Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С],[Сь]. Буква С в подготовительной группе.
Тема: «Звуки С, Сь. Буква С»
Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [С], [ С’]. Знакомства с буквой С.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: создать условия для закрепления навыка:
- артикуляции звуков [С], [ С’];
- дифференциации твердости и мягкости звука,
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- фонематического анализа и синтеза;
- деление слов на слоги;
- анализа и синтеза слов СОМ, ОСА.
Коррекционно – развивающие: создать условия для развития:
- слуховой памяти, внимания, восприятия;
- умения концентрировать внимание;
- слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики.
Коррекционно – воспитательные: создать условия для воспитания умения работать индивидуально; желания помогать друг другу; интереса к играм со звуками и буквами.
Предварительная работа: разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики, игра «1-много», «Угадай по 1 буквам» деление слов на слоги.
Интеграция НОД: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Соц. комм. развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: игрушка Хомяк, картинки слоних Сени и Сони, зеркала, картинки для игры «Собери багаж», картинки-мячики для игры «Мячики», картинки для игры «Расставь по полкам», картинка – полка, кассы букв, фишки красного, синего и зеленого цвета.Ход ООД.
Организационно-мотивационный момент. – Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться - «Доброе утро». Я предлагаю поиграть вам в игру «1-много» со словами: продукт, хлеб, молоко, сыр, вода, сметана, пирог, мука.Основная часть. Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
В поле зёрнышек за щёкиДва мешка набил толстяк.В путь отправился далёкийС этой ношею..(Хомяк).
В. Лактионов
Сообщение темы НОД. Верно, это хомячок по имени Саша. А дело в том, что Саша не знает какой первый звук в его имени. И говорит он так: АША. А вы знаете, какой первый звук в его имени? Что это за звук?
Характеристика звуков «С», «Сь». Дети дают характеристику звуков «С», «Сь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звуков» и таблицу «Характеристика звуков».
Игра «Собери багаж» Определение положения места звука в слове. Работа с раздаточным материалом.
А ведь Хомяк Саша пришел к нам не один, а со своими друзьями – это слонихи Соня и Сеня.И пока Соня и Сеня ехали к нам, весь их багаж перепутался. Помогите собрать вещи в нужную сумку?
Какие предметы мы будем класть в первый карман? (те, которые начинаются со звука «С») а какие во второй? Какие в третий? Дети по очереди кладут картинки в нужный карман.
Игра «Мячики». Дифференциация твердости-мягкости звуков. Соня и Сеня любят кидать друг другу мячики. Сене бросим мяч со словом-предметом с мягким звуком «Сь», а Соне – с твердым. Дети по очереди кладут картинки-мячи.
Игра «Расставь по полочкам». Деление слов на слоги. Соня и Сеня хотели пообедать, но увидели, что все продукты упали с полок. На какую полку мы поставим торт? (На первую, потому что в слове «торт» 1 слог). Дети помещают предметные картинки на нужные полки.
Связь звуков и буквы. Показ и изображение буквы «С». А какой буквой мы обозначаем на письме эти звуки? Верно, это буква «С». На что она похожа? Как мы можем ее изобразить? (пальцами одной руки, написать на ладошке, выложить)
ФИЗМИНУТКА.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. Н.Нищева.
Игра «Прочитай слог». Играли Сеня и Соня в мячи, да разбили всю посуду. А посуда не простая, а слоговая. Соберите правильно каждый предмет посуды и прочитайте получившийся слог. Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание.
.
Игра «Угадай по первым буквам». Звукобуквенный анализ слом «СОМ», «ОСА». Ребята, какое слово спрятали Соня и Сеня? Сколько букв в слове? Какая первая? Вторая? Последняя? Выложите слово из букв разрезной азбуки. Ниже обозначьте каждую букву своей фишкой. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
III. Подведение итога.