Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
(русский язык)
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ школа №7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
Машанова Ольга Борисовна
Квалификационная категория высшая
Стаж работы учителем начальных классов 27 лет
Контакты 89051922707, myxak@mail.ruНижний Новгород
20161.Общие сведения о проекте:
3 класс,
УМК «Планета знаний»,
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык 3 класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».
Тема урока:
«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.
2. Совершенствовать умение распознавать имена существительные по родам.
3. Развивать познавательные логические УУД анализа, обобщения, классификации.
4. Развивать регулятивные УУД итогового самоконтроля на основе соотнесения самостоятельно выполненной работы и работы, выполненной на доске.
5. Развивать коммуникативные УУД в процессе работы в парах.
Оборудование урока:
1. Учебник Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык 3 класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».
2. Карточки с индивидуальным заданием.
3. Компьютер.
4. Мультимедийный проектор.
5. Экран.
План урока:
Оргмомент (1 минута)
Минутка чистописания (7 минут)
Изучение нового материала:
а) возникновение проблемной ситуации и ее решение (6 минут)
б) выполнение упражнения (6 минут)
4. Физкультминутка (2 минут)
5. Закрепление изученного (9 минут)
6. Самостоятельная работа (8 минут)
7. Итог урока (1 минут)
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
1. Оргмомент 2. Минутка чистописания. На доске написаны слова: воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, сверкнуть, корабль, картофель.
Прочитайте данные слова. Что в них общего?
Назовите имеющиеся в этих словах различия.
Что такое имя существительное?
Назовите грамматические признаки имени существительного.
Какие еще можно назвать различия в данных словах?
На минутке чистописания мы будем писать буквы, которые обозначают гласные звуки в слове сверкнуть, меняя их местами: е, у, у, е.
Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака. Эти слова из словарика с непроверяемой безударной гласной.
Все слова пишутся с мягким знаком.
Данные слова являются различными частями речи: воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель – имена существительные, а слово сверкнуть – глагол.
Имя существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос «Кто? Что?» и обозначает предмет.
Имя существительное имеет род, изменяется по числам.
Есть различия в нахождении и роли мягкого знака в словах тетрадь, учитель, сверкнуть, корабль, картофель. Он находится в конце, после согласных, а в словах пальто, коньки – в середине, после согласных, и обозначает их мягкость. В слове воробьи пишется разделительный мягкий знак.
Познавательные логические УУД
Обобщение
Классификация
3. Изучение нового материала.
Возникновение проблемной ситуации.
Так какую роль в русском языке имеет мягкий знак?
Сегодня мы познакомимся с новой ролью мягкого знака. Откройте учебник на странице 52 упражнение 39. Рассмотри рисунки. Какое слово из объединяет?
А если сделаешь подписи под рисунками, будет ли разница в написанных словах? Какая проблема встает перед нами? Для поиска ответа познакомимся с новым правилом записи этих слов.
Работа в парах. Страница 52 упр. 40. Прочитай отличаются ли слова, записанные на одной строчке последними звуками? А буквами?
врач речь
овощ мощь
марш брошь
стриж рожь
Подумайте можете ли объяснить известными Вам правилами употребление мягкого знака в словах второго столбика.
Определите по какому признаку (кроме наличия мягкого знака) слова распределены в два столбика. В словах какого рода употреблен мягкий знак.
Что общего между словами обоих столбиков, а что различного между группами слов
Какой можно сделать вывод?
Прочитайте правило на стр. 52
Так как правильно подписать рисунки упр. 39.Что для этого необходимо знать? Уточните значение слов в толковом словаре.
Мягкий знак разделительный и показатель мягкости.
[туш]
Как правильно написать слово [туш]?
Слова каждой строчки оканчиваются на одинаковый звук. Но у существительных второго столбика после шипящих пишется мягкий знак.
В первом столбике имена существительные мужского рода, во втором столбике – женского рода. Мягкий знак употреблен у существительных женского рода.
Общее: все они имена существительные, заканчиваются на шипящий звук. В конце существительных первого столбика нет мягкого знака, а после шипящих второго столбика есть мягкий знак.
Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода, на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.
Необходимо знать значение слов.
Туш (м.р.) - короткое торжественное музыкальное приветствие.
Тушь (ж.р.) - акварельная краска специального приготовления для черчения, рисования или письма. Возникновение проблемной ситуации
Познавательные УУД. Формирование умения делать умозаключения. Коммуникативные УУД. Выполнение заданий в паре.
4. Физкультминутка. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы хлопаете ладонями за спиной. Если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями над головой. Слова: еж, лещ, дичь, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ. 5. Закрепление изученного.
Коллективная работа. Стр. 53 упр. 42. Выпиши имена существительные в два столбика, решив в каких существительных нужен мягкий знак карандаш(?), ноч(?), нож(?), вещ(?), тиш(?), шалаш(?), сыч(?), доч(?), брош(?), мыщ(?), богач(?), дрож(?), молодеж(?).
Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.
1)ело…чка, воз…ми, ласточ…ка, доч…ка, 2)тюлен…, мал…чик, обув…, цеп…, 3)люл…ка, л…динка, колос…я, пис…мо, 4)варен…е, кушан…е, прос…ба, сиден…е, 5)душ…, трубач…, дрож…, сыч…, 6)рож…, лож…, матч…, тиш…
Дифференциация: некоторым детям учитель дает карточки-подсказки: «Лишние слова»: 1.Слово, в котором не пишется мягкий знак, 2.Слово, в котором мягкий знак в середине слова 3. Разделительный мягкий знак, 4.Мягкий знак- показатель мягкости, 5. Имя существительное женского рода 6. Имя существительное мужского рода.
Задание выполняется на доске с объяснением.
Для тех, кто выполнил задание самостоятельно раньше индивидуальное задание: допиши по два, три примера в каждый столбик.
Два человека выполняют задание с обратной стороны доски, остальные самостоятельно. Проверка.
Лишние слова: 1)возьми, 2)мальчик, 3)колосья, 4)просьба, 5)дрожь, 6)матч
Познавательные логические УУД
Классификация
Дифференциация по уровню творчества
Регулятивные УУД
Формирование действия контроля
Познавательные УУД
Классификация
Дифференциация по уровню трудности
6. Самостоятельная работа. Спишите предложение. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Уб(е,и)гает мыш(ь,-) (по) сухим листьям. Т(и,е)хонько шепчет к(а,о)мыш (у)р(е,и)ки. Ландыш(ь,-) развернул п(а,о)хуч(у,ю)ю ч(а,я)шечку. В(е,и)селый луч(ь,-) блестит (на)д(е,и)ревьях.
Дифференцированное задание: подчеркни главные члены предложения, сравни подлежащие первого и второго предложения (что у них общего и различного).
Проверьте. Познавательное логическое УУД
Сравнение
Регулятивное УУД
7. Итог урока. С какой новой ролью мягкого знака мы познакомились на уроке? Мягкий знак используется для распознавания рода имен существительных, оканчивающихся на шипящие. № п/п Параметр оценки Балл (3, 2, 1)
Самооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3 2. Реализация компетентности подхода 3 3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 3 4. Развивающая направленность заданий 3 5. Логика построения урока 3 6. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 2 7. Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 2 8. Характер используемой наглядности 2 9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 2 10. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 3 11. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 2 12. Постановка учебных задач. Организация целеполагания 3 13. Формирование познавательных УУД 3 14. Формирование регулятивных УУД 3 15. Формирование коммуникативных УУД 3 № п/п Структурные части проекта и параметры их оценки Балл (3, 2, 1)
Самооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1. Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы 3 2. Качество диагностического блока проекта 3. Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока 2 4. Соблюдение требований к плану урока 2 5. Качество теоретического обоснования 2 6. Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) 3