Элективный курс по русскому языку « Русский язык в схемах и алгоритмах» 9 класс
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 34 час, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет.
Использует в качестве программно-методического сопровождения
«Пособиe для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.-М.
Русский язык. Контрольные измерительные материалы, 2013-2015. М-Просвещение
Экзаменационные материалы для подготовки к ОГЭ-2015. Русский язык. М.: 2015 год
Скиргайло Т.О.Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей.- М.: Русское слово,2004
“ Русская речь» 9 класс. « Магариф» 2009г.
И.П.Цыбулько. Русский язык ОГЭ. 36 вариантов тематических заданий М. ЭСКМО,2015 год
Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2016 Сборник экзаменационных тестов М. «Экзамен», 2016
Элективный курс по русскому языку предполагает подготовку учащихся к ГИА. Целенаправленная работа по формированию системы знаний о языке и речи обеспечит полноценное овладение всеми видами ключевых (базовых)компетенций.
Данный элективный курс ставит перед собой следующие цели:
1.Образовательные: восстановление и закрепление знаний , полученных в 5-9 классах, обобщение и систематизация знаний учащихся о различных разделах языкознания (лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису),углубление знаний о лингвистике как о науке, функционально-стилистической системе русского языка, применение полученных знаний и умений на практике;
2.Развивающие: развитие познавательной активности, творческих способностей, связной речи учащихся, расширение словарного запаса, совершенствование навыков устной и письменной речи;
3.Воспитательные: повышение речевой культуры учащихся, привитие чувства любви к русскому языку, воспитание духовно-нравственной личности.
Задачи элективного курса
-формировать орфографическую, пунктуационную грамотность и общую речевую культуру
-научить производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи;
- развивать навык чтения, способности адекватно воспринимать информацию, видеть подтекст, основную идею, оценивать языковую форму выражения содержания в тексте;
-развить умение пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
-совершенствовать речевые умения учащихся, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
-целенаправленно формировать навыки собственного монологического высказывания ; -усилить речевую направленность обучения, формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводить тезис, аргументы и делать вывод;
-научить свободно оперировать понятиями на системном уровне;
-анализировать на занятиях результаты тестирования, выясняя причины ошибок.
При изучении данного элективного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями , задачами, спецификой предлагаемого языкового материала. Для активизации познавательного интереса учащихся и их профессионального самоопределения целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:
- проблемное изложение теоретического материала;
- совершенствование текста через редактирование;
- мыслительная деятельность по выбору и аргументации альтернативных решений;
- поисковая и частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях;
- моделирование речи в предложенных языковых условиях;
- метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного);
- иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях;
-информационные технологии.
Формы деятельности:
индивидуально-ориентированная;
групповая;
фронтальная.
Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие методические приемы:
- лекции;
- обобщающие беседы;
- практикумы;
- консультации;
- анализ тестов;
- комплексный анализ текстов разных стилей и типов речи;
- творческая работа;
- компьютерное тестирование.
Ожидаемые результаты обучения и развития детей по данной программе.
После окончания элективного курса учащиеся должны уметь : - анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- проводить фонетический, лексический, орфографический анализ слова, пунктуационный и синтаксический анализ предложения, лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка, письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- использовать основные приемы информационной обработки текста;
- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам, определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, определять стили речи и
основные способы образования слов;
- объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное речевое высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать свои мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексического богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными норму литературного языка.
Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение русского языка. Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов выпускников, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания учащихся о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.
Изучение курса способствует воспитанию у учащихся любви и интереса к русскому языку
Элективный курс дополняет содержание школьного курса русского языка. Реализация данной программы позволяет успешно решать общеучебные и предметные задачи, среди которых в качестве наиболее значимых можно выделить следующие: овладение нормами русского литературного языка, в том числе и навыками грамотного письма; формирование умений и навыков изложения мыслей в письменной и устной форме.
Календарно-тематическое планирование ЭК «Речеведение»
№п/п Тема занятия
Виды работ
Срок Факт
1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания Лекция учителя 4.09 2 Типы заданий Части 2 11.09 3 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста 18.09 4 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста Беседа, слово учителя, тестирование, работа с толковым словарём 25.09 5 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности Беседа, работа с обобщающими таблицами, тренировочные упражнения 2.10 6 Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание Комплексный анализ текста 9.10 7 Правописание суффиксов Работа с обобщающими таблицами 16.10 8 Лексическое значение слова. Синонимы. Тестирование, проверочная работа, выборочный диктант 23.10 9 Лексическое значение слова. Синонимы. Работа с обобщающими таблицами 30.10 10 Словосочетание Работа с обобщающими таблицами 13.11 11 Словосочетание Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование 20.11 12 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом 27.11 13 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Работа с обобщающими таблицами, письменный опрос, объяснительный диктант 4.12 14 Осложнённое простое предложение Работа с обобщающими таблицами, письменный опрос, объяснительный диктант 11.12 15 Осложнённое простое предложение Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование 18.12 16 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Работа с обобщающими таблицами, анализ предложений, проверочная работа, тестирование 25.12 17 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения 15.01 18 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях Синтаксический разбор 22.01 19 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения 29.01 20 Синтаксический анализ сложного предложения Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения 5.02 21 Синтаксический анализ сложного предложения Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения 12.02 22 Сложные предложения с разными видами связи между частями Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения 19.02 23 Сложные предложения с разными видами связи между частями Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения 26.02 24 Этапы работы над изложением Лекция учителя 4.03 25 Редактирование изложения (Часть1) Слово учителя, работа с текстами изложения, взаи мопроверка работ, работа с карточками редактирования 11.03 26 Редактирование изложения (Часть1) Слово учителя, работа с текстами изложения, взаимо проверка работ, работа с карточками редактирования 18.03 27 Виды сочинений. Этапы работы над сочинением Лекция учителя 1.04 28 Редактирование сочинения (15.1) Слово учителя, работа с текстами сочинения, взаимопроверка работ, работа с карточками редактирования 8.04
15.04
22.04 29 Редактирование сочинения (15.2) 30 Редактирование сочинения (15.3) 31-33 Итоговый тест Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения 29.04
6.05
13.05 34 Итоговое занятие 20.05