нумерация в пределах 1000 Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. 127. «Странички для любознательных» Римские цифры Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. 128. Единицы массы: килограмм, грамм
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. 129. «Странички для любознательных»
Задачи-расчёты. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. 130. Повторение пройденногоВыполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.
Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. 131.
Повторение пройденногоВыполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.
Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. 132. Контрольная работа № 7 на тему: «Нумерация в пределах 1000» Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий 4 четверть. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000
Сложение и вычитание (29 ч)
133. Приёмы устных вычислений Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный134. Приёмы устных вычислений вида 450+30,
620-200 Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный135. Приёмы устных вычислений вида 470+80,
560-90 Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный136. Приёмы устных вычислений вида 260+310,
670-140 Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный137. Приёмы письменных вычислений Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный138. Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. 139. Приёмы письменных вычислений. Алгоритм вычитания трёхзначных чисел Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. 140. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. 141. Повторение пройденногоВыполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. 142. «Странички для любознательных»
Готовимся к олимпиаде Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника 143.
144. Повторение
пройденного Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. 145. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника 146. Приёмы устных вычислений
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника 147.
148. Приёмы устного умножения и деления Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный149. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный150. «Странички для любознательных»
Готовимся к олимпиаде Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника 151. Приёмы письменных вычислений.
Письменное умножение в пределах 1000 Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия 152. Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначноеПрименять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия 153. Закрепление
изученного Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия 154.
Закрепление
изученного Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора 155. Приемы письменного деления в пределах 1000. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора 156. Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия 157. Проверка деления. Повторение пройденногоИспользовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора 158.
Закрепление
изученного.
Знакомство с калькулятором Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия 159. Закрепление
изученного Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора 160. Контрольная работа № 8 на тему: «Вычисления в пределах 1000. Решение задач» Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими161. Работа над ошибками. Повторение пройденногоПрименять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (9 ч)
162.
163.
164. Повторение. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000 Закрепление знаний, полученных в 3 классе 165.
166. Повторение. Нумерация числа от 1 до 1000. Доли. Закрепление знаний, полученных в 3 классе 167. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа № 9 Оценивание знаний, полученных в 3 классе 168. Работа над ошибками. Повторение. Решение уравнения Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими 169.
170 Повторение. Решение задач на пропорциональную зависимость. Решение задач на нахождение площади. Закрепление знаний, полученных в 3 классе