Урок русского языка Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. ( 4 класс)

Цекова Е.Н.
Учитель начальных классов


Тема:
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. Знакомство с новой орфограммой. Выведение орфографического правила.
Урок русского языка в 4 классе.
Цели:
Познакомить с новым орфографическим правилом.
Формировать орфографическую зоркость.
Задачи:
Развитие наблюдательности, умения делать выводы.
Развитие зрительного восприятия, речедвигательной памяти.
Повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски (SMART Board).
Совершенствование навыков со SMART Board.
Развитие мелкой моторики.

Содержание урока:
Организационный момент:
- приветствие учащихся;
- 1,2 – выше голова,
3,4 – руки шире,
5,6 – тихо сесть.
Учитель: Запишите в тетрадях число, тему урока запишем позже.
ФНЗ.
- Наблюдение, формулировка правила.
Учитель: прочитайте существительные. Что у них общего?
Разделите эти слова на две группы и запишите.
Слайд 1.

Дети записывают в тетради, 1 ученик у доски.
Слайд 2.


Учитель: Какую надпись сделаешь над каждым столбиком? Сколько признаков укажешь?



Слайд 3.

Учитель: Какую закономерность заметили в написании этих существительных? Сделайте вывод.
Как обозначим эту орфограмму?

Один ученик у доски маркером подчеркивает орфограмму.
Слайд 4.



Учитель: Можно ли дописать в один столбик существительные дверь, тетрадь, а в другой лом, столб? Почему?
Что мы сегодня изучаем? Какую тему запишем в тетрадь?
Дети отвечают: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».
Запишем тему урока.
Слайд 5.


Знакомство с правилом.

Учитель: Сравните правило в учебнике с нашим выводом. Что скажете?
Дети делают вывод.
Изобразите это правило в виде схемы, для удобного запоминания. Зачем нам надо это правило запомнить?
Три ученика выходят к доске, составляют схемы правила, доказывают свою точку зрения. Одноклассники слушают и подводят итог: кому удалось точно воспроизвести правило схематично.

Учитель: ученик, точно составивший правило, отодвинет смайлики, и вы прочитаете мою схему.
Слайд 6.


ФПН.
- Игра «Угадай-ка».
Учитель: Сейчас мы проведём объяснительный диктант. Я буду давать толкования, а вы заменяйте их одним словом, записывайте его, выделяйте и объясняйте орфограммы.
К доске по очереди приглашаются ученики, которые маркерами пишут слова и выделяют орфограммы.

Слад 7.




- Самостоятельная работа. Упражнение 174. Проверка с доски (материал предварительно закрыт шторкой)

Слайд 8.




Слайд 8 а.

- Взаимопроверка.
Учитель: поменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте по образцу выполненное задание.
Итог урока.
Какое открытие совершили на уроке?
Какая цель была на уроке?
Достигли успехов?
Легко ли справлялись с заданиями?
Какое задание вызвало больше затруднений? Почему?
Что понравилось больше всего?


15