Статья «Обучение речи и альтернативным коммуникациям глухих детей с умственной отсталостью».


Статья «Обучение речи и альтернативным коммуникациям глухих детей с умственной отсталостью».
Для всех детей с глухотой, общение – важнейший компонент социально-личностного и познавательного развития, неотъемлемая часть жизни. Однако возможности их речевого развития и коммуникации резко ограничены по сравнению с глухими обучающимися, не имеющими выраженной умственной отсталости и других тяжелых нарушений развития. Имеющиеся у глухих обучающихся другие первичные нарушения также негативно влияют на возможности речевого развития. Наличие ДЦП ограничивает формирование речи глухого ребенка в связи с нарушениями артикуляционного аппарата, трудностями экспрессивных движений (мимика, жесты и др.). У глухих детей, имеющих тяжелые расстройства аутистического спектра, отсутствует потребность в общении, для них характерен уход от общения, а какой форме бы оно не осуществлялось.
Обучение коммуникации глухих детей с выраженной умственной отсталостью должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, использованию различных средств коммуникации на доступном для ребенка уровне.
Цель обучения основам коммуникации – формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развития речи как средства общения.
В связи с неоднородностью состава детей программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей детей.
Обучение коммуникации глухих обучающихся предполагает учет следующих положений:
• первоначальной основой является развитие общения взрослого с ребенком с использованием всех доступных ребенку невербальных и вербальных средств;
• в обучении используется жестовая речь, которая позволяет сформировать связь между предметами, действиями и их обозначениями; дактильная форма речи, письменная и устная формы речи;
• обучение языку осуществляется в процессе общения, в тесной связи с деятельностью детей;
• в зависимости от возможностей обучающихся выделяются подготовительный (пропедевтический) и основной этапы, продолжительность каждого из них зависит от возможностей учащегося. обучение основам коммуникации осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях и продолжается в процессе обучения всем
учебным предметам, во внеклассной деятельности; в семье по заданиям учителя.
Целесообразно использовать комплексный подход, т.е. не выделять специальные занятия по жестовому языку, развитию речи, чтению, а проводить их целостно, включая в уроки как задачи по развитию речи, так и обучение чтению и письму. Важно, чтобы работа по развитию коммуникации была тесно связана с доступной и интересной для учащегося предметноигровой, предметно-практической деятельностью.
Одной из основных задач является развитие коммуникативного опыта учащихся в тесной связи с их личным опытом, формирование интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею.
К введению слов и простых фраз учитель подводит ребенка только тогда, когда у учащегося сформированы элементарные основы произвольного поведения и внимания.
Первоначально ученика учим понимать названия окружающих предметов, простые инструкции, связанные с организацией жизни. Речевые единицы (слова, словосочетания, фразы) предъявляются с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств: жестов, пиктограмм, картинок; графического изображения слова (табличек), устного называния. Поддерживаются все ответные реакции ученика как речевые, так и неречевые: указания на предметы, выполнение действий и т.д. В процессе предъявления материала значение придается формированию навыков слухо-зрительного восприятия речи, что предполагает многократное повторение слов и фраз с указанием на соответствующие предметы и действия. Для формирования навыков слухо-зрительного и слухового восприятия, развития элементарных произносительных умений необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры (стационарной и индивидуальной). Усвоение глухими учениками слов и фраз требует многократного повторения, воспроизведения их в условиях разных видов деятельности, повторения и закрепления в условиях семьи, особенно в тех случаях, если ученик посещает школу не каждый день. В первую очередь важно научить обучающегося пониманию и воспроизведению слов и фраз, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности.
С развитием всех видов речи тесно связано обучение грамоте, в частности, чтению. Обучение грамоте, учитывая низкий интеллектуальный потенциал обучающихся, особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, занимает длительный период. Не все ученики могут овладеть элементарными навыками чтения и письма. Все обучающиеся в разной степени подготовлены к работе по русскому языку. В связи с неоднородностью состава детей программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей детей.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также проводится работа по формированию коммуникативных навыков. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
• графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, пиктограммы, символы, таблички с напечатанными словами и фразами, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
• информационно-программное обеспечение: компьютерные программы символов (например, «Пиктограммы», “Bliss”); компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы;
• тексты для чтения, книжки-самоделки, видеоматериалы.