Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьёй Танцуем, поем, играем вместе с мамой
Управление образования администрации города Соликамска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13»
Кружковая работа по взаимодействию с семьёй.
«Танцуем, поем, играем вместе с мамой»
(для детей и родителей раннего возраста)
Инструктор по физо: В.Е.Назарова
Высшая квалификационная категория
Соликамск, 2014
Пояснительная записка
Ребёнок подрос и может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К. Л. Печора показали, что только 18. 2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.
Многочисленные исследования ученых (Э. Торндайк, И.П. Павлов, В. Штерн и другие) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения называется периодом адаптации (Д. Б. Эльконин), в основном зависит от того, как взрослые смогут подготовить ребенка к этому ответственному периоду.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно работает адаптационная группа «Вместе с мамой». В этой группе родители и дети участвуют в совместных играх, организаторами которых являются педагоги. Одним из преимуществ адаптационной группы является то, что, находясь в детском саду, мама не занята домашними делами. Всё внимание и время она посвящает ребёнку. Наблюдая за его развитием в разных видах деятельности, родители и дома начинают предоставлять детям больше самостоятельности, спокойнее относятся к их неудачам, а такие эмоционально положительные отношения с родителями благополучно сказывается на развитии ребенка.
Физическое воспитание детей раннего возраста укрепляет здоровье, обеспечивает оптимальное физическое развитие, расширяет функциональные возможности организма, формирует точные двигательные навыки, помогает выработать у детей интерес к физической культуре.
Физкультурные занятия в адаптационной группе помогают наладить взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности, в том числе по вопросам физического развития и оздоровления малышей.
Не смотря на проводимую работу с родителями в период адаптации детей, мы заметили, что не все звенья взаимодействия семьи и детского сада остались в поле внимания. Самой сложной проблемой остается на сегодняшний день - привлечение родителей к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, к формированию ценностного отношения к своему здоровью у детей. В этом не только вина родителей, сколько их беда. Многие десятилетия в нашей стране признавался авторитет общественного воспитания над семейным, родителям отводилась роль лишь помощников детского сада и школы. Все это привело к тому, что родители перепоручили своих чад дошкольному учреждению.
В настоящее время взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением может быть по-настоящему результативным лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед нами стоит задача – вовлечь родителей в жизнь дошкольного учреждения, сделать их союзниками, партнерами в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
В связи с обозначенной проблемой была разработана программа «За здоровьем всей семьей», которая отражает систему работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста, посещающих наш детский сад.
Основная цель программы: формирование эффективной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по созданию благоприятной среды способствующей сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Программа решает такие задачи как:
Создание организационных, программно-методических, материально-технических условий для реализации здоровьесберегающей деятельности с воспитанниками детского сада и их семьями.
Организация системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников дошкольного учреждения.
Пропаганда здорового образа жизни среди детей.
Приобщение к активному сотрудничеству педагогов, детей и родителей воспитанников в условия детского сада.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста. Срок реализации один учебный год.
Для эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по организации здоровьясбережения мы выбирали более интересные и продуктивные формы с учетом потребности семьи – это:
Родительские собрания;
Групповые и индивидуальные консультации;
Беседы, открытые просмотры;
Наглядная информация;
Анкетирование;
Совместное проведение праздников и досугов;
Дни здоровья, спортивные и здоровьесберегающие акции;
Дни открытых дверей;
Основной формой работы с семьей является «Семейный клуб» «Здоровячок», также кружковая работа для детей раннего дошкольного возраста и их родителей «Танцуем, поем, играем вместе с мамой».
В апреле этого года была организована адаптационная группа «Вместе с мамой». В течение месяца педагоги оказывают психолого – педагогическую помощь семьям с маленькими детьми. Это положительно сказывается на ребёнке. Отмечается плавное вхождение ребенка в систему общественного воспитания без переживания резкой разлуки с мамой.
В мае дети начинают самостоятельно посещать детский сад, чтобы ребёнку было хорошо, родители посещают семейный клуб, где получают поддержку от педагогов. Также совместно с детьми занимаются один раз в неделю в кружке «Танцуем вместе с мамой». Во время занятий дети с родителями осваивают разные виды гимнастик: пальчиковую, дыхательную, танцевально - игровую гимнастику, которая основывается из общеразвивающих упражнений, играем в подвижные игры, делаем массаж.
Эмоциональность маленького ребёнка достигается музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Перспективный план для адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
№ Месяц Организация занятий Название занятий Длительность занятий
Сентябрь 2 неделя месяца Набор детей. Консультация родителей. 30 – 50 мин
1 Сентябрь 3 – 4 неделя Тематическое занятие «Листопад» 25 – 30 мин
2 Октябрь 1 раз в неделю Сказка «Колобок» 25 – 30 мин
Тематическое занятие «В гости к бабушке в деревню» 25 – 30 мин
Сказка «Курочка Ряба» Тематическое занятие «Веселые мячики» 25 – 30 мин
3 Ноябрь 1 раз в неделю Сказка «Лиса и журавль» 25 – 30 мин
Тематическое занятие «Мамины помощники» 25 – 30 мин
Сказка «Репка» 25 – 30 мин
Тематическое занятие «Зоопарк» 25 – 30 мин
4
Декабоь1 раз в неделю Сказка «Заюшкина избушка» 25 – 30 мин
Тематическое занятие «Снежная зима» 25 – 30 мин
Сказка «Снегурочка» 25 – 30 мин
Тематическое занятие «Новый год» 25 – 30 мин
5 Январь 3 – 4 неделя Консультативное занятие для родителей «Учимся играть дома»
Формирование у родителей навыков взаимодействия с ребенком в игровой деятельности 30 – 40 мин
6 Февраль 1 раз в 2 недели Сказка «Маша и медведь» 25 – 30 мин
Тематическое занятие «Зайчишка беленький» 25 – 30 мин
7 Март Тематическое занятие «Ранняя весна»
25 – 30 мин
8 Апрель 1 раз в 2 недели Сказка «Волк и семеро козлят»
Тематическое занятие «Прогулка в лес»
25 – 30 мин
25 – 30 мин
Сказка «Теремок» 25 – 30 мин
9 Май 1 раз в 2 недели Тематическое занятие «Витаминки» 25 – 30 мин
Игровое занятие «Путешествие по страницам» 25 – 30 мин
Результатом кружковой работы можно считать улучшение эмоционального здоровья детей, легкая степень адаптации детей в ДОУ, низкий уровень заболеваемости, методика Н.В.Аксеновой нервно – психического обследования детей раннего возраста демонстрируют следующие результаты: у 5 детей уровень нервно – психического развития (НПР) находятся на одной границе с эпикризным периодом (это свидетельствует о норме), у 2 - х детей НПР отстает на 2 эпикризных срока по речевому развитию. Данным детям рекомендовано посещение индивидуальных занятий с учителем – логопедом, составление ИОМов.