Конспект занятия по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной к школе группе «Ударение»
Конспект занятия по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной
к школе группе
«Ударение»
Подготовила и провела:
учитель – логопед высшей категории
МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый»
Песоцкая Н.Ю.
Брянск 2016г.
Тема: "Ударение".
Цель: 1.Познакомить детей с понятием ударение и графическим
изображением ударения на схеме.
2.Учить детей определять ударный слог.
3.Упражнять детей в прохлопывании ритмического рисунка.
Оборудование: картинка "Волшебник Ударение", предметные картинки к сказке, слоговые схемы слов с ударением.
Ход занятия
1.Оргмомент.
- Сядет тот, кто поделит слова на слоги: УТКА, УЛИЦА, МАК, КОЗА,
КАБИНА, СОН, КУСТ, КАЛИНА, ВАЗА, МУЗЫКА, ПИРАМИДКА, ЛИЦО.
2.Постановка цели.
- Все ли слоги в словах произносятся одинаково или какой - то один слог произносится дольше и громче остальных? Пример: утка.
(Громче).
- Про слог, который мы выделяем голосом. произносим громче, говорят, что на него падает ударение.
б).Сказка "Волшебник Ударение".
Собрались однажды слова на совет и стали говорить. какие они все полезные и значимые. Но забыли слова на свой совет пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, ударение выскочило откуда - то и закричало: "Что, вы, без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас. Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким - то Ударением. Ведь Ударение - это же просто чёрточка!"
Ударение рассердилось и вдруг ударило своей волшебной палочкой по первому слогу вместо последнего, и исчез Замок, а перед взором всех предстал великолепный замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд маленькие гвоздики и сказали: "Сейчас мы его прибьём к одному месту. Но волшебник Ударение хитро улыбнулся, взмахнул своей волшебной палочкой и ударил по второму слогу. Маленькие гвоздики сейчас же превратились в прекрасные гвоздики. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вместо рогатых забияк козлов, появились козлы, подставка для пилки брёвен. Сладкий ирис превратился в цветущий ирис, а меткие стрелки в обычные часовые стрелки. Видят слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к ударению с большим уважением.
- Кого слова забыли пригласить на свой совет? (Ударение)
- Сегодня мы с вами будем учиться правильно ставить и находить ударение.
3.Прослушивание и отхлопывание ритмического рисунка.
х - х - х
Х - х, Х - х, Х - х
х -Х, х - Х, х - Х
х - х - Х, х - х - Х
х - Х - х, х - Х - х
4.Нахождение ударения в двусложных словах.
Нахождение ударения в словах и отхлопывание ритмического рисунка данных слов.
а). липа, ваза, руки, бусы, вата
б). коньки, коза, глаза, усы, лицо
- Чтобы найти ударение в слове, надо позвать или окликнуть предмет: шууба! Лисаа!
5.Физминутка:
Мы теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье.
Ударный слог, ударный слог...
Он назван так недаром.
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит
И чётко речь моя звучит.
6.Подбор схем к словам.
УТКА, КОЗА, ИРИС, АНЯ, ГЛАЗА
7.Итог.