Консультация для воспитателей Использование мнемотехники при заучивании стихотворений


« Использование мнемотехники
при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Епишина О.В.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.
Слова К.Д.Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Методика использования мнемотехники:
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы работы над стихотворением:
Взрослый выразительно читает стихотворение;
сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Люблю березку русскую. Прокофьев
Люблю березу русскую,То светлую, то грустную,В беленом сарафанчике,С платочками в карманчиках,С красивыми застежками,С зелеными сережками.Люблю ее нарядную,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую.Люблю березу русскую.Под ветром низко клонитсяИ гнется, но не ломится!


95694522574253498851462405





833120-4445


Строка
Вопрос Ответы детей Схема
Люблю березку русскую - Что значит люблю? Как это показывают?
-Почему русскую березку?
- Какое дерево нарисуем? - Руку на сердце
-Потому что она символ России.
- Растет в России. Сердце
березка
То светлую
-Как можно изобразить светлую березку? - Солнышко нарисовать.
- Как в солнечный день все светло. солнышко
То грустную-Как можно изобразить грустную березку? Солнышко за тучкой.
Пасмурно, грустно. солнышко за тучкой
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках, -Что это за сарафанчик у березы?
-А платочки? -Ствол березы.
-Черные полоски. Ствол в форме сарафана с кроной и черные штрихи с веточками
С красивыми застежками,
с зелеными сережками
- Как можно обозначить красные застежки и зеленые сережки? -Можно цветом обозначить две кляксы – зеленая и красная
Люблю ее нарядную
-Как мы обозначаем любовь? Наряд? - Мы рисуем сердце.
- Родная и ненаглядная как мама.
-Можно напечатать слово мама Сердце и
нарядная березка
То ясную, кипучую, - Что может быть ясной? Кипучее?
- погода , вода Погода, вода
То грустную, плакучую.
-Что значит грустить?
-Что значит плакучая? - грустное лицо, плакать Грустная рожица и слезы
Люблю березу русскую. - Что значит люблю? Как это показывают?
-Почему русскую березку?
- Какое дерево нарисуем? - Руку на сердце
-Потому что она символ России.
- Растет в России. Сердце
березка
Под ветерком склоняется
Склоняясь, не ломается -Почему склоняясь не ломается?
-Как обозначить это? - Ствол у березки гибкий.
-Можно перечеркнуть – не ломается значит. Сильный ветер
Согнутая березка перечеркнута.