Автор Акимбаева Д.И. МЕТОДИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ КУРСА «КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ»
МЕТОДИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ КУРСА
«КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ»
© Акимбаева Джамиля Ильфатовна, магистрант 3 курса
ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
Научный руководитель: Молчатский С.Л.,
к.ф.-м.н., доцент кафедры химии, географии
и методики их преподавания СГСПУ
Первое упоминание о коллоидной химии появилось в середине 19 века. Основоположником науки считается ученый Т. Грэм, впервые предположивший существование коллоидов и кристаллоидов. Он установил различие между кристаллоидами (например, соль, сахар), которые после растворения в воде легко диффундируют через мембрану из пергамента, и коллоидами, такими, как желатин, которые не обладают такими свойствами. В 1857 М. Фарадей приготовил коллоидный раствор золя золота и показал, что сильный пучок (луч) света значительно рассеивается, проходя через эту дисперсию, таким образом, что его путь становится видимым – так же, как это происходит с лучом света в пыльной комнате или лучом от автомобильных фар туманным вечером. Это явление называется эффектом. [2,3]
Эксперименты по рассеянию света являются одним из наиболее эффективных средств для изучения коллоидных частиц и макромолекул; компьютерное обеспечение позволило достичь значительного успеха в этих исследованиях.
Отличительной чертой современной коллоидной химии является то, что она охватывает широкое поле деятельности, включая чрезвычайно изощренную (сложную) теорию, с одной стороны, и простые эмпирические наблюдения, с другой.
В силу определяющего влияния степени дисперсности на свойства коллоидных систем коллоидную химию называют также химией дисперсных систем. В этом отношении коллоидную химию рассматривают самостоятельной дисциплиной, стоящей в ряду органической, неорганической, биологической химии. С другой стороны, коллоидную химию относят к одному из разделов физической химии, демонстрируя тем самым особенность последней применительно к предмету коллоидной химии. При изучении объектов органической и неорганической химии физическая химия рассматривает вещество упрощенно чаще всего на основе бинарных систем. Вначале при этом определяется возможная идеальная модель, где отсутствуют химические связи, а затем рассматриваются тоже бинарные системы, отличные от идеальных.
В старшей школе коллоидная химия базируется на знании процессов, протекающих на границе раздела фаз. В реальном мире человек постоянно имеет дело с физическими и химическими процессами, происходящими на границе раздела фаз, которыми обычно пренебрегают. Более того, многое существенно зависит от таких процессов, например, дыхание. Учебники для высшей школы по коллоидной химии указывают и на причину возникновения поверхностных состояний: адсорбированный атом вносит локальное нарушение в периодическую структуру поверхности. А любые нарушения поверхности являются предметом не идеальных, а реальных моделей. Таким образом, коллоидная химия в высшей школе строится на основе реального, а не идеального моделирования.
Все авторы учебников по коллоидной химии, а также разделов физической химии, посвященных дисперсным системам, отмечают огромное практическое и теоретическое значение этой науки. При этом каждый автор акцентирует внимание на той специальности, для которой рекомендован тот или иной учебник.
Согласно современным представлениям любое твердое тело является коллоидной системой, т.к. размеры дефектов кристаллических решеток соответствуют размерам коллоидных частиц. Всеобщность коллоидного состояния отмечается в качестве важного программного вопроса для высшей школы. Важнейшими направлениями современной коллоидной химии является исследование образования, устойчивости к коагуляции, учение о поверхностных и электрических явлениях, исследование образования и свойств стабилизирующих межфазных слоев и пленок. По широте и значимости коллоидная химия занимает особое место.
Более обстоятельно коллоидная химия представлена в учебнике Писаренко А.П., Поспеловой К.А. «Коллоидная химия» [4], в которой предмет этой науки определен следующим образом: коллоидная химия изучает микрогетерогенные системы с предельной дисперсностью, а, следовательно, с очень большой поверхностью раздела.
Наиболее известным учебником коллоидной химии является «Курс коллоидной химии» Воюцкого С.С., содержащий материал [1], соответствующий программе химико-технологических специальностей вузов. В нем глубоко и всесторонне освещен материал современной науки о дисперсных системах, представлены все основные разделы этой науки. В учебниках по методике преподавания химии в средних учебных заведениях нет не только раздела, посвященного коллоидной химии, нет также и терминов «коллоид», «дисперсная система», хотя в учебном материале о топливе, одежде, пище моющих средствах, бумаге, клее, лаке термин коллоид нужно было ввести.
Приведенный материал может свидетельствовать, что коллоидная химия до сих пор не была предметом изучения в курсе химии средней школы в нашей стране.
Однако, имеется опыт разработки программы и для школьного факультатива по коллоидной химии. Куренков В.С. разработал для учащихся 9-10 классов, факультативный курс, рассчитанный на 64 часа. Этот курс носит общеобразовательный физико-химический характер и ставит своей целью более полное и систематизированное ознакомление учащихся с предметом, теоретическими и практическими приложениями коллоидной химии, являющейся крупной областью науки по изучению дисперсного состояния вещества и поверхностных явлений. Ведущими в этой науке являются представления об универсальности дисперсного состояния в природе и технике, а также о важной роли поверхностных явлений в образовании, устойчивости и разрушении дисперсных систем. Внимание учащихся обращается на микрогетерогенное строение горных пород и почв, тканей растений и животных, всевозможных строительных и конструктивных материалов, объектов химической технологии, нашей одежды, пищи.
Учащиеся должны усвоить, что именно высокодисперсное строение обусловливает высокие механические свойства таких материалов, как сплавы, композиты, живые ткани растений и животных, предопределяет интенсивность протекания всех гетерогенных процессов в природе и производстве, включая процессы обмена веществ в клетке, позволяет хранить в малом объеме огромную информацию и в ЭВМ, и в мозге, и в генах.
Подводя итог описанных тенденций развития и становления такого научного направления как коллоидная химия, можно сделать вывод, что коллоидная химия, как научное направление сформировалось еще в середине 19 века, а вот учебно-методическое обеспечение таких учебных курсов находиться на низком уровне, и по настоящее время.
Список литературы:
Воюцкий С.С. Курс коллоидной химии. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Химия», 1975. - 512 с.
Дроздов А. М., Макареня А. А. Монография по методике преподавания химии. - Кривой Рог, 2015 УДК 372. 854 ББК 74. 265. 7.
Зимон. А.Д. Занимательная коллоидная химия. М. 2002 год. с.171.
Писаренко А.П., Поспеловой К.А. Курс коллоидной химии. М.: Высшая школа, 1969, 248 стр. Изд. 3-е, испр.