Календарно-тематическое планирование уроков родного (чувашского) языка и литературного чтения
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
№ Тема урока Количество часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата
1 Речь. Предложение. 1 Комбинированный Работа по определению вида предложений. Уметь списывать диктуя себе по слогам, и проверять написанное. Упражнение 8. Поставить в конце каждого предложения нужный знак.
2 А.Алка.Самый счастливый день. И.Шухши. Чернила. 1 Комбинированный Выразительное чтение Выработка основного способа чтения – чтения целыми словами. Выразительно читать произведение И.Шухши.
3 Слово. Звук, буква. 1 Урок усвоения новых знаний. Звуко-буквенный анализ слов. Уметь оформлять предложения в письменной речи. Упражнение 17. Написать небольшой рассказ о своей деревне.
4 П.Хузангай. Любимая земля, Чувашская земля. М.Юхма. Чувашская земля. 1 Комбинированный Выразительное чтение Развивать навыки осознанного и правильного чтения. Нарисовать рисунок к понравившемуся произведению.
5 Алфавит. Расположение по алфавиту. 1 Урок усвоения новых знаний. Упражнения по расположению слов в алфавитном порядке. Уметь пользоваться алфавитом. Упражнение 30. Написать названия городов в алфавитном порядке.
6 П.Хузангай. Флаг. Начало Родины. 1 Комбинированный Пересказ Развивать умения переходить от чтения в слух к чтению про себя. Ответить на вопросы с. 18.
7 Гласные и согласные звуки. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с правилами. Уметь распознавать гласные и согласные звуки. Упражнение 42. Напишите стихотворение по памяти.
8 С.Таваньялсем. Не забывайте Чувашский язык. Л.Мартьянова. На чувашском. 1 Комбинированный Работа с книгой Совершенствование звуковой культуры речи. Выучить обращение наизусть.
9 Мягкие и твердые гласные звуки. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с правилами. Уметь наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ. Упражнение 48. Закончить предложения.
10 А.Трофимов. Письменность бабушек и дедушек.
И.Шухши. Я – чувашин. 1 Комбинированный Чтение наизусть Совершенствовать навыки выразительного чтения. Подготовить пересказ текста А.Трофимова.
11 Мягкие и твердые согласные звуки. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над правилом. Уметь наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ. Упражнение 62. Ответить на вопросы.
12 П.Хузангай. Люди моего села. Мы были, есть и будем. 1 Комбинированный Пересказ Обучение правильному произношению слов при чтении. Выучить отрывок стихотворения П.Хузангая.
13 Слова приветствия и прощания. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа по вопросам. Уметь употреблять в речи слова, обозначающие приветствие и прощание. Запомнить слова на с. 26.
14 П.Эйзин. Здравствуй, день осенний. В.Ямаш. Осеннее утро. 1 Комбинированный Чтение наизусть Выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения. Выразительно читать стихотворения.
15 Творческая работа. Изложение. Лесной пожар. 1 Урок развития речи. Работа над составлением текста Уметь воссоздавать текст. Повторить правила на с. 17, 18. 19.
16 М.Трубина. Наступила осень. Н.Сладков. Золотой дождь. 1 Комбинированный Выразительное чтение Совершенствовать навыки выразительного чтения. Выполнить задание 3,5 на с. 29.
17 Правописание мягкого знака в словах с твердыми согласными звуками. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с правилами. Знать особенности произношения согласных звуков. Упражнение 80.
18 Г.Харлапьев. Вы видели белку? С.Сарпай. Поздняя осень. 1 Комбинированный Работа с книгой Уметь составлять план прочитанного. Написать небольшое сочинение об осени.
19 Правописание букв ю, я в словах с твердыми согласными. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с правилами. Уметь правильно писать слова с буквами ю, я. Упражнение 87. Составить текст из предложений.
20 В Аптраман. Осень. М. Ильпек. Журавли. 1 Комбинированный Работа с текстом по вопросам Уметь выделять основную мысль прочитанного. Выразительно читать произведения Илпека.
21 Правописание разделительного мягкого знака. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа по учебнику. Уметь обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова. Упражнение 92. Отгадайте загадки.
22 К.Иванов. Осень. Н.Сладков. Подготовка к зиме. С.Аксаков. Перед зимой. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь подробно пересказывать прочитанный текст. Ответить на вопросы с. 36.
23 Правописание долгих согласных звуков. Обобщение изученного о звуках и буквах. 1 Урок обобщения. Разные способы проверки правописания слов. Уметь различать мягкие и твердые согласные звуки и правильно произносить их в словах.
24 П.Хузангай. Школьники. С.Пыркина. Молодцы дети. 1 Комбинированный Работа с книгой Обучение чтению художественных произведений. Подготовиться к чтению по ролям произведения Пыркина.
25 Контрольный диктант на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки». 1 Контрольный урок. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Уметь применять изученные правила. Повторить правила на с. 27, 30, 33.
26 Е.Чарушин. Хороший ребенок.
А.Калкан. Дерзкие петухи. 1 Комбинированный Чтение по ролям Развивать четкую дикцию. Дать характеристику главным героям произведения.
27Работа над ошибками. Правописание мягкого и разделительного знака. 1 Комбинированный урок. Работа над ошибками. Уметь анализировать свои ошибки. Упражнение 102. Списать, вставляя пропущенные слова.
28 Семья. Родство. Правописание слово обозначающих родство. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над правилом Уметь писать слова обозначающие родство. Подготовить рассказ о своих родных.
29 И Шухши. Правая и левая рука. Н.Симунов. На рыбалке. 1 Комбинированный Выразительное чтение Обучение чтению художественных произведений по ролям. Составить рассказ «Как я ходил на рыбалку».
30 Творческая работа. Сочинение по картине. Кошка. 1 Урок развития речи. Самостоятельная работа Уметь озаглавить текст и составлять его из отдельных предложений Повторить правила на с. 38, 39.
31 В.Харитонов. Барабан. О.Савандеев. Гостинец брата Николая. 1 Комбинированный Работа с книгой Уметь делить текст на части. Ответить на вопросы с. 47.
32 Правописание заимствованных слов. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с словарем. Уметь соотносить произношение слов и их написание. Упражнение 114. Письменно ответить на вопросы.
33 Орфографический словарь. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа со словарем. Уметь пользоваться орфографическим словарем. Упражнение 119. Написать слова в алфавитном порядке. 34 Л.Толстой. Камень на дороге. 1 Комбинированный Чтение по ролям Знать правила подготовки к выразительному чтению. Выразительно читать произведение Толстого. 35 Деление слов на слоги. 1 Урок усвоения новых знаний. Упражнения по делению слов на слоги. Уметь делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков. Упражнение 130. Разгадать загадку.
36 И.Яковлев. Я разбил часы. Е.Пермяк. Маша выросла. 1 Комбинированный Выразительное чтение Развивать умения выразить в слове свои впечатления. Ответить на вопросы с. 56.
37 Перенос слов. Перенос слов с двойными согласными. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь переносить слова с двойными согласными. Упражнение 140. 38 Нанайская народная сказка. Аююка. И.Яковлев. Белый хлеб. К.Иванов. Трудолюбивая Нарспи. 1 Комбинированный Выборочное чтение. Развивать у детей умения испытывать радость, получать удовольствие от повторного слушания. Найти пословицы и поговорки о труде.
39 Текст. 1 Урок усвоения новых знаний. Упражнения по составлению текстов Уметь делить текст на предложения и оформлять предложения на письме. Упражнение 151. Составить из слов предложения. 40 Г.Волков. Удивительный грач. И Шухши. Полезная работа. К.Иванов. Сторож огорода. 1 Комбинированный Выразительное чтение Развивать умения быстро улавливать главную мысль произведения. Ответить на вопросы с.79.
41 Слова, отвечающие на вопрос кто? и что? 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь отличать слова, отвечающие на вопрос кто? , от слов, отвечающих на вопрос что? Упражнение 173. 42 В. Эктел. Снег.
А.Отачкин. Два зернышка. 1 Комбинированный Выразительное чтение Формирование умений передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков. Ответить на вопрос «Что получат из пшеницы?» 43 Однозначные и многозначные слова. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с толковым словарем Уметь отличать многозначные слова от однозначных слов. Ответить на вопросы с. 68.
44 Н. Шелепи. Снег. Сказка. Маленькая птичка. 1 Комбинированный Анализ стихотворений Развивать умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Выучить стихотворение «Снег».
45 Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные. Упражнение 191. Распределить слова по столбикам. 46 А.Пушкин. Зимний вечер. Г. Орлов. После снега в лесу. 1 Комбинированный Анализ стихотворений Находить литературные произведения созвучные своему эмоциональному настроению. Ответить на вопросы с. 92.
47 Слова знакомства. 1 Урок усвоения новых знаний. Творческие задания Уметь использовать слова знакомства в речи. Упражнение 194. Прочитать текст по ролям.
48 Н.Матвеев. Декабрь.
Х.Семен. Зимний лес. 1 Комбинированный Анализ стихотворений Совершенствовать навыки выразительного чтения. Подготовить сообщение о зимующих птицах.
49 Творческая работа. Сочинение по картине «Зима». 1 Урок развития речи. Самостоятельная работа Уметь составлять повествовательный текст из трех частей. Упражнение 201. Напишите имена в один столбик, клички животных в другой.
50 Г.Скребицкий. В зимний мороз. Н.Сладков. После зимы. 1 Комбинированный Выразительное чтение Развивать навыки осознанного и правильного чтения. Выразительно читать произведения Н. Сладкова.
51 Заглавная буква в кличках животных. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь писать с заглавной буквы клички животных. Упражнение 204. Составить из слов предложения. 52 Н.Сладков. Теплые зимние дни. Л. Смолина. Голубь. 1 Комбинированный Выразительное чтение Совершенствовать навыки выразительного чтения. Ответить на вопросы с. 113.
53 Заглавная буква в названиях городов, деревень, улиц, рек. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь писать с заглавной буквы некоторые географические названия. Упражнение 210. Написать названия городов в алфавитном порядке.
54 Сказка. Зимние месяцы. А.Алка. Новогодняя песня. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь читать художественные произведения по ролям. Выучить стихотворение А. Алка наизусть.
55 Контрольный диктант на тему: «Части речи». 1 Контрольный урок. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Уметь применять изученные правила. Повторить правило с. 136.
56 Правописание объявлений. 1 Урок усвоения новых знаний. Упражнения в написании объявлений. Уметь писать объявления. Упражнение 219. Письменно ответить на вопросы.
57 В. Канюков. Зимний праздник молодежи. Песни зимнего праздника. 1 Комбинированный Работа с текстом по вопросам. Уметь узнавать и различать литературные жанры. Подготовить сообщение о зимнем празднике.
58 Обобщение изученного об именах существительных 1 Урок обобщения. Работа с правилами. Уметь применять изученные правила на практике. Повторить правило с. 77, 79.
59 В. Канюков. Масленица. Хумма Семен. Масленица убежала. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания. Выучить песни, которые поют на масленицу.
60 Я.Микихвере. Песни масленицы. 1 Комбинированный Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Ответить на вопрос с. 112. .
61 Глаголы, отвечающие на вопрос что делает? что делают? 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь ставить вопросы к словам. Упражнение 245. Письмо по памяти.
62 Колыбельные песни. Частушки. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь сочинять собственные частушки. Подберите и напишите 5 частушек.
63 Глаголы, отвечающие на вопросы что делал(и)? что сделал(и)? Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь ставить вопросы к словам. Упражнение 245. Письмо по памяти. 64 Детские стихи. Загадки. Невероятные сказки. 1 Комбинированный Выполнение творческих заданий Уметь сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее. Придумать невероятную сказку.
65 Противоположные по значению глаголы 1 Урок усвоения новых знаний Наблюдение над словами- действиями Уметь подбирать к глаголам противоположные по значению глаголы. Упражнение 281. Подберите к глаголам антонимы.
66 Детские стихи. Загадки. Невероятные сказки.Игры. 1 Комбинированный Выразительное чтение Учить видеть и ценить образность в изображении предмета. Выполните задание 2 с. 117.
67 Близкие по значению глаголы. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с толковым словарем. Уметь подбирать к глаголам, глаголы близкие по значению. Упражнение 296. Подобрать к словам синонимы.
68 Сказки богатырей. 1 Комбинированный Выразительное чтение Совершенствовать навыки выразительного чтения. Подготовится к выразительному чтению сказок.
69 Чувашская народная сказка. Три рыбы. Башкирская народная сказка. Умный старик и глупый царь. 1 Комбинированный Составление плана Уметь придумывать различные концовки к известным сказкам. Подготовить пересказ одной сказки.
70 Обобщение изученного о глаголах. 1 Урок обобщения. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Уметь использовать изученные правила. Ответить на вопросы с. 116.
71 Диктант Контроль знаний, умений и навыков 72 Эвенская народная сказка. Чайка. Ненецкая народная сказка. Кукушка. Солнышко и ветер. 1 Комбинированный Пересказ Уметь пересказывать сказки. Подобрать к сказке пословицы. Выполнить задание с. 130.
73 Слова, которые отвечают на вопрос какой? 1 Урок усвоения новых знаний. Работа над ошибками. Уметь ставить вопрос к именам прилагательным. Упражнение 316. Заполните пропуски.
74 Слова, которые обозначают цвет предмета и используются при описании людей. 1 Урок усвоения новых знаний. Выполнение тренировочных упражнений. Уметь подбирать прилагательные при описании предметов, людей. Упражнение 326. Постройте текст из предложений.
75 Б.Гримм. Волк и семеро козлят. Ш.Перро. Красная шапочка. 1 Комбинированный Инсценирование Совершенствовать навыки выразительного чтения. Подготовить пересказ одной из сказок.
76 В.Давыдов- Анатри. Любимая мама. Б.Данилов. Когда же спит мама? 1 Комбинированный Работа над содержанием произведений. Учить размышлять детей над тем, насколько рисунки и описания соответствуют картинам, нарисованным художником. Подготовится к выразительному чтению произведений.
77 Знакомство с правилами написания писем. 1 Урок усвоения новых знаний. Выполнение тренировочных упражнений. Уметь правильно оформлять письма. Упражнение 341. Написать письмо брату или сестре.
78 В.Сухомлинский. Не обижайся, папа. Зачем плакала мама? Д.Гордеев. Ваня с дедушкой. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом. Ответить на вопросы с. 143.
79 Противоположные и близкие по значению имена прилагательные. 1 Урок усвоения новых знаний. Выполнение тренировочных упражнений. Уметь подбирать к прилагательным антонимы и синонимы. Упражнение 359. Составьте из слов предложения.
80 Н.Матвеев. Март. Народные приметы о марте. 1 Комбинированный Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Уметь сравнивать состояние природы в разное время года. Подготовить рассказ о весенних изменениях в природе.
81 Разделение текста на предложения. Связь предложений в тексте. 1 Урок усвоения новых знаний. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Уметь выделять предложение из потока речи и оформлять его на письме Упражнение 369. Составить предложения из слов.
82 К. Иванов. С походом весны. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь радоваться и удивляться в процессе общения с природой. Выполните задание 6 на с. 148.
83 Н.Шелепи. Лед тронулся. М.Козлов. Скворечник. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь передавать впечатления от общения с природой с помощью литературных произведений. Написать план рассказа «Скворечник».
84 Главные члены предложения. 1 Урок усвоения новых знаний. Выполнение тренировочных упражнений. Уметь определять главные члены в предложении. Упражнение 378. Спишите. Подчеркните главные члены предложений.
85 Н.Сладков. Плач медведя. В.Алентей. Апрель.
А.Николаев. Весенние голоса. М.Козлов. Весенний цветок. 1
Комбинированный
Декламация стихотворений.
Выразительное чтение Уметь выражать в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы. Выучить стихотворение «Апрель» наизусть.
86 Второстепенные члены предложения. 1 Урок усвоения новых знаний. Выполнение тренировочных упражнений. Уметь распознавать в предложении второстепенные члены предложения. Упражнение 386. Составить предложения из слов.
87 Н.Мартынов. Весна. Н. Матвеев. Весенние цветы. 1 Комбинированный Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Уметь увеличивать и уменьшать силу голоса. Выполните задание 5 с. 155.
88 Связь слов в предложении. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа по учебнику Уметь устанавливать связь слов в предложении. Упражнение 393.
89 В. Давыдов-Анатри. Поврежденные березы. Выходите, друзья. 1 Комбинированный Составление плана Выразительно читать произведения В. Давыдов-Анатри.
90 Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. 1 Урок усвоения новых знаний. Работа с правилом Уметь составлять повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Упражнение 408. Ответить письменно на вопросы.
91 А. Игнатьев. Первый гром. И. Малкай. Жаворонок. 1 Комбинированный Комментированное чтение Уметь воссоздать художественные образы литературного произведения. Ответить на вопросы с. 161.
92 Контрольный диктант на тему: «Предложение». 1 Контрольный урок. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Уметь применять изученные правила. Повторить правило с. 155-157.
93 Работа над ошибками. Обобщение изученного о предложениях. 1 Комбинированный урок. Работа над ошибками. Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте; применять изученные правила на практике. Упражнение 484. Письменно ответить на вопросы.
94 В.Даль. Твой ум – свой. А. Толстой. Топор. К.Иванов. Слабая мышка. 1 Комбинированный Комментированное чтение Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста. Подготовить выразительное чтение одного произведение по выбору.
94 Повторение изученного о звуках и буквах, алфавите. 1 Урок повторения. Работа в парах Уметь пользоваться алфавитом. Упражнение 424. Спишите предложения.
95 М.Пришвин. Дикие животные. Н.Сладков. Животные, которые верят людям. 1 Комбинированный Чтение по ролям Уметь предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание по ее заглавию и началу. Подобрать пословицы к рассказам Пришвина и Сладкова.
96 Повторение изученного о словах обозначающих предмет. 1 Урок повторения. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Уметь различать существительные и употреблять их в речи. Упражнение 427. Выпишите имена существительные.
97 Б.Заходер. Зайчонок. В.Бианки. Лиса и мышка. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь заполнять пропуски в художественном описании предмета. Ответить на вопросы с. 198.
98 Повторение изученного о видах предложений. 1 Урок повторения. Работа с правилами Уметь использовать в тексте повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Упражнение 465. Подчеркнуть второстепенные члены предложений.
99 А.Алка. Первая гроза. Лето наступило. М.Юхма. Хитрость старой гусыни. 1 Комбинированный Работа по вопросам к тексту Уметь составлять план к прочитанному. Выразительно читать с. 225-228.
100 Итоговый контрольный диктант. 1 Контрольный урок. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Уметь применять изученные правила. Повторить правила на с. 169.
101 Ю.Силем. В лесу на сене. 1 Комбинированный Выразительное чтение Уметь оценивать выполнение любой работы, учебного задания. Подготовить пересказ с. 231-233.
102 Урок- викторина «Пролетел еще год». 1 Урок – викторина. Задания творческого характера Уметь использовать полученные знания при выполнении заданий. Выполнить летние задания.