Выступление на МО учителей математики «Спецификация и структура КИМов для проведения ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне в 2016 году


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Титаревская средняя общеобразовательная школа
Выступление на МО учителей математики
«Спецификация и структура КИМ для проведения ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне в 2016 году. Изменения в КИМ ЕГЭ 2016 года в сравнении с 2015 годом. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом»
Учитель математики
Куликова Татьяна Сергеевна
2016г.
Спецификация контрольных измерительных материаловдля проведения в 2016 году единого государственного экзаменапо МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень)
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации».
Контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, базовый уровень.
Модель ЕГЭ по математике базового уровня предназначена для государственной итоговой аттестации выпускников, не планирующих продолжения образования в профессиях, предъявляющих специальные требования к уровню математической подготовки. Так как в настоящее время существенно возрастает роль общематематической подготовки в повседневной жизни, в массовых профессиях, в модели ЕГЭ по математике базового уровня усилены акценты на контроль способности применять полученные знания на практике, развитие логического мышления, умение работать с информацией.
Выполнение заданий экзаменационной работы свидетельствует о наличии у участника экзамена общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе. Задания проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную на графиках и в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В работу включены задания базового уровня по всем основным предметным разделам: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика.
Тексты заданий предлагаемой модели экзаменационной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Изменений структуры и содержания экзаменационной работы в 2016 году нет. Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в ВУЗы.
Структура КИМ ЕГЭ(базовый уровень)
Экзаменационная работа состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом базового уровня сложности.
Ответом к каждому из заданий 1–20является целое число или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов № 1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
В таблице 1 приведена структура экзаменационной работы. Таблица 1
    Структура варианта КИМ
   
Задания 1–20  
Тип заданий С кратким ответом в виде целого числа, или конечной десятичной дроби, или последовательности цифр
и форма ответа  
Назначение Проверка освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях
   
Уровень сложности Базовый  
Проверяемый 1. Математика 5–6классов  
учебный материал 2. Алгебра 7–9классов  
курсов математики 3. Алгебра и начала анализа 10–11классов  
  4. Теория вероятностей и статистика 7–9классов  
  5. Геометрия 7–11классов  
Распределение заданий варианта КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
В таблице 2 показано распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам курса математики.
Таблица 2 Распределение заданий КИМ по содержательным блокам курса математики
       
      Процент максимального  Количе- Максималь- первичного балла за задания
Содержательные блоки ствоный первич- данного блока содержания отпо кодификатору КЭС заданий ный балл максимального первичного
  балла за всю работу, равного
            20
       
Алгебра 10 10 50
Уравнения и неравенства 3 3 15
Функции 1 1 5
Начала математического анализа 1 1 5
Геометрия 4 4 20
Элементы комбинаторики, стати- 1 1 5
стики и теории вероятностей      
Итого 20 20 100
Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений и навыков по предмету:
• уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• уметь выполнять вычисления и преобразования;
• уметь решать уравнения и неравенства;
• уметь выполнять действия с функциями;
• уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
• уметь строить и исследовать математические модели.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Экзаменационная работа содержит задания только базового уровня сложности.
Продолжительность ЕГЭ по математике базового уровня
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Правильное решение каждого из заданий 1–20оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби, или последовательности цифр.
Максимальный первичный балл за всю работу – 20.
Спецификация контрольных измерительных материаловдля проведения в 2016 году единого государственного экзаменапо МАТЕМАТИКЕ (профильный уровень)
В 2016 году из первой части исключены два задания: задание практико-ориентированной направленности базового уровня сложности и задание по стереометрии повышенного уровня сложности. Максимальный первичный балл уменьшился с 34 до 32 баллов.
Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.
Структура КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий:
– часть 1 содержит 8 заданий (задания 1–8)с кратким ответом;
– часть 2 содержит 4 задания (задания 9–12)с кратким ответом и 7 заданий (задания13–19)с развернутым ответом.
По уровню сложности задания распределяются следующим образом: задания 1–8имеют базовый уровень; задания9–17– повышенный уровень; задания 18 и 19 относятся к высокому уровню сложности.
Задания части 1 предназначены для определения математических компетентностей выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Задание с кратким ответом (1–12)считается выполненным, если в бланке ответов № 1 зафиксирован верный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.
Задания 13–19с развернутым ответом, в числе которых 5 заданий повышенного и 2 задания высокого уровней сложности, предназначены для более точной дифференциации абитуриентов вузов.
При выполнении заданий с развернутым ответом части 2 экзаменационной работы в бланке ответов № 2 должны быть записаны полное обоснованное решение и ответ для каждой задачи.
Таблица 1. Структура варианта КИМ
         
    Часть 1 Часть 2  
    8 11  
Тип заданий 1–8. С кратким ответом в виде 9–12. С кратким ответом в виде це-
и форма ответа целого числа или конечной де- лого числа или конечной десятичной
  сятичной дроби дроби  
      13–19. С развернутым ответом (пол-      ная запись решения с обоснованием
      выполненных действий)  
Назначение Проверка освоения базовыхПроверка освоения математики на
  умений и практических навыков профильном уровне, необходимом
  применения математических для применения математики в про-
  знаний в повседневных ситуа- фессиональной деятельности и на
  циях  творческом уровне 
Уровень слож- Базовый   Повышенный и высокий  
ности       
Проверяемый 1. Математика 5–6классов 1. Алгебра 7–9классов  
учебный мате- 2. Алгебра 7–9классов 2. Алгебра и начала анализа  
риал курсов 3. Алгебра и начала анализа 10–11классов  
математики 10–11классов 3. Геометрия 7–11классов  
  4. Теория вероятностей и стати-    
  стика 7–9классов    
  5. Геометрия 7–11классов   Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
Таблица 2. Распределение заданий по содержательным блокам курса математики
         
        Процент максимальногоСодержательные блоки Количество Максимальный первичного балла за зада-
по кодификатору ЭС заданий первичный балл ния данного блока содер-
        жанияАлгебра   4 9 28,1
Уравнения и неравенст- 5 10 31,2
ва       
Функции   2 2 6,3
Начала математического 2 2 6,3
анализа        
Геометрия   5 8 25,0
Элементы комбинатори- 1 1 3,1
ки, статистики и теории      
вероятностей        
  Итого 19 32 100
Содержание экзаменационной работы дает возможность проверить комплекс умений по предмету:
• уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• уметь выполнять вычисления и преобразования;
• уметь решать уравнения и неравенства;
• уметь выполнять действия с функциями;
• уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
• уметь строить и исследовать математические модели.
Продолжительность ЕГЭ по математике профильного уровня
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут
(235 минут).
В профильном уровне сохранена система оценок ЕГЭ предыдущих лет. Система эта достаточно сложная. Но оценить свои возможности и ожидаемый результат ориентировочно можно. Для оценки результатов ЕГЭ используются две шкалы. Шкалапервичных баллов и шкала тестовых баллов. Сначала вы набираете первичые баллы, а потом осуществляется перевод первичных баллов в тестовые.
     Шкала первичных баллов ЕГЭ 2016 известна из проекта спецификации КИМ для проведения ЕГЭ по математике (профильный уровень). Выглядит она так:
     Любое задание с кратким ответом (бывшая часть «В») весит один первичный балл. Таких заданий будет 12. Следовательно, в идеальном варианте, на этих заданиях можно набрать двенадцать первичных баллов.
     Задания с развёрнутым решением 13, 14 и 15 весят по два первичных балла каждое. Задания 16 и 17 - по три балла. Задания 18 и 19 - аж по четыре балла каждое. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всей работы - 32.