Роль школьного СМИ в самореализации учащихся


Роль школьного СМИ в самореализации учащихся
Махазагдаева Ц.Ц., руководитель медиацентра В современном обществе всё более возрастает интерес к таким профессиям, как журналист, корреспондент, фотокорреспондент, дизайнер, художник-оформитель. Поэтому возрастает роль школьных средств массовой информации, которые способствуют воспитанию творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Сегодня школьные СМИ не только несут определённую информацию, но и дают школьнику возможность самореализоваться. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для обучающихся, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры. Ситуация успеха, радости, удовольствия способствует развитию у детей положительной самооценки.
C 2005 года в нашей школе функционирует медиацентр. В деятельность медиацентра включены организация школьного телевидения «Южная звезда» и школьной газеты «Эрмэлзэл», где дети освещают последние новости не только школы, но и села, достижения школьников, учителей, односельчан. В связи с развитием сетевого взаимодействия школ южного образовательного округа «Южная звезда» учащиеся и учителя соседних школ включились в работу нашего школьного ТВ и газеты. Теперь газета «Эрмэлзэл» и ТВ считаются сетевыми средствами массовой информации. В таком объединении дети видят перспективу интересной жизни, где происходит самосознание, саморазвитие, самореализация. Занятия проходят дистанционно.
В связи с внедрением стандарта второго поколения в нашей школе программа немного расширена, так как в стандарте уделяется много времени формировании ключевых компетенций через внеурочную деятельность учащихся.
Программа рассчитана на 1 год: 68 часов по 2 раза в неделю. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-16 лет. При наборе курса условно выделяется два отделения: гуманитарное и техническое. Программа гуманитарного отделения называется «круг мыслей», технического отделения «Мастер +». Ученик, посещающий курс «Я - журналист» в первый год учебы осваивает программы гуманитарного и технического отделения параллельно.
Курс создан с целью развития творческих и коммуникативных компетенций, а также познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи:
Формирование коммуникативной компетентности учащихся;
Развитие интереса детей к овладению новыми ИКТ – технологиями;
Развитие компьютерных навыков благодаря использованию информационных технологий;
Формировать ИКТ – компетентности учащихся;
Развитие умения анализировать и оценивать полученные информации, необходимой для выполнения различных задач;
Формирование умения создавать цифровые информации для эффективного общения;
Формирование умения использовать технические средства для облегчения работы с информацией;
Формирование умения передачи результатов своей работы в электронном виде с помощью различных средств;
Программа Телевидения «Южная звезда» «Мастер +»
№ Тема часы очно дист.
1 Вводное занятие. Основные понятия мультимедиа 4 ч 4
2 Работа с внешними устройствами 4 ч. 2 2
3 Стандартные программы для работы со звуком 4 ч. 2 2
4 Запись и обработка звука 6 ч. 2 4
5 Основы работы с графическими изображениями 12 ч. 4 6
6 Основы работы с видео в программе Windows Movie Maker12 ч. 4 6
7 Основы работы с видео в программе PowerDirector12 ч. 3 9
8 Работа в программе PowerPoint7 ч. 1 6
9 Работа в программе Windows Movie Maker7 ч. 3 4
Программа школьной газеты «Эрмэлзэл» (сетевой газеты «Южная звезда») «Круг мыслей»
№ Тема часы очно дист.
1 Вводное занятие. 1 ч 1
2 Журналистика как профессия 2 ч. 1 1
3 Функции журналистики 1 ч. 1
4 Требования к журналисту 2 ч. 2
5 Формирование жанров журналистики 8 ч. 2 6
6 Знакомство с оформительским делом 2 ч. 2
7 Написание статей 4 ч. 4 8 Фотографирование, дизайн 7 ч. 1 6
9 Работа с программами 17 ч. 7 10
10 Освоение интернета 6 ч. 6
11 Выпуск газет 15 ч. 10 5
12 Итоговое занятие 3 ч. 2 1
В данное время в нашей редакции работает 17 человек. Главный редактор Бальжинимаева Наталья, корреспонденты – Цыренжабэ Цынжидма, Жигдылмеева Гэрэлма, Дашидондокова Жаргалма, Цыдыпова Наташа, Санжаева Марина, Амагалонова Рая;
Фотографы Баранова Оксана и Амагалонова Рая.
Наши помощники Цыдыпова Наташа, Микинян Александр, Аюшиева Сарюна и Барадиев Булат. Они у нас учатся набирать текст и вставлять в макет газеты, учатся писать статьи и брать интервью.
Видеооператоры Баранова Оксана.
Видеомонтажники Бальжинимаева Наталья.
II. Самые интересные рубрики телевидения и газеты:
« У нас в гостях» - девиз этой рубрики: кто проявил себя? Кто показал себя с лучшей стороны? На кого надо и нужно равняться?
«У микрофона» - здесь слово предоставляется уважаемым, почетным лицам
«В часы досуга» - чем занимаются дети в свободное время, о внеклассных и внутришкольных мероприятиях;
«Спортивный калейдоскоп» - здесь освещается спортивная жизнь школы и села;
«Вот такой человек» - дети пишут о своих идеалах;
«Родной край» - о малой нашей Родине, о природных памятниках, достопримечательностях нашего края;
«Очередной шаг» - достижения, новшества, которые поисходят в селе;
«Образование» - последние новости образования;
«Круг откровений» – здесь помещаются поздравления, пожелания наших читателей;
«Галерея картин» - рисунки учащихся;
А также рубрики «Традиции», «Конкурсы», «Проба пера» и многие другие рубрики.
Газеты с каждым разом становится все интересней и увлекательней для наших читателей. Наши читатели это, конечно, наши учащиеся, родители, студенты и т.д.
В связи с низкой скоростью интернета скайп в данное время не поддерживается, поэтому содержания материала, задания отправляются через е-mail. Дети отправляют на наш электронный адрес свои заметки, статьи о школьных мероприятиях, достижениях, о школьной жизни, но и, конечно же, села.

Литература: 1. Спирина, Н.А. Журналистика в школе 8-11 классы,– Волгоград: 2011.
2. Гринева, Л.Г. Как организовать в школе выпуск газеты (Текст)// программа гимназии. – Краснодар, 2004
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Москва, 2004.
4. https://sites.google.com - Роль школьных СМИ в раскрытии творческих способностей обучающихся
5. https://www.eurekanet.ru Как организовать газету в школе