ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Возраст дошкольного детства — период, когда ребёнок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Эффективность проводимой в детском саду работы, как показывает опыт, зависит от отношения к ней ребёнка в семье.
Поэтому работа с родителями — одно из важнейших направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в целом, развития музыкального слуха и голоса, в частности.
Моя задача – заинтересовать родителей процессом всестороннего развития музыкальных задатков, творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания детей в семье. Родители должны понимать основные цели, которые я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой в музыкальном воспитании и образовании их детей.
Для выполнения данных задач я провожу с родителями определённую, систематическую работу, в процессе которой они становятся соучастниками музыкально-эстетического воспитания, активно поддерживают интерес своего ребёнка к музыке, различным видам музыкально-творческой деятельности.
ВЫСТУПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГРУППОВЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ
В начале учебного года на первом родительском собрании я рассказываю родителям об организации музыкально-образовательного процесса в новом учебном году; сообщаю о запланированных музыкальных праздниках, досугах; объясняю основные задачи музыкально-эстетического воспитания и развития детей в данной возрастной группе, знакомлю с инновационными музыкальными методиками, которые будут применяться мною для решения поставленных задач.
Это вызывает эмоциональное расположение родителей, их заинтересованность в эффективности музыкального развития ребёнка, готовность к совместной музыкально-творческой деятельности и организации музыкальной деятельности ребёнка в семье.
В течение года я выступаю на родительских собраниях по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей, основным направлениям и формам совместной музыкальной деятельности родителя и ребёнка в семье, организации совместных музыкальных праздников и досугов.
В конце учебного года на родительском собрании я подвожу итоги проведённой работы, отмечаю достигнутые, благодаря совместным усилиям, результаты музыкального развития детей, их творческие успехи; совместно с родителями намечаем пути дальнейшего взаимодействия и сотрудничества.
ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ БЕСЕД, КОНСУЛЬТАЦИЙ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В течение учебного года я провожу индивидуальные беседы, консультации с родителями. С помощью таких консультаций:
информирую родителей о музыкальном росте, особенностях музыкального развития их ребёнка, о степени его музыкальной одарённости;
даю необходимые педагогические рекомендации в решении тех или иных задач по развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, певческих навыков), учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;
помогаю создать в семье, во взаимоотношениях с ребёнком благоприятные условия для активизации эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-образного мышления, воображения, раскрытия творческого потенциала: показываю песни, пальчиковые игры с пением, ритмические игры, игры со звуками, которые можно разучить с детьми дома; даю практические советы по проведению семейных музыкальных праздников.
ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ФОРМЕ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ
Одним из эффективных способов знакомства родителей с особенностями музыкального развития их детей, новыми формами, методами и приёмами этого развития является их участие в музыкальных занятиях. На них мамы и папы вместе с детьми «овладевают» всеми видами музыкально-певческой деятельности, исследуют природные возможности голосового аппарата, особенности взаимодействия его со слухом, движением, включаются в музыкально-творческий процесс.
Благодаря таким занятиям постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников-«помощников» в решении задач музыкального воспитания: развития музыкального слуха, певческих навыков, чувства ритма, музыкально-творческих способностей, что даёт позитивные результаты.
Родители отмечают, что совместные музыкальные занятия способствуют:
улучшению их взаимоотношений с ребёнком;
оказывают содействие в их личностном саморазвитии как воспитателей своих детей;
позволяют увидеть своего ребёнка с новой стороны, лучше понять его внутренний духовный мир, эмоциональные переживания;
помогают объективно оценить положительные и отрицательные стороны характера, уровень развития мышления, памяти, а также степень музыкальной одарённости ребёнка.
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ С ДЕТЬМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ УТРЕННИКАХ, РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
Большое положительное влияние на музыкальное развитие, на установление тесного как психологического, так и духовного контакта между детьми и родителями оказывает сотрудничество и сотворчество детей и родителей на музыкальных праздниках.
Я постоянно вовлекаю родителей в совместную с детьми музыкально-исполнительскую деятельность: они эмоционально ярко, образно исполняют в ансамбле с детьми песни («Только бы мама с нами была», «Мамины помощники», «Милое детство», «Ты да я, да мы с тобой» и др.), ритмодекламации («Федорино горе», «Новогодний кактус», «Ворона» и др.), принимают участие в коммуникативных, координационно-массажных музыкальных играх («Вудэ ли аче», «Хей, привет», «Зайкин огород», «Страус Куки» и др.), в музыкально-песенных творческих заданиях.
Родители всех возрастных групп вовлекаются мною в изготовление атрибутов к песням, ритмодекламациям, танцам, помогают шить костюмы для утренников.
Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в музыкальном воспитании дошкольников.