РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры» (углубленная подготовка) Код, специальность – 050141 Физическая культура Курс –


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Спортивно-педагогический колледж
Департамента физической культуры и спорта города Москвы
.
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Профессинального модуля «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры» (углубленная подготовка)
Код, специальность – 050141 Физическая культура
Курс – 3-4
Квалификация – учитель физической культуры
Форма обучения – очная
Москва, 2015Одобрена
Кафедра теории и методики физической культуры и спорта
Протокол № 1
от «01» сентября 2015 г
Разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности 49.02.01 Физическая культура
Заведующий кафедрой
__________ / /
подпись Ф.И.О.
Заместитель директора по учебной работе
_____________ /Прокопович Т.Г./
подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): Трофимов С.А, педагог
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
Рецензент: _________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
6
3. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
12
4. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля 14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»
(углубленная подготовка)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее –программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области физической культуры и спорта.
1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: данный профессиональный модуль входит в профессиональный цикл ОПОП СПО.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен владеть следующими компетенциями:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12.Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
ОК 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП
№ п/п Дополнительные знания, умения №, наименование темы Количество часов Обоснование включения в рабочую программу
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 252 часов в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 168 часов
самостоятельной работы обучающегося – 84 часов
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 252
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 168
в том числе: практические занятия 110
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 84
в том числе: реферат, домашняя работа Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
МДК 02. 01. Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры 252 Раздел 1. Методика организации проведения различных форм внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры 124 Тема 1.1.
Внеурочные формы занятий физическими упражнениями Содержание учебного материала
Особенности внеурочных форм занятий. Типичная направленность, содержание и методика построения крупных форм: самодеятельные тренировочные занятия, физкультурно-рекреативные занятия, соревнования. Роль малых форм занятий в процессе физического воспитания
Нормирование нагрузки и отдыха при воспитании физических качеств в отдельных занятиях и сериях занятий. Правила сочетания упражнений, стимулирующих развитие физических качеств
Принципиальные основы сочетания различных методических направлений при воспитании физических качеств. Проблема обеспечения «переноса» умений, навыков, тренированности 12 1
Практические занятия
1.Организационные основы и методика проведения физкультминуток, физкультпауз. Разработать организационные основы и методику проведения подвижных перемен
2.Организационные основы и методика проведения занятий оздоровительной физической культурой с подготовительной группой
3.Организационные основы и методику проведения спартакиад
4.Организационные основы и методику проведения военизированных игр, экскурсий, малых туристских мероприятий 24 2
Тема 1.2.
Особенности содержания и методики проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий Содержание учебного материала
Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста. Методика формирования правильного свода стопы и профилактика плоскостопия школьников
Организация, содержание и проведение спортивных праздников школьников («Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лыжные гонки», «Легкоатлетические кроссы» и др.)Организация, содержание и проведение занятий физическими упражнениями в группах продленного дня
Оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста. Методика формирования правильной осанки. Основы самоконтроля за физическим состоянием школьников
Крупные спортивно-массовые мероприятия. Соревнования допризывной молодёжи 10 1
Практические занятия
1.Методика проведения спортивного часа школьников. Методика проведения подвижных перемен школьников.Организация, содержание и проведение «Часа здоровья» в школе
2.Методика закаливания школьников
3.Дыхательная гимнастика школьников. Гимнастика для глаз школьников 24 2
Тема 1.3.
Планирование и контроль в процессе внеучебной физкультурно-спортивной деятельности Содержание учебного материала
Значение планирования и контроля в процессе физического воспитания. Наиболее важные требования, предъявляемые к операциям планирования в области физической культуры и спорта. Временные масштабы и логика планирования
Единство педагогического, врачебного и самоконтроля в процессе физического воспитания
Объекты, подлежащие контролю в процессе физического воспитания, Проблема выбора наиболее информативных показателей 10 1
Практические занятия
1.Исходные документы планирования и их типичные формы. Общая характеристика основных операций планирования. Педагогический контроль как система мер по проверке выполнения планов
2.Разновидности контроля в практике физического воспитания. Содержание и технологии оперативного и итогового контроля
3.Методы и приемы регистрации и анализа получаемой информации. Использование современного исследовательского оборудования 22 2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1 22 1. Разработка планов-конспектов проведения всех изучаемых форм занятий физическими упражнениями.
2. Подготовка учебных карточек с комплексами физических упражнений и подвижных игр для практического использования (не менее 5 карточек для каждой формы внеучебной физкультурно-спортивной работы)
МДК 2. Основы спортивной подготовки детей и подростков * Раздел 2. Основы подготовки спортсменов 128 Тема 2.1.
Характеристика отдельных аспектов методики подготовки спортсменов Содержание учебного материала
Понятие «спортивная техника». Особенности обучения технике двигательных действий в подготовке спортсменов
Средства технической подготовки. Техническая подготовка как многолетний процесс, его стадии. Логика решения задач в технической подготовке в большом цикле подготовки спортсменов
Понятие «спортивная тактика». Тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления как основа тактического мастерства. Выявление сенситивных периодов в развитии человека, позволяющих с наибольшей эффективностью стимулировать прогресс отдельных качеств
Особенности морально-волевой и специальной психической подготовки спортсменов. Этическое воспитание. Формирование мотивационной основы занятий спортом, установок, способствующих решению задач в подготовке спортсменов
Определение оптимальной последовательности использования соответствующих средств и методов в связи с логикой подготовки и индивидуальными особенностями спортсменов 10 1
Практические занятия
1.Методика разработки тактического замысла. Практические элементы тактики как средства реализации тактического замысла
2.Анализ свойств организма, обусловливающих проявление качественных характеристик двигательной активности. Подбор средств и методов воздействия на них
3.Особенности совершенствования физических качеств спортсменов. Определение целесообразного уровня развития отдельных качеств и их оптимального соотношения в структуре физической подготовленности 20 2
Тема 2.2.
Структура подготовки спортсменов. Содержание учебного материала
Основные характеристики структуры подготовки спортсменов: соотношение различных по специфичности упражнений в общем объеме средств подготовки, система взаимосвязи сторон и разделов подготовки, последовательность и взаимосвязь отдельных занятий и более крупных звеньев подготовки
Классификация структурных объектов подготовки спортсменов в зависимости от их протяженности во времени. Логическая завершенность как основная характеристика структурных объектов подготовки спортсменов. Факторы, обусловливающие структуру малых, средних и больших структурных объектов подготовки спортсменов: взаимодействие процессов утомления и восстановления, необходимость повторного воздействия на отдельные компоненты подготовленности, общий режим жизнедеятельности. Характерные типы структурных объектов подготовки спортсменов. Логика их взаимосвязи
Понятие «спортивная форма». Закономерности развития спортивной формы как основа построения макроциклов подготовки спортсменов. Оценка спортивной формы по качеству соревновательной деятельности спортсменов: критерии прогрессирования и стабильности результатов
Традиционные схемы построения макроциклов подготовки спортсменов, динамика результатов, характерная для них
Стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов: стадия базовой подготовки, включающая этап предварительной подготовки и этап начальной специализации; стадия максимальной реализации спортивных возможностей, включающая этап углубленной специализации и этап высших достижений; стадия спортивного долголетия, включающая этап сохранения достижений и этап поддержания общей тренированности
Подготовка спортсменов как многолетний процесс. Представление об оптимальной биологической зрелости и сроках, необходимых для достижения высших результатов 16 2
Практические занятия
1.Особенности построения периодов макроцикла подготовки спортсменов: подготовительный период и его обще-подготовительный и специально-подготовительный этап; простая и сложная структура соревновательного периода, «промежуточный» этап в соревновательном периоде, разновидности построения этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию; переходный период
2.Разработка планов подготовки спортсменов различной квалификации и специализации 20 2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2 62 3
Разработка содержания микро, мезо и макроциклов подготовки спортсменов в разных видах спорта, разной квалификации (новички-разрядники).
Разработка календаря соревнований в зависимости от специфики вида спорта.
Разработка положений соревнований в зависимости от их масштаба и специфики вида спорта
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ:
Познакомиться с администрацией, педагогическим и ученическим коллективом школы, спортивного клуба их традициями и материально-техническим обеспечением.
Заслушивание сообщения представителя администрации образовательного учреждения: «Основные направления работы, традиции и перспективы развития, распорядок дня и требования, предъявляемые к учащимся, занимающимся».
Заслушивание сообщения врача образовательного или физкультурно-спортивного учреждения: «Состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, медицинский контроль в процессе физического воспитания».
Проведение беседы с педагогом, тренером группы об особенностях коллектива, системе и планах воспитательной работы.
Проведение наблюдения серии показательных занятий, особенностей методики физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Изучение методической литературы по рекомендации педагога, инструктора тренера базового образовательного учреждения и методиста Университета.
Участие в наблюдении и обсуждении фрагментов занятий, проведенных членами бригады и инструктором, воспитателем, тренером.
Проведение в качестве помощника тренера, инструктора фрагментов занятий физической культуры, выполняя задания по обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств.
Самостоятельное проведение занятия физическими упражнениями.
Участие в проведении контрольных испытаний с целью оценки уровня физической подготовленности занимающихся.
Разработка конспектов занятий.
Разработка конспектов всех проводимых мероприятий, положения о проводимых мероприятиях.
Проведение хронометража физкультурно-спортивных занятий, анализ полученных данных, оценивая общую и моторную плотность занятий.
Проведение анализа уровня и динамики нагрузки с помощью регистрации частоты сердечных сокращений и других показателей. Оформление данных наблюдений графически, проведение их анализа и заключения 108 3. условия реализации программы профессионального модуля
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы ПМ требует наличия учебного кабинета, оборудованного для проведения лекционных и семинарских занятий.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
компьютеры по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
мультимедийный проектор,
экран.
Технические средства обучения:
компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, Photoshop;
мультимедийные материалы;
доступ к библиотечным и сетевым источникам информации;
цифровые фотоаппараты и видеокамеры; наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды);
измерительное оборудование для проведения простейших измерений и исследований: рулетки, секундомеры, шагомеры, динамомерты, спирографы и пр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Теория и методика физической культуры [Текст] / Учебник под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Советский спор. - 2004. – 464с.
Теория и методика физического воспитания. Том 2. Методика физического воспитания различных групп населения [Текст] / Под ред. Т. Ю. Круцевич – Киев: Издательство Олимпийская литература. - 2003. – 391с.
Филиппов С. С., Жгутова В.В. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования [Текст] / Монография. С. С. Филиппов, В. В. Жгутова – Москва: Издательство Советский спорт. - 2004. – 184с.
Волков Л. В. Физическое воспитание учащихся [Текст] / Л. В. Волков – Киев: Издательство Олимпийская литература. – 2002. - 290с.
Программное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / Под ред. И.П. Залетаева, А. П. Зотова, М. В. Анисимовой, О. М. Плахова – Москва: Издательство Физкультура и Спорт. - 2006. – 160с.
Дополнительные источники:
Вайнбаум Я.С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т. А. Родионова – Москва: Издательство Академия. – 2002. – 240с.
Видякин М. В. Внеклассные мероприятия по физической культуре в средней школе [Текст] / М. В. Видякин – Волгоград: Издательство Учитель. - 2004. – 154с.
Дмитриев В.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Инновационная программа физического воспитания учащихся [Текст] / В. С. Дмитриев, В. И. Коваль, Т. А. Родионова – Москва: Издательство МГОУ. - 2004. – 88с.
Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема [Текст] / А. Г. Комков, Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. – 2003. № 3. – С. 5 – 8.
Круцевич Т. Ю., Петровский В. А. Физическое воспитание как социальное явление [Текст] / Т. Ю. Круцевич, В. А. Петровский // Наука в олимпийском спорте. – 2001. - № 3. – С. 3 – 15.
Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда – Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. – 192с.
Лебедева Н. Т., Лосицкий Е. А. Физическая культура – основа формирования здоровья учащихся [Текст] / Н. Т. Лебедева, Е. А. Лосицкий //Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2004. № 4. – С. 9 – 14.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. Учебник для институтов физической культуры. – Москва: Издательство Физкультура и спорт. - 1991. – 593с.
Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев – Москва: Издательство Физкультура и спорт. - 1997. – 280с.
Менхин Ю. В. Физическое воспитание как система психофизического совершенствования [Текст] / Ю. В. Менхин // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК – Москва: Издательство РГАФК. - 2001. – С. 73 – 75.
Рахманов Р. С., Нестеренко А. В. О роли двигательно-активной формы обучения в формировании образа жизни, сохранении и укреплении здоровья школьников [Текст] / Р. С. Рахманов, А. В. Нестеренко// Гигиена и Санитария. – 2005. № 2.- С. 43 – 45.
Семёнов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Л. А. Семёнов. Учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. – 142с.
Харитонов В. И., Ким В. В., Ненашева А. В. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся [Текст] / В. И. Харитонов, В. В. Ким, А. В. Ненашева // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 1. – С. 19 -23.
Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Издательство Академия. - 2004. – 480с.
Черенкова С. Л., Физическая культура: самостоятельные занятия [Текст] / С.Л. Черенкова - Брянск: БГТУ. - 2004. – 205 с.
Якимович В. С., А. А. Кондрашов Цель физкультурного воспитания – человек культуры [Текст] / В.С. Якимович, А.А. Кондрашов // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 2 С. 35 – 42
. Электронные ресурсы и программное обеспечение
Образовательные ресурсы Интернет-репозитория, в т. ч. КОПР, обзорные лекции, тестовые базы.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http://window.edu.ruЭлектронные каталоги АИБС МАРК-SQL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htmwww.rags.ru - Библиотека Российской Академии Государственной Службы при президенте РФ.
www.gumfak.ru – Электронная гуманитарная библиотека.
www.nbmgu.ru/search – Научная библиотека Московского Государственного Университета им. М. В.Ломоносова.
www. psyedu.ru - Электронный журнал «Психологическая наука и образование»
www.inion.ru – Российская Академия Наук. Институт научной информации по общественным наукам.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля оценки результатов обучения
иметь практический опыт:
-анализа планов и организации внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры, разработки предложений
по их совершенствованию;
-определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки внеурочных мероприятий и занятий по физической культуре;
-применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
-проведения диагностики физической подготовленности обучающихся;
-наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и занятий физической культурой, обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
-ведения документации, обеспечивающей организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
умения:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры;
- использовать различные методы и формы организации внеурочных мероприятий и занятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности;
-устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- комплектовать состав кружка, секции, студии, клубного или другого детского объединения и сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями;
- подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;
- использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с функциональными возможностями организма обучающихся при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных занятий;
- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
- организовывать, проводить соревнования и осуществлять судейство;
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий и занятий;
- анализировать внеурочные мероприятия и занятия, корректировать и совершенствовать процесс организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
знания:
-сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы внеурочной работы и дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- требования к планированию и проведению внеурочных мероприятий и занятий;
- приемы, способы страховки и самостраховки;
- формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
- логику, анализ внеурочных мероприятий и занятий по физической культуре;
- виды документации, требования к ее оформлению
ПК 1.Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ПК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 5.Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 6.Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12.Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
ОК 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения (отчетов) практических работ.
- экспертная оценка выполнения практических заданий
- экспертная оценка решения ситуационных задач;
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях.
экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
учебной аудитории, оборудованной для проведения лекционных и семинарских занятий.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
компьютеры по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
мультимедийный проектор,
экран.
Технические средства обучения:
компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, Photoshop;
мультимедийные материалы;
доступ к библиотечным и сетевым источникам информации;
цифровые фотоаппараты и видеокамеры; наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды);
измерительное оборудование для проведения простейших измерений и исследований: рулетки, секундомеры, шагомеры, динамомерты, спирографы и пр.
Реализация программы модуля предполагает учебную и производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
спортивные залы в базовых учреждениях педагогической практики, оборудованные необходимым спортивным инвентарем и оборудованием по всем изучаемым разделам и видам спорта, обеспеченные возможностью использования ИКТ-технологий в процессе физического воспитания; раздевалки, душевые кабины;
методические кабинеты с документами по организации физкультурно-спортивной работы;
компьютеры с выходом в Интернет.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Волков Л. В. Физическое воспитание учащихся [Текст] / Л. В. Волков – Киев: Издательство Олимпийская литература. – 2002. - 290с.
Программное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / Под ред. И.П. Залетаева, А. П. Зотова, М. В. Анисимовой, О. М. Плахова – Москва: Издательство Физкультура и Спорт. - 2006. – 160с.
Теория и методика физической культуры [Текст] / Учебник под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Советский спор. - 2004. – 464с.
Теория и методика физического воспитания. Том 2. Методика физического воспитания различных групп населения [Текст] / Под ред. Т. Ю. Круцевич – Киев: Издательство Олимпийская литература. - 2003. – 391с.
Филиппов С. С., Жгутова В.В. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования [Текст] / Монография. С. С. Филиппов, В. В. Жгутова – Москва: Издательство Советский спорт. - 2004. – 184с.
Дополнительные источники:
Вайнбаум Я.С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т. А. Родионова – Москва: Издательство Академия. – 2002. – 240с.
Видякин М. В. Внеклассные мероприятия по физической культуре в средней школе [Текст] / М. В. Видякин – Волгоград: Издательство Учитель. - 2004. – 154с.
Дмитриев В.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Инновационная программа физического воспитания учащихся [Текст] / В. С. Дмитриев, В. И. Коваль, Т. А. Родионова – Москва: Издательство МГОУ. - 2004. – 88с.
Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема [Текст] / А. Г. Комков, Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. – 2003. № 3. – С. 5 – 8.
Круцевич Т. Ю., Петровский В. А. Физическое воспитание как социальное явление [Текст] / Т. Ю. Круцевич, В. А. Петровский // Наука в олимпийском спорте. – 2001. - № 3. – С. 3 – 15.
Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда – Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. – 192с.
Лебедева Н. Т., Лосицкий Е. А. Физическая культура – основа формирования здоровья учащихся [Текст] / Н. Т. Лебедева, Е. А. Лосицкий //Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2004. № 4. – С. 9 – 14.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. Учебник для институтов физической культуры. – Москва: Издательство Физкультура и спорт. - 1991. – 593с.
Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев – Москва: Издательство Физкультура и спорт. - 1997. – 280с.
Менхин Ю. В. Физическое воспитание как система психофизического совершенствования [Текст] / Ю. В. Менхин // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК – Москва: Издательство РГАФК. - 2001. – С. 73 – 75.
Рахманов Р. С., Нестеренко А. В. О роли двигательно-активной формы обучения в формировании образа жизни, сохранении и укреплении здоровья школьников [Текст] / Р. С. Рахманов, А. В. Нестеренко// Гигиена и Санитария. – 2005. № 2.- С. 43 – 45.
Семёнов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Л. А. Семёнов. Учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. – 142с.
Харитонов В. И., Ким В. В., Ненашева А. В. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся [Текст] / В. И. Харитонов, В. В. Ким, А. В. Ненашева // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 1. – С. 19 -23.
Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Издательство Академия. - 2004. – 480с.
Черенкова С. Л., Физическая культура: самостоятельные занятия [Текст] / С.Л. Черенкова - Брянск: БГТУ. - 2004. – 205 с.
Якимович В. С., А. А. Кондрашов Цель физкультурного воспитания – человек культуры [Текст] / В.С. Якимович, А.А. Кондрашов // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 2 С. 35 – 42
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Для изучения программы модуля студентами должны быть уже освоены дисциплины цикла ГСЭ, математического и естественнонаучного цикла, педагогика, психология, анатомия, безопасность жизнедеятельности, биомеханика, базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить комплексно. Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры» является освоение соответствующей учебной практики.
Для проведения производственной практики подбираются образовательные учреждения, обладающие достаточным материально-техническим, кадровым и учебно-методическим ресурсом, обеспечивающим высокое качество проведения занятий по физической культуре. Приоритет отдаётся крупным центам образования, учреждениям с профильной подготовкой в области физической культуры, учреждениям, реализующим инновационные образовательные программы.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля;
опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы не менее 2 лет;
повышение квалификации и/или стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Руководитель практики:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля;
опыт преподавательской деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не менее 5 лет.
Педагогический состав (методисты образовательного учреждения):
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля;
опыт преподавательской деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не менее 5 лет.
повышение квалификации и/или стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
Учителя физической культуры, тренеры-преподаватели (специалисты базы практики):
наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в области физкультуры и спорта;
опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы не менее 5 лет.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Рекомендуемые формы аттестации:
Аттестация по МДК - дифференцированный зачет на основе накопительной системы оценивания.
Аттестация по производственной практике - дифференцированный зачет с учетом отзыва специалиста организации-работодателя о прохождении производственной практики.
Итоговая аттестация по профессиональному модулю - экзамен (квалификационный). Условием допуска к экзамену является положительная аттестация по МДК (промежуточная аттестация), учебной практике (текущая аттестация), производственной практике (промежуточная аттестация).
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия - адекватность, обоснованность и грамотность постановки цели и задач учебного процесса с учётом специфики контингента занимающихся и особенностей программ предмета Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения (отчетов) практических работ.
Экспертная оценка сдачи устного экзамена.
Экспертная оценка результатов выполнения работ по производственной практике
ПК 2. Проводить учебные занятия по физической культуре
- успешность решения задач учебных занятий по физической культуре на основе использования адекватных средств и методов;
- правильность применения средств и методов физического воспитания, в том числе новых - экспертная оценка выполнения практических заданий;
- экспертная оценка выполнения работ на педагогической практике;
-экспертная оценка результатов устного экзамена с выполнением практического задания
ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения
- обоснованность выбора способов проведения контроля на уроках физической культуры;
- адекватность отбора и использования информации профессиональной задаче;
- адекватность оценки достижений занимающихся, эффективности учебных занятий;
- обоснованность выбора способов оценки эффективности учебного процесса, использование в ходе оценки объективных инструментальных способов оценки - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;
- экспертная оценка устного экзамена с выполнением практического задания
ПК 4. Анализировать учебные занятия - обоснованность отбора методов анализа учебного процесса, адекватность рекомендаций содержанию деятельности в области обучения физической культуре - оценка на педагогической практике;
- экспертная оценка на практическом занятии;
- устный экзамен с выполнением практического задания
ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре.
- правильность и грамотность составления документации, её соответствие требованиям программы, стандартов, нормативных документов, рекомендаций по организации учебного процесса - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;
- экспертная оценка устного экзамена с выполнением практического задания
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
- наличие положительных отзывов по итогам практики;
- участие в студенческих конференциях, конкурсах - экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике;
- экспертная оценка портфолио педагогических достижений
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - рациональность организации профессиональной деятельности, выбора типовых методов и способов решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества
- экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике;
- экспертная оценка дневника педагогической практики
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях - рациональность принятия решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности
Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - оперативность поиска и результативность использования информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности - результативность и широта использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач
Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами - конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач;
- четкое выполнение обязанностей при работе в команде и / или выполнении задания в группе;
- соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде;
- построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса - результативность методик формирования интереса к физкультурной деятельности;
- использование в работе средств, методов и подходов, повышающих интерес к физической культуре и спорту;
- конструктивность взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса, на основе использования целесообразных средств коммуникации с учетом изменяющихся условий общения при решении профессиональных задач;
- соблюдение норм профессиональной этики;
- рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы;
- рациональность организации работы подчиненных, своевременность контроля и коррекции (при необходимости) процесса и результатов выполнения ими заданий Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - позитивная динамика достижений в процессе освоения ВПД;
- результативность самостоятельной работы
Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий - объективность и обоснованность оценки возможностей новых технологий
для выполнения профессиональных задач. Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей -отражение в разработанных учебно-методических материалах средств и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей;
- рациональное использование в процессе разработки учебно-методических материалов приёмов профилактики катастроф, аварий,
- рациональное использование средств и методов защиты субъектов образовательного процесса в документах, регламентирующих учебно-воспитательную работу Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм - использование источников информации (литературы, данных глобальных компьютерных сетей), изложенных на иностранном языке, в подготовке анализа и обобщения литературных источников, нормативно-правовой информации, передового педагогического опыта Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности - владение техникой двигательных действий и тактическими приемами при демонстрации физических упражнений Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) - успешное освоение ПМ
Экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике