Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих».


Учебная тема: «Род имен существительных».
Тема урока: «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих».
Тип урока - объяснение нового материала.
Методы и технологии: словесный, наглядный, частично поисковый, метод проекта, технология продуктивного чтения, технология оценивания, подводящий диалог, прием алгоритмизации знаний.Оборудование:
герой – мягкий знак,
две карточки с графическим обозначением ролей мягкого знака,
знак вопроса,
бейджики с ролями для работы в группах: пишу, объясняю,
план работы группы,
карточки для работы в парах и для самостоятельной работы,
плакат с правилом,
картинка с правилом,
лесенка для рефлексии,
план- конспект урока
учебник « Русский язык», 3 класс, (авторы Бунеев, Бунеева, М., изд-во «Баллас», 2012)
Образовательная цель: знакомство с правописанием мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Задачи:
Дидактическая
закрепить знания о несклоняемых именах существительных; сформировать твердое представление о правописании мягкого знака после шипящих у существительных в женском роде 3 склонении путем исследовательской работы учащихся;
Формировать умение определять род имен существительных;
Развивающая
развивать внимание, мышление, память, орфографическую зоркость;
повышать уровень учебной мотивации и познавательный интерес;
Воспитательная
воспитывать толерантность при парной и групповой работе, воспитывать самосознание, ответственность у учащихся.
Этап урока Задачи урока Содержание урока Применяемые технологии и методы Контроль УУД Время
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент. Проверка д/з
Вы редакторы газеты. Проверьте текст перед сдачей его в печать.
Была весна. В этот выходной я уже гулял без пальта. У метра открылось новое кафе. Я зашел туда и заказал себе пирожное с кофем.
А теперь сядем и запишем число и тему урока.
Проверить усвоение пройденного материала (правописание несклоняемых имен существительных) активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке Работа с текстом, представленном на слайде.Прием «Игровая цель».
Технология продуктивного чтения Коллективный контроль Личностные результаты осознавать смысл изучения несклоняемых имен существительных и успешного их использования
Регулятивные результаты:- оценивать ход и результат выполнения задания;- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;-корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.Познавательные результаты
-самостоятельно искать способ решения проблемы.Коммуникативные результаты:- внимательно слушать друг друга;- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
-знать как пишутся несклоняемые имена существительные,
Работа с текстом:
-искать и выделять необходимую информацию. 2 мин
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Каллиграфическая минутка
Господин мягкий знак приготовил для вас минутку чистописания. Чем похожи, а чем отличаются эти написания?
бьи ч нь ж бьи щ нь ш Какую работу может выполнять мягкий знак?
(Может смягчать впереди стоящий согласный или разделять согласные и гласные)
Расскажите правило об употреблении разделительного мягкого знака. (Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласной перед гласными е, е, ю, я, и)
Словарный диктант
: запишите слова, которые я буду диктовать в две колонки. В одну колонку - где мягкий знак показатель мягкости, в другую - где играет разделительную роль.
Крыльцо, перья, льем, кольцо, жилье, вьюнок, жизнь, робость
самостоятельно без объяснения: тишь, пляж.
Куда вы записали эти слова?
Формировать умение сравнивать, анализировать , делать выводы.
Формировать умение видеть и определять проблему на основе предложенного материала. Дает задание, направляет, корректирует, подводит к проблемной ситуации. Сравнивают, анализируют сочетания букв и буквы шипящих , группируют слова по определенным признакам. Видят и ставят проблему. Проблемная ситуация Один ученик объясняет у интерактивной доски, самопроверка Личностные результаты осознавать смысл изучения правописания Ь для смягчения предшествующих согласных и для разделения согласных и гласных (е, е, и, я, ю)
Регулятивные результаты:- оценивать ход и результат выполнения задания;- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
-корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.Познавательные результаты
-видеть проблему, отличать слова с Ь на неизученное правило.Коммуникативные результаты:- внимательно слушать друг друга;- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
-знать как пишутся слова с Ь на изученные правила.
5 мин
3. Постановка учебной задачи. Ребята, в чем возникло у вас затруднение? (Какую роль играет мягкий знак в этих словах и нужен ли он там?) Чем это задание отличается от других? (Это мы еще не изучали)
- Какова же тема сегодняшнего урока?
Помогите мне сформулировать цель урока. Чему мы должны научиться сегодня?
Учитель фиксирует название темы на доске:
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
А в каких случаях может писаться мягкий знак, а когда нет – мы узнаем в течение урока.
Ставить учебную задачу; определять тему урока Подводит к определению темы урока, к постановке учебной задачи урока Определяют тему урока, ставят перед собой учебную задачу. Подводящий диалог. Коллективный контроль. Предметные:
-формулировать тему урока, предметную задачу.
Личностные:
-проявлять любознательность при получении знаний.
Метапредметные:
Познавательные:
-самостоятельно искать способ решения проблемы.
Регулятивные:
-регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. 2 мин
4. Построение проекта выхода из затруднения. - Ребята, давайте разобьемся на группы.
Каждая группа работает за отдельным столом.
Подойдите к рабочим местам.
Выберите каждая группа ответственного за написание выполненного задания. “Пишу”.
Выберите каждая группа ответственного за объяснение выполненного задания. “Объясняю”.
Выслушайте задания:
- На карточке даны слова с шипящим на конце. Ваша задача разделить их на две группы, проанализировать слова каждой группы, выделить общие признаки, догадаться, каким правилом руководствовались знатоки русского языка при написании этих слов. Сформулируйте это правило и запишите на отдельном листе.
Слова: ночь, рожь, грач, вещь, борщ, малыш, мышь.
Учащиеся работают в группах (5 мин). Один человек распределяет слова в два столбика на интерактивной доске
Затем каждая группа представляет свое правило.
Если учащиеся не справляются с данными заданиями, то можно предложить вариант подводящего диалога.
Знакомство с правилом стр. 5, 2 часть учебника.
Построить проект для решения создавшейся проблемы, наметить пути решения, решить проблемы, сделать выводы, сформулировать правило, проверить себя по учебнику. Намечает план проектной работы в группе, контролирует, корректирует Работают в группе, группируют слова, выделяют общие признаки для группы слов, договариваются, совещаются, контролируют себя и друг друга, проверяют, составляют правило Метод проекта. Работа в группах.
Прием алгоритмизации Взаимоконтроль, коллективный контроль, контроль учителя. Предметные:
- сравнивать группы слов, формулировать правило по определенным грамматическим признакам.
Личностные:
-проявлять любознательность , инициативу, взаимоподдержку
при получении знаний.
Метапредметные:
Познавательные:
-коллективно в группе искать способ решения проблемы, составлять правило .Регулятивные:
- оценивать ход и результат выполнения задания;- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;-корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.-регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
Коммуникативные результаты:- внимательно слушать друг друга;- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
-знать в каких случаях пишется Ь после шипящих в именах существительных.
Работа с информацией:
-искать и выделять необходимую информацию. 10 мин
5. Первичное закрепление во внешней речи.
1). 3 мин
Сейчас вам нужно будет подобрать синонимы - существительные с шипящими на конце. Определив нужное слово, запишите его в нужный столбик (1столбик-Ж.Р., второй- М.Р.) Неправда, призыв, здоровяк, сила, граница, состоятельный человек
2) Следующее упражнение на карточке №1(по вариантам
3 мин
* Запиши слова, через тире, поставь существительное в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.
Скрипачи - обручи -
Моржи - гуаши-
Печи - ключи-
Ночи - вещи-
Закреплять полученные знания; формировать умение подбирать синонимы, определять род существительных, изменять их по числам; обогащать словарный запас, дифференцировать слова на изучаемую орфограмму. Дает задание, направляет, корректирует
Дает задание, направляет, корректирует Подбирают коллективно синонимы, самостоятельно записывают их в нужный столбик, контролируют себя
Самостоятельно преобразовывают слова, определяют род, проводят взаимоконтроль в паре. Словесно- наглядный метод, самостоятельная работа
Работа по карточкам по вариантам Коллективная проверка
Двое за учащихся работают за доской.
Проверка в парах.
Коллективная проверка
Контроль учителя, коллетивный контроль
Контроль учителя, самоконтроль Метапредметные: сформированный способ деятельности.
Личностные:
Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности к учебной деятельности.
Регулятивные результаты:- оценивать ход и результат выполнения задания;- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.Познавательные результаты
-самостоятельно искать способ решения проблемы.Коммуникативные результаты:- внимательно слушать друг друга;- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
-знать как пишутся имена существительные ж.р. и м.р. с шипящими на конце.
15 мин
*Инд. работа (две карточки) Подчеркни только слова на наше правило. Спиши нужные словосочетания, вставь, где необходимо Ь. Обозначь орфограмму, укажи род.
3 мин
Купиш* горох*, посееш* пшеницу, построить шалаш*,приколю брош*, выращу рож*, поднимеш* палец*, найти меч*, люблю молодеж*, увидиш* колодец*, услышу мыш*.
Физкультурная минутка
Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода, вы приседаете, если услышите существительные мужского рода - хлопок над головой. Дичь, чиж, дочь, врач,
ветошь, кулич, лещ, помощь, душ, туш (которой красят ресницы), туш (который играют музыканты), полночь.Дает задание, направляет, корректирует
Создает условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся Самостоятельно выбирают слова на изученное правило, определяют род, записывают, вставив, где нужно Ь
Выполняют упражнение с применением полученных знаний Индив. работа по карточке на более высоком уровне
Психоэмоциональная разгрузка 2 мин
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа на карточке, где ответы (мягкие знаки) подвернуты. Нужно подписать Ь там, где он нужен.
Врач Грач Реч Ь
Чуш Ь
Суш Ь
Меч Матч Вещ Ь
Лещ Лож Ь
Сэндвич Помощ Ь
Печ Ь
Товарищ Молодеж Ь
Проверь себя сам.
Провести самоконтроль, проверить, как каждый учащийся усвоил вновь полученные знания и может их применить на практике Дает задание, направляет, корректирует
Выполняют упражнение с применением полученных знаний:самостоятельно определяют род, вставляют , где нужно Ь, открывают ответы, проверяют себя, анализируют, почему была допущена ошибка
Индив. работа по карточке, рефлексия Самопроверка
Откройте завернутую часть карточки и проверьте, правильно ли вы расставили мягкие знаки.
Если задание выполнено верно, поставьте себе“+” на полях.
Если допустили ошибку, то исправьте ее. Постарайтесь понять, в чем вы ошиблись и не повторить ошибку в других заданиях.
- Поднимите руку, у кого была ошибка?
- Почему она была допущена?
Метапредметные результаты:Регулятивные:оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании «ь» после шипящих;уметь формулировать правило по написанию «ь».Предметные результаты:выстраивают модель алгоритмапо написанию имен существительных женского рода с шипящим на конце; формулируют правило
3
мин
7. Включение в систему знаний и повторений.
Составьте предложения из слов, записанных на доске (по рядам).
Один, откроет, ключ, только замок.
Возглавляет, ноты, все, ключ, этот.
Нужен, ключ, слесарю, гаечный.
Чем похожи все эти предложения? Там встречается слово “ключ”.
А как же разобраться о каком ключе идет речь? (Надо прочитать все предложение)
Как называются слова, которые могут иметь несколько значений? (Многозначные)
Скажите, какой еще бывает ключ. (Который бьет из-под земли и можно построить дом под ключ)
Развивать речь, упражнять в использовании многозначных слов на изученное правило в активной речи Дает задание, направляет, корректирует
Коллективно составляют предложения , объясняют смысл многозначного слова в каждом конкретном случае, подбирают свои примеры.. Работа с деформированнным предложением Коллективная проверка Метапредметные результаты:Регулятивные:оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Предметные результаты:
Обогащать свой активный словарь через применение многозначных слов на изученное правило. 3
мин
8. Итог урока. Рефлексия.
- В чем мы затруднялись в начале урока? (Мы не знали, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце существительных, а когда нет)
- Какой же вывод мы сделали?
(У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Он играет формообразующую роль)
1). Достигли ли мы цели урока? Кто считает, что он заработал отметку. Какую?
2).Работа с «лесенкой успеха»
Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.
- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.
- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении - на третью ступеньку.
- Если вам нужно еще раз послушать объяснение материала , так как вы не понимаете как действовать – на четвертую.
Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему.
Формирование умения соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса Задает вопросы, направляет, корректирует Проводят самооценку своей работы, оценивают работу всего класса Технология оценивания.
Устная самооценка своей работы,
«Лесенка успеха» Самоконтроль, взаимоконтроль Личностные результаты:Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.Метапредметные результаты:Регулятивные:оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.
2 мин
9. Дифференцированное домашнее задание.
1. упр. 173, стр.4-5 (1 часть)
2. Подобрать из словаря по 10 существительных на изученное правило (всего 20)
Определить домашнее задание Дает инструктаж по выполнению двухуровневого домашнего задания Определяют для себя уровень домашнего задания, записывают его в дневник Технология оценивания Самоконтроль Метапредметные результаты:Регулятивные:оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассниковЛичностные ре-зультаты:осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода
1 мин
Краткий анализ урока
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Главная цель урока: сформировать твердое представление о правописании мягкого знака после шипящих у существительных в женском роде 3 склонении путем исследовательской работы учащихся. Для этого была использована проблемная ситуация, которая мотивировала дальнейшую деятельность учащихся на уроке. На уроке был представлен прием алгоритмизации знаний, что является важным в достижении метапредметных целей.
Продолжительность урока 45 минут.
Использовались разные технологии, методы и приемы: словесный, наглядный, частично поисковый, метод проекта, технология продуктивного чтения, технология оценивания, подводящий диалог, прием алгоритмизации знаний, прием «Игровая цель», парная, групповая, коллективная, самостоятельная работа.Считаю, что цель урока была достигнута, так как у всех учащихся сформировалось представление о правописании мягкого знака после шипящих у существительных в женском роде 3 склонении.
Замечание: можно было не давать для групповой работы материал в готовом виде, а усложнить задание, предложив ребятам поработать со словарем и самим подобрать примеры существительных с шипящими на конце слова.
Разработала и провела Лоншакова Светлана Николаевна