Факультативный курс по русскому языку Занимательный русский язык



Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата..
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа в год.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
групповые (работа в больших и малых группах);
индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
фонетика, орфоэпия, орфография;
лексика, орфография, этимология;
морфология, орфография, этимология;
морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
художественно-выразительные средства языка;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
коммуникативных задач;
анализировать и составлять собственный текст.












Содержание курса.
Номер темы.
Тема занятия
Форма проведения

1
Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.
Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.

2
Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Как это было?
Практикум. Путешествие

3
Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв
Практикум. Путешествие

4
Что осталось от юсов и ютов.
Практикум. Написание грамматических сказок.

5
Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

6
Из чего строятся слова? Строительная работа морфем
Практикум. Анализ художественных текстов.

7
Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
Практикум. Игра в “словесный мяч”.


8
“Пересаженные корни”. Иноязычные и русские корни.
Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.


9
Переводчики.
Практикум. Игра.

10
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания
Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина

11
Слово за ударением. Как командуют гласные звуки.
Практикум. Викторина.

12
Приказы согласных звуков.

Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.


13
Значение слова. Зависимость от контекста.
Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.



14
Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением.
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

15
Что могут обозначать приставки пре- и
при-?
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

16
Для чего нам суффиксы нужны?
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц

17
Лингвистический микроскоп.
Практикум. Викторина.

18
Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.
Древние русские имена.
Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”


19
Путешествие по России. Диалектные слова.
Практикум. Игра. Анализ литературных произведений.

20
Происхождение отчеств. Прозвища.
Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.

21
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Практикум. Фразеологический КВН.

22
Как определить значение фразеологизма.
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион»

23
Омонимы, синонимы, антонимы.
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

24
Игры с синонимами.
Практикум. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда.

25
Контекстуальные антонимы.
Практикум. Анализ художественных произведений.

26
Волшебная коробочка.
Практикум. Игра.

27
Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина

28
Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.
Практикум. Путешествие

29
Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой.
Практикум. Викторина

30
Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Практикум. Составление грамматических сказок.

31
Перевертыши.
Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей.

32
Игра “Бред профессора”.

Практикум. Расшифровка бреда профессора, полученного в результате преобразования известных русских пословиц и поговорок

33
Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.
Практикум. Анализ словарного состава языка с количественной точки зрения.

34
Необычные предложения. Переговорки..


Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Практикум. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок



Литература.
Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.












"Занимательный русский язык"15