РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОДИТЕЛИ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЮТ ИЛИ КАК СЛУШАТЬ РЕБЕНКА»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«РОДИТЕЛИ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЮТ ИЛИ КАК СЛУШАТЬ РЕБЕНКА»
«Понимание - начало согласия»
Спиноза
Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания, способствующей лучшему взаимопониманию собеседников.
Задачи:
1.провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком;
2.научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях;
3.потренироваться использовать технику активного слушания.
Форма: информационно-практическая беседа.
Вопросы для обсуждения: как нужно отреагировать, когда у ребенка эмоциональные проблемы; как нужно поступать, предупреждая конфликт с детьми; как нужно разговаривать с детьми.
Подготовительный этап: подготовка пригласительных билетов на собрание, подготовка карточек с ситуациями, изготовление памяток для родителей. Приготовить бумагу, фломастеры, ручки.
На доске: тема собрания, большой лист ватмана, изречения.
Ход родительского собрания Вступительное слово ведущего:
В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком. В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
(Родители делятся своим опытом)
Да, на ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список родительских ошибок.
Это приказы, команды, угрозы: «Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!», морали, нравоучения, критика, выговоры: «У всех дети как дети, а у меня! И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!», а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения: «Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!».
И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на поведение подростка. А как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
(Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на осознание родителями того, что ребенок от них ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз).
Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере чувств. Поэтому, если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка - так ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.
Скажите, как вы понимаете слова «активно слушать», что вы знаете об этой технике?
(Родители делятся своими мнениями и, может быть, даже опытом использования этой техники.)
Многие из вас совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю себе еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувства. Рассмотрим на примере, разыграв небольшую сценку.
(Родители разыгрывают сценку, читая свою роль по карточке.)
Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу!
Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу.
Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется!
Родитель (после паузы, обозначая чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики.
Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал!
Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно.
Сын. Вечно она ко мне придирается...
Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы...
Сын. Хоть ты меня понимаешь... Ладно, бывало ведь, что и списывал... Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!
Ведущий: Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова ни была ситуация, цель родителей - некритическая оценка происходящего.
Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувствую усталость, я беспокоюсь и т.д.
Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят наши реальные потребности. Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я-высказывания» в разговоре превращаются в «ты-высказывания» (вместо «я хочу спать» - «тебе пора выключить свет», вместо «мне неприятно» - «ты плохой»). Превращение «я-высказываний» в «ты-высказывания» становится часто одним из «барьеров общения».
Самое опасное при этом состоит в том, что ответственность перекладывается на собеседника, которому приписываются действия, желания, мотивы, на самом деле отсутствующие. Произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», -взрослый может иметь в виду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или: «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу». Сама многозначность «ты-высказываний» дает простор различным толкованиям и интерпретациям. Реакция собеседника, объяснившего наши намерения со своей точки зрения не так, как мы ожидали, кажется неадекватной, за ней, с нашей точки зрения, стоит лишь вредность, желание настоять на своем, самодурство, с которым необходимо бороться. Непонимание при этом накапливается, и последствия могут быть самыми серьезными. Как видите, овладеть умением «я-высказываний» достаточно важно.
«Я-высказывания» обычно включают три компонента:
-описание ситуации;
-называние своих чувств в этой ситуации;
-называние причин этого чувства.
Это может выглядеть примерно так:
1. Когда я вижу, что...
Когда происходит... Когда я сталкиваюсь с...
2. Я чувствую...
Я не знаю, как реагировать... У меня возникает проблема...
3. Потому что...
В связи с этим... Ведущий: Давайте потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я-высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты-высказываний» в «я-высказывания».
(Каждому родителю выдается карточка с написанными фразами в форме «ты-высказываний» и они работают с ними.)
«Ты-высказывания»
Возможные варианты «я-высказывания»
Ты выполнил домашние задания?
Мне бы хотелось знать, что все уроки уже выполнены
Где ты был?
Я беспокоюсь о тебе, потому что...
Почему ты не здороваешься, когда приходишь домой?
Мне бы хотелось слышать приветствие, потому что иначе у меня возникает чувство, что мной пренебрегают
Когда ты вернешься домой?
Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности
Почему у тебя в комнате такой беспорядок?
Мне было бы приятно осознавать, что у меня очень аккуратный сын
Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем?
Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоего посещения.
Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний
Ведущий: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и озвучивать предложенный вами вариант «я-высказывания».
Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам хочется задать другие вопросы и прокомментировать и оценить ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?
(На доске появляется лист с надписью: «Результаты применения техники «Я-высказывания»». Родители высказывают свое собственное мнение, а учитель фиксирует ответы на бумаге).
Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Однако же навыки общения вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеете, они перестанут быть «техникой», а станут искусством.
И перед тем, как мы с вами расстанемся, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Готовы ли вы использовать технику активного слушания, и какие вы ожидаете изменения в общении со своим ребенком?»
(Родители высказывают свои мнения).
Подведение итогов родительского собрания Рефлексия:
Родителям предлагается определить по 5-бальной шкале результаты собрания:
- полезность собрания;
- актуальность обсуждаемой проблемы;
- атмосфера встречи.
До следующей встречи! Мне было очень приятно видеть вас на нашем родительском собрании.