Информационно-методический бюллетень Обобщение опыта работы по единой методической теме учреждения Поликультурное образование как часть общей культуры участников образовательных отношений в условиях дополнительного образования


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом творчества

Информационно-методический бюллетень
Обобщение опыта работы по единой
методической теме учреждения
«Поликультурное образование как часть общей культуры участников образовательных отношений в условиях дополнительного образования»
с.Шира, 2016
Составитель:
Гринь О.А. – методист МБУ ДО Дома творчества с.Шира.
Рецензент:
Михалева Н.Д. – заместитель директора по учебно-методической работе МБУ ДО Дома творчества.
Информационно-методический бюллетень «Обобщение опыта работы по единой методической теме учреждения «Поликультурное образование как часть общей культуры участников образовательных отношений в условиях дополнительного образования» – с.Шира: 2016, - с.71
В данном издании опубликован опыт работы учреждения по поликультурному образованию всех участников образовательных отношений и адресован педагогам дополнительного образования, методистам, заместителям директора по учебно-воспитательной работе и предлагаются для использования в практической деятельности образовательных учреждений.
Адрес: 665200 Республика Хакасия, Ширинский район,
с.Шира, ул.Маяковского,58
Телефон: 8(39035) 9-18-70; е:mail: dompionerov@mail.ru
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Основные характеристики изучаемой темы …………………………… 6
Формы взаимодействия всех субъектов образовательных
отношений ……………………………………………………………… 16
Сотрудничество с учащимися ………………………………….. 16
Сотрудничество с педагогами ………………………………….. 17
Сотрудничество с родителями …………………………………. 22
Результативность опыта …………...…………………………………… 25
Заключение ………………...…………………………………………… 25
Литература …………………...……………………………………………... 27
Приложения ………………...……………………………………………….. 28
Введение
«Понимание своей этнической и национальной
принадлежности, ценности своей культуры,
любовь к Родине – всё это начинается с ближайшего
окружения и лишь затем расширяется до
общечеловеческого, но никогда не сводится к нему».
Н.Д.Никандров
Сегодня перед Российской педагогической наукой поставлена задача использования потенциала образования и воспитания в целях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления межнациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.
Современные тенденции развития системы образования в условиях многоязычия и поликультурности российского общества выдвигают целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с определением понятия поликультурная образовательная среда.
Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Целью поликультурного образования согласно данной концепции является приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство. Ведущими идеями данной концепции выступают идеи открытости, диалога культур, культурного плюрализма.
Культура любого народа является частью мирового культурного пространства, где происходит взаимодействие различных этнических культур. «Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру».
Изучение национальной культуры народов России процесс довольно сложный, многоступенчатый и непрерывный, требующий дифференцированного подхода, не допускающий поверхностного отношения к данной проблеме. Поликультурное образование должно быть непосредственно связано с национальными, региональными и местными социокультурными факторами территории. Отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в поликультурном образовании.
Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании». Главная цель программы - развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.
Концепция развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в образовательных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека с первых лет его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются новыми нормативными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепция государственной национальной политики Российской Федерации;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года);
- Закон об образовании в Республике Хакасия» от 05.07.2013 №60-ЗРХ;
- Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия (Постановление от 16.09.2013 г. №95-п);
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основными положениями Закона «Об образовании в Российской Федерации» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнической ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений».
Работа по данному направлению способствует решению задач социально-коммуникативного развития детей, так как обращение к отеческому наследию воспитывает интерес, уважение к своему народу, к людям других национальностей, гордость за республику, в которой живешь.
Основные характеристики изучаемой темы
Педагогика поликультурности имеет свою историю. Ей посвящали свои труды выдающиеся педагоги и мыслители прошлого. Так, многочисленные определения поликультурного образования были предложены учеными, исследователями и организациями. Дискуссии по данному вопросу в разных странах велись на протяжении последних 30 лет. Это отражено в зарубежных и отечественных концепциях поликультурного образования: многоэтническое образование (Боос-Нюнниг, Зандфукс, Н.В. Кочешков), биокультурное образование (Фтенакис), концепция «диалога культур» (Н.Х. Вессель, В.С. Библер, Г.Д. Дмитриева, М.С. Каган, П.Ф. Каптерев, М.А. Некрасова и др.), концепция «культурных различий» (П.П. Блонский, Дж. Бэнкс, А.П. Лиферов, Э. Мейлер, В.М. Полонский, Р. Хенви). Значительную помощь в моделировании диалогических обучающих и воспитывающих стратегий может оказать концепция «Школы диалога культур» крупнейшего отечественного философа и культуролога В.С. Библера, который определяет саму культуру как диалог культур, как форму: «...одновременного бытия и общения индивидов различных культур».
В раскрытии сущности поликультурного образования особую роль играют философско-гуманистические и педагогические идеи К.Д.Ушинского. Он заложил идейно-теоретические основы национального воспитания, которые в настоящее время являются составной частью теории поликультурного образования. Одним из средств воспитания К.Д. Ушинский считал приобщение к народной культуре, с помощью которой развиваются основные качества личности и свойства национального характера. Особое место в воспитании он отводил родному языку, как части народной культуры. К.Д.Ушинский, являясь основоположником принципа народности в воспитании, считал, что у каждого народа есть собственный идеал человека и должна быть выстроена своеобразная воспитательная система, основанная на традициях народной педагогики и включающая достижения национальной культуры. Воспитание, созданное самим народом и основанное на национальных началах, имеет особую силу, которой нет в самых лучших системах, базирующихся на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Вопрос сочетания национального и общечеловеческого воспитания, который широко освещается в теории и практике поликультурного образования, был поднят русским педагогом П.Ф.Каптеревым. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, он относил язык, религию и быт. Освоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным и духовным ценностям и, вместе с тем, к общечеловеческим знаниям, формирующим научное мировоззрение.
В отечественной педагогике ХХ века проблема поликультурного воспитания решалась через задачу воспитания интернационализма. Интернациональное и поликультурное воспитание имеют много общего. Прежде всего, это наличие общей задачи – формирования уважения к иным культурам, межнациональной солидарности и готовности к сотрудничеству. Интернациональное и поликультурное воспитание противостоят национализму и расизму.
Поликультурное воспитание развивает такие качества как патриотизм, толерантность, интерес к культуре своего и других народов мира, культуру межнационального общения и др.
К концу XX века получили широкое распространение вариативные модели, новые концепции и образовательные программы, направленные на осмысление социально-психологической и социально-культурной ситуации в мире. Они нашли широкое применение в этноориентированных учебных заведениях – национальных школах, гимназиях, лицеях. Концептуальным основанием этих образовательных моделей является поликультурность, поливариативность, многоуровневость, а также приоритетность как этнокультурных, так и общенациональных ценностей.
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов. Круг проблем, которые можно обсуждать в данном контексте, достаточно широк; одной из наиболее значимых среди них является региональная культура (В.Л. Козлова, С.П. Литенкова, А.А. Сергунин); ее можно рассматривать как модель жизни, как объект культурного пространства, в которое с рождения включен человек, живущий на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).
Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни общества меняют парадигму образования, которая формулируется так: «Образование – это часть культуры». Образование является важнейшей функцией культуры, так как именно оно обеспечивает ее сохранность, трансляцию и потенциальное развитие.  В соответствии с новой парадигмой образования в основу концепции российского образования положен принцип овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в контексте единой общечеловеческой культуры, поскольку сегодня каждый человек органически вписан в сеть массовых коммуникаций, становится носителем не только набора элементов национальных и региональных субкультур, но и общечеловеческой культуры.
Взаимодействие культур порождает общение, диалог, емко охарактеризованный М.Бахтиным: «Единство культуры, - писал он, - это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже, но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше». В поликультурном обществе с особой остротой возникают вопросы о национальных особенностях образования. Проблема национальной специфики образования всегда стояла остро. Теоретическое осмысление новой концепции образования ведет к осознанию необходимости разработки новых, инновационных моделей высшего образования и подготовки на их основе специалистов, способных профессионально осуществлять свою деятельность в новых социально-исторических условиях, овладевать не только сугубо специальными знаниями в конкретной области, но также иметь возможность выражать полученные знания на иностранном языке, передавать их другим народам и культурам.
Идея поликультурного образования базируется на реализации модели непрерывного образования, основными целями которого являются:
формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;
воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Основополагающими принципами поликультурного образования являются:
принцип диалога и взаимодействия культур;
контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;
принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.
Идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые прозвучала после второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ООН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отражённых в Декларации прав человека. Это проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в поддержании культурного разнообразия и поощрении развития культурных меньшинств.
Особый интерес представляют работы, посвященные проблеме национального и межнационального воспитания. В настоящее время в контексте философских, этнографических, социологических исследований Л.Л. Баграмова, Ю.В. Бромлея, М.С. Джунусова и других переосмысливается трактовка понятий «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого». Сегодня интернациональное (межнациональное) воспитание трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации.
Во многих странах поликультурное образование является частью государственной политики. На западе интерес к исследованию вопросов поликультурного образования был поставлен еще в 80-е годы прошлого века. Впервые проблема поликультурного образования возникла  в США, что было обусловлено желанием предоставить равные права всем гражданам на получение образования, принимая во внимание индивидуальные этнические интересы.  Ученые К. Ирвин, Д. Хоуп, В. Миттер и другие являются крупнейшими представителями в области изучения поликультурной образовательной среды. Отечественная наука еще недостаточно полно изучила данную проблему, неизбежно возникающую в многонациональном государстве. Тем не менее, ряд ученых – М. Н. Кузьмин, Л. А. Супрунова и другие – всерьез занимаются вопросами поликультурности образования, поскольку считают данный феномен неотъемлемой частью современного образования, которое способствует подготовке учащихся к жизни в многонациональном государстве на основе уважения взаимных интересов и терпимости к национальной идентификации народов.
По классификации ЮНЕСКО хакасский язык отнесен к категории неблагополучных языков мира. В 1994 году была принята Государственная Программа сохранения и развития языков народов Республики Хакасия на 1994-2000 годы. В последующем принимались ведомственные целевые программы Министерства образования и науки Республики Хакасия. В 2010 году была принята Долгосрочная республиканская программа «О развитии языков народов Республики Хакасия в 2011-2013 годах». О необходимости сохранять хакасскую культуру и язык, на которых в значительной мере держится самобытность не раз говорил руководитель региона Виктор Зимин: «Без сохранения традиционной хакасской культуры, хакасского языка республика будет уже другим регионом. И наша первейшая задача – сберечь язык титульной нации».
В настоящее время проблемы в сохранении и развитии хакасского языка сохраняются: уменьшается количество хакасов, владеющих родным языком; исчезают монохакасские поселения; сужаются функции хакасского языка во всех сферах социально-политической жизни Республики Хакасия.
В удовлетворении потребности в знании родных языков и культур также нуждаются другие народы, компактно проживающие в республике (шорцы, немцы, чуваши, поляки и др.).
Актуальность
Во многих российских школах проблемам культуры в целом и национальных культур в частности, уделяется недостаточно внимания. Отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у школьников негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность в общении детей, культурный нигилизм и другие негативные явления.
Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других  народов, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало  занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного и школьного возраста.
С 2014-2015 учебного года МБУ ДО Дом творчества работает над единой методической темой учреждения «Поликультурное образование как часть общей культуры участников образовательных отношений в условиях дополнительного образования». Выбор методической темы учреждения обусловлен:
- обострением проблем межнационального общения в поликультурном и полиэтническом пространстве современной России;
- необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития;
- потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;
- ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;
- недостаточным уровнем реализации в образовательных учреждениях задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Этнокультурное, в том числе поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов России и других стран мира, культуру межнационального общения и др. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия школьников в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиций различных этнических культур.
      Важно помнить о том, что поликультурное воспитание должно быть повседневным делом, пропитывающим всю работу образовательного учреждения. Поликультурное воспитание должно проходить на фоне развития добрых чувств людей, коллективных отношений, гуманности, стремления бескорыстно сделать для других добро.
    Национальное своеобразие, национальный характер, национальные особенности восприятия мира находят свое отражение в культуре, искусстве этносов. И как справедливо полагает А.Г. Агаев, «...культура представляет из себя  не только ценности, созданные народом, но и его творческую деятельность по их производству, распределению и освоению. Поэтому бытие культуры находится в разнообразии форм, темпов, масштабов, состояний и результатов этой деятельности...».
Национальная культура охватывает все предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании». Эти два момента, образующие совокупности национального своеобразия культуры, выступают специфически в каждом жанре искусства. Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное – национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание. Сказанное означает, что изучение национальной культуры, а вернее этнокультуры способствует усвоению специфических особенностей народа, создателя той или иной культуры. Ведь каждый индивид через национальное самосознание воспринимает бытие, историю, интересы своей национальной общности, свое будущее.
Республика Хакасия объединяет на своей территории много национальностей: хакасы, русские, татары, немцы и другие народы. Не исключение и МБУ ДО Дом творчества. В объединениях учреждения занимаются дети разных национальностей. Культура народов Хакасии, в том числе и Ширинского района, является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, и, вместе с тем, способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Актуальность данной проблемы нацелило на необходимость формирования и развития у учащихся общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно–патриотического, духовного богатства личности, а также просвещения родителей и педагогов в этом вопросе.
Поэтому приоритетным направлением работы явились:
- приобщение детей к культуре народов, проживающих на территории республики Хакасии и Ширинского района;
- формирование у детей этики межнационального общения (симпатия, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций хакасского, русского, татарского, немецкого и других народов, их функциональной значимости);
- формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в условиях дополнительного образования.
Определяя методическую тему учреждения педагогический коллектив МБУ ДО Дома творчества предполагал, что система поликультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования может быть реализована с наибольшей эффективностью, если:
- поликультурное воспитание будет рассматриваться как целенаправленная совокупность мер, направленная на формирование интегративных новообразований личности, связанных с социокультурными ценностями страны, которые выражаются в системе знаний, отношений и видах деятельности детей в ситуациях осознанного самоопределения;
- развитие поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования определится наличием организационно-педагогических условий: профессиональная готовность педагогов; разработанность учебно-методической базы; программа поликультурного образования для учащихся и их родителей;
- будут соблюдаться следующие организационно-педагогические и дидактические принципы: гуманистическая направленность педагогического процесса, диалог культур, личностно-ориентированный подход, природосообразность;
- реализуются следующие компоненты: ориентировочный, организационно-процессуальный, деятельностно-практический и результативно-оценочный;
- используются инновационные технологии: комплексная программа и проект (ролевые игры, тренинги, дискуссии, конференции, семинары, исследовательская деятельность, диалог и др.).
Цель данной работы: провести комплексный анализ по реализации единой методической темы учреждения «Поликультурное образование как часть общей культуры участников образовательных отношений в условиях дополнительного образования».
В соответствии с поставленной целью решить следующие задачи:
- раскрыть социокультурные и педагогические основания понятий «поликультурное воспитание», «поликультурное образование»;
- раскрыть системный подход к организации поликультурного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей;
- обосновать организационно-педагогические и дидактические условия реализации поликультурного воспитания, принципы его построения и реализации в учреждениях дополнительного образования детей;
- разработать механизмы реализации принципов поликультурного воспитания детей, раскрыть дидактические ресурсы системы дополнительного образования, способствующие формированию необходимого уровня поликультурной воспитанности детей;
- дать оценку результативности опыта по поликультурному воспитанию детей;
- раскрыть возможности использования данного опыта в структуре организации инновационной работы на базе учреждений дополнительного образования.
Концептуальность.
Современные концепции развития личности ребенка в образовательных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, который способствует формированию всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры. Базовое положение концепции поликультурного воспитания - учет возрастных особенностей в методах и технологиях ее реализации. В поликультурном воспитании детей дошкольного и школьного возраста используются формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание.
Ознакомление учащихся с культурой народов, проживающих на территории нашего района и республики мы рассматриваем как часть поликультурного воспитания в целом. Концептуальная модель поликультурного воспитания детей в процессе  образования включает цель - воспитание поликультурной личности; закономерности, определяющие эффективность поликультурного воспитания; принципы, методику поликультурного воспитания и качественную характеристику результатов этого процесса.
Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурам.
Новизна педагогического опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной интеграции работы по ознакомлению и приобщению всех участников образовательных отношений к культуре народов Хакасии как части поликультурного воспитания в систему образовательных областей через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.
Формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время - из средств массовой информации, сети Интернет, которые в свою очередь тенденциозно и некомпетентно трактуют национальные проблемы. Поэтому становится актуальным процесс целенаправленного формирования национального самосознания, развития позитивной этнической идентичности у школьников. Осмысление своей этничности является необходимым фактором для полноценного духовного и нравственного, культурного и социального развития человека. Современные педагогические реалии требуют учета в образовании этнокультурного фактора. Ведь в настоящее время идет утрата традиционных этнокультурных ценностей народов. В результате этого происходит разрыв между поколениями в усвоении и осмыслении своей традиционной этнокультуры, который характеризуется пассивным отношением детей к своей этнической культуре.
Одним из путей решения вопроса развития этнической идентичности школьника как важной составляющей личности ребенка средствами художественного, декоративно-прикладного творчества является вовлеченность ребенка в изучение предмета, совместную деятельность и социальную практику.
Работа по ознакомлению учащихся с национальной культурой народов Хакасии требует продуманного подхода, позволяющего отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему. Поэтому работа строилась в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка конкретного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Поликультурное воспитание как целенаправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:
- культурологическую (формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи);
- образовательно-развивающую (осознание важности культурного многообразия для самореализации личности);
- гуманистическую (воспитание позитивного отношения к культурам других народов);
- коммуникативно-интеграционную (развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания)
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для ознакомления и приобщения детей к национальной культуре народов Хакасии. Целенаправленное планирование работы по данному направлению, взаимодействие с семьями учащихся позволит пробудить у детей интерес к культуре разных народов через знакомство с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами разных народов; формировать у детей адекватное и доброжелательное отношение к представителям разных национальностей и рас. Активное действенное познание навыков поможет детям усвоить и сохранить полученные знания.
Оптимальность и эффективность средств
Оптимальность и эффективность средств в реализации педагогического опыта стала возможна при выполнении следующих условий:
- профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования к работе по поликультурному воспитанию детей посредством консультаций, семинаров, педагогических советов, практикумов и т.д.
- создания воспитательно-образовательной среды в учреждении;
- тесного взаимодействия учреждения и семьи в данном направлении.
Мотивация и активизация познавательной активности детей, повышение эмоциональной отзывчивости, эстетического и нравственного сопереживания к культуре народов Хакасии осуществляется через применение следующих приемов и методов:
-эмоциональная насыщенность учебных занятий и культурно-досуговой деятельности;
- проблемно-поисковый метод;
- индивидуальный подход в сочетании с групповым и коллективным взаимодействием;
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- элементы творчества и новизны;
- игровые и воображаемые ситуации;
- метод моделирования и конструирования;
- стимулирования и мотивации интереса к учению;
- тренинг;
- рефлексия.
Формы взаимодействия всех субъектов образовательных отношений
Сотрудничество с учащимися.
Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.
Прибегая к помощи поликультурного воспитания, можно не без основания полагать, что обращение к нему поможет не только воспитать высоконравственного и толерантного человека из современного школьника и вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению более серьезных, общечеловеческих задач.
Системный подход к мерам, направленным на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих экстремизму, терроризму, совершению правонарушений, является одним из важнейших условий улучшения социально-экономической ситуации в селе. Для реализации такого подхода в МБУ ДО Доме творчества была разработана программа поликультурного воспитания для учащихся и родителей «Мы разные, и это здорово!».
Воспитательная ценность Программы состояла в том, что при её реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное, в том числе каникулярное время, были созданы условия развития толерантной, конструктивной личности, с учетом запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.
Воспитательная работа МБУ ДО Дома творчества держится на традициях: Дни здоровья, праздник «Посвящение в кружковцы», Академия Деда Мороза, смотры–конкурсы «Образцовый детский коллектив», «Внешкольник года», праздник «Вот и стали мы на год взрослей», именно они формируют дух учреждения, определяют его лицо, являются объединяющим началом для учащихся, педагогов, родителей.
Направления деятельности программы:

- Реализация дополнительных образовательных программ. Педагоги проводят занятия по поликультурной тематике: «В гости к сказке», «Матрёшка», «Рукавичка для Тарины» и др.
- Экскурсии по заповедным местам района, Хакасии.
- Акции «Чистый берег», «Экологический десант», «Подарок музею», «Японский журавлик», «Голубь Мира».
- Здоровый образ жизни. Ежегодно проводятся: Дни здоровья, эколого-туристические слёты, военно–спортивная игра «Зарничка». Очень ребятам запомнилось танцевальное шоу «Движение – это жизнь!».
- Информационная деятельность. В учреждении систематически идёт обновление информационных материалов.
- Мы – волонтеры. Проведены акции «Дети – детям», «Ветеран живёт рядом», высажены ели у мемориального комплекса, проведена уборка территории вокруг памятника Неизвестному солдату.
- Работа с образовательными учреждениями и социумом. Наше учреждение работает в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями и социумом района. Совместно с районным краеведческим музеем им. Д.С.Лалетина, библиотекой, ГИБДД, Пожарной охраной, заповедником «Хакасский» готовятся и проводятся воспитательные мероприятия, экскурсии, праздники, выставки.
- «Страна творческих сердец» - досуговая программа учреждения. Некоторые мероприятия, проводимые в рамках программы прилагаются. (см. Приложение 1).
2.2. Сотрудничество с педагогами.

На сегодняшний день поликультурное образовательное пространство является также важнейшим фактором профессионального и личностного развития педагогов.
Межкультурная компетентность современного педагога является залогом успешной профилактики агрессивного национализма и разрешения проблем, связанных с межнациональными отношениями, реализации эффективных механизмов поликультурного образования – формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии.Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт   одновременно повышает  его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.Меняется мир, меняются подходы  педагога по вопросам поликультурного воспитания. Наиболее перспективными, на мой взгляд,  являются подходы, интегрирующие представления об особенностях формирования жизненных целей развивающейся личности, жизненного пути и творческой силы развития. 
 Поликультурное образование способствует формированию умений и навыков поведенческой культуры личности в условиях неизбежной глобализации общественного устройства. Более того, сегодня ребенок становится активным субъектом образовательного процесса наряду с другими субъектами – педагогами и родителями. Взаимодействие всех субъектов процесса образования в условиях поликультурного общества предполагает сотрудничество на базе диалога взаимных интересов. Особая роль в этом процессе отводится педагогу, поскольку именно педагог – самая важная фигура для ученика в системе образования.
Педагог определяет комплекс специфических методов и приемов воздействия на ребенка, применение которых обеспечивает решение важных образовательных и воспитательных задач, поставленных в ходе учебного процесса. А в условиях поликультурной среды эти задачи приобретают острый социальный оттенок, требующий от педагога максимальной терпимости и любви к детям. Более того, педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, специфику его интересов, а также среду обучения, которая в условиях многонационального общества становится поликультурной. Таким образом, на первый план выдвигается не только квалификация и профессионализм педагога, но и его личностные качества, его мировоззрение и социальная позиция. Только во взаимодействии педагога с учеником происходит развитие личности ребенка. Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям:
- развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания в контексте поликультурной среды;
- получение и усвоение знаний о поликультурной среде;
- формирование рефлексивной культуры
Однако самыми главными и наиболее эффективными методами контроля практической деятельности учащихся являются такие методы контроля, как наблюдение, заполнение анкет, проведение тестирования и т.д.
Педагог как субъект образовательного процесса  обеспечивает воздействие на ученика как субъекта образовательного процесса, разрабатывает системный подход при изучении многих социальных явлений, учитывает социокультурную реальность и этнокультурные характеристики ребенка. При этом ученик становится активным субъектом обучения. Взаимодействие педагога направлено на включение ребенка в учебную деятельность, признание его индивидуальных особенностей, формирование у него самостоятельного мышления, суждения и поступков, независимо от авторитетов.  Таким образом, во главу угла ставится личность ребенка как субъекта взаимодействия в процессе обучения и культурного развития. Для этого активно используются методы тестирования, анкетирования учащихся, а также проведение интерактивных бесед, дискуссий, учебных занятий в разных формах, круглых столов, праздников, экскурсий и т.д. Наиболее интересные занятия и внеклассные мероприятия прилагаются. (см. Приложение 2)
Знакомство ребенка с народными ремеслами начинается с дошкольного возраста, затем продолжается на уроках ИЗО и технологии, но более полно раскрыть эту тему можно в учреждениях дополнительного образования детей. В МБУ ДО Доме творчества состоялся районный семинар для педагогов дополнительного образования детей на тему «Этнокультура и дополнительное образование детей».


(фото 1. Участники семинара изготавливают орнамент славянского рушника в технике «Бумагопластика»)
Об особенностях изготовления декоративных элементов в интерьере, одежде с использованием национальных мотивов, о технологии изготовления сувенирной продукции в национальном стиле поделились опытом работы педагоги Дома творчества.
Под руководством опытных мастеров участники семинара мастерили туески из бересты (педагог Бронников Н.М.), составляли орнамент славянского рушника в технике «Бумагопластика» (педагог Пудник О.Е.), из бисера делали кулон «Дерево жизни» (педагог Жулева И.А.), лепили розы из полимерной глины (педагог Конгарова Е.Н.), мастерили куклу-оберег «Колокольчик» и куклу-закрутку из пряжи (педагоги Колмакова И.А., Сафронова С.А.), создавали сказку на окне, используя вырезанные силуэты героев сказки, русские узоры, спрей-мел, двойной и малярный скотч (педагог Терскова В.А.).

(фото 2. «Хоровод кукол»)
В настоящее время западная культура всё сильнее оказывает влияние на подрастающее поколение, заменяя собой наши исконно русские традиции. Ушли в прошлое вместе со старым крестьянским бытом прялки, вальки, тряпичные доски, домотканое полотно и т.д. Компьютеры и интернет стали привычными даже в глубинке. Игра, конечно же, не исчезнет из культуры, но постепенно с изменением образа жизни, вытесняется традиционная игра, которая способствует развитию качеств, необходимых человеку традиционной культуры. О роли традиционной игры в этнокультурном воспитании учащихся педагогам рассказала Христенко Л.А., педагог-организатор МБУ ДО Дома творчества и провела с присутствующим несколько народных игр.
Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. Есть школы с этнокультурным компонентом, разработаны программы для школьных факультативов. Но школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, «желания творить и создавать». Большой потенциал и перспективы развития имеет дополнительное образование детей, в чем участники семинара очередной раз убедились. И в процессе релаксации педагоги высказали добрые пожелания, свое мнение о прошедшем семинаре: «… замечательно, познавательно, интересно, увлекательно, запоминающе; …воодушевил на дальнейшую работу по поликультурному направлению; появились новые идеи …».
С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов была организована методическая выставка «Дополнительное образование как средство формирования основ этнокультуры», на которой педагогами были представлены конспекты учебных занятий и внеклассных мероприятий. Оценивались материалы по критериям:
- внешнее оформление учебно-методического материала;
- актуальность, соответствие содержания материала образовательной программе;
- новизна материала;
- оригинальность;
- эффективность использования данного материала на занятиях;
- общее впечатление от представленного материала.
По итогам оценки представленных материалов места распределились следующим образом:
1 место - Жулева Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования мастерской «Народные ремесла»;
2 место – Христенко Лариса Александровна, педагог дополнительного образования объединения «Домовенок»;
3 место – Дроздова Елена Михайловна, педагог дополнительного образования объединения «Бусинка».
Педагоги, не только опытные, но и начинающие, приняли участие в районном педагогическом марафоне «Поликультурное образование как фактор сохранения культурного многообразия»: (Христенко Л.А., Сафронова С.А., Колмакова И.А.) провели творческие этномастерские по изготовлению кукол, а Пугина А.В. поделилась опытом по «Развитию духовно-нравственных качеств личности дошкольников и младших школьников через приобщение к народной культуре».
С целью содействия совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области сохранения и возрождения народных традиций, ремесел и промыслов народов, проживающих на территории Республики Хакасия Республиканским центром дополнительного образования на базе МБУ ДО Дома творчества с.Шира проводился кустовой семинар-практикум «Сохранение и возрождение народных традиций посредством художественно-эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования». 14 педагогов активно приняли участие в работе семинара-практикума: 6 из низ (Сафронова С.А., Жулева И.А., Колмакова И.А., Христенко Л.А., Терскова В.А., Пудник О.Е.) провели мастер классы, Понарина Т.П. и Дроздова Е.М. выступили с обменом опыта работы по заявленным темам.
Как сделать так, чтобы совместное проживание людей разных национальностей не приводило к столкновениям и конфликтам, как сформировать необходимые навыки межкультурной коммуникации, толерантного поведения? О «Диалоге культур», который означает в первую очередь взаимовлияние культур, взаимообогащение, обмен информацией, обмен культурными ценностями говорили педагоги на педагогическом совете «Поликультурное воспитание: школа диалога культур».
2.3.Сотрудничество с родителями.
Важным условием  нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Педагогический коллектив работает над повышением социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Именно семья является источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться  к своим близким. В освоении опыта общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. Особая роль в этом процессе отводится родителям как еще одному субъекту – участнику образовательного процесса в условиях поликультурного общества.
 Учитывая прямую зависимость интересов детей от уровня эстетических запросов их родителей и их отношения к национальной культуре, родители активно задействованы в мероприятиях по поликультурному воспитанию. Они стали не только помощниками, но и участниками таких мероприятий  как «Парад отцов и сыновей», «Веселая семейка», «Творчество в четыре руки», «Посиделки», «У самовара – я и моя мама», «Древо памяти или откуда мы родом» и т.д. Самый высокий эмоциональный подъем, чувство гордости и национального самосознания бывает у детей тогда, когда вместе с ним играет, поет, танцует и занимается не только педагог, но и мама с папой.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Активно участвуя в жизни учреждения, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, родители своим примером воспитывают в детях толерантность, решают задачи поликультурного воспитания.
Таким образом, целостная система позволяет в условиях дополнительного образования формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Взаимодействие с родителями заключается еще и в том, что именно педагог готовит взрослых к новой роли – роли родителей ребенка, обучающегося в поликультурной среде. Оно осуществляется через всевозможные педагогические приемы. Консультации для родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности, открытые занятия, дни открытых дверей, мастер-классы, родительские собрания и т.д. Одно из общих родительских собраний в МБУ ДО Доме творчества было посвящено теме «Семья и поликультурное воспитание». Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ильина Л.А. рассказала родителям о роли семьи в поликультурном воспитании, о значении семьи для ребенка, из чего складывается добрая семейная атмосфера, о семейных традициях.
В результате родители становятся субъектом образовательного процесса. Что в условиях поликультурной среды является особенно важным, поскольку они, со своей стороны (педагог – с другой стороны) оказывают необходимую помощь и поддержку своему ребенку в процессе его становления как личности, способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы, иными словами, быть готовым к пониманию и уважению других культур.
Таким образом, при взаимодействии всех субъектов образовательных отношений – педагога – учащегося – родителей – реализуется главная цель образования учащихся – подготовка достойных членов общества, которое сегодня представляет собой многонациональное государство. Взаимодействие субъектов процесса образования обусловлено сущностью поликультурного образования, которая заключается в том, что феномен «поликультурное образование» - специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии  с представителями других национальностей.
На этой базе выстраивается диалог взаимных интересов. Важность такого образования состоит в том, что оно  формирует личность, открытую для общения, а главное - ведет к снижению социальной напряженности в обществе.
Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно–нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. Таким образом, приобщение учащихся к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного образования, требующая пристального внимания.
В ходе работы по единой методической теме учреждения «Поликультурное образование как часть общей культуры участников образовательных отношений в условиях дополнительного образования» и культурно-досуговой программе «Мы разные - и это здорово!» мы убедились, что эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Прошло два года. Ещё рано говорить о результатах, но можно с уверенностью утверждать, что именно поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Педагоги, работающие в данном направлении, приобрели бесценный педагогический опыт, основанный на приоритете социально-ценностных форм содержания и средствах их постоянного диалога.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.
         В конце учебного года мы провели анкетирование среди детей, чтобы выявить уровень знаний и отношений к традициям, людям других национальностей и т.д. 100% опрошенных детей без труда называют национальности, проживающие на территории нашего района. Дети не испытывают затруднения при общении с детьми другой национальности. Главным в общении с другим человеком называют такие качества как терпение, доверие, доброта, понимание, вежливость и т.д. Что касается национальных игр, традиций, обычаев то учащиеся называют лишь те, которые узнали во время проведенных праздников, занятий. 94% опрошенных детей знают, что такое генеалогическое древо. Некоторые из них участвовали в конкурсе мультимедийных презентаций «Древо памяти или откуда начинается мой род». 76% учащихся смогли назвать достопримечательности Ширинского района. (анкета прилагается, см.Приложение3)
Таким образом, положительные  результаты  проведенной работы позволяют в дальнейшем воспитывать в детях поликультурную и этнотолерантную личность. В нашем учреждении необходимо продолжить дальнейшую работу с учащимися по поликультурному воспитанию. Необходимо продолжать знакомить детей с культурой разных народов, с достопримечательностями нашего района, республики, учитывая внимание и заинтересованность детей. Важно расширить, уточнить, углубить знания и представления детей, разнообразить формы работы с детьми, родителями, педагогами, увидеть новые горизонты работы, позволяющие учитывать индивидуальные возможности именно наших воспитанников.  
Результативность опыта.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дали возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала культуры, истории республики Хакасия и Ширинского района  способствовало формированию патриотических качеств учащихся.
Благодаря целенаправленному использованию исторической литературы, народных обрядов, традиций, игр в патриотическом воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании патриотических качеств личности учащихся. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, историческому наследию родного края, другим людям.
Работа по поликультурному образованию позволила наладить тесный контакт с семьями учащихся, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.
Опыт работы МБУ ДО Дома творчества по единой методической теме учреждения «Поликультурное образование как часть общей культуры участников образовательных отношений в условиях дополнительного образования» был рассмотрен на педагогическом совете учреждения (протокол №5 от 30.03.2016г.) и рекомендован на сайт образовательного учреждения.
Заключение
Приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.
Поликультурное воспитание – основной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.
Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.
Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно – содержательным будет и культура мира детства.
В процессе обобщения опыта работы было установлено, что приобщение учащихся к культуре разных народов позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность. Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Мы использовали такие формы работы как занятия, игры, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, трудовую и самостоятельную деятельность.
Опытным путем мы доказали, что ознакомление детей с культурой разных народов можно органически включить во всю воспитательно–образовательную работу с детьми разного возраста.
Эта работа дает возможность нам и нашим учащимся осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов.
Литература
Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.; Воронеж, 2000.
Белогуров, А.Ю. Идеи поликультурности в образовательном процессе Текст. / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. 2005. -№3.
Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2004.
Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьева. Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006.
Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) // Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. – Вып. 1.
Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития Текст. / А.Н. Джуринский // Педагогика. 2002. -№10
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев // - М.: Народное образование. – 2000.
Макаев В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4.
Малькова, З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. //Педагогика. - 1999. - №4. - С. 3-10.999.
Степанов, П.В. Как воспитать толерантность в школе. //Педагогический вестник. – 2000. - №2.
Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Maqister. – 2000. - №3.
Сыродеева, А. А. Поликультурное образование / А. А. Сыродеева. -М.: МИРОС, 2001.
Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. // Педагогика. –2002.
Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1974. - Т. 1. - 164 с.
Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы / Л. Г. Федоренко. СПб.: КАРО, 2007. - 128 с.