Урок по истории России в 10 классе по теме Расцвет архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в России в XVIII веке


Урок истории по теме «Расцвет архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в России в XVIII веке» (10 класс)
( урок-проект; форма – виртуальный музей).
(урок разработала учитель истории МБОУ СОШ № 11 г. Камышина Волгоградской области Погораздова Л.Г.)
Условия предварительной подготовки.
Заранее объявляется конкурс проектов на лучшую Power Point презентацию по данной теме. Все работы принимает экспертная группа из учеников класса. Допускаются групповые и индивидуальные работы презентаций Power Point. Работы оцениваются по разработанным критериям. На основе лучшей работы проводится урок - экскурсия по виртуальному музею. Проводить её будет ученик или группа - победитель конкурса.
Цель урока: познакомиться с лучшими образцами архитектуры, скульптуры и живописи в XVIII веке в России и её создателями.
Задачи:
- воспринять наглядную информацию и уметь систематизировать её;
- распознавать различные художественные направления;
- выявлять особенности творчества отдельных представителей искусства.
Оборудование: Power Point презентация виртуального музея, листы для индивидуальной работы учащихся, листы критерия оценивания презентаций. «В искусстве есть некий предел совершенства,
как в природе – предел благорастворённости и зрелости»
Лабрюйер.
I . Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы урока на основе конкурсной работы (имя ученика, представление группы). Ученик проведёт виртуальную экскурсию по музею, которого нет. Это собирательный образ музея, который вместил в себя лучшие образцы русской живописи, скульптуры и архитектуры. Вы можете не согласиться именно с этим подбором и будете правы! Сегодня перед нами стоит задача познакомиться с произведениями искусства и выполнить ряд заданий, предложенных на листе для индивидуальной работы. В ходе экскурсии необходимо закрепить знания, выполняя работу на листах.
II . Основная часть.
Экскурсия по музею, комментарии экскурсовода.
Необходимо сообщить, что экскурсия составлена так, что виды искусства живопись, архитектура, скульптура просматриваются через основные художественные направления 18 века: барокко и классицизм.
Слайд 1. Виртуальный музей «Русская архитектура, скульптура, живопись 18в»
Слайд 2. 18 век – время перемен и реформ в истории России. Изменяется и искусство: оно становится общественным, стремится к европейским традициям.
Слайд 3. Барокко – это направление стиля в искусстве позднего Возрождения, характеризующегося заменой классического единства и простоты вычурностью, изломанностью линий, обилием декоративных подробностей, тяжестью, колоссальностью. В живописи преобладали декоративные композиции религиозных, мифологических тем, парадные портреты.
Слайд 4. 1-я половина 18 века «Барокко»
Доминико Трезини «Петропавловский собор».
Слайд 5. Ф.Б. Растрелли «Собор Смольного монастыря»; « Зимний дворец».
Слайд 6. Карло Растрелли «Бюст Петра I».
Слайд 7. И.И. Никитин «Портрет канцлера Головкина».
Слайд 8. И.И. Никитин «Портрет Петра I»; « Напольный гетман».
Слайд 9. Классицизм – направление стиля в искусстве, ориентирующегося на наследие античной культуры. В архитектуре характеризуется строгой организованностью, чёткостью, геометрической правильностью, симметричностью. В живописи – логическим развёртыванием сюжета, ясной уравновешенной композицией.
Слайд 10. 2-я половина 18 века. Классицизм.
Вален Деламот «Здание Академии художеств»;
Слайд 11. Чарльз Камерон «Павловск»; «Храм Дружбы».
Слайд 12. Антонио Ринальди «Мраморный дворец»; Баженов «Дом Пашкова».
Слайд 13. Джакомо Кваренги «Здание Академии наук»; «Александр. дворец».
Слайд 14. Ф.И. Шубин «Екатерина II»; «Ломоносов».
Слайд 15. Фальконе «Памятник Петру I».
Слайд 16. И.П. Аргунов «Портрет Лобановой-Ростоцкой»;«Портрет графини Шереметьевой».
Слайд 17. Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской».
Слайд 18. Б.Г. Левицкий «Екатерина II»; «Портрет Хрущёвой и Хованской»;
«Портрет Нелидовой».
Слайд 19. В. Боровиковский «Лизонька и Дашенька»; «Портрет Лопухиной».
Проверку работ учеников на индивидуальных листах можно осуществить, обменявшись ими с соседом по парте, вывесив слайд с правильными ответами и критериями отметок. Анализ ошибок. При необходимости быстро пролистать слайды.
III. Подведение итогов.
Обращаем внимание на эпиграф. Прокомментируйте слова Лабрюйера. Общий вывод. Выступление экспертной группы по другим проектам. Выставление отметок.
IV. Рефлексия. Проблема – парадокс. Ребята, вы изучили уровень развития культуры и искусства в России в XVIII веке. Нам известны имена великих деятелей культуры. И мы гордимся ими, считаем их достижения достижениями своей страны. Но, обратите внимание, что многие из них – иностранцы. Так как же относиться нам, россиянам к искусству, созданному иностранцами на нашей земле? Как к достижениям нашей истории или как к достижениям представителей других национальностей?
Домашнее задание.
Написать эссе по теме проблемы-парадокса, сформулированной ребятами в ходе комментариев по данной проблеме. Варианты могут быть такие: «Россия – страна, впитывающая в себя культурное наследие народов, эпох, государств мира», «Культура Россия: самобытность или конгломерат?»
Приложение.
Индивидуальная работа на листах.
Задание 1. Дайте определение понятиям:
Барокко – это… Классицизм – это…
Задание 2. Соотнесите направление в художественной культуре с его представителем.
Барокко - 2. Классицизм -
Никитин, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский.
Задание 3. Соотнесите направление в архитектуре с его представителем.
Барокко – 2. Классицизм –
Трезини, Ф.Б. Растрелли, Вален Деламот, Чарльз Камерон, Антонио Ринальди, В.И. Баженов, Джакомо Кваренги.
Задание 4. Соотнесите направление в скульптуре с его представителем.
Барокко – 2. Классицизм –
Карло Растрелли, Ф.И. Шубин, Фальконе.