Доклад ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СПО
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СПО
Медведева Галина Васильевна
преподаватель высшей квалификации Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Минусинский медицинский техникум»
Fit fabricando faber(кузнец делается кузнецом, куя)
Латинская пословица Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях медицинской деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту; удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования. Решение этих задач возможно на мой взгляд.
С использованием современных образовательных технологий и методов обучения: вариативных ролевых игр, дискуссий, стажировок выполнения должностной роли, игрового проектирования, моделирования производственных ситуаций, имитационного тренинга на фантомах. Данные образовательные методы и технологии на практике доказали свою эффективность и результативность. С уверенностью могу заявить, что разнообразные смоделированные технологии, в случае, если они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным опытным полем, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях приближенных к реальным. Это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности. [3]
Основным достоинством смоделированных квази-профессиональных ситуаций, которые я использую является то, что они позволяют студентам:
не бояться отрицательных последствий для больного каких-либо неправильных действий обучаемых, а наоборот, обращать это на пользу, так как приобретается опыт практический;
значительно ускорить время протекания реальных процессов;
представляется возможным многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения;
действия выполняются в обстановке «условной» (смоделированной) реальности, что раскрепощает поведение обучаемых и стимулирует их на поиск наиболее эффективного пути принятия решения.
При использовании учебных смоделированных ситуаций обязательно обращаю внимание на их функции:
инструментальную, т.к. именно она формирует определенные профессиональные компетенции, заложенные в модуль;
гностическую – формирующую знание и мышление студентов;
социально-психологическую, рассчитанную на развитие коммуникативных умений. [2]
Чтобы смоделированная ситуация прошла на занятии успешно и эффективно, при её составлении учитываю основные моменты:
Моделирую необходимую, согласно изучаемой темы, профессиональную деятельность (или ее фрагменты) медицинских сестер, фельдшеров, санитарок и пациентов.
Ставлю общую для всех играющих цель – оптимальную диагностическую, лечебную, тактическую работу с моделью пациента для фельдшеров, для медицинских сестер – наилучший способ наблюдения и ухода за пациентами с постановкой сестринского диагноза и выполнением сестринских вмешательств.
Играющие студенты имитируют роли палатных, постовых, процедурных, старших медицинских сестер, фельдшеров, санитарок, кормилиц. Учитываю, что специалист со средним медицинским образованием не должен «играть» роль врача.
Всегда учитываю, что в отличие от игр в других сферах деятельности человека, в медицине нет и не должно быть конфликта между играющими, так как их объединяет общая цель. Зато имеет место конфликт между болезнью и медицинскими работниками. Условия неопределенности требуют, чтобы играющие получали неполную информацию и принимали решения с некоторым риском для ответа.
Смоделированную игру на занятиях строю по этапному принципу, когда последовательность решений зависит от шага, сделанного на предыдущем этапе игры. Это придает осознание ответственности, заинтересованности в конечном результате.
Стимулирование участников игры осуществляется состоянием «модели пациента» на итоге - улучшением состояния при правильных решениях или действиях и ухудшениях при неправильных. Такое стимулирование действует сильнее, чем общепринятые оценки т.к. дает ощущение своей значимости.
Объективность оценки в итоге достигается конечным результатом игры – улучшением состояния, выздоровлением, ухудшением или смертью - «модели пациента»
Проведя анализ используемого мною метода, и учитывая полученный многолетний опыт, могу выделить ряд обязательных условий для разработки и проведения смоделированных игровых технологий:
Важно определить главное в учебной теме, т.е. подобрать такой минимум информации, на основе которой каждый студент сможет в будущем уверенно осуществить свою профессиональную деятельность. Для медицинской сестры – это умение обеспечить пациента комплексным уходом, качественным выполнением манипуляций; для фельдшера – умение правильно распознать болезни и лечить пациентов.
Смоделированная игра - ситуация должна обучать студентов знаниям, умениям, практическому опыту и формировать профессиональные компетентности. Поэтому, всегда учитываю при разработке игрового задания, что знания первого и второго уровней входят в знания третьего уровня.
Каждый шаг играющего студента должен отражаться на состоянии «пациента».
Необходимо учитывать, чтобы текст смоделированной ситуации игры был написан подробно, четко разграничивались существенные шаги и операции игры, предельно ясными были задачи, предлагаемые для разыгрывания. Это дает возможность успешно проводить игру большого объема и её отдельные фрагменты.
Хорошо разработанная смоделированная игровая технология может применяться многократно, в течение многих лет с внесением соответствующих корректировок в лечение и уход в связи с появлением новых медицинских стандартов. [1]
Мною созданы модели деловых имитационных игр и их фрагменты к некоторым практическим занятиям с двумя вариантами распределения ролей.
При первом варианте роли распределяются между несколькими студентами, а остальные не получившие ролей, становятся активными зрителями или выполняют функции «арбитра».
Во втором варианте студенты разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая из них берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.
По методике первого варианта смоделированная игра представляет собой имитационную, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Подгруппа делится на две малые группы: первая – «исполнители», вторая – «оппоненты» которые оценивают действия «соперников» не имея перед собой эталонов ответов. В игре принимает участие и «арбитр», который, по эталонам ответов на теоретические знания и практические умения, оценивает действия студентов. Например: смоделированная профессиональная деятельность работы сотрудников приемного покоя при изучении темы «Прием пациента в стационар. Ведение документации». В гастрологическое отделение поступает тяжелый пациент с сильными болями в области эпигастрия, тошнотой, рвотой. В данной игре студенты ставят приоритетную проблему, оценивают ситуацию, выдвигают возможные варианты решения и проанализировав, каждый из них выбирает наиболее оптимальный. По условию задания исполнители, малая подгруппа студентов, должна оказать медицинские услуги пациенту в приемном покое согласно своих компетенций и согласно установленного алгоритма, показать определенный практический опыт (транспортировка, сан-обработка, оформление документации и др.).
Таким образом, проведение предложенной ситуации позволяет оценить сформированность некоторых профессиональных компетенций ПК 7.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности; ПК7.5 Оформлять медицинскую документацию; ПК.7.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; ПК7.7 Обеспечивать инфекционную безопасность; ПК7.8 - Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
Второй вариант ролевой игры: «Оценка функционального состояния пациента», составлена по той же методике, но имеет определенные особенности. Подгруппа делится на три мини – группы, каждая из которых имеет свое ситуационное задание «от простого к сложному»: а) измерить температуру тела тяжелобольному пациенту, отметить результат в температурный лист; б) оценить полученный результат, наметить тактику; г) оказать помощь лихорадящему пациенту, где так же происходит формирование профессиональных компетенций. По методике второго варианта составлена имитационная игра по теме: «Биоэтика. Общение в сестринском деле». В игре принимает участие вся подгруппа, но работа «парная». Студентам необходимо обыграть смоделированную ситуацию по общению с пациентами в разных вариантах которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности (пациент глухонемой, безграмотный, иностранец, маленький ребенок и т.д.) При проведении этой игры проверяются, оцениваются не только профессиональные компетенции общения, но и этика, деонтология, внутренняя культура поведения и осуществление сестринского процесса.
Организуя смоделированные имитационные, профессиональные игры, важно помнить, что проигрываются не только отдельные ситуации, но и большие фрагменты профессиональной деятельности.
Наиболее благоприятный момент для применения имитационных игр - завершающий этап обучения, когда студенты уже обладают достаточным уровнем знаний, умеют самостоятельно работать и им легче справиться с ситуациями, моделирующими профессиональную деятельность - это квалификационный экзамен по профессиональному модулю. Все билеты составлены в виде смоделированных профессиональных ситуаций, из которых вытекают задания по билету.
Использование метода моделирования профессиональной деятельности на практических занятиях по профессиональному модулю обладает громадным диапазоном возможностей пробудить активность у студентов разных уровней подготовки, способствует более прочному усвоению материала, создает творческую атмосферу и готовит будущего медицинского работника четко ориентироваться в сложных ситуациях, находить оптимальный выход, оказывать доврачебную неотложную помощь или осуществлять мотивированный уход. [5] Таким образом, по моему убеждению, метод моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе является многогранным, многомерным компонентом активного обучения студентов медицинской профессии т.к. он приучает будущих специалистов видеть за абстрактной учебной задачей – возможную практическую рабочую ситуацию, требует от них усилия мысли, воображения обстоятельств, в которых будет протекать их «профессиональная деятельность», анализа их. Именно в этом интеллектуальном процессе обучения возникает и развивается интерес к профессиональной деятельности, формируется модель специалиста, отражающая специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо действительно высокого уровня профессионализма и компетентности работника требуется развитие таких качеств личности как ответственность, инициатива, предприимчивость, способность в кратчайший срок адаптироваться к новым производственным условиям, потребность в самообразовании, повышении квалификации, переподготовки, умении работать в коллективе в новых условиях. [4]
Библиографический список
«Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе» Л.Г.Семушена , Москва 2005г.
Применение активных методов в преподавании сестринского дела., О.В.Андреева, Курск 2003 г.
Моделирование деятельности маркетинговой службы ССУЗА Н.Г.Власова Среднее –профессиональное образование.
«Активизация профессионального самоопределения студентов» В.Н. Бевзюк, «Специалист» 2002 г.
«Какие знания нужны практической медсестре?» И.Г. Глотова, «Сестринское дело» 2000 г.