Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса «Занимательный русский язык»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса «Занимательный русский язык»
Цели:
- повторить знания учащихся по русскому языку;
- формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
- развивать пытливость, любознательность каждого ученика.
- развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.
Оборудование: чистые листы для решений, ручки, листы с заданиями, панамы, шляпы
Ход занятия:
Организационный момент.
I. Вступительное слово учителя
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мальчик-всезнайка (рисунок). Он предлагает поиграть в «Занимательный русский язык» и утверждает, что те задания - заморочки, которые он нам приготовил, мы ни за что не отгадаем. Ну, что, ребята, принимаем предложение мальчика-всезнайки? Покажем, на что мы способны? Но соревноваться мы будем друг с другом, т.е. командами (класс уже поделен на 2 команды). Как говорится в пословице «Одна голова хорошо, а две еще лучше. Поэтому я предлагаю найти название своей команде в «Шапочном знакомстве». Выбрать панаму или шляпу для своей команды. А для этого вам надо выбрать капитана команды, чтобы он выбрал головной убор. (Капитаны команд выбирают головные уборы по жребию). Итак, мы определились с названиями команд. 1 команда будет называться …. 2 команда -…… (панамы, шляпы). Теперь у вас у каждого две головы, вторая голова вам поможет справиться со всеми заданиями, которые встретятся впереди.
-А теперь команды поприветствуют друг друга. Начнем с первой команды…. Слово для второй команды…..
Приветствие команд:
1 команда Мы - веселые ребята, и не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами в марафон будем играть.
Мы ответим дружно, и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба владычицей побед.
2 команда И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания.
И, соревнуясь, вместе с вами мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.
Сегодня наши команды будут поддерживать болельщики. Им слово для приветствия команд.
Приветствие болельщиков
За команды мы болеем и друзьям помочь сумеем!
Пожелаем вам, друзья, сражаться дружно и отважно,
Кому достанется победа со всем, со всем неважно!
Учит.: С командами познакомились, болельщики поприветствовали команды, теперь познакомимся с жюри. (Знакомство с жюри)
А теперь мы приступаем к состязаниям.
1 конкурс «Игра – кричалка». Назвать детенышей животного мира.
Отвечать следует хором. Команды должны отвечать поочередно.
1 команда 2 команда
Кошка – котёнок Собака – щенок
Гусыня – гусёнок Скворец – скворчонок
Лошадь – жеребёнок Свинья - поросёнок
Корова – телёнок Овца – ягнёнок
Индюшка – индюшонок Курица – цыплёнок
Змея – змеёныш Лягушка – лягушонок
Таракан - ?2 конкурс «Проще простого»
I команда Некоторые люди не умеют правильно петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:
Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)
II команда В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:
Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)
3 конкурс «Имена девочек»
Из набора букв составьте имена девочек.
ИЯЮЛ (Юлия) ВАРЕ (Вера)
ЬАГОЛ (Ольга) РИНАИ (Ирина)
ЕЕАЛН (Елена) АРМЯИ (Мария)
АТЕЛСАНВ (Светлана) ЖДАДНЕА (Надежда)
ТИААРЕКЕН (Екатерина) ЕВТАИНЛАН (ВАЛЕНТИНА)
Учит.: Пока наши команды готовятся, мы поиграем с нашими болельщиками
Игра с болельщиками.
ЗАКОНЧИ ФРАЗУ
От радости матросы пели
Ура! Ни достигли … (цели)
Живет у нас дремотное,
Пушистое … (животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас … (веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу, пасутся два ... (барана)
Ребята смеются, купаясь в реке
Плакучая … стоит вдалеке (ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий ... (лист)
Задание «Кто больше». Составь из слова «наборщик» как можно больше слов.
(набор, щи, кино, бор, банщик, барон, барин, икра, роща, ар, бак.)4 конкурс «Один-много»
Конкурс для капитанов
Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном : I команда II команда
Нога - … (ноги) Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги) Мука - … (не имеет мн. числа)
Ведро - … (вёдра) Бедро - … (бёдра)
Метро - … (не имеет мн. числа) День - … (дни)
Цыплёнок - … (цыплята) Козлёнок - … (козлята)
5 конкурс: «Ералаш»
Мальчик – всезнайка решил вас запутать. Переставил имена существительные, и получилась неразбериха. Верните на место владельцев.
ТРУСЛИВЫЙ КАК МЕДВЕДЬ (ТРУСЛИВЫЙ КАК ЗАЯЦ)
ДЛИННЫЙ КАК ЗАЯЦ (ДЛИННЫЙ КАК ЖИРАФ)
СЛЕПОЙ, КАК ПЕС (СЛЕПОЙ КАКА КРОТ)
ВЕРНЫЙ КАК ОСЕЛ (ВЕРНЫЙ КАК ПЕС)
УПРЯМЫЙ КАК ЖИРАФ (УПРЯМЫЙ КАК ОСЕЛ)
НЕУКЛЮЖИЙ КАК КРОТ (НЕУКЛЮЖИЙ КАК МЕДВЕДЬ)
6 конкурс «Будь внимателен, мой друг»
Я буду называть слова. Если встретится имя существительное, то вся команда хлопает 1 раз в ладоши. Команды отвечают поочередно.
СЛОВА 1 КОМАНДЕ :День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, ранняя, весна, наступила, холодная, ветер. (День, компьютер, ковер, весна, ветер).
СЛОВА 2 КОМАНДЕ:
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый, мяч. (Человек, рыба, заяц, стол, мяч).
- Самыми внимательными была команда …
7 конкурс для капитанов « Дерево мудрости»
УЧИТ.: У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит
Налево сказку говорит.
Капитан 1 команды идет направо к дереву мудрости к желтому, а капитан 2 команды идет к дереву мудрости к зеленому. Но вы песни заводить не будете, сказки рассказывать тоже не будете. Дерево Мудрости очень любит людей занятых делом.
(Обращение к капитанам): капитаны, листочки на деревьях есть? (Нет)
Надо будут развесить листочки на деревья. А для этого вам нужно будет собрать пословицы. Первая часть пословицы находится на одной полчасти листочка, а вторая часть пословицы на второй полчасти листочка, объяснить смысл пословиц.
1) Труд кормит, а лень портит.
2) Как аукнется, так и откликнется.
3) Нет друга - ищи, а нашёл, береги.
4) Сам погибай, а товарища выручай.
5) Мир строит, а война разрушает.
6)Смелый побеждает, а трус погибает.
8 конкурс “Превращение слов”.
Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Пара- (фара)
Роща – (роза)
Река – (рука)
Игла – (игра)_
Уха – (ухо)
Белка – (булка)
Бинт- (бант)
9 конкурс «Весёлые вопросы»
Задаются вопросы командам поочередно.
1 - В каком городе сто девочек и один мальчик (Севастополь)
2 - Какую картошку не ест колорадский жук? (Пирожное)
1 - В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)
2 - Какой месяц короче других? (Май)
1 - какой конь без ног? (Шахматный)
2 - Какой «гость» первым делом появляется на кухне? (Таракан)
1 - Что не купишь за деньги? (Здоровье)
2 - Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
1 - Какое ушко не слышит? (Игольное)
2 - Какой овощ самый музыкальный? (Фа-соль)
10 конкурс “В каких словах ЕЛЬ растет?”
Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)11 конкурс “Буквы заблудились”.
Мальчик – всезнайка решил проверить вашу грамотность. Буквы в тексте заблудились, исправьте ошибки.
Каждой команде дается карточка с текстом. В тексте исправить ошибки. Время на выполнения задания – 2 минуты.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубым колоколчики, белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
(Я шел по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.
У опушки мелькали голубые колокольчики, белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. Около речки паслось стадо.) 12 конкурс «Потерялись»
Вас опять решил запутать мальчик-всезнайка. Слова разбежались, их надо собрать. Из слов составить новые слова.
ГОРИ ДУХ ГОРИЗОНТ
ГАЗ ОСЫ МАК ГАЗЕЛЬ
ТОЧКА МАКУШКИ
ВОЛ ЗОНТ ВОЛОСЫ
ВЕС ЕЛЬ ВЕСТОЧКА
ВОЗ УШКИ ВОЗДУХ
Учит. Подведение итогов: награждение, добрые пожелания ребятам от мальчика-всезнайки.