Урок русского языка для 3 класса Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Урок русского языка
Тема. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности.Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайся все понять,Будешь грамотно писать.
- С каким настроением вы пришли на урок? Закрасьте шкалу термометра цветным карандашом.
II. Актуализация знаний и мотивация.
- Отгадайте загадку:
Этот знак – хитрый знак,Не назвать его никак.Он не произносится,Но в слово часто просится.
(Мягкий знак)
- Что вы знаете про мягкий знак? (бывает разделительный и смягчающий)
- Прочитайте слова на слайде.
М…рковь, п…льто, в…робьи, учит…ль, с…астье, к…л…ндарь.
-Что это за слова? (словарные)
-Вспоминаем, как они пишутся, вставляем пропущенные буквы.
- Что общего у этих слов? (существительные, словарные, во всех есть ь)
- Молодцы! Сегодня мы с вами говорим о ь и об именах существительных. А что вы знаете об именах существительных? (это часть речи, отв.на вопросы кто? что?, обозн.предмет.изменяется по числам и относятся к м.ж.ср.родам)
- А чем различаются эти слова? (ед.ч. и мн.ч., мягкий знак смягчающий и разделительный).
-Вам задание. На какие две группы можно разделить данные слова? (выполняют задание) Сверьтесь с доской и оцените свою работу.
III. Постановка учебной задачи.
- Перед вами слова. Прочитайте их. Скажите, что общего у этих слов? (Существительные, ед.ч., с шипящими на конце).
Ключ, мышь, ночь, карандаш, нож, дочь, врач, вещь.
- А чем эти слова отличаются? (Одни м.р., другие ж.р., у одних есть ь на конце, у других нет).
- Кто мне теперь сможет сказать цель нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Узнать, когда на конце существительных после шипящих пишется ь.)
IV. «Открытие» детьми нового знания.
- Я предлагаю вам самим ответить на этот вопрос. Посоветуйтесь в парах, подумайте, почему в одних словах пишется на конце ь, а в других нет. (У существительных после шипящего на конце слова в мужском роде ь не пишется, а в женском – пишется.)
- Давайте запишем эти слова в 2 столбика.
м.р. ж.р.
ключ мышь
карандаш ночь
нож дочь
врач вещь
- Оцените свою работу. Отметьте, на какой ступеньке лесенки вы находитесь.
- Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Какое правило мы сейчас для себя открыли? Какова тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных).
- Это орфограмма. А как вы думаете, какой алгоритм правильного написания слов с шипящим на конце? Посоветуйтесь в группах, составьте опорную схему. (Один человек от каждой группы высказывается)
- А что поможет нам проверить себя? (Учебник)
- Верно. Откройте учебники на с.170 и прочитайте алгоритм. Поднимите руки те, чьи предположения совпадают с учебником. Оцените себя.
V. ФизминуткаVI. Первичное закрепление.
- Предлагаю вам задание: пользуясь алгоритмом, записать правильно слово. (Отгадавший правильно слово выходит к доске и, пользуясь алгоритмом, пишет слово на доске)
1. Место, где купаются и загорают. (Пляж)
2. Тёмное время суток. (Ночь)
3. Черная птица – вестник весны. (Грач)
4. Маленький серый грызун. (Мышь)
5. Футбольные или хоккейные соревнования. (Матч)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1.- Давайте поработаем самостоятельно, а затем проверим, все ли правильно у вас получилось. С.170, упр.1. (Два человека у доски, ост. в тетрадях)
м.р. ж.р.
Марш Мелочь
багаж помощь
чертёж брошь
калач ложь
сторож
чиж
циркач
-Оцените свою работу на данном этапе.
2. Выберите из конвертика себе задание по уровню, с которым сможете справиться.
Зелёный – легкий уровень.
Синий – средний уровень.
Красный – сильный уровень.
П р о в е р к а.
- Кто работал с зеленой карточкой? Кто работал с синей? С красной?
- Оцените себя.
VIII. Рефлексия деятельности.
- А теперь давайте вернемся к началу урока. Какова была наша цель? (Озвучивают)
-Мы достигли этой цели? Где могут пригодиться вам эти знания?
-Посмотрите на свои лесенки. На шкалу вашего настроения в начале урока. Закрасьте шкалу настроения на данный момент. Сколько заданий вы сделали верно? Что было трудным для вас? Что понравилось, показалось интересным?
- Всем спасибо за урок. Вы молодцы!!!
П р и л о ж е н и е
Карточки к уроку
Простой уровень.
Запишите слова, изменяя их по образцу.
Образец. Ключи – ключ.
Ландыши, вещи, малыши, камыши, куличи, ночи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень посложнее.
Запиши слова по их значению.
1. Украшение, которое прикалывают на одежду.
________________________________
2. Неправда, намеренное искажение истины.
________________________________
3. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой.
_________________________________
4. Способность говорить, говорение.
_________________________________
Сложный уровень.
Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика.
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч да шуршит мышь.
Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны!
Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.
м.р. ж.р.