Особенности проектирования организации внеурочной деятельности в начальной школе для удовлетворения разных образовательных потребностей детей.
Катлинских Лидия Готфридовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №3
г. Ялуторовск Тюменской области
Особенности проектирования организации внеурочной деятельности в начальной школе для удовлетворения разных образовательных потребностей детей.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в нашей школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается нами сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО мы понимаем образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, для удовлетворения разных образовательных потребностей детей. Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Модель внеурочной деятельности в нашей школе основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программе внеурочной деятельности для младших школьников, воспитательных планов классных руководителей и дополнительного образования. Это стало возможным, т.к. в практике школы и дополнительного образования сложились прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется удобное для учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения в социуме.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям; необходимость охвата всех выбранных направлений внеурочной деятельности. В школе создана система внеурочной деятельности: разработан учебный план начальной школы;
разработано Положение о внеурочной деятельности;
разработаны программы внеурочной деятельности
материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
информирование родителей о системе внеурочной деятельности
составлено расписание внеурочной деятельности для учащихся.
При организации внеурочной деятельности использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов), педагоги дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение: Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано горячее питание, имеется медицинский кабинет.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, библиотекой, спортивной площадкой. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 10 компьютеров, проектор, экран. В кабинете начальных классов имеется телевизор. В кабинеты 1 классов получены компьютеры, мультимедийные проекторы с медиа -доской. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Расписание внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью охвачены 100% первоклассников и второклассников.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, позволяют реализовать учебный план 1,2 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме не более10 часов в неделю.
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из 5 направлений.
№ Направления работы Формы работы, название курса
1 Спортивно-оздоровительное Подвижные игры «Расти здоровым»
«Юные туристы»
2 Социальное Изостудия «Чудеса своими руками»
Изостудия «Юные дизайнеры»
Мастер-класс «Чудо-тесто»
Мастер-класс «Цветы из ткани»
Мастер-класс «Декупаж»
Мастер-класс «Квилинг»
Малое проектное бюро «Я – исследователь»
Кружок Компьютерная графика
Кружок «Игрушки своими руками»
3 ОбщеинтеллектуальноеФакультатив «Детская риторика»
Кружок «Умники и умницы»
Кружок «Знайка»
Кружок «Занимательная математика»
Кружок «Веселые математики»
Авиамодельный кружок
Клуб «Шахматная школа»
4 Общекультурное ЗооэкологияТеатральная студия «Актерское мастерство»
5 Духовно-нравственное Я – гражданин России
Через воспитательную систему класса, школы
Все вышеперечисленные объдинения работают систематически, имеют программу, цели и задачи. Продолжительность 1 занятия – 25-30 минут. Руководители используют различные формы организации внеурочной работы: экскурсии, соревнования, круглые столы, общественно-полезные практические занятия.
Виды внеурочной деятельности
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- спортивно-оздоровительная деятельность;
При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов, но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, для удовлетворения разных образовательных потребностей детей.
Методические рекомендации «Организация образовательного процесса в образовательных учреждениях Тюменской области в условиях реализации ФГОС НОО»
Литература
1.Методические рекомендации «Организация образовательного процесса в образовательных учреждениях Тюменской области в условиях реализации ФГОС НОО»
2. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.3. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html
4. «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб