Тема самообразования. Деятельномть педагогов русского языка и литераткры.


Доклад
Швачко О.В., учителя русского языка и литературы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС
В 2014/15 УЧЕБНОМ ГОДУ
В 2013/14 учебном году в образовательных организациях Воронежа продолжился эксперимент по введению ФГОС ООО. Учителя пробуют работать по-новому. Как во всяком эксперименте, есть плюсы и минусы. Но наблюдается более творческий подход со стороны педагогов к переходу на новый этап преподавания. Основная задача на сегодня – перейти в режим инновационного развития.
ФГОС ООО нацелен на то, чтобы выработать у обучающихся самостоятельность, творческую активность, прогностическую направленность получаемых знаний и умений. Это обусловило компетентностный подход к обучению, переориентацию оценки результатов обучения на понятия «компетентность» и «компетенция». Обучающийся должен не просто получить знания по предмету, а с помощью этих знаний научиться решать возникающие проблемы. Плюсом эксперимента является увеличение количества тех обучающихся, у которых появилась мотивация к обучению, рефлексия над усвоенными знаниями и собственной деятельностью, развитие приемов деятельности, которые необходимы для жизни.
В целях более детального изучения профессиональных затруднений учителей русского языка и литературы и причин их возникновения преподаватели кафедры вели на протяжении учебного года исследование деятельности педагогов не только экспериментальных школ, но и тех образовательных организаций, в которых учителя пробуют вводить элементы работы по-новому. Задача – установить предпосылки и условия успешного освоения методической системы обучения, заложенных во ФГОС ООО по русскому языку и литературе, выявить и изучить резервы для развития творческого потенциала учителей, разработать комплекс мероприятий для усиления взаимодействия с педагогами в этом направлении. Для решения этих задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ методической системы обучения школьников русскому языку и литературе; наблюдение; анкетирование; тестирование; самоотчет; беседа; анализ (рабочих программ; планов урока и технологических карт уроков; вопросов, задаваемых на консультациях; статей, присылаемых на конференции, проводимых кафедрой; посещенных уроков). На основании всего комплекса исследований были разработаны специальные модули для курсов повышения квалификации, проведена серия обучающих семинаров и вебинаров по наиболее актуальным проблемам введения ФГОС ООО, регулярно оказывалась консультационная помощь педагогам.
Анализ результатов исследования показал, что учителя русского языка и
литературы:
- стали больше внимания уделять анализу своей деятельности, способности к творческой работе, открывать собственные внутренние резервы;
- постепенно переходят к использованию инновационных технологий обучения;
- больше внимания уделяют вопросам индивидуализации и дифференциации обучения;
- постепенно переходят от роли педагога-транслятора знаний к роли педагога-фасилитатора;
- все реже используют репродуктивный метод обучения и инициируют самостоятельную деятельность обучающихся;- активно используют методы и приёмы педагогики сотрудничества.
Ключевые, базовые и профессиональные компетенции педагогов проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня. Высоких результатов достигают те учителя, у которых высокий уровень развития эмоционально-личностного и коммуникативного потенциала. При реализации в содержании и организации образования личностно образующей деятельности таким педагогам удается сделать личность школьника действительным субъектом ориентации и деятельности в окружающем мире. Вариативность педагогических подходов в обучении развивает личность ребёнка, его творческие возможности, сохраняет и поддерживает его индивидуальность. У таких педагогов личностная активность встречает активность обучаемых, которая проявляется в мотивации к изучению русского языка и литературы.
Передовые педагоги правильно поняли новую ролевую функцию учителя, который обеспечивает согласованность взаимных действий субъектов образовательного процесса: координатора, тьютора. Он объединяет учащихся с разным уровнем обученности и создает ситуацию успешности. Он умело сочетает контроль высказываний или действий обучающихся и корректировку хода взаимодействия. Такие учителя не требуют однозначных ответов, они предлагают возможные подходы к решению изучаемой проблемы, особенно на уроках литературы при изучении произведений, но направляют мысль учеников по определенному руслу. В этом случае учитель является как координатором, так и консультантом, предлагая ориентиры для учащихся и обеспечивая разумную их самостоятельность. Вот почему у обучающихся таких учителей есть мотивация к обучению и сознание, что они сами смогут решить поставленные учителем проблемы. Вместе с тем, нам удалось выявить наиболее типичные затруднения педагогов: сужение функций свободного общения на уроке; недооценка роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, которые приводят к обеднению эмоционального фона образовательного процесса, отсутствует преемственность между ступенями обучения; отсутствие знаний по нормативной базе введения ФГОС ООО теми учителями, которые в ближайшие годы не планируют работать в эксперименте; неумение или нежелание соединить теоретические, практические и организационные вопросы обучения по-новому; застойные стереотипы работы; несформированность или слабая сформированность культуры учения в новых условиях; отсутствие активного отношения к получению новых знаний и непрерывности образования.
Одним из важных затруднений педагогов, на наш взгляд, является тот факт, что учитель на уроке, подчас, уделяет внимание внешней стороне создания ситуаций общения, распределению ролей среди учащихся, применению наглядности, не обеспечивая взаимосогласованности общающихся, их взаимной деятельности. Учитель не всегда готов организовать в классе помощь ученику от остальных обучающихся, если отвечающий ученик не знает, что сказать по проблеме, не может точно выразить свою мысль, особенно на уроке литературы. В этом случае он берёт функцию помощника на себя, лишая учащихся возможности активно участвовать в общем процессе освоения предмета, делая их пассивными наблюдателями. Это порождает скуку и потерю интереса к общему процессу обучения со стороны учащихся. Учителя не хотят понять, что конструктивная, организаторская и коммуникативно-обучающая функции наполняются в настоящее время новым содержанием.
Работа учителя по-новому начинается с составления Рабочей программы, которая отражает все нюансы деятельности педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В Пояснительной записке Рабочей программы появились новые требования, которых раньше не было или они освещались по-другому. Поэтому изучение Рабочей программы педагогов позволило нам выяснить: воспринял ли учитель новые веяния или остался на прежних позициях. Прежде чем начать составлять Рабочую программу, современный учитель должен изучить досконально свой будущий класс: тип мышления учеников; специфические черты личности каждого школьника; как они освоили учебный материал и с какими результатами вышли из начальной школы; их отношение к предметам «Русский язык» и «Литература»; к какой дисциплине на уроке они привыкли. Всё это необходимо, чтобы отразить в Пояснительной записке и в содержании Рабочей программы органическое единство ступеней обучения и стратегию взаимодействия в образовательном процессе.
Недооценка этого раздела в Пояснительной записке влечёт за собой целый ряд ошибок: выбор УМК, выбор технологий обучения, выбор ведущих форм организации учебно-познавательной деятельности. Выбор УМК также приводит к ряду затруднений педагогов. В каждом УМК есть свои подходы к последовательности подачи материала и его содержанию. К сожалению, учителя очень осторожно относятся к инновационным УМК, хотя те в большей степени соответствуют требованиям ФГОС. Еще один минус при составлении Рабочей программы – это Тематический план. Здесь игнорируются разделы, которых раньше не было: формирование УУД и требования к результатам освоения учебной программы.Наконец, за пределами внимания составителей Рабочей программы остаётся работа с одаренными детьми.
Если ранее не существовало четких критериев оценки рабочей программы и все замечания по структуре носили в основном рекомендательный характер, то в новом стандарте введена определенная унификация. ФГОС указывает, что программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В процессе проведения занятий на курсах повышения квалификации рассматриваются такие вопросы, как «Структура рабочей программы», «Сопоставительный анализ заданий одного тематического плана в разных УМК», «Инновационные УМК». Изучение темы имеет практическую направленность, составление рабочей программы осуществляется на основеФГОС, а также современных УМК, имеющих гриф Минобрнауки, и авторских программ к ним. Приоритетным видом итоговой зачетной работы слушателей этих курсов является составление и защита рабочей программы для 5 класса, что поможет им в дальнейшей практической работе. В процессе проведения курсов слушатели могут консультироваться с преподавателями, прошедшими курсы повышения квалификации при участии авторов данных УМК, методистов издательств, посетивших авторские семинары.
Тема «Методика составления рабочей программы» является одной из наиболее востребованных. При определении рейтинга избираемых учителями тем курсов ПК по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы» (по результатам ранжирования тем), чаще всего избираемая, т.к. даже те педагоги, которые начнут преподавать по ФГОС с 2015 года, хотят уже сейчас начать подготовку к работе по-новому. Проведение практических занятий, семинаров, анализ зачетных работ слушателей курсов, наиболее часто задаваемые во время индивидуальных и групповых консультаций вопросы показывают основные затруднения учителей русского языка и литературы при подготовке рабочей программы. Трудности возникают уже при написании пояснительной записки, особенно в той ее части, где необходимо обосновать вносимые в программу изменения. Часть учителей считает, что единственным поводом внести корректировку в авторскую программу является несовпадение общего количества часов в ней и в базисном плане, а особенности образовательной организации, класса никак не могут повлиять на рабочую программу. Требуется большая разъяснительная работа по учету тех изменений, которые допустимы (перераспределение часов между темами, выбор предпочитаемых форм и методов работы на уроке и т.д.) на основе целей и задач ОУ, достигнутых данном классом успехов и пр. Другая проблема заключается в том, что такие фрагменты авторской программы, как общая характеристика учебного предмета, курса, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, педагоги, как правило, тоже без изменений переносят в рабочую программу, но реальный их смысл остается недостаточно раскрытым, о чем свидетельствуют затруднения при заполнении пункта «Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса». Учителя нередко не могут предоставить демонстрационные версии и образцы рубежных и тематических контрольных работ, не понимают смысла их предварительного предъявления. Именно поэтому востребована специальная тема дополнительной программы для учителей, раскрывающая смысл личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Определенные трудности вызывает раздел «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса». Педагоги, как правило, не осознают, как много дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, материалов на компьютерных дисках они используют в образовательной практике помимо учебника и даже компонентов УМК. Тесты, диктанты, тексты изложений, списки тем для сочинений, докладов, рефератов, иллюстрации, видеофрагменты, используемые для обеспечения полноценного образовательного процесса, имеют конкретные источники, которые для пользы самих учителей необходимо зафиксировать в рабочей программе.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и амореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Главным становится не передача ученику определенного количества знаний, а формирование умений эти знания приобретать самостоятельно, ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, на первый план в работе учителя выходит формирование универсальных учебных действий учащихся, а не предметных знаний, умений и навыков.
Не вызывает особых затруднений и формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие разных текстов художественного, научно-популярного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, построение логической цепочки рассуждений, доказательство – все это лежит в основе работы любого учителя-филолога.
Еще одним требованием ФГОС является составление технологической карты урока - современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, которая представляет собой обобщенно-графическое выражение сценария урока, основу его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Анализ уроков показывает, что учителя, даже не находясь в эксперименте, стараются работать по-новому. Всё чаще учителя используют нетрадиционные формы организации учебно-познавательной деятельности.
Творческий подход к контролю знаний обеспечивает эффективность обучения.
ФГОС ОО делает акцент на профессиональные умения учителя, необходимые для осуществления разных видов контроля при создании психологически комфортных условий для обучающихся. Коммуникативный подход к обучению, заложенный в ФГОС, превращает обучающего и обучающегося в равных партнеров по педагогическому процессу. Это относится и к процедуре контроля знаний. Передовые учителя это поняли и перешли от традиционного субъект-объектного отношения к субъект-субъектному. Это помогает избежать эмоционального стресса обучающихся при контроле знаний. Такие учителя добиваются полного взаимопонимания с учащимися, когда ученик согласен с полученной оценкой и не переоценивает свои знания, а учитель, в свою очередь, умеет учесть возможности каждого ученика и не предъявляет завышенные требования. Хорошо и профессионально проведенный контроль знаний стимулирует мыслительную активность учащихся, побуждает их раскрывать свои возможности.