Конспект урока в 6 классе на тему Систематика растений, ее значение для ботаники


Урок в 6 классе на тему «Систематика растений, ее значение для ботаники».
Учитель биологии МБОУ «РСШ №1» Комарова Галина Ивановна
Цели:
Образовательная:
научить учащихся самостоятельно добывать знания;
формировать у учащихся знаний и умений о многообразии растительного мира.
Развивающие:
развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас, развивать представления, воображение, внимание;
развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных дифференцированных заданий, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, оценивать.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живым объектам;
повысить восприимчивость учащихся к проблемам, связанным с проблемами окружающей среды.
Планируемые результаты
Личностные:
готовность к саморазвитию и самообразованию;
ответственное отношение к выполнению учебных задач;
формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, эстетическое восприятие живой природы.
Метапредметные
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы.
Регулятивные:
определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности.
умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в группах;
строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
формирование первоначальных представлений о науке систематике, о классификации растений, о систематических группах растений;
объяснение роли использования бинарной номенклатуры для ботаники и для человека;
ознакомление с правилами классификации растений.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения:
словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
проблемные, частично-поисковый;
наглядно-образный;
самостоятельная работа, работа в парах.
Средства:
предметные средства: презентация учителя;
практические средства: выполнение самостоятельной работы;
интеллектуальные средства: анализ, сравнение, сопоставление;
эмоциональные средства: интерес.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, карточки-задания для индивидуальной работы, для работы в паре, карточки для самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Основные вопросы:
Какова роль систематики как науки?
Как и кто называет растения?
Что является основой деления царства Растения на систематические группы?
По каким признакам растения объединяют в группу «вид»?
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление знаний
Подведение итогов
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока
1. Организационный. Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку, мотивирует к учебной деятельности, сообщает план работы на уроке.
2. Актуализация знаний.
Вспомните: на какие царства подразделяются живые организмы? Слайд 1. и Слайд 2.
3. Изучение нового материала.
3.1.Постановка проблемного вопроса. Слайд 3.
Какая наука изучает многообразие растений, и какое значение она имеет для ботаники?
3.2.Формулировка темы, постановка целей и задач урока, определение способов действия для решения задач к достижению цели. Слайд 3.
Учитель дает понятие о систематике растений как о разделе биологии, значении систематики растений.
Учитель. Кто назовет мне тему нашего урока?
Учащиеся называют тему урока, учитель корректирует, если это необходимо.
Учитель. Кто сформулирует цель нашего урока?
Учащиеся определяют цель урока, учитель корректирует, если это необходимо.
Учитель. Какие задачи необходимо решить для достижения поставленной цели?
Учащиеся определяют задачи урока, учитель корректирует, если это необходимо.
Учитель. Предложите способы решения задач к достижению цели?
Учащиеся определяют способы решения задач для достижения цели, учитель корректирует, если это необходимо.
3.3.Рассказ учителя о жизни и деятельности выдающегося шведского ученого-систематика Карла Линнея, дает понятие вида как основной структурной единицы в системе растительного мира, бинарном названии вида, сорта приводит примеры видов растений. Слайд 5. И Слайд 6.
3.4. Самостоятельная работа учащихся.
3.4.1.Критерии оценки выполненной самостоятельной работы. Слайд 7.
Если все правильно выполнено и в полном объеме, то 2 балла.
Если допущены ошибки, то 1 балл.
Если все – неправильно, то 0 баллов.
3.4.2. Индивидуальная самостоятельная работа по заданию: изучите текст, статьи «Название растений» на стр.105 учебника, выполните задания 1, в рабочей тетради, сравните полученные результаты выполненного вами задания с правильным ответом, проанализируйте и оцените выполненную вами работу по критериям, предложенным учителем.
Индивидуальная самостоятельная работа с текстом учебника параграфа 19 и выполнение задания 1. в рабочей тетради. Слайд 8.
Задание 1. Из предложенного списка выберете, и запишите в таблицу виды и роды растений: ромашка лекарственная, рябина, калина красная, ель, сосна обыкновенная, сосна сибирская, черемуха, колокольчик. Слайд 9.
Название рода растений Название вида растений
Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям. Слайд 10.
Правильный ответ выполненного задания 1.
Название рода растений Название вида растений
рябина ромашка лекарственная
ель калина красная
черемуха сосна обыкновенная
колокольчик сосна сибирская
3.4.3.Самостоятельная работа в парах по заданию: найдите в тексте параграфа 19 учебника необходимую информацию, обсудите ее в паре и выполните задание 2 в рабочей тетради (оказание помощи обучающимся при возникновении трудностей). Слайд 11.
Задание 2. Поясните, что означает бинарное название вида. Приведите примеры видовых названий растений одного рода, распространенных в вашей местности.
Правильный ответ выполненного задания 2. Слайд 12.
Бинарное название или двойное (состоит из двух слов).
Смородина черная, смородина красная.
Ромашка лекарственная, ромашка обыкновенная.
Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.
3.5.Объяснение учителя с опорой на схему учебника (рис. 105) и схему презентации учителя об основных единицах классификации растений от царства до вида, дает понятие таксону, отмечает, что отдел самая крупная единица в царстве растений, а царство – в систематике растений. Приводит примеры соподчинения каждой группы растений, начиная с царства на примере растений, демонстрируемых в презентации (при объяснении использует слайды презентации). Слайд 13.
3.6. Практическая работа. Расположите систематические категории, в порядке возрастания по предложенной карточке по карточке 1. (Приложение 1). Слайд 14
Карточка 1. Расположите систематические категории, в порядке возрастания начиная с наименьшей единицы.
Класс
Вид
Семейство
Царство
Порядок
Род
Отдел
Вариант правильного выполнения задания. Слайд 15.
Вид
Род
Семейство
Порядок
Класс
Отдел
Царство
Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.
4.Закрепление знаний (о науке систематике растений и ее значении; о единицах классификации растений; о виде как основной структурной единице в системе растений). Выполнение задания по предложенной карточке «Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы» по вариантам 1,2. (Приложение 2.). Слайд 16.
Карточка 2. Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.
Вариант 1
Что такое систематика?
Кто является родоначальником систематики?
Какая самая крупная единица систематики?
Что такое бинарная номенклатура?
Что такое вид?
Карточка 2.Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.
Вариант 2.
Что называется классификацией?
Что такое таксон?
Какая самая мелкая единица систематики?
Каково значение латинских названий?
Что такое сорт?
Правильные ответы. Слайд 17.
Вариант 1.
Наука о многообразии.
К. Линней.
Царство.
Двойное название.
Наименьшая группа системы классификации.
Вариант 2.
Распределение по группам.
Группа родственных организмов.
Вид.
Они понятны всем биологам мира.
Это группа созданная человеком.
Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.
5.Подведение итогов.
5.1. Подсчет суммы баллов за выполнение заданий в рабочей тетради и по карточкам, соотношение полученных результатов самостоятельной работы с критериями оценки и выставление оценки по 5-бальной системе. Слайд 18.
Максимальное количество баллов – 8.
Критерии оценки:
7-8 баллов – «5»;
5 -6 баллов – «4»;
4 баллов – «3»;
Менее 4-х баллов – «2».
5.2. Заполнение карточки 3. «Подведем итоги». Слайд 19.
Карточка 3. «Самооценка» (Приложение 3.). Слайд 20.
Заполните карточку
1.Количество баллов за выполнение задания 1 в рабочей тетради –
2.Количество баллов за выполнение задания 2 в рабочей тетради –
3.Количество баллов за выполнение задания по карточке 1. «Расположите систематические категории в порядке возрастания» –
4.Количество баллов за выполнение задания по карточке 2. «Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы» по вариантам –
6. Задание на дом. Слайд 21.
Изучить текст и рисунки параграфа 19 учебника, выполнить задание 3 в рабочей тетради.
Творческое задание (по выбору ученика) используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию или напиши короткий рассказ о жизни и деятельности К. Линнея.
7. Рефлексия. Слайд 22.
Не удалось разобраться в теме.
Остались вопросы.
Тема раскрыта, все понятно.
Приложения
Приложение 1. Карточка 1. Расположите систематические категории, в порядке возрастания начиная с наименьшей единицы
Класс
Вид
Семейство
Царство
Порядок
Род
Отдел
Приложение 2. Карточки для закрепления знаний в двух вариантах.
Карточка 2. Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.
Вариант 1
1.Что такое систематика?
2.Кто является родоначальником систематики?
3.Какая самая крупная единица систематики?
4.Что такое бинарная номенклатура?
5.Что такое вид?
Карточка 2.Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.
Вариант 2.
1.Что называется классификацией?
2.Что такое таксон?
3.Какая самая мелкая единица систематики?
4.Каково значение латинских названий?
5.Что такое сорт?
Приложение 3. Карточка для самооценки самостоятельной работы на уроке.
Карточка 3. «Самооценка»
Заполните карточку
1.Количество баллов за выполнение задания 1 в рабочей тетради –
2.Количество баллов за выполнение задания 2 в рабочей тетради –
3.Количество баллов за выполнение задания по карточке 1. «Расположите систематические категории в порядке возрастания» –
4.Количество баллов за выполнение задания по карточке 2. «Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы» по вариантам –