Системное изучение искусств на уроках фортепиано

Системное изучение искусств на уроках фортепиано

Связь между различными искусствами в учебных программах носит нередко случайный характер. В процессе развития у учащихся навыков художественного восприятия не делается акцент на межпредметные связи, поэтому занятия обладают недостаточно эффективной художественно-познавательной ценностью.
Необходимо на уроках литературы, чтения, музыки, ИЗО обращать внимание учащихся не только на познавательные и воспитательные функции этих видов искусства, но и на их эстетическую сущность. Для этого следует преподавать предметы эстетического цикла не как обычные дисциплины, а как искусство слова, музыки и живописи в их взаимосвязи.
Приоритетными направлениями учебно-воспитательного процесса определены:
- художественное развитие учащихся в условиях оптимальной среды, разностороннего эстетического воспитания;
- раскрытие и совершенствование своеобразия учащихся, их творческих способностей и интересов, формирующихся через искусство самореализацию, саморазвитие.
Младшие школьники с увлечением играют на музыкальных инструментах, рисуют, сочиняют стихи и сказки, поют принимают участие в театрализованных представлениях. В процессе такой деятельности у школьников формируется эстетическая способность к целостному восприятию искусства.
Поэтому в школе практикуется проведение интегрированных уроков, на которых преподаватели специального фортепиано, музыкально-теоретических дисциплин, литературы, изобразительного и театрального искусства становятся соавторами. Дети словно попадают в настоящий театр, где события представлены живым исполнением музыки, сюжетом картин, а действующие лица - они сами. Духовный потенциал ребенка здесь раскрывается полностью.
На межпредметных связях основана и внеклассная работа. Цель – создание культурной среды, объединяющей процессы обучения и воспитания. Для достижения большего воспитательного эффекта целесообразно использовать традиционные формы музыкально – эстетического воспитания учащихся. Это концерт, лекция- концерт, беседы о музыке, музыкальные вечера.
Кроме того, нужно чаще обращаться и к нетрадиционным формам, таким как театрализованный концерт, музыкальный театр, музыкальный салон, музыкальный вернисаж и другим.
Особое место во внеклассной работе занимают музыкальные вечера и вернисажи, на которых в необычной форме, с привлечением смежных видов искусств дети учатся исполнять и слушать музыку. Встречи с героями музыкальных произведений можно подать в форме прогулки, путешествия. Все пьесы одной «Встречи» объединены общим сюжетом, обычно сказочного содержании. Для более глубокого и полного знакомства с характерными особенностями музыки того или иного композитора пианисты на концертах исполняли пьесы «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Детскую музыку» С. Прокофьева, пьесы казахстанских композиторов. Совместно с учащимися вокального и хореографического классов подготовили тематические концерты «Природа в музыке, поэзии и живописи», «Пушкин и музыка», «Музыкальный портрет И.С Баха», «Звуки мира» (о творчестве западноевропейских композиторов), «Играем и поём джаз» и другие.
Каждый концерт проходит в особой атмосфере. Подаче материала в оригинальной форме способствуют не только сюжетно-драматургическая линия, объединяющая пьесы в театрализованную композицию, но и тематическое оформление зала. Например, в мини-спектакле о творчестве И.С.Баха два исполнителя были одеты в костюмы эпохи XVIII века. В качестве декораций - клавесин, стол с рукописями, свечи, чернильница с перьями. В углу горит камин, на тумбе кувшин с чашей. На стене возле портрета композитора висит скрипка. В кресле, укрытый пледом, сидит Бах. Исполнение музыкальных произведений великого немецкого композитора включается в диалоги в моменты наивысшего эмоционального напряжения. Этот необычный концерт-спектакль о покоряющей силе баховского гения рассматривался сквозь призму уроков музыкальной литературы и специального фортепиано.
Большой интерес у ребят вызвало «Музыкальное путешествие по мотивам сказок Корнея Чуковского». Дети исполняли современные фортепианные пьесы Р. Гилли «Тихоокеанские пираты», Е. Накады «Танец дикарей», Г Белова «Танец негритят», В. Комарова «Веселый слонёнок», С. Слонимского «Марш Бармалея» и другие. Литературной основой послужили сказки К.Чуковского «Айболит», «Бармалей», «Тараканище».
Хорошим примером творческого отношения к учебным, школьным заданиям являются сочинения, рассказы учащихся, написанные на основе впечатлений от исполняемых фортепианных произведений. Разностороннему развитию учащихся фортепианного класса способствует изучение предметов по выбору - ИЗО, ритмики, бальных танцев, вокального и хорового класса. Дети постигают азы этих предметов в одной школе, так как преподавание искусства ориентировано на творческое развитие.
Перспективы комплексного системного подхода к музыкально-эстетическому образованию - в организации единой системы совершенствования эстетического воспитания, основанной на сотворчестве учителя и учеников, разработке интегрированных курсов и стратегии художественного обучения учащихся в школе искусств.

15